» »

Какая страна оаэ. Объединенные арабские эмираты (оаэ)

30.01.2024

Федеральный верховный суд – это высший орган судебной власти. Как и в любом современном цивилизованном государстве, в ОАЭ судебная власть отделена от исполнительной.

Федеральный верховный суд состоит из пяти судей, назначаемых Верховным советом. Судьи определяют конституционность федеральных законов и проводят арбитраж по спорам между эмиратами и спорам между федеральным правительством и эмиратами.

Такая система управления может показаться авторитарной, но она естественная для эмиратцев, сложилась в результате истории страны.

История

Еще 8000 лет назад на территории современного ОАЭ возникла древняя цивилизация – культура Умм ан-Нар. Климат тогда был гораздо мягче, что позволяло полноценно развивать сельское хозяйство. Со временем произошло опустынивание, и древняя культура угасла.

До 12 века здесь не было крупных поселений, местность была населена кочевниками, рыбаками с побережья и немногочисленными жителями оазисов. В 632 году на территории современного эмирата Рас-аль-Хайма произошло одно из важнейших сражений “Войны с отступниками” – Битва при Дабе.

С 12 века расцветают портовые города, эмираты участвуют в развитой торговой сети Индийского океана, процветает культурный и товарный обмен. В 16 веке в Индийский океан и Персидский залив приходят португальцы, захватывая часть портов.

В 17 веке Португалия лишается своей власти, контроль над Персидским заливом получают голландцы. В 18 веке их сменяют англичане. Надолго эмираты попадают под британское влияние и частичный контроль.

Подробную историю читайте в нашей большой и интересной статье “ ”.

Кто живет в ОАЭ

Сейчас (прим.: статья написана в 2017 году) всего лишь 10% населения составляют коренные арабы (граждане). Остальные – это временные рабочие из Индии, Пакистана, Малайзии, Ирана, Египта и других стран.

Взаимоотношения у них сложные, о чем мы подробно писали в статье “ ”.

Законы

В ОАЭ очень сложная правовая система, но и очень интересная, это уникальный сплав исламской и англо-саксонской правовых традиций.

Каждый эмират сам выбирает – иметь свою собственную судебную систему или примкнуть к федеральной. На данный момент (прим.: статья написана в 2017 году) свою судебную систему имеют только Дубай и Рас-аль-Хайма.

Шариат не имеет в ОАЭ статуса закона, но законодательство страны во многом основано на законах шариата. В стране существуют шариатские суды, которые разбирают дела по разводам, опекунству, семейные споры. Уголовными и административными делами занимаются светские суды.

В ОАЭ используются исламские виды наказаний. Например, битье плетью применяется, несколько десятков человек в год получают подобные приговоры. Забрасывание камнями как вид смертной казни узаконен, хотя сейчас почти не применяется.

Многое, к чему мы уже привыкли, в ОАЭ запрещено и наказуемо:

Устное оскорбление с сексуальным подтекстом может наказываться тюремным заключением или 80 ударами плетью;

Аборты наказуемы, до 1 года тюрьмы и до 10 000 дирхамов штрафа;

Вероотступничество от Ислама наказывается смертной казнью;

Гомосексуализм наказывается тюремным заключением - до 12 лет лишения свободы;

Можно попасть в тюрьму за вождение в нетрезвом виде или даже за распитие в общественном месте, о чем мы говорили в статье " ".

Интересный факт, что преступность в ОАЭ очень “молодая”. По статистике в 2015 году, около 40% всех правонарушений совершили несовершеннолетние (лица до 18 лет).

Обедненные Арабские Эмираты - государство с федеративной формой государственного устройства, образованное в 1971 году путем соглашения между семью эмиратами, на территории которых существовал родоплеменной строй, где глава общины (шейх) получал свою должность по наследству и обладал неограниченными полномочиями. Государственные и общественные отношения регулировались нормами Шариата и обычного права.

Принятие Конституции в 1971 году стало правовой основой качественно нового государства, так как на Ближнем Востоке до этого не было государства с федеративной формой государственного устройства. Образование единого союзного государства способствовало бурному развитию ОАЭ как в экономической, так и в общественно-политической области. Эмираты в настоящее время занимают одно из самых ведущих мест не только на Ближнем Востоке, но и во всем "третьем" мире.

Говоря о конституционном развитии ОАЭ, необходимо отметить, что отдельные их субъекты имели многочисленные соглашения с Великобританией, против которой эти эмираты вели вооруженную борьбу, начавшуюся в начале 19 века и длившуюся до получения независимости. Среди соглашений можно отметить соглашения 1806, 1820 и 1853 годов, эти соглашения были подписаны Великобританией с отдельными шейхами и обеспечивали постоянное присутствие Великобритании на берегах Персидского Залива. В конце 19 века на этот регион обратили внимание такие конкуренты Великобритании, как Османская Империя, Иран, Франция, Германия и Россия. По этой причине Великобритания заключила соглашение с шейхами эмиратов, суть которого заключается в том, что шейхи не имеют права поддерживать какие-либо отношения с вышеуказанными державами. Кроме того, Великобритания заключила с эмиратами экономический договор, наиболее важным пунктом, которого является соглашение 1922 года, по которому только Великобритания имеет право выкачивать нефть из бассейна, находящегося во владении арабских эмиратов.

16 января 1968 года Великобритания объявила о выводе своих войск из Эмиратов. В этом же году двумя эмиратами: Абу-Даби и Дубаи был сделан первый шаг на пути к объединению. Было подписано соглашение, содержащее четыре раздела. Первый раздел рассматривает вопросы внешней политики, совместной обороны, внутренней безопасности, социального обеспечения и вопросы эмиграции и гражданства. Второй раздел посвящен федеральной законодательной власти. Третий раздел определяет исключительную компетенцию субъектов. В четвертом разделе соглашения содержится призыв к шейхам остальных эмиратов об объединении в настоящий союз. Это соглашение стало основой образования нового федеративного государства.

25 февраля 1968 года состоялся съезд девяти эмиратов, принявший соглашение о создании Объединенных Арабских Эмиратов. На этом же съезде было принято решение о формировании следующих органов государственной власти:

1. Высший совет союза - высший коллегиальный орган государства, состоящий из шейхов девяти эмиратов. Среди компетенций органа можно отметить определение политической, экономической, культурной и оборонной политики государства. Совет принимает федеральные законы, обеспечивающие выполнение внешней и внутренней политики государства (ст.4), федеральный бюджет (ст.6) и др.

2. Верховный федеральный суд.

27 апреля 1970 года эмират Катар принял Конституцию, первая статья которой объявляет Катар независимым суверенным государством, входящим в состав Объединенных Арабских Эмиратов. 14 августа 1971 эмират Бахрейн объявил о своем выходе из союза, и это подтолкнуло Катар сделать тоже. 10 июля 1971 года было официально объявлено об образовании государства ОАЭ, состоявшее из семи эмиратов.

Центральные органы власти Объединенных Арабских Эмиратов. Глава государства и его заместитель. Согласно статье 51 Конституции глава государства и его заместитель избираются из числа членов Высшего Совета Союза сроком на пять лет с правом переизбрания. В случае если глава государства или его заместитель покинули свой пост по причине смерти, ухода в отставку и т.д., то Высший Совет в течение месяца на специальном совещании избирает преемника главы государства. Избранный преемник осуществляет полномочия до истечения срока полномочий предыдущего главы государства.

Глава государства в ОАЭ обладает широкими полномочиями, которые он осуществляет как единолично, так и через Высший государственный совет и Совет министров. В компетенцию главы государства входят:

Созыв совещания Высшего государственного совета и руководство его работой.

Представление страны на международной арене.

Созыв для совместного совещания Высшего Совета и Совета министров. Статья 53 Конституции ОАЭ определяет, что только президент вправе объявить о необходимости данного совещания.

Руководство Высшим Советом обороны страны. Статья 141 Конституции ОАЭ определяет состав этого союза. В него входят: глава государства, председатель правительства, министр иностранных дел, министр обороны, министр финансов, министр внутренних дел, Главнокомандующий вооруженными силами страны и председатель Генштаба ОАЭ. Высший Совет обороны принимает решения, касающиеся обороны, сохранения мира в ОАЭ, безопасности формирования Вооруженных Сил, их подготовки и распределения в военные лагеря. На совещания Совета могут быть приглашены консультанты и военные эксперты.

Подписание указов и решений. Глава государства подписывает указы и постановления, подтвержденные Высшим Советом, нормативные акты, принятые Советом министров (ст.114 Конституции)

Наблюдение за исполнением федеральных законов, указов и решений. Кроме того, статья 65 Конституции дает право главе государства требовать от Совета министров ежегодный доклад, который должен содержит анализ работы правительства и отдельных его членов, деятельность правительства в области внутренней и внешней политики государства.

Помимо этого Конституция содержит перечень полномочий, исполнение которых осуществляется главой государства через Высший совет и Совет министров. Среди них:

Назначение и увольнение членов дипломатического корпуса государства за рубежом (ст.54 п.6);

Назначение высших гражданских и военных чиновников (кроме председателя и судей Высшего федерального суда). Надо отметить, что в п.11 ст.138 Конституции говорится о том, что назначение Главкома вооруженных сил и Начальника генерального штаба, а также их увольнение осуществляется с согласия Совета министров по рекомендации министра юстиции;

Объявление амнистии и подтверждение приговоров о смертной казни (ст.54 п.10).

Высший Совет Союза. Занимает высшее место в иерархии государственных органов, состоит из глав Эмиратов, членов союза или их уполномоченных (в случае их отсутствия). Утрата статуса главы эмирата влечет за собой утрату членства в Высшем совете союза (на практике не случалось с момента образования государства (ст.46 Конституции)).

Совет имеет свой регламент (Решение 4 от 1972г.), определяющий порядок работы совета следующим образом:

1. Совет работает в сессионным порядке. Сессия начинается на первой недели октября каждого года, при этом Совет должен проводить в течение сессии пленарные заседания каждые два месяца. Также Председатель вправе созывать совет на внеочередное заседание в случае необходимости или по требованию членов совета.

2. Для проведения заседания необходимо присутствие не менее пяти членов совета, среди которых должны быть представители эмиратов Абу -Даби и Дубай.

3. Заседания совета закрыты, однако Совет вправе пригласить на свое заседание любого министра или должностного лица для представления информации. Решения Совета принимаются большинством голосов членов совета(5 из 7) среди которых должны быть представители эмиратов Абу-Даби и Дубай, однако регламент предусматривает вопросы, для решения которых требуется голоса всех членов совета. Так, к примеру, для решения вопроса о принятии любого арабского государства в состав союза необходимо, чтобы голосовали все члены совета. Кроме того, если вопросы касаются внутреннего распорядка Совета, то регламент устанавливает разные квоты (на пример 4 голоса в случае присутствия 7 членов или 3 голоса, когда на заседании присутствует 5 членов), а в случае если голоса разделились, то голос Председателя считается решающим.

Как высший орган государственной власти Высший совет обладает широкими полномочиями как в исполнительной, так и в законодательной сфере. Среди полномочий Совета можно выделить:

Избрание главы государства и его заместителя. Согласно ст. 51 Конституции Глава государства избирается Высшим советом союза (из своего состава). Хотя законодательство не определяет порядок выборов главы союза, практика показывает, что он избирается в соответствии с установленным порядком, т.е. тайным голосованием, большинством голосов членов совета (5), среди которых должны быть представители эмиратов Абу- Даби и Дубай;

Согласие на принятие нового члена в союз. Согласно первой статьи Конституции любое арабское государство имеет право присоединиться к союзу без каких либо условий. Однако конституция для присоединения нового члена требует согласия всех членов Высшего совета;

Определяет генеральную политику государства. Ст.47 п.1 Конституции гласит, что Высший совет союза определяет внутреннюю и внешнюю политику государства, а Совет министров отвечает перед Высшим советом за проведение этой политики. Кроме того, ст.10 Конституции объясняет, что определение политики означает утверждение основных принципов деятельности государства;

Дает согласие на назначение премьер-министра. Согласно п.5 ст.47 Высшему совету союза принадлежит исключительное право назначения, увольнения и принятия отставки премьер-министра по предложению главы государства. В этой связи надо отметить, что право назначения, увольнения и принятия отставки заместителя премьер-министра принадлежит Главе государства по предложению премьер- министра(ст.54 п.5);

Подтверждает образование между двумя эмиратами и более эмиратами политических и административных объединений. Ст.18. п.2 содержит норму, позволяющую эмиратам образовывать любые совместные учреждения, организовывать единую администрацию для этих учреждений. В этой связи надо отметить, что любой эмират вправе обратиться с просьбой в вооруженные силы или внутренние войска в случае угрозы целостности его территории или для подержания порядка и безопасности. Эта просьба должна быть представлена высшему совету союза, который вправе использовать войска одного из эмиратов с его согласия. В случае невозможности собрания высшего совета глава государства совместно с советом министров должны принять необходимые меры;

Делегирование издания подзаконных актов: согласно ст.115 конституции, высший совет вправе делегировать главе государства совместно с советом министров издание декретов и иных нормативных актов. Однако высший совет не имеет права делегировать свои законодательные полномочия по таким вопросам, как подписание международных соглашения и договоров, объявление чрезвычайного положения, объявление войны и назначение председателя высшего суда союза и его членов, так как решение данных вопросов входит в исключительную компетенцию высшего совета.

Совет министров. С точки зрения конституционной доктрины исполнительная власть в ОАЭ представлена тремя высшими органами - главой государства, верховным советом союза и советом министров. В этой связи надо отметить, что среди арабских правоведов нет единого мнения по поводу правового положения данного органа. Одни считают, что совет министров является лишь учреждением, входящим в исполнительную власть. Данные специалисты ссылаются на ст.60 конституции, которая называет совет министров учреждением. Другие же, основываясь на ст.45 конституции, считают, что совет министров является исполнительной властью, так как он обладает как политическими, так и административными полномочиями. Однако мы считаем, что в условиях, когда принцип разделения властей не действует, разговор о месте совета министров в системе высших органов теряет свой смысл.

Полномочия совета министров определены в ст.60 конституции. В его компетенцию входит:

Разработка и предложение законопроектов;

Разработка проекта федерального бюджета;

Принятие постановлений и инструкций для исполнения законов и других нормативных актов;

Наблюдение за исполнением судебных решений, а также международных договоров и соглашений;

Назначение и увольнение федеральных чиновников, которые не требуют особого распоряжения других высших органов государства.

Законодательная власть представлена федеральным Национальным Советом, в состав которого входят представители от каждого эмирата, число которых закреплено в Конституции и определяется в зависимости от численности населения, политической и экономической ситуации в эмирате. Согласно статьи 69 Конституции ОАЭ, каждый эмират вправе выбирать собственный метод избрания членов Национального Совета. Вместе с этим каждый член Совета считается представителем народа союза, а не эмирата, который он представляет в данном совете (статья 77). Эмират Абу- Даби имеет в Национальном Совете 8 мест, Шарика и Раас Аль-Хима - по 6 мест, Аджман и Фуджейра и Аль-Куйван - по 4 места.

Однако, по мнению некоторых специалистов в области конституционного права, назначение представителей эмиратов в Национальный Совет в некоторых случаях является оптимальным, так как политический уровень граждан недостаточно высок для того, чтобы выбрать члена Совета, тем более, если родоплеменные отношения являются основным критерием избирательного процесса. Как считают правоведы, шейх эмирата подбирает членов Национального Совета Союза после проведения многочисленных консультаций.

Мы считаем, что в любом случае назначенные шейхом члены совета не являются представителями народа, несмотря на подтверждение статьи 77 Конституции, о которой шла речь выше. В связи с этим необходимо отметить, что статья 64 Конституции подчеркивает временный характер принципа назначаемости, подтверждая то, что шейх назначает членов Национального Совета до организации выборов всех или части членов Национального Совета путем всеобщего избирательного права в различных избирательных округах и в соответствии со специально принятым законом о выборах.

Национальный Совет, являясь основным законодательным органом ОАЭ, лишен всей полнотой законодательной власти. Он не обладает правом законодательной инициативы, а может лишь обсуждать законы, которые предлагает Совет министров и вносить по своему усмотрению поправки и дополнения. Однако он может наложить вето на законопроекты. В соответствии со статьей 110 Конституции ОАЭ, если Национальный Совет внес в законопроект поправку, которая не была принята главой государства или Высшим Советом, а также в том случае, когда Национальный Совет Союза отверг законопроект, глава государства или Высший Совет вправе вернуть его в Национальный Совет. Глава государства вправе издать закон, если его одобрил Высший Совет.

Таким образом, национальный Совет Союза не обладает реальной властью в вопросах, касающихся внесения изменений в законопроекты или отказа от принятия этих проектов. На основании этого можно отметить, что полномочия этого совета в данном случае носят чисто консультативный и рекомендательный характер, так как окончательное решение принадлежит главе государства и Высшему Совету Союза. Поэтому можно отнести Национальный совет к категории консультативных парламентов, которые характерны для монархий Ближнего Востока.

А что касается политических полномочий совета, то Конституция ОАЭ определяет их в двух аспектах. Во-первых, на основании статьи 93 пункта 2 премьер-министр и его заместитель, а также уполномоченный министр должны ответить на вопросы, которые адресуют им любой из членов Совета. Во-вторых, Конституция дает право членам национального Совета Союза обсуждать любой вопрос, касающийся политики государства. Однако законодатель закрепил некоторые положения, ограничивающие данное право. Статья 92 определяет эти ограничения следующим образом:

1. Для обсуждения вопросов необходимо согласие Совета министров, так как если Совет министров считает, что обсуждение данного вопроса противоречит интересам государства, то вопрос не обсуждается.

2. Необходимо присутствие премьер-министра или уполномоченного министра на заседании, на котором поводится обсуждение.

3. После обсуждения Национальный Совет Союза имеет право давать рекомендации Совету министров, который может их учесть или отвергнуть. В последнем случае Национальный Совет вправе требовать объяснение причины отказа.

Как мы видим, полномочия Национального Совета в политической сфере ограничены, к тому же Совет не обладает правом запроса или допроса членов правительства. Совет не обладает также правом объявления вотума недоверия совету министров или отдельным его членам.

Высший союзный суд стоит на вершине судебной власти. Согласно ст101 конституции суд является независимым конституционным органом, задача которого заключается в регулировании отношений между центральным правительством и органами власти на местах. Решения суда являются окончательными и обязательными для исполнения. Суд формируется из председателя и 4 судьей. Закон допускает назначение необходимого количества судьей для решения определенных дел. Кроме конституции деятельность высшего союзного суда регламентируется федеральным законом 10 от 1973 года с изменениями 1985 года. Согласно данному закону судьи являются независимым и несменяемыми, а их деятельность может быть прекращена в следующих случаях:

Смерть члена суда;

Добровольная отставка;

Истечение срока контракта (для членов суда, работающих на контрактной основе);

Достижение пенсионного возраста;

Недееспособность по состоянию здоровья;

Переход на другую работу;

Увольнение за поступки несовместимы с должностью судьи.

Суд имеет как общие, так и специальные полномочия. Среди общих полномочии суда можно выделить следующие:

Разрешение споров между эмиратами, членами союза, а также между эмиратами и правительством союза. При этом суд рассматривает дела по просьбе любой из указанных сторон;

Толкование положения конституции по запросу правительства одного из эмиратов. Постановление суда в таком случае является обязательным для всех;

Допрос министров и высших чиновников, назначенных специальным указом, по подозрению в совершении должностного преступления или преступления, связанного с поделкой документов, штампов и валюты;

Разрешение споров и коллизии между федеральными органами правосудия и органами правосудия субъектов относительно их полномочий;

Разрешение коллизии в решениях органов правосудия отдельных эмиратов.

А что касается специальных полномочий, то согласно п. п2-3 ст-99 конституции высший суд является единственным органом, уполномоченным решать вопрос о соответствии положений нормативных актов и судебных решений конституции страны. Конституция определяет также стороны, обладающие правом запроса в высший суд: ими могут быть эмираты, члены союза, федеральные органы власти и отдельные граждане.

Право обращения в суд принадлежит главе эмирата (шейху), этим же правом обладают и органы правосудия в случае рассмотрения определенных дел. Органы правосудия могут обращаться в суд как самостоятельно, так и по требованию одной из сторон дела.

Согласно ст.45 конституции право запроса в высший суд имеют и федеральные органы власти - глава союза, его заместитель, высший совет союза и совет министров, которые (как было отмечено высшее) представляют исполнительную власть.

Согласно ст-58 закона 10 (о высшем союзном суде) судебная власть имеет право рассматривать дела о соответствии федеральных законов и местного законодательства конституции страны как по требованию одной из сторон дела, так и самостоятельно.

Конституция дает гражданам право также обратиться в суд с жалобой о неконституционности законов и иных нормативных актов, но только в случае рассмотрения конкретного дела (ст-99 п-3).

Надо отметить, что само решение суда не отменяет закон в случае его неконституционности, а лишь обязывает уполномоченную власть принять меры по устранению норм, противоречащих конституции (ст.101).

Объединенные Арабские Эмираты .

Название государства обусловлено наименованием административно-территориальных единиц, образующих федерацию.

Столица Объединенных Арабских Эмиратов . Абу-Даби.

Площадь Объединенных Арабских Эмиратов . По разным расчетам территория государства занимает 77 830 км2 и 83 600 км2 (это связано с тем, что некоторые участки границ, проходящие по , точно не обозначены).

Население Объединенных Арабских Эмиратов . 2407 тыс. чел.

Расположение Объединенных Арабских Эмиратов . ОАЭ - государство в Западной , на юго-востоке . На севере омывается водами Персидского залива , на востоке граничит с султанатом , на юге - с , а на западе - с . Большая часть страны представляет собой бесплодную, но нефтеносную пустыню.

Административное деление Объединенных Арабских Эмиратов . В федерацию Арабских Эмиратов входят 7 эмиратов: Абу-Даби,Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджайра, которые раньше представляли собой небольшие поселения на берегу Персидского залива.

Форма правления Объединенных Арабских Эмиратов . Федерация из 7 субъектов с монархической формой правления.

Глава государства ОАЭ . Президент, избираемый сроком на 5 лет.

Высший орган государственной власти Объединенных Арабских Эмиратов . Высший совет эмиров.

Высший совещательный орган Объединенных Арабских Эмиратов . Федеральный национальный совет.

Высший исполнительный орган Объединенных Арабских Эмиратов . Совет министров.

Крупные города Объединенных Арабских Эмиратов . Дубай, Шарджа, Аджман, Умм-эль-Кайвайн, Рас-эль-Хайма и Эль-Фуджайра.

Государственный язык Объединенных Арабских Эмиратов . Арабский.

Религия Объединенных Арабских Эмиратов . Большинство населения исповедует .

Этнический состав Объединенных Арабских Эмиратов . 90% - арабы, 6% - индийцы.

Валюта Объединенных Арабских Эмиратов . Дирхам = 100 филсам.

и озера Объединенных Арабских Эмиратов . Постоянных рек нет.

Достопримечательности Объединенных Арабских Эмиратов . Архитектура-модерн, выставка, верфь Корничи, знаменитые восточные базары, беспошлинные магазины. Древнейшая история эмиратов нашла отражение в многочисленных памятниках археологии. В каждой из столиц эмиратов имеются дворцы правителей, старые крепости. Туристов привлекает океанское побережье, особенно красиво оно в Эль-Фуджайре.

Полезная информация для туристов

Одежда женщин должна быть просторной, мужчин приветствуют легким поклоном, не подавая руки. Замужних женщин нельзя брать под руку.

В дом араба не принято входить в обуви. Если хозяин идет впереди вас и сам заходит в обуви, то этот запрет снимается.

Арабы долго помнят обиды. Отмщение возведено в ранг искусства. Месть может последовать через несколько десятков лет.

Еду и напитки надо давать и брать правой рукой. Если вилки отсутствуют, то следует ополоснуть водой правую руку и брать еду щепотью.

Нельзя проходить перед молящимися. В Рамадан никогда не ешьте, не пейте, не курите, не жуйте жевательную резинку на улицах и в общественных местах до захода солнца. Рамадан - месяц мусульманского поста, и неуважение к традициям может привести к штрафу и даже к тюремному заключению.

В мусульманской стране необходимо установить с партнером взаимопонимание. Встреча начинается с рукопожатия, но при этом надо обязательно смотреть партнеру в глаза. Во время приветствия нельзя держать в другой руке сигарету или руку в кармане. Беседа начинается с вопросов о самочувствии, о здоровье членов семьи. Граждане этой страны не спешат, не любят рисковать. Предприниматели прекрасно владеют английским, на этом же языке составляется деловая документация.

Объединенные Арабские Эмираты, как и любая другая мусульманская страна, отличаются уникальными системами государственного и политического устройства, которые диктуются нормами местного права и обычаями, сформировавшимися за столетия существования народов Среднего Востока.

Государственное и политическое устройство ОАЭ. Факты для экспатов

Сегодняшняя государственная система в ОАЭ напоминает федерацию, элементами которой являются эмираты. Во главе каждого из них находится эмир (аналог короля), причем, этот титул передается по наследству. Так что каждый эмир является представителем древнего рода восточных правителей.

Монархическая власть сильна в Эмиратах, и это отражается на пути формирования главного органа управления страной. Им выступает Верховный Совет Эмиров, который является высшим законодательным органом. Советом рассматриваются наиболее важные государственные дела, а предложения могут поступать как от самих эмиров, так и от членов совещательного органа – Федерального совета. Фактически, он представляет собой нижнюю палату парламента ОАЭ. В него входит 40 представителей, половина из которых избирается сроком на два года. Другая половина кандидатов подбирается правителями эмиратов.

Такая структура законодательной власти очень схожа с принципами устройства демократических республик. Ведь в Арабских Эмиратах есть и президент, и премьер-министр. Однако, способ их избрания и отсутствие равновесия между палатами парламента указывают на государство, в котором устоялась федеративная монархия.

Этот вывод можно сделать, опираясь на полномочия эмиров, которые установлены Конституцией. А именно, в их власти находятся все рычаги управления страной, начиная от принятия жизненно важных законов, заканчивая утверждением главенствующих должностей. При этом, для утверждения какого-либо предложения достаточно согласия 5 из 7 представителей.

В обязанности Федерального совета входит обсуждение и подготовка новых законодательных актов на рассмотрение эмиров. Фактически, на этом основные полномочия членов совета заканчиваются, ведь любое предложение может быть отвергнуто монархами, и все, что остается представителям нижней палаты, так это издавать незначительные указы и консультировать эмиров касательно тех или иных предложений.

Президент является официальным лицом, представляющим страну на международной арене, кроме того, он оказывает непосредственное влияние на органы исполнительной и законодательной власти. В Эмиратах, этот пост также считается почти наследственным, несмотря на то, что конституция предусматривает ограничение сроков правления до 5 лет. Тем не менее, как таковых, выборов президента не происходит, ведь его назначение осуществляется благодаря тому же Совету Эмиров. Стоит ли говорить, что и кандидаты представлены этим числом правителей. После смерти предыдущего президента, шейха Халифы бин Зайеда Аль Наяна, этот пост занял его сын, крон-принц Абу-Даби, Мухаммед бин Зайед Аль Наян.

Должность премьер-министра также предполагает кандидатуру одного из членов Совета Эмиров. На сегодняшний день, эту роль выполняет правитель Дубая, Мухаммед бин Рашид Аль Мактум. Он же выступает и вице-президентом, как и многие его предшественники на посту премьер-министра.

Таким образом, Эмираты имеют много схожих признаков с таким специфическим видом государственной системы как автократия. Это понятие включает в себя несколько признаков. Во-первых, в такой стране присутствует единоличный правитель, чье влияние и власть не ограничены механизмами общественного контроля. Важным признаком является и то, что в стране предусмотрены другие органы, некоторые из которых могут быть избирательными. Но они не имеют никаких рычагов воздействия на избранный курс правителя. А значит, и голос человека на выборах имеет фиктивное значение.

Конечно, можно ссылаться и на то, что в Эмиратах ограничивать друг друга пытаются эмиры, входящие в Верховный Совет. Однако практика показывает, что между правителями ОАЭ давно сложились все возможные договоренности, и они продолжают следовать одной общепринятой цели. В этом разрезе, правление богатейших династий напоминает олигархию.

Государственное устройство предполагает наличие двух обособленных уровней – федерального и местного. Органы федерального правительства сосредоточены в Абу-Даби – столице Эмиратов, и в их обязанности входит рассмотрение вопросов касательно иностранных связей, обороны и безопасности, здравоохранения и образования. Другие проблемы находятся на повестке дня у органов местного правительства (в каждом отдельном эмирате). Также, в каждом субъекте федерации имеется собственные органы законодательной власти.

Политическая ситуация в стране всецело отображает отсутствие общественного влияния на происходящее в стране. Так, в ОАЭ отсутствуют партии и политические объединения, собственно, как и оппозиционные ответвления власти. На смену им приходят торговые палаты и другие специализированные органы, касающиеся предпринимательской деятельности. Дело в том, что места в них формируются вполне себе демократичными путями, ведь капитал таких палат может быть сформирован не только местными, но и зарубежными вкладами. Характерно, что такие организации распространяют свою власть в основном на территории свободных экономических зон, хотя, они могут оказывать значительное влияние на экономическую ситуацию внутри каждого эмирата.

На территории ОАЭ все еще формируются обособленные социальные классы, идет безостановочная эволюция местной культуры. Свое влияние оказывает европейский мир, внося свою лепту в текущий образ жизни. Да и власти Эмиратов благосклонно относятся к такому сотрудничеству, создавая максимум условий для развития экономики и предпринимательства. Поэтому читателя не должно пугать такое положение политических сил, ведь показатели роста страны в целом указывают на мудрость решений правителей страны.

Правовая система в ОАЭ. Что обязательно нужно знать недавно переехавшим в ОАЭ?

Вопрос о правовой системе может вызвать некоторые затруднения, особенно у иностранцев касательно положений, которые на них распространяются. Этой проблеме следует уделить отдельную статью.

В целом, правовая база в ОАЭ представлена интереснейшим сплавом традиционных мусульманских законов (законом Шариата), египетского гражданского права и некоторых положений англо-саксонской доктрины. Давайте остановимся на каждом из этих элементов.

Законы Шариата

В строгом понимании, законы Шариата следует рассматривать как божественное или религиозное право, которое диктуется двумя священными книгами – Кораном и Сунной. Первая является посланием Господа ко всем мусульманам, в котором описываются некоторые основополагающие принципы, которых должен придерживаться представитель этой религии. Сунна рассказывает о жизни пророка Мухаммеда, и, фактически, конкретизирует модель поведения сторонников мусульманства.

Сложность заключается в том, что Коран представлен одной утвержденной книгой, и других его официальных версий не существует. А Сунна, в которой большое значение имеет толкование действий, высказываний и поступков пророка Мухаммеда, была переведена и собрана шестью авторами. Самыми авторитетными собраниями считаются коллекции аль-Букари и Муслима ибн аль-Хаджажа. Эти издания признаны самыми полными и достоверными, содержащими около 7 000 и 12 000 хадисов соответственно (хадис-это предание о жизни и деяниях Мухаммеда, в форме небольшого рассказа). В них затрагиваются разнообразные религиозно-правовые стороны жизни мусульманского общества.

Другие версии Сунны содержат меньшее количество хадисов, да и трактовка в этих изданиях может значительно отличаться. Для шиитов, например, в эти книги входят повествования о 12 праведных имамах, которые, по сути, по-своему трактуют положения первоисточников. В ОАЭ, большее распространение получили сунниты, что прямо отражается на правовой системе.

Законы суннитов исходят по большей части из повествований о Мухаммеде в 6 крупнейших общепризнанных сводах. Кроме того, ими признаны четыре юридические школы (мазхабы):

  1. Малакитский.
  2. Шафиитский.
  3. Ханафитский.
  4. Ханбалитский.

Разница между этими направлениями заключается в наличии дополнительных источников, в виде трактовок деяний пророка. Каждый мусульманин имеет право самостоятельно выбирать источники, на которые он ссылается в своих поступках.

Что же касается иностранцев, здесь практика применения Фикха (исламской юридической системы) крайне неоднозначна. Поскольку законы Шариата охватывают любые сферы жизнедеятельности общества (от уголовной ответственности и гражданских правоотношений, вплоть до рекомендаций об одежде и предпочтительной еде), их знание и соблюдение является обязательным даже для иностранцев, особенно, для обладателей вида на жительство.

Влияние международного права на правовую систему ОАЭ

На законы в ОАЭ оказал огромное влияние Египетский Гражданский кодекс, который был принят еще во времена экспансии Наполеона в Африку. Таким образом, множество аспектов гражданского права регулируются с помощью норм, характерных французской доктрине.

Особенно это касается положений о договорах, их форме, и прочих обязательствах. Например, понятие ипотеки и других займовых соглашений берут свое начало в нормах этого документа.

Нельзя сказать, что другие школы не имеют влияния на законодательную и правоприменительную систему Эмиратов. На самом деле, по части хозяйственного и гражданского права это воздействие прослеживается наилучшим образом, особенно в положениях, которые трактуют предпринимательские отношения. Эта сфера подчинена международным обычаям, характерным представителям тех или иных стран англо-саксонской и романо-германской семьи.

Юрисдикция местных и федеральных органов

Отдельное затруднение может вызывать существующая система местных и федеральных органов, законодательных и судебных.

Отдельную ветвь представляют шариатские суды, которые предназначены для осуществления мусульманского правосудия. Они представлены как на федеративном, так и на местном уровне. В их обязанности входит рассмотрение семейных споров и правоотношений, например, касательно наследования, опеки, попечительства. Поскольку в ОАЭ не существует семейного кодекса, правосудие осуществляется по законам источников Шариата. В отдельных эмиратах, в юрисдикцию этих судов входит рассмотрение некоторых уголовных дел: о супружеской измене, вождении в нетрезвом виде и т.д.

Кроме того, в каждом эмирате существует система судов 2-ух инстанций: местной и апелляционной. Конечно, они обязаны руководствоваться рекомендациями Верховного Федерального Суда (кассационной инстанции), хотя, правоприменительная практика все равно отличается от эмирата к эмирату.

Помимо шариатских судов, в системе предусмотрены палаты по рассмотрению уголовных и гражданских дел. В них высшую юридическую силу имеют принятые кодексы, уголовный и гражданский. Что касается первого, он сполна перенял суровость отношения священных книг Ислама к преступникам и правонарушителям – уголовный закон в Арабских Эмиратах строгий и жесткий, хотя, он достаточно справедлив.

В качестве наказания, могут быть применены штрафы, лишение и ограничение свободы, и, что самое худшее, смертная казнь. Тем не менее, чтобы оказаться под угрозой такого приговора, необходимо вести себя крайне неосмотрительно – все же правовая система в ОАЭ достаточно гуманна, как для местных жителей, так и для иностранцев.

Экстрадиция в ОАЭ

Этот пункт касается существующих международных соглашений, которых придерживаются власти Эмиратов. С некоторыми странами были заключены договоры об экстрадиции, которые касаются выдачи иностранных преступников властям их страны. Конечно, их положения интересуют многих приезжих.

Итак, главным основанием для применения этих соглашений является наличие у вас гражданства страны, с которой у ОАЭ есть подписанное соглашение. В некоторых случаях, вы не будете подпадать под юрисдикцию местных властей, которые обязаны передать вас в руки родных органов правосудия. Хотя, могут быть предусмотрены некоторые исключения, например, если были затронуты личные интересы страны, либо в случае особо тяжких преступлений.

Какое право применяется в свободных экономических зонах (оффшорах) ОАЭ?

В оффшорах ОАЭ действует общее правило, которое свойственно таким зонам по всему миру: если субъектами правоотношений выступают иностранные представители, они сами имеют право выбирать нормы, которыми они будут руководствоваться. Однако, если в отношения будет вовлечен гражданин Эмиратов, тогда это дело попадает под юрисдикцию судебных органов страны.

Конечно, это не означает, что на этих территориях царит беззаконие: местные власти продолжают следить за действиями субъектов, как и полиция. Но в спорной ситуации, вас не имеют права судить по законам ОАЭ. Опять же, это не относится к особо тяжким преступлениям.

Стоит подытожить вышеуказанную информацию. Во-первых, читателя не должен пугать такой своеобразный уклад государственной и правовой системы – на самом деле, в Эмиратах сейчас господствуют законы гуманизма, а жесткие ограничения направлены исключительно на благие цели.

Во-вторых, вы всегда можете рассчитывать на справедливое правосудие и содействие органов власти, будь вы иностранцем или коренным жителем. Многонациональность местного социума предусматривает равное отношение ко всем представителям общества.

Если Вы планируете переехать в Арабские Эмираты, открыть здесь бизнес или банковский счет, пожалуйста, напишите нам на [email protected] .


Метки:

Подпишитесь на наш телеграм канал и расскажите о нем знакомым в бизнесе.

Читайте другие интересные статьи портала InternationalWealth.info:

    При регистрации компании в ОАЭ владельцам бизнеса необходимо также помнить о потенциальной корпоративной ответственности. Для бизнеса в ОАЭ имеется достаточно много шансов попасть под нарушение…

ОАЭ - федеративное государство в составе 7 эмиратов (абсолютных монархий) с особыми полномочиями, делегированными федерации. Действует Конституция 1971, в 1996 преобразованная из временной в постоянную.

Административное деление: эмираты Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Эль-Фуджайра, Умм-эль-Кайвайн, Аджман. Эмираты в административном отношении подразделяются на муниципалитеты.

Наиболее крупные города (тыс. чел.): Абу-Даби, Дубай (737), Шарджа (около 435).

Принципы государственного управления ОАЭ предусматривают одобрение правителями не менее чем 5 эмиратов предложений, передаваемых для выполнения правительству. Формирование Вооружённых сил, по Конституции, передано федеральным властям. В 1994 были введены законы шариата для рассмотрения ряда преступлений (убийство, кража, употребление и продажа наркотиков).

Высший орган законодательной власти: Высший совет 7 эмиратских шейхов. Высший совещательный орган законодательной власти: Федеральный национальный совет в составе 40 членов (по 8 - от Абу-Даби и Дубая, по 6 - от Шарджи и Рас-эль-Хаймы, по 4 - от других эмиратов). Каждый эмират может изучать и отклонять законы, разработанные Советом министров. Высший орган исполнительной власти - Совет министров. Глава государства: президент. Глава высшего органа исполнительной власти: премьер-министр.

Президент избирается из числа монархов эмиратов сроком на 5 лет, он назначает премьер-министра и Совет министров. Каждый эмират назначает отдельно своих представителей в Федеральный национальный совет.

Выдающийся политический деятель ОАЭ - правитель Абу-Даби шейх Заед бен Султан Аль Нахай-ян, происходящий из знатного и древнего рода. С 1971 он несколько раз переизбирался на пост президента ОАЭ. Шейх Заед проявил себя как твёрдый сторонник единства, спокойный, миролюбивый реформатор. Возглавив Абу-Даби ещё с 1966, шейх Заед высказался за политику использования национального богатства в целях преобразования страны и творения добра для народа. Под его руководством ОАЭ вступили в эпоху стремительного экономического роста, достигли успеха на пути модернизации. ОАЭ, бывшие ещё в 1970-е гг. страной с племенным строем, в настоящее время обладают современной производственной и социальной инфраструктурой, одной из наиболее передовых на Ближнем Востоке, по многим показателям качества жизни приблизились к уровню развитых государств.

В ОАЭ нет политических партий. Среди ведущих организаций деловых кругов ОАЭ можно выделить значительное число местных торговых палат (более 50) и других специализированных органов, оказывающих содействие в вопросах предпринимательской деятельности. К ним относятся, в частности, Департамент экономического развития Абу-Даби, Промышленно-торговая палата Дубая, администрация Свободной экономической зоны Джебель-Али, отделы контрактов и закупок при муниципалитетах городов и пр. Среди ведущих организаций деловых кругов - национальные компании, в которых в различных пропорциях представлен государственный, частный, в некоторых - иностранный капитал, банковские и страховые компании. Социальная структура общества представлена ещё не оформившимися окончательно слоями и группами промежуточного от традиционного к современному типа. Продолжается формирование таких социальных групп, как местные предприниматели, интеллигенция, бюрократия, рабочий класс.

Внутренняя политика направлена на создание экономики, отвечающей современным требованиям с помощью инвестирования доходов от экспорта нефти, газа и нефтепродуктов, на улучшение социальных условий жизни коренного населения. В последние годы делается больший акцент на рыночные принципы в экономике и приватизацию. Особое значение отводится развитию в ОАЭ международного туризма и повышению роли страны в качестве коммерческого центра международного значения. Внешняя политика ОАЭ строится на принципах сбалансированного подхода к отношениям с разными государствами, с определённым приоритетом в отношениях с Великобританией. Важное место отводится вопросам общеарабского единства и сотрудничества в рамках ССАГПЗ.

Вооружённые силы ОАЭ состоят из армии и Военно-морского флота (включая морскую и береговую охрану), специальных сил (включая Федеральную полицию). Общая численность - св. 70 тыс.чел., годных к военной службе в возрасте 15 - 49 лет - 419 851 чел. (2002). На вооружении несколько десятков кораблей и около 100 самолётов, 400 танков.

ОАЭ имеют дипломатические отношения с РФ (дипломатические отношения между СССР и ОАЭ были установлены в декабре 1971).

Информационный портал – является путеводителем в мире, где в 257 странах проживают народы разных религиозных взглядов и традиций. Вся информацию о стране предоставляется в свободном доступе. По материалам сайта можно хорошо ознакомиться с культурой, историей, географией и экономикой страны. Никогда не знаешь, в каком уголке мира можешь оказаться, лучше ознакомиться заранее с особенностями той или иной страны. Изучая доклад "Государственное устройство и политическая система ОАЭ" вы можете открыть для себя много интересного и неизведанного.