» »

Краб первый в мире подводный минный заградитель. Н. Залесский - "Краб" - первый в мире подводный минный заградитель. Тактико-Технические данные подводной лодки «Краб»

13.01.2024

Минный заградитель Краб

Подводная лодка Краб , первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован М.П. Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором.
Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налетова в день гибели броненосца Петропавловск , взорвавшегося на японской мине 31.03.1904 г. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налетов решил построить подводную лодку - минный заградитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налетов строил на свои собственные сбережения; местное военно-морское начальство относилось к идее Налетова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и «свободными станками».
Водоизмещение строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпеды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса - «под себя».
Корпус заградителя был построен, для погружения на палубе укладывались чугунные чушки (балластины), для всплытия они снимались плавучим краном. В связи со сдачей Порт-Артура японцам, недостроенный заградитель был взорван.
В 1906 г. М.П. Налетов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налетовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий - водоизмещением 470 тонн.
Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налетовым в 1907 г. 02.10.1907 г. спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом Наваль на утверждение Морского министерства. В 1908 г. Морское министерство выдало заводу Наваль заказ на строительство подводного минного заградителя.
Летом 1909 г., после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11.07.1909 г.. К концу 1909 г. была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.
Параллельно с постройкой подводного заградителя велись изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налетовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью, при этом возник спор между Налетовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа.
В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 г., когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.
Мины располагались в проницаемой надстройке двумя рядами в коридорах, занимающих примерно 2/3 длины корабля. На боковых стенках каждого коридора имелись направляющие рельсы. а в нижней части проходила конвейерная цепь.






Схемы из книги Русские подводные лодки .

Тактико-технические данные:
Водоизмещение: надводное - 510 тонн
подводное - 720 тонн
Размеры: длина - 52.7 метра
ширина - 4.3 метра
осадка - 4.0 метра
Силовая установка: 5 групп аккумуляторных батарей по 17 элементов и 1 группа из 8 элементов
4 керосиновых двигателя суммарной мощностью 1,320 л.с.
2 электромотора суммарной мощностью 660 л.с.
2 винта
Скорость: наибольшая (надводная/подводная) - 10.8/8.3-8.6 узла
экономическая (надводная/подводная) - 8.5/5.5-5.9 узла
Дальность плавания: надводная - 1,200/2,000 миль (10.8/8.5 узловым ходом)
подводная - 82/138 миль (8.2/5.9 узловым ходом)
Запас топлива: 13.5 тонн (керосин)
Глубина погружения: предельная - 30 метров
время погружения - 7 мин 38 сек
время всплытия - 4 мин
запас плавучести - 14 %
Артиллерийское вооружение: 1х1 37-мм орудие, 2х1 7.62-мм пулемета
Минно-торпедное вооружение: 1х1 457-мм носовой торпедный аппарат (боекомплект - 1 торпеда)
2х1 торпедных аппарата Джевецкого (боекомплект - 2 торпеды)
60 мин заграждения
2 перископа
прожектор диаметром 30 см
Экипаж: офицеры/кондукторы/нижние чины - 3/2/24 человек

Краб в постройке.

Краб на верфи Руссуд , Николаев, 1913.

Краб на рейде Севастополя.

Погрузка мин на Краб .

Погрузка мин на Краб.

Судя по камуфлированным эсминцам типа Новик , фото сделано в 1916 году.

Построена на судоверфи завода Наваль в Николаеве.
Зачислена в списки судов Черноморского флота 09.08.1912 г.,
заложена в конце 1909 г.,
спущена на воду 12.08.1912 г.
В июне 1913 г. начались заводские испытания Краба , а 22.06.1913 г. состоялось первое пробное погружение. Первым командиром Краба был назначен старший лейтенант А.А. Андреев. Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых «вытеснителей») для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 г., испытания закончились только в июле 1915 г. Первый боевой поход Краб совершил 25.06.1915 г. С 58 минами и 4 торпедами Краб вышел в сопровождении подводных лодок Морж , Нерпа и Тюлень к Босфору. 27.06.1915 г. мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка Иса-Рейс . Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18.07.1916 г., третья - 01.09.1916 г. Прошла капитальный ремонт корпуса и механизмов с 19.09.1916 г. в Севастопольском военном порту с перевооружением. 16.12.1917 г. вошла в состав Красного Черноморского флота, но 01.05.1918 г. была захвачена германскими войсками, а 24.11.1918 г. - англо-французскими интервентами. 26.04.1919 г. Краб , в левом борту которого была сделана пробоина размером ок.0.5 кв. метра, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты. В 1934 г. Краб обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки Кит . Краб лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 град. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт. В мае 1935 г. начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении Краба из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма Краба еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 град., но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 04.10 по 07.10.1935 г. лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц Краб был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту. Узнав о подъеме Краба , М.П. Налетов выступил с проектом восстановления и модернизации Краба . Проект был отклонен, Краб не восстанавливался и был сдан на металлолом.

В 1906 году М.П. Налетов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налетовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий - водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налетовым в 1907 году. 2 октября 1907 года спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом "Наваль" на утверждение Морского министерства. В 1908 г. Морское министерство выдало заводу "Наваль" заказ на строительство подводного минного заградителя.

Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

Параллельно с постройкой подводного заградителя велись изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налетовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью, при этом возник спор между Налетовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа.

В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых "вытеснителей") для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 г.

Длина - 52,73 м
Ширина - 4,33 м
Осадка - 3,96 м
Водоизмещение - надводное - 512 тонн, подводное - 722,1 тонны
Силовая установка - 2 блока по 2 керосиновых двигателя (4 Ц; 4 Т) в 330 л.с каждый, 2 электродвигателя - по 330 л.с.
Скорость - наибольшая надводная - 11,8 узлов, подводная - 7,5 узлов, экономичная надводная - 8,6 узлов, подводная - 4,2 узла.
Запас топлива - 38,1 т (керосин), аккумуляторные батареи 236 элементов - 7000 А.ч.
Дальность плавания - в надводном положении - 1200 миль при 11,8 узлах, - 1700 миль при8,6 узлах; в подводном положении - 19,6 миль при7,1 узлах, - 82 мили при4,13 узлах
Вооружение - 2 минных трубы с устройствами для постановки на 60 мин заграждения; 2 торпедных аппарата 457 мм (2 носовых) ; 4 торпедных аппарата Джевецкого; 1 - 47мм; 1 - 37мм; 1 - 7,62мм пулемет; 2 перископа Герца; 1 прожектор - 45 см (с 1916 добавлено 1-75мм/50 орудие и 1-7,62мм пулемет)
Радиотелеграф - 1 станция мощностью 0.5 кВт
Экипаж - 4 офицера / 4 кондуктора / 45 нижних чинов.
Время погружения - 4 минуты
Запас плавучести - 41 %
Глубина погружения - рабочая - 50 метров

Зачислена 9 августа 1912 в списки кораблей ЧФ. Заложена в сентябре 1909 на заводе "Наваль", Николаев. Спущена 12 августа 1912, вступила в строй 25 июня 1915.

В июне 1913 г. для минного заградителя начались заводские испытания и 22 июня 1913 г. "Краб" сделал свое первое пробное погружение. Осенью 1914 г. закончились переделки и доводки проекта, а в июле 1915 г. испытания.

25 июня 1915 г. "Краб" выполнил первый боевой поход. С 58 минами и 4 торпедами он вышел в сопровождении подводных лодок "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-Фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс". 18 июля 1916 г. вторая постановка мин (произведена в том же районе). 1 сентября 1916 г. третья постановка мин (произведена в том же районе). 19 сентября 1916 г. минный заградитель поставлен на ремонт в мастерские Севастопольского порта. С 16 декабря 1917 г. вошел в состав Красного ЧФ. 1 мая 1918 г. попал в руки германского морского командования. 24 ноября 1918 г. захвачена англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 г. "Краб", в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты. В 1934 г. "Краб" обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки "Кит". "Краб" лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт, и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт. В мае 1935 г. начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении лодки из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность. Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма лодки еще больше погрузилась в грунт, и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним. В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц "Краб" был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту. Узнав о подъеме "Краба", М.П. Налетов выступил с проектом восстановления и модернизации "Краба". Проект был отклонен, "Краб" не восстанавливался и был сдан на металлолом «Рудметаллторгу».

Командиры: ст. л-т А.А. Андреев (1913).

Н. А. Залесский


"Краб" - первый в мире подводный минный заградитель


Подводный минный заградитель "Краб"


ОТ РЕДАКТОРА ПЕРВОГО ИЗДАНИЯ


Создание и боевые действия первого в мире подводного минного заградителя "Краб" - совершенно самобытного корабля русского военно-морского флота - были освещены в нашей литературе очень скупо, а иногда и неточно. Так, о постройке в осажденном Порт-Артуре небольшой подводной лодки для постановки мин - прообраза "Краба" сообщались неверные сведения.

Автор настоящей книги, инженер-кораблестроитель, кандидат технических наук, окончил-Военно-Морское инженерное училище им. Ф. Э. Дзержинского и кораблестроительный отдел Военно-Морской Академии. Он не только поднял огромный архивный и литературный материал, но и провел подлинное исследование с целью воссоздать на основе далеко не полных, а порой и противоречивых сведений правдивую картину всей эпопеи постройки «Краба».

Н. А. Залесский объективно освещает тернистый путь, пройденный изобретателем и строителем "Краба" М. П. Налетовым, путь, приведший, в конце концов, к утверждению приоритета русской технической мысли в создании первого в мире подводного минного заградителя. Главы, посвященные боевым действиям "Краба", написаны живо и интересно.

Можно надеяться, что книга Н. А. Залесского будет благожелательно принята не только специалистами в области кораблестроения, но и теми, кто интересуется историей отечественного Военно-Морского Флота.

Константин Федяевский


Создание первого в мире подводного минного заградителя "Краб" - одна из замечательных страниц в истории русского военного кораблестроения. Техническая отсталость царской России и совершенно новый тип подводной лодки, каким был "Краб", привели к тому, что заградитель вступил в строй лишь в 1915 г. Но даже у такой технически развитой страны, какой была кайзеровская Германия, первые подводные заградители появились лишь в том же году, причем по своим тактико-техническим данным они значительно уступали "Крабу".

К сожалению, это событие в отечественном кораблестроении было очень слабо освещено в советской литературе, не говоря уже о дореволюционной печати. Это и побудило автора свыше 25 лет тому назад заняться исследованием истории создания первого в мире подводного минного заградителя, пользуясь преимущественно архивными документами и в значительно меньшей степени - литературными источниками. Книга о "Крабе" была издана в 1967 г. относительно небольшим тиражом - 14000 экземпляров и к настоящему моменту стала своего рода библиографической редкостью. Поэтому издательство предприняло второе издание книги.

Как первая попытка изложения истории "Краба" книга, разумеется, не была лишена недостатков, и хотя за прошедшие двадцать лет со времени издания книги в адрес автора от читателей не поступило никаких замечаний или предложений по улучшению ее содержания, автор счел себя обязанным уточнить, исправить и дополнить текст первого издания.

Автор приносит свою благодарность товарищам, которые способствовали успеху создания книги. Так, при выявлении документов по подводному заградителю "Краб" в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота (ЦГАВМФ) систематическую помощь автору оказывали как его директор И.Н. Соловьев, так и сотрудники архива Л.Н. Гусарова, И.А. Лившиц, В.Е. Надводский, Е.И. Зугман и др. Откликнулись на просьбу автора и предоставили в его распоряжение рукописи, воспоминания и фотографии родственники М.П. Налетова - проф. К.К. Федяевский, Е.А. Налетова, Н.М. Бовина и В.В. Золотницкий. Предоставили также различные материалы или фотографии М.И. Божаткин (г. Николаев), Н.А. Быкова (г. Ленинград), Т.Н. Бекова (г. Москва), Г.П. Коленов (г. Нальчик), С.С. Каменский (г. Одесса) и Г.В. Степанов (г. Лениград).

Автор также выражает свою признательность зарубежным историкам флота Р.Э. Грегору (г. Прага), П.А. Варнеку (г. Брюссель) и Е. Пертеку (г. Познань) за нужные для книги фотографии, которые не были найдены в СССР.

Для иллюстрации книги были использованы документы и чертежи ЦГАВМФ и фотографии Центрального военно-морского музея. Кроме того, некоторые рисунки заимствованы из статей С. Глинки "Подводная лодка г. Налетова" (иллюстрированное приложение к газете "Новое время" от 10 августа 1905 г.) и Н.А. Монастырева "Подводный заградитель "Краб" как корабль самобытного русского типа" (Морской сборник, Бизерта, 1922, № 2), а также из справочника Henry Le Masson "Les Flottes de Combat" (Paris, 1947).

"Маленькая подводная лодка … строившаяся мною

в осажденном Порт-Артуре, хотя и не принесла ему пользы,

но она сыграла роль зародыша для "Краба".

М. Налетов 1


М.П. Налетов


Как известно, русско-японская война началась вероломным нападением японских миноносцев в ночь с 26 на 27 января 1904 г 2 на корабли русской Тихоокеанской эскадры, стоявшей в Порт-Артуре. Корабли эскадры стояли на внешнем рейде с частично выключенными отличительными огнями, горели только штаговые и гакабортные огни. В дозоре в 20 милях от рейда находились два миноносца с включенными отличительными огнями. Японские миноносцы, шедшие с выключенными огнями, легко отвернули от них и прошли незамеченными. Несмотря на внезапность торпедной атаки этими миноносцами русской эскадры, японцам не удалось уничтожить ни одного русского боевого корабля и достигнуть решающих успехов в самом начале войны. Из шестнадцати торпед, выпущенных японскими миноносцами, в русские корабли попали лишь три, повредившие два эскадренных броненосца ("Цесаревич" и "Ретвизан") и один крейсер ("Паллада"), временно выведя их из строя. Правда, положение усугублялось тем, что для ремонта поврежденных броненосцев в Порт-Артуре не было дока. Тогда нашли другой выход: для ремонта их подводной части применили специальные кессоны.

После нападения японских миноносцев боевые действия эскадры носили пассивный характер и сводились главным образом к отражению атак японского флота.

С назначением командующим Тихоокеанской эскадрой вице-адмирала С.О. Макарова и прибытием его 23 февраля в Порт-Артур эскадра активизировала свои действия. Корабли начали выходить в море и упражняться в маневрировании и совместном плавании. Активно использовались легкие силы. Был ускорен ремонт поврежденных кораблей. По выходе их из ремонта С.О. Макаров намеревался повести борьбу с японским флотом за преобладание на море. Однако этим планам Макарова было не суждено осуществиться. Утром 31 марта миноносец "Страшный", возвращаясь с моря в базу, был уничтожен японскими миноносцами. Во время боя для поддержки "Страшного" из Порт-Артура вышел крейсер "Баян". Неожиданно появились японские броненосцы и крейсеры, тогда навстречу им вышла вся русская эскадра.

Макаров держал свой флаг на эскадренном броненосце "Петропавловск". Развертываясь на месте, Макаров предполагал дать бой подходившему к Порт-Артуру японскому флоту. Но "Петропавловск" взорвался на минах, поставленных японскими миноносцами в ночь с 30 на 31 марта, и погиб 3 . На нем погиб талантливейший адмирал русского флота того времени Степан Осипович Макаров. Личный состав эскадры тяжело переживал гибель своего любимого адмирала. Многие понимали, что теперь все надежды на победу над японским флотом рухнули. Переживали гибель С.О. Макарова и все патриоты России и среди них - техник путей сообщения Михайл Петрович Налетов, находившийся в то время в Порт-Артуре.

Обладая ясным умом и кипучей энергией, Михаил Петрович, как и многие, задумывался над тем, как ликвидировать численное превосходство японского флота над русской Тихоокеанской эскадрой. Он пришел к выводу, что такую задачу лучше всего может выполнить подводный минный заградитель. Вот что об этом писал сам М.П. Налетов:

"Первая мысль вооружить минами заграждения подводную лодку пришла мне в голову в день гибели (31 марта) броненосца "Петропавловск", взорвавшегося на японской мине, свидетелем чего я был. Взрыв двух японских броненосцев 4 22 мая на наших минах, поставленных у Порт-Артура, еще раз показал силу минного оружия и окончательно укрепил во мне мысль о необходимости создания нового типа боевого корабля - подводного минного заградителя. Такой корабль решал задачу постановки мин у неприятельских берегов и тогда, когда мы морем не владели" 5.

Вместе с тем, по словам Налетова, его лодкой интересовались матросы и кондукторы с кораблей эскадры. Они часто приходили на постройку лодки и даже просили записать их в команду заградителя. Большую помощь Михаилу Петровичу оказали лейтенант Н.В. Кротков и инженер-механик П.Н. Тихобаев (эскадренный броненосец "Пересвет"). Первый помог получить из порта Дальний необходимые механизмы для лодки, а второй отпускал из своей команды специалистов, которые совместно с рабочими землечерпательного каравана работали на постройке заградителя. Несмотря на все трудности, Михаил Петрович успешно строил свою лодку.

Подводная лодка "Краб", первый в мире подводный минный заградитель, спроектирован Михаилом Петровичем Налетовым, по образованию техником путей сообщения, талантливым изобретателем, энергичным и инициативным конструктором.

Идея создания подводного минного заградителя появилась у М.П. Налетова в день гибели броненосца "Петропавловск", подорвавшегося на японской мине 31 марта 1904 года. Находившийся в то время в Порт-Артуре М.П. Налетов решил построить подводную лодку - минный заградитель для постановки мин у неприятельских берегов. Эту подводную лодку Налетов строил на свои собственные сбережения; местное военно-морское начальство относилось к идее Налетова недоверчиво, но разрешило ему пользоваться мастерскими и "свободными станками".


Водоизмещение строившегося подводного минного заградителя должно было быть около 25 тонн, на нем предполагалось разместить 4 мины или 2 торпеды Шварцкопфа. Ставить мины предполагалось через люк в нижней части корпуса - "под себя".

Корпус заградителя был построен, для погружения на палубе укладывались чугунные чушки (балластины), для всплытия они снимались плавучим краном. В связи со сдачей Порт-Артура японцам, недостроенный заградитель был взорван.

В 1906 году М.П. Налетов представил Морскому техническому комитету проект подводного минного заградителя водоизмещением около 300 тонн. Проект имел ряд недоработок и не был принят. После рассмотрения замечаний Налетовым были разработаны второй вариант подводного заградителя водоизмещением 450 тонн и третий - водоизмещением 470 тонн.

Четвертый, последний вариант заградителя был разработан Налетовым в 1907 году. 2 октября 1907 года спецификация с чертежами и проект контракта были представлены Николаевским заводом "Наваль" на утверждение Морского министерства. В 1908 г. Морское министерство выдало заводу "Наваль" заказ на строительство подводного минного заградителя.


Подводная лодка "Краб"

Летом 1909 года, после испытания моделей подводной лодки в Опытовом бассейне, завод представил окончательные чертежи подводного минного заградителя, которые вместе со спецификацией были утверждены 11 июля 1909 года. К концу 1909 года была начата сборка корпуса. М.П. Налетов был назначен консультантом при постройке подводной лодки.

Параллельно с постройкой подводного заградителя велись изготовление и испытания мин, сконструированных М.П. Налетовым, которые должны были обладать нулевой плавучестью, при этом возник спор между Налетовым и минным отделом Морского технического комитета о приоритете в изобретении мин подобного типа.


Пробная постановка мин с подлодки "Краб"

В проекте подводной лодки обнаружился ряд недоработок, основной из которых явился излишний объем кормовой балластной цистерны. Корректировка проекта продолжалась до 1912 года, когда был заключен новый контракт на строительство одного подводного минного заградителя водоизмещением около 500 тонн при надводном плавании.

9 августа 1912 года подводному заградителю было присвоено наименование "Краб", 12 августа 1912 года "Краб" был спущен на воду.


Спуск на воду подводной лодки "Краб"

В июне 1913 года начались заводские испытания "Краба", а 22 июня состоялось первое пробное погружение. Первым командиром "Краба" был назначен старший лейтенант А.А. Андреев.


Перестройка подлодки "Краб" на эллинге в Севастополе

Во время приемных испытаний обнаружилась недостаточная остойчивость подводной лодки, что потребовало установки свинцового киля весом 28 тонн и установки булей (бортовых "вытеснителей") для компенсации его веса. Переделки были закончены осенью 1914 года, испытания закончились только в июле 1915 г.


"Краб" после установки свинцового киля и вытеснителей

Первый боевой поход подводный минный заградитель "Краб" совершил 25 июня 1915 года. С 58 минами и 4 торпедами "Краб" вышел в сопровождении подводных лодок "Морж", "Нерпа" и "Тюлень" к Босфору. 27 июня мины были выставлены в районе маяков Анатоли-Фенер и Румели-фенер. Заграждение было обнаружено турецким флотом по всплывшим минам, после чего началось траление; однако на выставленных минах подорвалась турецкая канонерская лодка "Иса-Рейс".


Погрузка мин на "Краб"

Вторая постановка мин была произведена в том же районе 18 июля 1916 года, третья - 1 сентября 1916 года. В сентябре 1916 года "Краб" был поставлен в ремонт в мастерские Севастопольского порта.

В июне 1918 года "Краб" попал в руки германского, а затем англо-французского морского командования. 26 апреля 1919 года "Краб", в левом борту которого была сделана пробоина размером около 0,5 кв. м, был затоплен на внешнем рейде Севастопольской бухты.

В 1934 году "Краб" обнаружили во время подготовительных работ по подъему подводной лодки "Кит". "Краб" лежал на глубине 57-59 метров без крена. Кормовая часть подводного минного заградителя глубоко вошла в грунт и дифферент на корму составлял 12 градусов. Носовой люк был открыт, рубочный люк закрыт.

В мае 1935 года начались судоподъемные работы. Планировалось поднять подводный минный заградитель в несколько этапов. Задача первого этапа заключалась в извлечении "Краба" из грунта. Для этого предполагалось приподнять понтонами носовую оконечность на 12 метров, подвести полотенца под в корму и опустить лодку на грунт. На втором этапе над лодкой должны были остропить два 200-тонных понтона, два 80-тонных понтона и два 40-тонных мягких понтона и ступенчатым способом поднять лодку и перевести ее в Стрелецкую бухту на глубину 17 метров. На третьем этапе планировалось остропить 200-тонные понтоны непосредственно к бортам лодки, после чего поднять ее на поверхность.

Этот проект строго выдержать не удалось. При подъеме носа корма "Краба" еще больше погрузилась в грунт и подвести под нее полотенца не удалось. Попытки подъема носа продолжались несколько раз, при этом дифферент лодки на корму достигал 50 градусов, но результат оставался прежним.

В этой ситуации вся тяжесть дальнейших работ на первом этапе легла на водолазов. До конца сентября они размыли под кормой котлован глубиной 9-10 метров. Неоднократно его стенки обваливались на водолазов, но, к счастью, каждый раз им удавалось благополучно выбраться из завала. После того, как из грунта показались гребные валы, отмывку котлована прекратили. За валы закрепили два 80-тонных понтона и выдернули лодку из грунта. Дальше работы пошли исключительно быстро. С 4 по 7 октября лодку последовательно подняли на 12, 15 и 17 метров и завели в Стрелецкую бухту, а через месяц "Краб" был извлечен на поверхность. Заделав пробоину и осушив отсеки, эпроновцы передали минный заградитель Черноморскому флоту.

Узнав о подъеме "Краба", М.П. Налетов выступил с проектом восстановления и модернизации "Краба". Проект был отклонен, "Краб" не восстанавливался и был сдан на металлолом.

Тактико-технические элементы

Длина, м около 53
Ширина, м 4,3
Осадка, м 4,0
Водоизмещение надводное/подводное, т 533 / 736
Мощность двигателей надводного/подводного хода, л.с. 4х300 / 2х330
Скорость надводного/подводного хода, узл. 11,8 / 7,07
Дальность плавания надводным/подводным ходом, миль 2500 / 30
Глубина погружения, м 50
Вооружение
37 мм артиллерийское орудие (установлено в начале мировой войны) 1
Пулеметы 2
Торпеды в трубчатых носовых торпедных аппаратах калибром 45 мм 2
Запасные торпеды 2
Мины заграждения 60

kaf > Если вы такой специалист, то помогите неведующим.
Те вы прямо признали, что строите модель метр длинной будучи неведующим ?! Я - то, так, зацепил некоторый массив документов(включая чертежи) по ПЛ ЧФ, но Краба в нем нет.

kaf >Вы я так понял модели строить не будете
Неверно.

kaf >помогите.
Кто фото модели выложил-то?

kaf > И что ж вы там такого накопали совсем не соответствующее оригиналу.
Схемку гляньте, что Vili выложил и сравните со своим. Вся рубка, перископы и их обтекатели - не то(а на фото видно). Та схема - с подлинного чертежа делал. Ну там артиллерия - фэнтези, как и ёе состав, пропорции орудий. Не такие пропорции у рулей глубины....

>> А то что нам строить мы сами решим.
Уже очевидно насколько правдоподобная эта будет работа.

mamacabo > Действительно, по ПЛ РИФ чертежного материала крайне мало, так, каляки-маляки.
Материала полно - "Сомы", "Моржи", "Барсы", "Лебеди", "Нарвалы" просто по 50-150 чертежей на лодку - в ЦВММ,ЦВМБ и, конечно, РГА ВМФ. Описания на пять-шесть типов, монографии, статьи в Судостроении.

mamacabo > тема 1-й мировой не интересна никому.
Это заблуждение.

Тросик39 > Не любят российские власти истории.
Российские власти "Тверь" и "Штандарт" сохраняли и пр., крупнейшие музеи еще при царях основаны. А отношение к истории такое - это поздний совок, при Хруще начали уничтожать музеи и экспозиции, и такая тенденция наплевательского отношения просуществовала до 90-ых. Сейчас лучше. Музей Мирового Океана тому наглядное подтверждение. Да и первый атомоход "Ленин" сохранен и стоит у морвокзала в Мурманске.

kaf > Будем восстанавливать по описаниям и тому что удастся найти.
Так у Вас ничего нет. Вообще. Совсем. Как вот например электромотор представить и изобразить? там на лодках одной серии они могли отличаться...И "Краб" ну совсем не типовой - "Барсы" с "Моржами" не используешь.

kaf > Мир не без добрых людей.
Плюсиков наставят.

kaf > Хорошую информацию найти на любой корабль трудно, особенно на подводные лодки, которые всегда были секретом.
Сидя в интернете ДА! А в 870 фонде РГА ВМФ практически весь РИФ представлен в разной степени подробности.

kaf > От туда наверное тоже можно немного взять по устройству.
Если внимательно читали, то "Краб" с 1913 по 1917 постоянно переделывали и переносили механизмы. Только я видел список где то в 30 доделок и переделок от осени 1915... И те схемы что есть - вообще предварительный проект, судя по форме корпуса и рубки.

kaf > У кого есть графика на австрийскую горную пушку калибра 70 мм. (возможно М99).Это по описанию устройства "Краба" на 1916 год. Так по капельке наскребем и остальное.

Не наскребете, откуда Вам знать, что это за пушка? Там весьма хитрый гибрид, вы с японками "Нарвала" - то наврали, а тут сильно сложнее. Будьте проще - на всех трех известных мне фото "Краба" с вооружением, стоит 47 Готчкис с ртутным компрессором(горизонтальным).