» »

Как строят небоскребы. Инновации в строительстве небоскребов. Самый высокий небоскреб в мире. Краткая история небоскребов «С чего все начиналось Когда были построены первые небоскребы

04.05.2024

С началом бурного развития промышленности, концентрации населения в городах появилась необходимость возведения больших объемов многоэтажных и высотных зданий. Первым городом, в ко-тором стали строиться высотные здания, был Чикаго, в конце XIX в. игравший заметную роль в развитии США.

В этом городе впервые стали возводиться здания в 12-16 эта-жей, что привело к трудностям при их эксплуатации. Во-первых, водяные насосы того времени могли подавать воду только на высоту 15 м, во-вторых, подъем выше 5-7 этажей также не способствовал возведению высоких зданий в 10-12 этажей, и только применение каркасной системы, изобретение безопасного лифта, разработка бо-лее мощных насосов создали возможность увеличивать высоту зда-ний до 100 и более метров.

Первые многоэтажные и высотные здания строились из кир-пича, всю несостоятельность такого строительства показало возве-дение здания «Монаднок» в 1891 г. 16-этажное здание с несущими наружными и внутренними стенами имело толщину наружной стены 1,8 м (рисунок ниже), что не позволяло в силу конструктивных особен-ностей иметь помещения с большими площадями и большеразмер-ными витринными окнами.

Наружная стена здания «Монаднок» (Чикаго, США)

Одним из первых теоретиков высотного строительства был Луис Салливан, сформулировавший пять основных принципов воз-ведения высотных зданий, которые используют все современные архитекторы. Первый - небоскребу необходим подземный этаж, в котором размещаются бойлерные, силовые установки и инженерное оборудование, обеспечивающее здание энергией и теплом. Второй - первый этаж должен быть отдан в распоряжение банков, магазинов и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы. Третий - вто-рой этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц. Четвертый - ме-жду вторым и самым верхним этажом должны располагаться офис-ные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке. Пятый - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. В нем должны находиться система вентиляции и другое оборудование. Свои принципы Салливан совместно с Адлером подтвердил в проекте «Гаранти Траст билдинг» в Буффало (рисунок ниже), где магазины и банк разместились на первом и втором этажах, верхний этаж отведен для установки необходимого оборудования, а десять этажей между ними заняты офисными помещениями с одинаковым планировочным решением.

Здание «Гаранти Траст билдинг» (Буффало, США)

По мере развития проектирования и строительства высотных зданий их архитектура, конструкции и инженерное оборудование постоянно претерпевали изменения. Изобретения в области строительства, технологии, различные влияния, оказываемые законодательством, архитектурные теории и стили оставили свой след в высотном строительстве.

На основе опыта проектирования и строительства развития архитектурных стилей проведено деление этапов развития высотного строительства.

Чикагская школа (1890-1915)

В США была возведена первая серия высотных офисных блочных зданий, на основании которых Луис Салливан и Джон Велборн Рут провозгласили архитекгурный принцип «Форма определяется функцией» . Новый стиль стал известен всему миру как стиль так называемой Чикагской школы, который положил начало современному направлению проектирования высотных зданий.

Вначале при строительстве многоэтажных зданий, по аналогии с фабриками Англии, были применены чугунные колонны по проекту инженера-архитектора Уильяма ле Барона Дженни - одного из основоположников Чикагской школы. В здании впервые был применен навесной фасад. Построенное в 1895 г. здание «Хоум Иншуренс билдинг» является типичным примером стиля Чикагской архитектурной школы, которое на многие десятилетия определило направление развития высотного строительства. У. Дженни был первым, кто сформулировал принцип разделения функции несущих конструкций и оболочки здания, предвосхищая систему навесной наружной стены. Чикагская школа, объединяя в своих работах в единое целое архитектуру и конструкции, конструкции и формы, впервые преодолела разрыв между ними.

Одним из первых высотных зданий с применением стальной каркаса стало 30-этажное здание «Парк Роу билдинг» (арх. Р. Робертсон, рисунок ниже), построенное в 1899 г. Хотя наружные стены были кирпичными, горизонтально разделенный поясками и балконами различной длины фасад завершался верхним декоративным поясом и двумя башнями.

Общий вид каркаса

Несмотря на прогрессивность конструктивных ре-шений, архитектура здания не претерпела существенных из-менений (рисунок ниже). В его объемно-пространственных решениях повторялись мотивы каменных строений - массив-ные нижние этажи, тяжелые горизонтальные поэтажные пояса.

Здание «Парк Роу билдинг» (Нью-Йорк, США)

а) б)

а - общий вид; б - башня здания

Применение металли-ческого каркаса выдвинуло перед архитекторами новые тектонические задачи, заклю-чающиеся в отказе от обли-цовки каркаса массивными каменными стенами и, напротив, в выяв-лении его на фасаде и заполнении пространств между каркасом ос-текленными поверхностями. Так, при проектировании восьмиэтаж-ного магазина фирмы «Лейтер» фасад здания имел длину 120 м. Дженни применил крупные и простые пропорции, разбив фасад на секции. Каркас здания подчеркивал выразительность сооружения. Крупные остекленные поверхности были отделены друг от друга огнестойкими металлическими колоннами, разделяя фасад на круп-ные квадраты. Такое членение фасадов было присуще практически всем строящимся в то время зданиям, одним из таких примеров мо-жет служить здание «Маргиэтте билдинг», построенное в 1895 г. В этом же году было возведено 14-этажное здание «Релайнс билдинг» (рисунок ниже). Характерными особенностями возведенного здания бы-ли: стальной каркас так называемой чикагской структуры и значи-тельные площади окон. Здание благодаря широким эркерным ок-нам и горизонтальным пояскам, приобрело стройность и легкость. Большие эркерные окна, не открывающиеся в центральной части, выступали вперед, обеспечивая необходимый световой фронт. Для проветривания служили расположенные по разным сторонам эркера узкие окна. Само здание было разделено на два функциональных объема - первые два этажа с большими окнами-витринами универ-мага облицованы темным камнем, почти без украшений, а фасад верхних 12 этажей офисов был разработан в необычной для того времени открытой и прозрачной манере. Это здание стало предшественником небоскребов из стекла и стали, пропагандируемых в 20-40-е гг. XX столетия всемирно известным архитектором Мис ван дер Роэ.

Общий вид здания "Релайнс билдинг" (Чикаго, США)

Одним из первых жилых зданий с применением в структуре стального каркаса стало 87-метровое «Флэтайрон билдинг» (рисунок ниже), построенное в 1902 г. в Нью- Йорке, которое по высоте более чем в два раза превышало окружающую застройку. Спроекти-рованное Д. Бернемом и Д.Э. Рутом треугольное по форме высотное здание прекрасно разместилось на перекрестке улиц Манхэттена. Оно повторяет классические каноны трехчастного деления - первые три этажа основания с большими пролетами выложены из массивно-го тесаного камня, средняя часть, придающая зданию стройность и легкость, облицована светлым камнем, а верхняя часть - пентхаус - украшена аркадами и резным карнизом.

Общий вид здания «Флэтайрон билдинг» (Нью-Йорк, США)

В первых высотных зданиях «Хоум Иншуренс билдинг», «Масоник темпл», «Флэтайрон билдинг» и других использование легких каркасных конструкций в силу инерционности мышления никак не сказалось на их архитектурной выразительности, внешне они отра-жали модные в то время стили: романский, викторианский, фран-цузского или классического Возрождения. Горизонтальные структу-ры кирпичей и фасадов из натурального камня придавали зданию тяжеловесность и громоздкость. Тем не менее развитие технологии производства легких и мощных каркасных конструкций вскоре зна-чительно изменило классический внешний вид высотных архитек-турных объектов.

Период эклектики

Период эклектики - неоготика, арт-деко, «свадебный пирог». Построенные в этот период высотные здания во многом повторяют стили различных сооружений. В 1908 г. архитектор Эрнст Флэг спроектировал башню для уже существующего 14-этажного «Син-гер тауэр». Форма башен имитирует угловые башни парижского Лувра, а построенный в 1909 г. «Метрополитен Лайф тауэр» (арх. Ле Бран) явно напоминает башню в Венеции на площади Св. Марка. В этот период произошел переход от высоких офисных блоков к офисным башням.

Попытки разнообразить архитектуру высотных зданий выли-ваются в эклектику, когда разные стилевые направления присутст-вуют в одном здании одновременно. Неоготику и романский стиль, неоклассику и ренессансное Возрождение архитекторы пытались использовать для связи нового со старым. Наиболее яркими представителями неоготического стиля стали высотные здания «Вулворт билдинг», (1913 г., арх. Г. Гилберт), «Враглей билдинг» (1921 г., арх. Г. Андерсон и др.), «Трибьюн тауэр» (1925 г., арх. Р. Худ, Дж. Хоуэлс), в которых легкие, вздымающиеся к небу вертикальные элемен-ты и готические башенки визуально подчеркивали высотность зда-ний.

В 1922 г., в период проведения международного архитектур-ного конкурса за право проектировать здание газеты «Чикаго Трибьюн тауэр» (рисунок ниже), были сформулированы новые архитек-турные идеи.

Здание «Чикаго Трибьюн тауэр» (Чикаго, США)

Это и продемонстрировали на практике архитекторы, построив в начале 1930 г. два всемирно известных небоскреба: «Крайслер билдинг» и «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Уильям ван Аллен) построен в театральном стиле арт-деко (рисунок ниже). 77-этажное здание «Крайслер билдинг» стало первым зданием, ставшим выше Эйфелевой башни, и представляет собой переходный тип от уступчатого здания к башне.

Здание «Крайслер билдинг» (Нью-Йорк, США)

Нижняя часть имеет сложный П-образный план, а верхняя часть приобретает характер башни. Стремление архитектора обога-тить ритмику фасада комбинацией вертикальных и горизонтальных элементов привело к компоновке различных по стилю деталей. За-вершение здания напоминает стилизованные автомобильные обода колес, что придает зданию символический образ фирмы «Крайслер». Вскоре первенство по высоте переходит к «Эмпайр Стейт билдинг» (арх. Шреве, Лэм и Хармон) с мачтой для дирижаблей, которая бы сломалась при первом же причаливании воздушного судна. Тем не менее это был первый случай, когда идею футуристов о том, что не-боскребы будут доступны с воздуха, действительно попытались пре-творить в жизнь. 381-метровое здание «Эмпайр Стейт билдинг» бо-лее 40 лет (с 1931 по 1972 г.) оставалось самым высоким в мире.

В 1972 г. пальма первенства перешла к зданию «Сирс тауэр» высотой 442 м, построенному в Чикаго.

Международный стиль

В период между войной и экономи-ческим кризисом в стиле модерн были возведены два здания: «PSFS билдинг» в Филадельфии (1932 г., арх. Ноу и Лескейз) и «RCA бил-динг» Рокфеллер центра (1940 г., арх. Худ и Фулоу, Хофмейстер, Корбет, Харрисон и Мак Мюррей). «PSFS билдинг» в Филадельфии с его плоскими крышами, выразительными вертикальными линиями и ассиметричными подсекциями ознаменовало наступление нового этапа развития стиля - это была одна из первых попыток применить принципы интернационального (международного) стиля к строительству американских небоскребов. Здание было единственным высотным зданием, учавствовавшим в 1932 г. выставке «Современная архитектура» - международной выставке в Музее современного искусства в Нью-Йорке, организованной Филипом Джонсоном и Генри-Расселом Хичкоком. В сопутствующей публикации «Международный стиль» впервые в литературе и в истории архитектуры отражен триумф небоскребов.

Начиная с 1919 г. Мис ван дер Роэ начал активно заниматься исследованиями проблем современной архитектурной формы. В основу изучения архитектурных форм Мис положил три важнейшие на его взгляд проблемы формирующие архитектуру зданий: горизон тальное членение здания как выражение его внутренней структуры расчленение объема здания по функциональному признаку, а также использование складчатых или гладких поверхностей остекления как элементов архитектуры.

Если Ле Корбюзье за основу плана принимал геометрической формы здания и подчинял ей функциональное решение, то Мис ван дер Роэ, наоборот, при разработке внешнего облика здания исходил из взаимного расположения отдельных его частей в зависимости о их назначения. Начиная с 40-х гг. XX столетия Мис ван дер Роэ стал инициатором строительства нового поколения высотных зданий, так называемого «международного стиля». Он сумел объединить архитектурную и конструктивную форму, максимально упрощая структуру функционального пространства. Характерным примером могут служить высотные 82-метровые жилые дома «Лэйк Шор Драйв» (рисунок ниже), построенные в 1951 г. в Чикаго. Между 1948 и 1969 гг. Мис ван дер Роэ спроектировал четырнадцать высотных зданий в Чикаго. В основе всех их лежала простая кубическая форма. «Сигрем билдинг», построенное в 1958 г., спроектированное совместно с Филиппом Джонсоном, стало прототипом современного офисного здания. Это здание явилось новацией в градостроительном отношении. Впервые был применен прием в застройке, когда здание сдвигалось вглубь, перед его входом образовывалась просторная площадь. Такой прием застройки повлек за собой принятие новых градостроительных законодательных актов 1961 г., которые регламентировали организацию общественных зон. Офисные высотки в стиле Мис ван дер Роэ стали одними из самых распространенных, которье возводились по всему миру. Тем не менее копии не всегда соответствовали по качеству оригиналу, и востребованность таких небоскребов в мире постепенно снизилась. После широкого распространения такого приема акценты здания переместились с верхней части на его основание, где располагались зоны публичного пользования. Начался бум строительства зданий с площадью перед ними, так называемых плаза. Вследствие чего при строительстве нескольких зданий рядом друг с другом пропадала линия улицы, создавая не-прерывную площадь, что заставило архитекторов отойти от такого решения во всех высотных зданиях и применять этот прием дис-персно.

Здание «Лэйк Шор Драйв» (Чикаго, США)

В подражание Мис ван дер Роэ по всему миру были по-строены высотные здания в международном стиле. В России - зда-ние института «Гидропроект» (арх. Г. Яковлев, рисунок ниже), в Бель-гии - это здание «Тур Мартини», в Швеции - здание фирмы «САС» и много других.

Зда-ние института «Гидропроект» (Москва, Россия)

Модернизм (постмодернизм, футуризм)

До середины 60-х гг. в мировой архитектуре превалировал стиль модерн, давший миру большое количество великолепных зданий. Однако уже во второй половине 60-х гг. возникли новые теоретические и практиче-ские подходы, что способствовало отходу от архитектурных прин-ципов модернизма. Это, в свою очередь, повлияло и на высотное строительство. Публикации Р. Вентури и Д.С. Браун определили направление постмодернизма. Внешний вид зданий значительно ус-ложнился. Первым значительным зданием эпохи постмодернизма стало AT&T Headquarter по проекту Филипа Джонсона (1984 г.), ра-ботавшего с Мис ван дер Роэ над проектом «Сигрем билдинг».

Основная идея его здания заключалась в демонстративном возвращении к историческим корням архитектуры небоскребов. Вместо стеклянных навесных стен опять был применен тяжелый каменный фасад, в котором смешались различные архитектурные стили и вновь появилась структура из трех частей, декларируемых Салливаном (база, ствол, капитель). Быстрое развитие рынка таких зданий происходило совместно с массовым производством большо-го числа архитектурных форм и деталей. В архитектуре зданий постмодернизма была использована одна схема - исторический тип башни, заканчивающейся верхушкой в форме пирамиды. В 1985 г. Цезарь Пелли построил World Financial Center в Нью-Йорке, повто-рив свой проект в «Кенери Верф тауэр» в Лондоне в 1991 г.

В 90-х гг. прошлого столетия продолжились поиски альтерна-тивы прямоугольным кубическим зданиям международного стиля, которые зачастую не вписывались в существующую структурную застройку. Четкие формы этого стиля стали заменяться на более пластические, скульптурные. Объемно-пространственное решение рассматривалось не только как чисто функциональное, но и как архитектоническое выражение здания.

В Европе высотные здания вначале строились не для решения каких-то конкретных практических потребностей, а скорее как дань техническому прогрессу и как выражение силы общества, одним из таких зданий стало офисное здание «Тур ди Миди» в Бельгии (рисунок ниже).

Здание «Тур ди Миди» (Брюссель, Бельгия)

В исторически сложившихся европейских городах со средне-вековыми центрами, доминирующими историческими зданиями требовался новый подход к высотному строительству. Модель концентрированного размещения высотных зданий в центре города, как это было принято в американских городах, не могла быть использо-вана в Европе. В различных европейских странах этот подход был сформулирован по-своему. Французские архитекторы Огюст Перре и Ле Корбюзье были главными разработчиками концепции возведе-ния высотных зданий для создания совершенно новых городских пейзажей. Концентрируя высотные здания в жилых районах, они пытались выровнять сжатый план и освободить больше места для света и воздуха. Их высотки, спроектированные как элементы пер-спективного городского развития, достигали 200-метровой высоты и располагались на значительном расстоянии друг от друга, оставляя территорию для транспортных развязок и зеленых зон.

Высотные здания в Западной и Восточной Европе служили символами государственной и экономической силы. Если в Запад-ной Европе пошли по пути копирования американских небоскребов, то в Восточной Европе выработался собственный стиль, выражаю-щий идеологические позиции социализма.

Первые высотные здания, возведенные в Советском Союзе, по своей архитектурной выразительности и художественной композиции во многом повторяют черты русской архитектуры и, в частности, Мос-ковского Кремля (шатровые окончания, шпили, башенки и другие эле-менты). Одним из примеров может служить здание МГУ на Воробье-вых горах. Работы, проводимые в послевоенные годы по восстановле-нию и реконструкции городов, поиск новых городских моделей за-стройки привели к необходимости возведения высотных зданий и ком-плексов в мегаполисах. Такие здания в застройке крупных городов служили для выделения центра или становились доминантами на пере-сечениях основных городских транспортных магистралей. В отличие от американских моделей, где было принято концентрированное разме-щение высотных зданий, в Европе высотные застройки располагались в специально отведенных зонах вне границы городов, например район Дефанс под Парижем, или путем дисперсного размещения в структуре городских районов. Только во Франкфурте-на-Майне (Германия) высотное строительство велось в самом центре города. Это было обусловлено несколькими причинами - значительным разрушением города после Второй мировой войны, желанием привлечь финансовые струк-туры и значительным их давлением по размещению банковских офис-ных и других финансовых организаций в одном месте. Стереотипные модернистские формы сменились разнообразными вариациями по-стмодернизма. Одним из таких зданий стало «Андромеда тауэр» в Вене (рисунок ниже). Построенное в 1998 г. 113-метровое 29-этажное здание имеет остекленный фасад с поясными ограждениями, а выступающие объемы придают зданию динамический эффект.

Здание «Андромеда тауэр» (Вена, Австрия)

Желание создать интересные объемно-пространственные формы и попытка гуманизации жилых районов привели к возникно-вению новых типов высотных зданий. Высочайшие спаренные баш-ни «Петронас тауэр» (рисунок ниже) в Куала-Лумпуре (Малайзия) вы-сотой 452 м, возведенные в 1998 г. по проекту ассоциации Ц. Пелли, отразили национальные архитектурные черты традиционных зданий Юго-Восточной Азии - минаретов и пагод, а железобетонная конст-рукция позволила сделать башни в духе постмодернизма - пластич-ными и многогранными.

Башни «Петронас тауэр» (Куала-Лумпур, Малайзия)

Структурный экспрессионизм

Поиски новых формообра-зующих возможностей в проектировании и строительстве, стремле-ние отойти от простых геометрических объемно-пространственных решений привели к повышению выразительности разных по назна-чению зданий. Определение стиля «структурный экспрессионизм» выявилось из так называемого технического модернизма, когда структурные элементы высотного здания показываются снаружи, на фасаде здания. При этом здания структурного экспрессионизма имеют различные объемно-пространственные решения.

Футуристическую архитектурную форму имеет Банк Китая (рисунок ниже), расположенный в Гонконге и построенный по проекту И. Пея в 1990 г. Полигональная объемно-пространственная структу-ра здания высотой 367 м напоминает черты национальной китайской архитектуры - уменьшающийся уступами вверх объем по форме напоминает стебель бамбука, а диагональные конструкции, выстав-ленные наружу, подчеркивают элегантность объема.

Здание Банка Китая (Гонконг)

Необычной объемно-пространственной формой в виде паруса (рисунок ниже) отличается единственный в мире семизвездочный отель «Бурдж аль-Араб» (арх. Д. Спирз) высотой 321 м, построенный в 1999 г. в Дубае (Объединенные Арабские Эмираты).

Гостиница «Бурдж аль-Араб» (Дубай, ОАЭ)

В стиле структурного экспрессионизма возведено в 1986 г. здание «Ллойд билдинг» в Лондоне (компания Р. Роджерс). Выходящие на фасад конструктивные элементы - стойки и горизонтальные пояса - размещены вокруг здания, на фасад же выходят вентиляцион-ные трубы, подчеркивая высотность и придавая изящество всему объ-емно-пространственному решению здания, а нарочито выставленные лестницы придают ему скульптурность (рисунок ниже).

Здание «Ллойд билдинг»: а - общий вид; б - ночное освещение здания

а) б)

Биоэкологический стиль (1990 г. и далее)

Зарождающийся с 1990 г. биоэкологический стиль, включающий не только архитек-турно-конструктивные новации, но и в большей степени достижения в области инженерии, используемый для создания интеллектуаль-ных самодостаточных и саморегулирующихся зданий. Биологический стиль - это не только использование ресурсов, но и новый подход к архитектуре высотных зданий - естественная вен-тиляция и естественное освещение, применение интеллектуальных систем управления зданием, а также регулирующих фасадных сис-тем, возобновляемых систем энергии (солнечные батареи, ветряные двигатели и т.п.), современный вертикальный транспорт и т.д.

Рассмотренные этапы развития показывают пройденный путь, дают возможность оценить его и определить направления дальней-шего развития высотного строительства.

Высота небоскребов и других сооружений растет с каждым годом. Разрабатываются все новые и новые проекты, количество этажей в которых неуклонно увеличивается. Сегодня мы рассмотрим самые высокие и интересные сооружения мира, а также коснемся будущих проектов, которые побьют нынешний "высотный" рекорд.

Выше Эйфелевой башни

Бурдж-Халифа на сегодняшний день - самый большой в мире небоскреб. Его высота составляет 838 м. Здание находится в Дубае. Проект разработали американцы, а реализацию его доверили южнокорейской компании.

Небоскреб в три раза выше Эйфелевой башни, по форме напоминает сталагмит. Изящное и аккуратное здание высотой в 838 м включает в себя 164 этажа. Первый является подземным. Здесь есть все - отели, рестораны, магазины, смотровые площадки и даже квартиры. Небоскреб также может похвастаться самой высотной смотровой площадкой, расположенной на высоте 452 м.

Работают 58 лифтов. В первые месяцы после открытия в здании были проблемы с электричеством и лифтами. Но вскоре они были решены. "Башню Халифа" активно посещают любопытные туристы. Сегодня она является одним из самых известных небоскребов.

Шанхайская башня

Шанхайская башня - вторая в списке самых больших небоскребов мира. Ее высота - 632 м. Она соседствует в еще одним небоскребом, Шанхайским всемирным финансовым центром, который возвышается над землей на 492 м.

Башня имеет интересную закрученную конструкцию. Это видно на фото. Подобная форма добавляет ей устойчивости. На вершине расположен желоб для сбора дождевой воды и использования ее для отопления и кондиционирования. Башня оснащена самыми быстрыми в мире лифтами - 69 км/час.

Однако полюбоваться красотой города с высоты строения невозможно - стены здания имеют второй слой, который сохраняет в нем оптимальную температуру.

Королевская часовая башня

Это сооружение находится в Мекке (Саудовская Аравия) и входит в комплекс Абраж-Аль-Баит, состоящий из 7 башен. Однако часовая башня - самая высокая из них. Ее высота составляет 601 метр и вмещает 120 этажей. Небоскреб также уникален самым большим циферблатом часов с диаметром 43 м. Ночью, когда включают освещение, их можно увидеть с расстояния 30 км.

Верхушку шпиля украшает полумесяц - один из основных символов ислама. Его вес - 35 тонн. В ночное время башня являет собой потрясающее зрелище, привлекающее внимание огромного количества людей.

Примечательно, что комплекс является жилым. В нем помимо квартир также расположен пятизвездочный отель. И, конечно, есть все, что необходимо для комфортной жизни - магазины, рестораны, конференц-залы и даже 2 вертолетных площадки.

Taipei 101

Этот уникальный небоскреб находится в столице острова Тайвань - Танбэй. Его высота по шпилю составляет 509 м. Форма здания поистине уникальна и даже слегка напоминает ствол пальмы. На 87-88 этажах находится необычный шар-маятник весом в 660 тонн. Он не только придает интерьеру колоритности. Дело в том, что шар компенсирует порывы ветра. Стальной каркас и фундамент из свай, уходящих на 80 метров вглубь земли, выдерживают сильнейшие землетрясения. Это позволяет причислять здание к одному из самых безопасных в мире во время природных катаклизмов. В 2002 году произошло землетрясение, магнитуда которого составила почти 7 баллов. Здание выстояло. Но при этом существует мнение, что именно строительство небоскреба спровоцировало подземные толчки.

Башни Нью-Йорка

В 1931 году в Нью-Йорке самый высокий небоскреб был построен всего за 13 месяцев. Это Эмпайр-стейт Билдинг. Высота его составляет 441 м (по шпилю) и 381 м - по крыше. Здесь 102 этажа. Эмпайр-стейт Билдинг до 1972 года оставался самым большим небоскребом в мире.

В 2012 году в Нью-Йорке, в нижнем Манхэттене, был построен Всемирный Международный центр 1 (или Башня Свободы). Его высота - 541 м. Сегодня Башня Свободы - не только самый высокий небоскреб в Нью-Йорке, но и во всей Америке.

Небоскребы Москвы

В столице России сегодня возвышаются десятки небоскребов. То и дело появляются слухи о новых, еще более масштабных проектах. В 2014 году был возведен комплекс «Башня Федерация» - самый высокий небоскреб Москвы. Он состоит из двух башен с названиями «Восток» и «Запад». «Восток», высота которого составляет 374 м, насчитывает 97 этажей, а «Запад» - 63 (242 м) этажа. Оба сооружения снабжены скоростными лифтами.

Именно «Восток» до сих пор остается «высотным» лидером среди небоскребов Москвы.

Финансовый центр Пинань

Международный финансовый центр Пинань представляет собой комплекс небоскребов. Он находится в Китае, в городе Шэньчжэнь. Высота одной из башен от пика составляет 599 м. Центр открыли в 2017 году. На возведение этого небоскреба ушло 8 лет. Рядом с ним соседствует башня, также входящая в состав комплекса. Ее размеры более скромны - 307 метров в высоту.

Сверхвысокий небоскреб в Сеуле

В апреле 2017 года был открыт один из самых больших небоскребов в мире. Сооружение находится в столице Южной Кореи, в районе развлекательного комплекса Lotte World Tower. Строительство его началось в 2005 году. Высота здания составляет 555 м. 123 этажа этого величественного строения разделены на магазины, офисы и апартаменты, гостиница. На трех последних этажах находится высочайшая смотровая площадка в Корее.

В мае 2017 года на вершину этого небоскреба взобралась альпинистка Джейн Ким. При этом девушка не использовала специального сооружения. Покорить вершину ей удалось за 2 часа 30 минут.

Самый дорогой небоскреб в мире

На строительство одного небоскреба уходит более 1 000 000 000$. Однако на Всемирный Международный центр 1 правительство страны потратило 3 900 000 000$. Башня Свободы (второе название центра) была построена на месте башен-близнецов, рухнувших в 2001 году. Эта трагедия коснулась многих американских семей, члены которых погибли во время теракта.

Самым дорогостоящим небоскребом, который продали за 5,15 млрд долларов, стало здание в Гонконге. Сделка состоялась совсем недавно, в ноябре 2017 года. За всю историю купли-продажи небоскребов этот стал самым дорогим. Ранее многоэтажка принадлежала CK Asset - компании, владелец которой признан богатейшим человеком в Китае. Ли Кашин продал здание крупному консорциуму.

Небоскребы будущего

Несмотря на то что Будж Халифа до сих пор сохраняет статус самого высокого небоскреба в мире (сколько этажей в сооружении, указано выше), проекты будущего обещают стать еще масштабнее.

Уже в 2020 году должны быть готовы несколько внушительных небоскребов, высота которых будет превышать километр.

Проект Башни в Дубай-Крит Харбор обещает создать сооружение, которое значительно превысит высоту знаменитой Башни Халифа. Название этого сооружения пока неизвестно, однако журналисты уже разведали ее приблизительные параметры.

Высота по шпилю будет составлять 1014 м, а высота по крыше - 928 м. Однако эти цифры неточны, ведь проект держится в секрете. Строительство оценивается в 1 млрд долларов.

В октябре 2016 года заложили фундамент. Открытие башни должно состояться перед выставкой "Эксмо-2020", которая пройдет в Дубае. Возможно, небоскреб сможет стать символом столицы ОАЭ, подобно Эйфелевой башне в Париже. Так ли это, мы узнаем через несколько лет.

Башня Джидда - еще один масштабный проект. Ее также планируют достроить к 2020 году. Однако строительство идет достаточно медленно - фундамент заложили еще в 2013, а к 2016 были готовы только 47 этажей. Высота отстроенного небоскреба составит 1007 м.

Башня строится в пустыне Саудовской Аравии. Оценочная стоимость - около 1 млрд долларов. В будущем территория пустыни будет отведена деловому району Kingdom Center, в состав которого и войдет Джидда.

Небесное дерево Токио

Tokyo Skytree - самая высокая телебашня мира. Находится сооружение в районе Сумида. Высота башни - 634 м. Сооружение было возведено для передачи цифрового телевизионного сигнала на верхние этажи небоскребов города. В здании также находятся ресторан и площадка обозрения.

Tokyo Skytree считается вторым самым большим строением в мире. Оно построено в футуристическом стиле. Особое внимание во время строительства уделялось надежности конструкции во время стихийных бедствий. По словам архитекторов, специальная система компенсирует до 50% подземных толчков.

Человечество стремится ввысь. Строительство небоскребов с каждым годом становится все масштабнее, а их дизайн - привлекательнее.

Несмотря на тот факт, что в сознании большинства людей слово «небоскреб» тесно связано с современными технологиями и модернистскими трендами в архитектуре, первые здания с высотой более 100 метров, появились задолго до изобретения высотных кранов и углеродного волокна. Фактически, первые в мире небоскребы были построены еще в Древнем Египте по приказу древних фараонов. А настоящая мода на высотные здания началась в Европе еще в средние века. Впрочем, не будем сразу выкладывать на стол все карты. О том, где и когда были построены первые в мире небоскребы , читайте далее в нашей статье.

Пирамида Хеопса (Гиза, Египет)

Самая высокая из египетских пирамид была построена по приказу фараона Хеопса приблизительно две с половиной тысячи лет до нашей эры. Структуру здания составили 2,3 миллиона известняковых блоков, каждый из которых весит около двух тонн. После окончания своего строительства пирамида Хеопса достигала высоты в 147 метров, что позволило ей более трех с половиной (!!!) тысяч лет оставаться самым высоким зданием на нашей планете. Впоследствии, правда, высота этого впечатляющего сооружения несколько уменьшилась в результате серьезного землетрясения, обрушившего гранитных пирамидион, венчавший пирамиду. В настоящий момент высота самого первого «небоскреба» в мире составляет 138,75 метра. Что примерно сопоставимо с высотой самого высокого здания Минска – жилого небоскреба «Ветразь».

Собор Девы Марии (Линкольн, Великобритания)

Высотный рекорд главной пирамиды Гизы был побит уже во времена Средневековья, когда на территории английского графства Линкольншир было завершено строительство впечатляющего Собора Девы Марии. Величественный готический собор строился с конца 11 века и за это время неоднократно обрушался. К счастью, честолюбивых англичан это не остановило. И в 1311-м году, спустя 239 лет после начала своего строительство, величественная святыня все-таки предстала перед жителями города во всей своей красе. В четырнадцатом веке высотный шпиль собора достигал высоты в 160 метров, что позволило ему на 238-мь лет стать самым высоким зданием планеты. Утратить пальму первенства первому высотному зданию Британии довелось только в 1549-м году, после того, как в шпиль собора ударила молния, и он, издавая оглушительный грохот, обвалился прямо на крыши близлежащих построек. После этого происшествия церковь, конечно, отремонтировали вновь, но высотный шпиль возводить уже так и не решились. Без него высота здания составила скромные 83 метра. Однако даже в таком виде один из первых небоскребов в мире остался действительно интересным и впечатляющим строением. Как отмечают некоторые ученые, именно Линкольнский собор послужил прообразом знаменитой башни Виктория в Вестминстерском дворце.

Церковь Святого Олафа (Таллинн, Эстония)


Когда был построен один из самых старых храмов Эстонии сегодня доподлинно неизвестно. Первое упоминание о знаменитой церкви Олевисте относится к 1267-му году, однако уже тогда храм часто называли «старым». В тот период собор принадлежал женскому цистерцианскому монастырю. Однако впоследствии главная церковь Эстонии довольно часто меняла своих владельцев и перестраивалась. Что же касается высоты, то здесь все несколько проще. Как отмечают историки, на рубеже 16 века, высота шпиля, венчающего центральную башню, достигала 159 метров, что позволяло Церкви святого Олафа оставаться одним из самых высоких зданий своего времени. В 1549-м году, после того, как шпиль Линкольнского собора был благополучно сбит молнией, таллиннская Олевисте выбилась в единоличные лидеры. Впрочем, оставаться в этом качестве ей довелось относительно недолго. В 1625-м году молния поразила уже эстонский храм, в результате чего строение загорелось.

Так, звание первого небоскреба мира перешло к Церкви Святой Марии в ганзейском городке Штральзунд.

Церковь Святой Марии (Штральзунд, Германия) и Страсбургский собор (Страсбург, Франция)

Церковь Святой Марии

Рассказать что-то интересное о двух последующих зданиях довольно сложно. Как и многие их предшественники, оба собора страдали от постоянных пожаров (как правило, возникавших в результате ударов молнии). Однако последующая судьба двух церквей была все-таки несколько разной. Немецкий храм из-за постоянных ненастий подвергся серьезной реконструкции, в результате чего здание стало ниже на 47 метров (со 151 м до 104 м).

Собор в Страсбурге

Страсбургский собор, известный благодаря своей ассиметричной форме, сохранился в своем первозданном виде до наших дней. В 1874-м году высоту его 142-метровой башни превзошла Церковь Святого Николая в Гамбурге.

Церковь Святого Николая (Гамбург, Германия)

Гамбургская церковь оставалась самым высоким строением на планете всего два года (с 1874 по 1876). Однако, несмотря на это, история и судьба этого сооружения поистине уникальна. Первое деревянное здание на месте современного собора было построено еще в 11 веке. Полтора века спустя на месте небольшой церквушки был возведен каменный собор. Но и он впоследствии был перестроен. Апогея своего величия Церковь Святого Николая достигла в 1874-м году, когда на месте прежнего здания была построена величественная готическая церковь. В этот момент гамбургский собор с остроконечной 147-метровой башней стал самым высоким строением земли. В 1876-м году его высоту превзошел Руанский собор (151 метр), а в 1880-м еще и Кельнский собор (157,5 метров). Однако по-настоящему трагические времена для Церкви Святого Николая настали в середине 20-го века. Во время антигитлеровской операции «Гоморра» собор был практически полностью разрушен. Как это ни удивительно, уцелеть довелось только той самой 147-метровой башне. Разрушение храма продолжилось и в пятидесятые годы. И лишь только 1990-м году разрушающуюся башню удалось спасти. В настоящее время остатки башни превращены в мемориал «Жертвам войны и произвола».

Недалеко от церкви оборудован небольшой музей.

Новое время

В 1884-м году самым высоким зданием мира стал Монумент Вашингтона (170 м). В 1889-м его достижение превзошла знаменитая Эйфелева Башня в Париже (312 м). В тридцатые годы 20 века эра «небоскребостроения» охватила Нью-Йорк. И с этого времени здания выше 300-та метров стали появляться на карте планеты одно за другим.


Однако, как это ни странно, самый первый небоскреб в мире (а вернее то строение, которое принято считать таковым) появился не в Нью-Йорке, а в Чикаго. При этом «здание-гигант» достигало в высоту скромных 55 метров. В настоящее время чикагская многоэтажка Home Insurance Building известна своей новаторской технологией строительства, а также тем, что сам термин «Skyscraper» был введен в оборот специально для нее. Впрочем, до наших дней первый в мире небоскреб так и не дожил. В 1931-м году технологически устаревшее здание было снесено.

Чикагская башня Home Insurance Building. Официально первый небоскреб в мире. фото chicagology.com

В середине пятидесятых годов высотные здания стали символом Соединенных Штатов Америки, а вместе с тем и всего нового времени. Впрочем, на самом деле «города небоскребов» существовали задолго до образования Манхэттена. Так, широко известны исторические башни Болоньи (около 90-100 метров), а также башни другого итальянского городка – Сан-Джиминьяно, расположенного в провинции Тоскана.

Зная об этих примерах, ответить на вопрос, когда были построены первые в мире небоскребы, становится намного сложней. О различных трактовках этого понятия ученые спорят до сих пор. Впрочем, может быть в будущем нас ждут новые интересные открытия?

Спасибо за внимание! Удачи и до новых встреч!

Первый небоскреб в мире. Изобретатель первого небоскреба.

Назвать какое-либо здание первым небоскребом сложно по многим причинам:

    никогда не было, нет, и вряд ли будет, четкое определение понятия "небоскреб".

    никогда не было, нет, и никогда не будет четкого критерия той высоты здания, выше которой его можно считать небоскребом;

    многие архитекторы высотных зданий навсегда остались неизвестными.

Чтобы это понять, надо вспомнить:

    кто был строителем Вавилонской башни?

    кто был строителем Египетских пирамид?

    кто был строителем многоэтажных зданий древнего Рима и т.д.

Во всех случаях архитектор нам неизвестен.

Первые высотные здания были просто очень высокими домами. Многоэтажные здания строились на массивном цельном фундаменте и держались за счет толстых стен толщиной несколько метров.

Под высотными зданиями во второй половине XIX века понимали все постройки выше шести-семи этажей.

Архитекторы не без основания полагали, что никому не захочется подниматься по ступеням дальше.

Психологический барьер был сломан только в 1874 году, когда в Нью-Йорке появился десятиэтажный небоскреб Нью-Йорк Трибьюн-билдинг, в котором работали лифты.

    Первым небоскребом было здание страховой компании (The Home Insurance Building), просуществовавшее до 1931 года.

    Первоначально здание имело 10 этажей.

    Позднее, в 1891 году, были надстроены ещё два этажа. Автор проекта - американский архитектор Уильям Ле Барон Дженни (William LeBaron Jenney) .

    Считается, что впервые в этом здании архитектор использовал несущий стальной каркас.

    Раньше роль несущей конструкции выполняли внешние стены.

В данном случае здание опиралось на металлический каркас, поддерживающий как внешние, так и внутренние стены.

Благодаря несущему каркасу общий вес сооружения удалось уменьшить почти на треть.

Архитектор не решился полностью отказаться от других несущих конструкций, поэтому здание имело также несущую заднюю стену и гранитные колонны.

Понятие "небоскреб" возникло вместе с появление сортового металлопроката .

Самый первый небоскреб в мире

Луис Генри Салливан

Louis Henri Sullivan

Важно

В полной мере переход на несущий стальной каркас был осуществлен при строительстве в 1891 году 11-этажной башни Уэйнрайта (англ. Wainwright Building) в Сент-Луисе по проекту американского архитектора Луиса Генри Салливана (03.09.1856, Бостон, - 14.04.1924, Чикаго) .

    Башня Уэйнрайта может претендовать на звание первого небоскрёба .

    Сегодня большинство высотных зданий имеет несущий стальной каркас, но заметен переход на строительство небоскрёбов с использованием усиленного бетона.

А рхитектурным элементом, без которого невозможно представить себе современный небоскрёб, является лифт.

Впервые лифты в офисном здании появились в 1870 году в Эквитабл Лайф Билдинг (англ. Equitable Life Building) в Нью Йорке.

На заметку

Луис Генри Салливан сформулировал принципы небоскребостроения , и этим принципам архитекторы, в целом, следуют до сих пор.

    Первое - небоскребу нужен подземный этаж, в котором будут размещаться бойлерные, силовые установки и прочие устройства, обеспечивающие здание энергией и теплом.

    Второе - первый этаж должен быть отдан банкам, магазинам и иным заведениям, которым необходимо большое пространство, много света, яркие витрины и легкий доступ с улицы.

    Третье - второй этаж должен иметь не меньше света и простора, чем первый, поскольку он легко достижим с помощью лестниц.

    Четвертое - между вторым этажом и самым верхним должны располагаться бесчисленные офисные помещения, которые могут ничем не отличаться друг от друга по планировке.

    Пятое - самый верхний этаж, так же как и подземный, должен быть техническим. Здесь располагаются системы вентиляции.

Все пять принципов были использованы Салливаном при строительстве Уэйнрайт-билдинг.

Воплощение получил главный принцип всей новой архитектуры, который архитектор сформулировал так: "Форма соответствует предназначению ".

    В приложении к другим постройкам Салливана этот принцип мог означать, что заводскому корпусу необязательно иметь коринфские колонны, а вокзалу - готические шпили.

    В случае же с небоскребом функциональность понималась особым образом. В понимании Салливана, чтобы быть небоскребом, здание должно парить и рваться ввысь.

Сегодня все чаще появляются сообщения о строительстве первого небоскреба в той или иной стране, или в том или ином городе.

Пример

    Строительство первого в Болгарии небоскреба высотой 150 метров началось в октябре 2007 года.

    Строительство китайцами первого пакистанского небоскреба началось в 2007 году.

    Первый на Кавказе небоскреб в Северной Осетии начал строиться в 2008 году.

    В Новосибирске с 2008 года строятся первые в Сибири небоскрёбы.

За разработкой высокоэффективных сайтов "под ключ" по продаже и сдаче в аренду самых высоких небоскребов, их поддержкой и раскруткой, обращайтесь в веб-студию "Антула".

Мы поговорили о самых высоких и и , но не сильно углубились в их историю. Поэтому в этот раз предлагаю заглянуть на сотни лет назад – в тот период, когда небоскрёбов со стальными каркасами не было, но люди пытались строить здания, которые даже сейчас поражают своими масштабами, и в ближайшее прошлое - во времена первых небоскрёбов.

Самые высокие здания и сооружения древности

Первыми на ум при разговоре о самых высоких сооружениях древности приходят египетские пирамиды. Великая пирамида Гизы возрастом в 4 500 лет было самой высокой постройкой на Земле до 1300 года, то есть 3 900 лет.

140-метровую пирамиду построили по указанию фараона Хеопса. Если бы она была больше похожа на жилое здание, она и сейчас подпадала бы под определение небоскрёба с точки зрения высоты. Для сравнения: высотное здание на площади Красных ворот, одна из «Сталинских сестёр», достигает 138 метров.

На острове Сардиния к XV века до н. э. воздвигли целый комплекс оборонительных башен-нураг , имевших, возможно, и религиозное предназначение. Высота самой высокой из башен изначально составляла около 19 метров, сейчас разрушенные сооружения стали гораздо ниже. 19 метров – это больше пятиэтажной хрущёвки.

Мавзолей-мечеть Тадж-Махал, великолепное здание в Агре, Индия, был построен в 1653 году. Сейчас Тадж-Махал – музей, привлекающий огромное количество туристов. К сожалению, как и в случае с Пирамидой Хеопса, огромную часть изначальной красоты это здание потеряло из-за разграбления. Например, мы не увидим 10-метровый золотой шпиль, спиленный британскими колонизаторами. Гиды также рассказывают о жемчужных нитях, соединявшие четыре башни с центральным куполом.

Высота мавзолея - 73 метра. Для сравнения: первым небоскрёбом принято считать Здание домового страхования, построенный в 1885 году в Чикаго офис высотой 42 метра. К этому размеру ближе другой мавзолей - 46-метровый Галикарнасский мавзолей.

Стоит сказать, что в 1870 году, до строительства вышеупомянутых небоскрёбов, в Нью-Йорке построили 40-метровое офисное здание Equitable Life Building . Иногда именно его называют первым небоскрёбом – только из-за каркаса оно не попадает в общую классификацию. Это было первое офисное здание с пассажирским лифтами - гидравлическими моделями от компании Отиса.


Equitable Life Building

Критерий по наличию стального каркаса на данный момент уже не является абсолютно необходимым. В 1998 году в столице Малайзии Куала-Лумпуре возвели два 88-этажных , соединённые между собой мостом на шаровых опорах. Для строительства использовали эластичный бетон, усиленный кварцем и сравнимый по прочности со сталью. Но масса небоскрёба - вдвое больше, чем у зданий аналогичного размера. Высота строений - 451 метр, включая шпиль.

Более того, самое высокое здание в мире построено не на стальном каркасе. Для возведения Бурдж-Халифа в Дубае, ОАЭ, также использовали специально разработанный бетон, способный выдерживать температуру до 48 градусов Цельсия. Бетон укладывали ночью, добавляя в раствор лёд.

Строила башню Бурдж-Халифа та же компания, что возвела одну из Башен Петронас – Samsung.


Башни Петронас, Малайзия


Том Круз на небоскрёбе Бурдж-Халифа, Дубай, ОАЭ


Бурдж-Халифа

Преодоление преград

В 1912 году в Москве построили «тучерез» – Дом дешёвых квартир Нирнзее высотой более 40 метров. В 1908 году самым высоким гражданским сооружением в городе была 78-метровая Телефонная станция в Милютинском переулке. Но полёт инженерной мысли в России искусственно сдерживался эстетическими и религиозными соображениями – эти высокие здания были ниже колокольни Ивана Великого. Всё изменили «Сталинские сёстры».

Если говорить о США, то у строителей были и некоторые другие проблемы, такие как несовершенные лифты и насосы, не позволявшие поднимать воду на самые высокие этажи. С этими задачами вскоре справились, но с ростом зданий возникали новые вызовы.

В США в 1913-1915 годах построили 40-этажный Equitable Building . 164-метровый небоскрёб отбрасывал на город такую тень, что в полдень лишал солнечного света дома на площади в 30 тысяч квадратных метров. Чтобы избежать подобных проблем в дальнейшем, в Нью-Йорке приняли закон, по которому здание должно было подниматься уступами. Так появились небоскрёбы с уступчатыми очертаниями.


Манхэттен, 1932 год. Результаты Закона о зонировании

Чем выше здание – тем больше оно подвержено влиянию природных условий. Высота Тайбэй 101 в столице Тайваня – более полукилометра. Для Юго-Восточной Азии характерны тайфуны и землетрясения. Башня уже выдержала несколько землетрясений и спокойно стоит при любых порывах ветра. Более того, люди в этой башне не страдают от «воздушной болезни», они не чувствуют качки на большой высоте.

Опасность обрушения снижает шар-маятник, установленный между 87 и 91 этажами 101-этажного здания. Шар весит 660 тонн и позволяет компенсировать порывы ветра. А каркас здания - очень прочный, но не жёсткий, поэтому оно не может просто «сломаться».


Тайбэй 101, Тайвань

Каждое высотное здание - это новые сложности. Шанхайская башня имеет закрученную конструкцию для борьбы с ветром и двойную оболочку для сохранения температуры. Площадку для башен Петронас пришлось передвинуть на 60 метров, чтобы близнецы стояли на одном виде грунта, а материал для них нужно было производить исключительно на территории Малайзии – потому для них создали специальный сорт бетона.

Из сложных российских проектов нужно отметить небоскрёб на площади Красных ворот. Под одним из корпусов 138-метровой высотки расположен вестибюль метро, который строили одновременно с домом. Какое-то время «тучерез» должен был стоять под наклоном на краю котлована, а после осадки грунта он бы обязательно накренился. Чтобы избежать этого, здание строили с наклоном, а грунт заморозили по технологии, используемой при строительстве метро. Грунт растаял, здание просело и встало строго (почти) вертикально. Задача была настолько сложной для просчёта, что подобный метод более нигде не применяли.