» »

Крушение вертолета на алтае список. Версия крушения вертолета на Алтае: Управление на себя мог взять бывший чиновник, который уже попадал в авиакатастрофу. Кто на борту

11.01.2024

МЧС продолжает поиски вертолета «Робинсон R-66», упавшего в Телецкое озеро в Республике Алтай. Вертолет разбился в прошлое воскресенье, на борту были алтайский бизнесмен Анатолий Банных, гендиректор московской вертолетной компании HeliClub Мария Козинцева, шеф-пилот подмосковного аэроклуба HeliClub Дмитрий Ракитский, его жена Елена и бейсджампер (парашютист) Глеб Вореводин. Пока удалось найти тело только одной пассажирки, предположительно Елены Ракитской. Надежды, что кто-то из пассажиров выжил, немного.

Причиной катастрофы пока называют плохую видимость и ошибку пилотирования: необорудованный для полетов в темное время суток вертолет вылетел около 20.00, не предупредив авиационные службы. Как рассказал очевидец падения, над поверхностью озера вертолет вошел в штопор и рухнул в воду.

Известно, что организатором полета и владельцем вертолета был Анатолий Банных по прозвищу Толибан — бывший вице-премьер Республики Алтай и, по сути, хозяин всего региона. В прошлом он владел половиной местных СМИ, крупнейшими бизнесами в соседнем Алтайском крае и много лет организовывал на Алтае браконьерские охоты для высокопоставленных чиновников.

Авиакатастрофа на Телецком озере стала для Толибана уже второй. В 2009 году крушение вертолета Банных в алтайских горах прогремело на всю страну. Та, первая, катастрофа стоила ему места вице-премьера. Эта, вероятно, жизни.


Фото: Александр Тырышкин / ТАСС

9 января 2009 года в горах заповедника в Кош-Агачском районе Республики Алтай разбился вертолет Ми-171. Погибли семь человек, включая полпреда президента в Госдуме Александра Косопкина. Следствие установило, что вертолет врезался в гору, когда пытался зависнуть над ней, чтобы поднять на борт туши застреленных с вертолета краснокнижных архаров — горных баранов. Дело о браконьерстве завели не сразу, и даже когда СМИ опубликовали фотографии убитых архаров, алтайские власти продолжали утверждать, что охота была законна. Позже троих выживших, в том числе Анатолия Банных, обвинили в браконьерстве. Суд то признавал их виновными, то оправдывал. В марте 2009 года на встрече в Общественной палате Алтайского края Банных признался, что охота велась именно на архаров, и подал в отставку. А в декабре 2011 года дело закрыли в связи с истечением срока давности.

Тогда сотрудники алтайских заповедников рассказывали «Новой» (см. №6 от 23 января 2009 ), что вертолетные охоты московской политической элиты — обычная практика, созданная в республике для лоббирования на высшем уровне интересов местных чиновников. К примеру, как рассказывал «Новой» один из пассажиров разбившегося Ми-171, вечером накануне катастрофы к полпреду Александру Косопкину приезжал губернатор Республики Алтай Александр Бердников. Встречаться с ним Косопкин не захотел: сказал, что «Бердников будет просить денег, а я приехал отдыхать».

Дело об убийстве горных баранов превратилось в громадный «алтайгейт»: в Москве и Барнауле шли митинги против чиновничьих охот, по республике ходили неправдоподобные слухи, что на место крушения прилетал вертолет Бердникова, который увозил оружие и трупы якобы находившихся на борту проституток, что убитых архаров больше двадцати (на самом деле их было три)… На Алтае всплыли истории еще десятка браконьерских охот. Если бы не крушение вертолета, о них никогда бы не заговорили публично. Впрочем, «алтайгейт» начался не случайно: как рассказывал «Новой» Юрий Пургин, генеральный директор барнаульского независимого издательского дома «Алтапресс», фотографии убитых баранов принесли в издательский дом люди, которые работали на месте катастрофы, сказав, что не хотят покрывать браконьерство. Позже обвинением вице-премьера в браконьерстве воспользовался губернатор Алтайского края Александр Карлин, который находился с Банных в состоянии затяжного конфликта.

Как считает главный редактор горно-алтайской газеты «Листок» Сергей Михайлов, из-за этого конфликта в последние годы Банных распродал большую часть своих бизнесов в Алтайском крае и перебрался в Москву.

Бизнес-империя Банных родилась в 1990-е. Во время приватизации он массово скупал акции алтайских предприятий. Руководитель Сибирского антикоррупционного центра Transparency International Сергей Андрейчук вспоминает, что в одном из интервью середины 1990-х Банных не смог вспомнить, сколько пакетов акций и в каких предприятиях ему принадлежат: «У него были десятки предприятий, от промышленных и энергетических до охотничьих и туристических фирм и сельских хозяйств».

Оценить масштабы нынешнего бизнеса Банных почти невозможно: когда в 2008 году Толибан стал вице-премьером Республики Алтай, он переписал все активы на свое окружение. По словам Андрейчука, Transparency International пытался найти предприятия, официально принадлежащие Банных, но обнаружил, что все они оформлены на его родственников или коллег.

По информации Андрейчука, на Алтае у Банных остались бизнес-активы в сфере энергетики (в частности, Барнаульская сетевая компания), несколько СМИ (большую часть он был вынужден продать, проиграв в конфликте с губернатором Карлиным), а также предприятия, связанные с малой авиацией, туризмом и охотой.

В Республике Алтай бывший вице-премьер купил базу отдыха «Самыш» (после покупки ее переименовали в «Алтай Вилладж») на одноименном кордоне на Телецком озере. Именно там останавливались гости Банных, ставшие пассажирами разбившегося вертолета «Робинсон».

Как уверен Сергей Михайлов, именно Банных инициировал создание Особо охраняемой природной территории Сайлюгемский национальный парк. Этот высокогорный район известен самой большой в России популяцией снежного барса и колоссальным биоразнообразием. Директором парка стал ставленник Банных Сергей Пищулин — он же в прошлом был директором и учредителем ООО «Алтай-авиа», которому принадлежал разбившийся вертолет «Робинсон». На деле, уверен Андрейчук, «Алтай-авиа» также контролировалось Толибаном.

«Чем Банных занимался в последние годы? Если коротко, он торговал Алтаем, — говорит Михайлов. — Возил туда высокопоставленных гостей, часто устраивал охоты. Создав Сайлюгемский национальный парк, он оградил его территорию от местного населения. В результате на землях, где запрещена любая охота, регулярно видели людей на вертолетах и снегоходах с оружием».

После катастрофы 2009 года Банных в шутку называл себя «Заслуженный браконьер Сибири».

Конечно, вип-охоты устраивались не из-за денег: они обеспечивали связи.

«В масштабах империи Банных это давало небольшие деньги и было скорее хобби, которое позволяло хорошо проводить время с правильными людьми», — считает Андрейчук.

«По нашей информации, Банных был решалой губернатора республики Бердникова. Он лоббировал интересы губернатора, был связующим звеном между ним и Москвой, — уверен Михайлов. — Интересно, насколько теперь окажется устойчив Бердников».

Удивительно, но катастрофа 2009 года (не считая добровольной отставки) мало повредила репутации Банных. Широкая общественность его толком не знала, а окружение не считало браконьерскую охоту грехом. Потерь от той катастрофы Толибан практически не понес. Но и уроков не вынес.

Поздно вечером 12 февраля вертолет «Робинсон» потерпел крушение в районе Телецкого озера в Турочакском районе Республики Алтай. На борту находилось пять человек.

Корреспондент АиФ-Алтай попытался обобщить все, что известно о происшествии спустя сутки.

Сигнал тревоги

Вертолет Robinson R66 перестал выходить на связь в 20:00 часов 12 февраля. Примерно в это же время местные жители сообщили, что видели, как в Телецкое озеро возле урочища Кокши упало воздушное судно.

Для проверки информации в предполагаемое место падения вертолета направилась группа спасателей из с. Турочак. Им предстояло организовать вертолетные площадки для техники, которая прибудет сюда утром 13 февраля.

В межрегиональной общественной организации пилотов и граждан-владельцев воздушных судов (АОПА) тем временем «Робинсона», и уточнили, что для этого полета не требовалось специальное разрешение.

«Каких-либо «санкций» на такую деятельность не требуется, полет в этой местности носит уведомительный характер. По нашим данным, место взлёта и маршрут полёта не проходили над территорией Алтайского заповедника», - говорится в сообщении АОПА-Россия.

Кто на борту?

Вертолетом управлял Дмитрий Ракитский - шеф-пилот компании «Авиамаркет», известный в профессиональном сообществе, как один из самых лучших пилотов России. В 2013 году Дмитрий испытывал «Робинсоны» в условиях крайнего севера, также он совершил кругосветный полет на вертолете, преодолев около 40 тысяч километров за 43 дня. Достижение занесено в Книгу рекордов России.

Вместе с Дмитрием на Алтай прилетели жена Елена и друг семьи известный парашютист Глеб Вореводин , а также гендиректор вертолетного клуба HeliClub Мария Козинцева . Компания совместила «приятное с полезным». Они отдыхали на одной из турбаз на Телецком озере и обсуждали вопросы сотрудничества между HeliClub и предприятием «Алтайавиа».

Четвертым пассажиром «Робинсона» был известный алтайский предприниматель, бывший вице-премьер Республики Алтай Анатолий Банных . Примечательно, что для последнего крушение «Робинсона» стало третьей авиакатастрофой. Первый случай произошел в середине 2000-х, тогда во время падения вертолета в горах Алтая Банных получил перелом ноги. В 2009 году был в числе пассажиров вертолета Ми-8, упавшего у горы Чёрной в Кош-Агачском районе Республики Алтай. Тогда погибло 7 человек, в том числе полномочный представитель Президента в Государственной Думе Александр Косопкин . Выжить удалось четверым.

«Полет на вертолете совершенно несравним с тем, к чему мы привыкли, садясь в самолет: полное ощущение свободного полета на табуретке. К тому же вертолеты маневренны, что позволяет летать в очень экстремальных местах и увидеть природу в ее первозданном виде», - говорил Анатолий Банных в интервью журналу «Стратегии успеха».

Куда летели и почему упали?

Официальной информации о том, куда летел вертолет «Робинсон» вечером 12 февраля, нет. Анна Паничева, директор по маркетингу HeliClub , сообщила ряду СМИ о том, что москвичи специально поменяли билеты на самолет с воскресенья на понедельник, 13 февраля, чтобы «посмотреть природу Алтая», «красивые места». Вероятно, Глеб Вореводин снова собирался прыгать с парашютом. Накануне он опубликовал восторженные отзывы о Горном Алтае и над Телецким озером.

Также из релиза АОПА известно, что маршрут вертолета не пролегал над территорией заповедника.

Среди причин падения вертолета следователи называют ошибку пилота, сложные метеоусловия и техническую неисправность вертолета. Версии приводит РИА Новости со ссылкой на источник в правоохранительных органах.

Западно-Сибирским СУ на транспорте СКР по статье «нарушение правил безопасности движения воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». На место происшествия выехали опытные следователи, а также спасатели со всей Сибири.

Спасателям мешает погода. Фото: ГУ МЧС России

По последним данным, в поисково-спасательной операции . Из Новосибирской области на Телецкое озеро доставили судно на воздушной подушке, из Иркутска - подводный аппарат «Фалькон», водолазы из Абакана привезут сюда глубоководную камеру.

Вертолеты МЧС и Росавиации пока не могут приступить к поискам, так как в горах сложные метеоусловия.

Днем 13 февраля сотрудники Алтайского биосферного заповедника, который граничит с Телецким озером, . По предварительной информации, это тело Елены Ракитской, супруги пилота.

Тела остальных пассажиров и пилота пока не найдены. Поиски будут достаточно сложными, так как наибольшая глубина Телецкого озера составляет 325 метров, в районе поисков глубина достигает 200 метров.


  • © Валентина

  • © Артем Чернов

  • © Аня

  • © Любитель

  • © VVVnsk

  • © Natalyy2006

  • © sim-pilot

  • © Любитель

  • © manin

  • © svetafor

  • © Veter

  • © svetafor

  • © frolov

  • © Veter

Информагентства со ссылкой на источник в экстренных службах региона передают, что в 2 километрах от берега обнаружены белые предметы, похожие на . Подобраться к ним пока невозможно, поисковую операцию сильно . В окрестностях Телецкого озера, где произошло крушение, начался снегопад, видимость из-за тумана почти нулевая. На озере бушует шторм, высота волн достигает 2–3 метров. Как только ситуация стабилизируется, сотрудники МЧС начнут поиски в воде.

О людях, которые находились на борту вертолета, данные пока предварительные. Сообщается, что : это пилот Дмитрий Ракитский, его супруга и трое пассажиров.

Как передает корреспондент Светлана Гордеева , Ракитский — летчик опытный, ему не раз удавалось избегать аварийных ситуаций в условиях форс-мажоров. Есть информация, что с ним летел бизнесмен и бывший вице-премьер республики Анатолий Банных. Удивительный факт: он был одним из Ми-171 в январе 2009 года. Тогда погибли 7 человек. Как сегодня написал на своей странице в соцсети один из близких друзей экс-чиновника, таких авиакатастроф в жизни Банных было несколько.

Борис Титов : «Трудно поверить, но Анатолий был до этого три раза в вертолетных катастрофах… Еле выжил, когда погиб Косопкин — добирался ползком несколько дней в мороз до людей. Так не бывает: в одну воронку — четвертый раз!!!»

Сообщается, что на борту была также глава подмосковного вертолетного клуба Мария Козинцева. Она прилетела по приглашению партнера компании Анатолия Банных. Пятый пассажир — профессиональный бейсджампер Глеб Вореводин. Он, по словам знакомых, собирался снять ролик об алтайских горах.


Что касается причин , то версии пока стандартные: плохие погодные условия, ошибка пилотирования и техническая неисправность. Говорить более конкретно о том, что привело к падению вертолета, можно будет только после того, как воздушное судно обнаружат.


К расследованию причин этого ЧП подключился Межгосударственный авиационный комитет, создана специальная комиссия. Следователи сейчас проверяют документацию фирмы, которой принадлежала посадочная площадка.

Robinson R66 упал в Телецкое озеро. Не исключено, что полет был несанкционированным: летать в темное время запрещено

Обновлено 10:19

На борту вертолета, который разбился на Алтае, находились гендиректор подмосковного аэроклуба HeliClub Мария Козинцева, шеф-пилот компании Дмитрий Ракитский с женой, а также бывший вице-премьер республики Анатолий Банных. По предварительным данным, Robinson R66 упал в Телецкое озеро в километре от берега. Глубина — около 200 метров.

Спасатели на Телецком озере обнаружили тело одной из пассажирок — Елены Ракитской, жены пилота. Со слов очевидца, вертолет упал в незамерзающий участок озера при наборе высоты.
На момент аварии было минус 18, облачно, шел снег — видимость была плохая.

Ранее поступали сообщения о том, что полет мог быть несанкционированным, так как летать над заповедником в темное время суток запрещено. Прокуратура выясняет, кто и на каком основании выпустил вертолет в полет в этом районе.

По сообщениям МЧС, всего на борту было пять человек. В HeliClub сообщили, что глава аэроклуба Мария Козинцева и шеф-пилот компании Дмитрий Ракитский отправились на Алтай в пятницу, 10 февраля, на встречу с руководством компании «Алтай авиа». «Они должны были вернуться в Москву в воскресенье, но поменяли билеты на понедельник, решив на вертолете посмотреть природу горного Алтая, там очень красивые места», — рассказали представители компании.

HeliClub — летная школа в Подмосковье. Она специализируется на продаже вертолетов и обучении пилотированию, а также сдает вертолеты в аренду и устраивает вертолетные прогулки.

Дмитрий Ракитский — опытный пилот-инструктор, сооснователь и шеф-пилот компании «Авиамаркет», российского дилера вертолетов Robinson. Он стал первым в мире летчиком, летавшим на Robinson R66 в Арктике, участвовал в первом российском кругосветном путешествии на вертолетах.

На борту также был Глеб Вореводин — профессиональный бейсджампер, победитель различных соревнований по парашютному спорту. Накануне он написал в Facebook, что планирует совершить прыжок с парашютом над Телецким озером.

Еще один пассажир вертолета — бизнесмен Анатолий Банных, в прошлом один из руководителей республики. В 2009 году, будучи вице-губернатором, он был в числе пассажиров вертолета Ми-8, упавшего у горы Черной во время незаконной охоты на архара. Банных и еще три человека выжили, а семеро — в том числе полпред президента в Госдуме Александр Косопкин погибли. Банных предъявили обвинение в незаконной охоте, но его освободили от ответственности за истечением срока давности.

Не исключено, что вертолет мог рухнуть из-за ошибки пилотирования или плохих погодных условий. Президент и председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов Владимир Тюрин говорит, что технических сбоев у вертолетов Robinson R66 в России не было:

Владимир Тюрин президент и председатель правления Межрегиональной общественной организации пилотов и граждан — владельцев воздушных судов «Это действительно надежный борт, выпущено уже 12 тысяч экземпляров в мире, и они летают, большинство из них абсолютно безопасны. В нашей стране у этого типа и аналогичных Robinson 44, 22, 66 не было ни одной катастрофы по причине отказа техники. То есть все катастрофы с этими вертолетами произошли либо по причине ошибки экипажа, либо погодных условий, либо еще какой-то комбинации факторов. Ракитский — очень опытный пилот, он знает вертолет Robinson изнутри, хорошо знаком с руководством компании, потому что он участвовал в продвижении этих вертолетов. В общем, опытнейший летчик с огромным количеством часов».

Главный редактор «Алтапресс» Олег Копылов рассказал Business FM: один из пассажиров — бывший вице-премьер Алтайского края Банных — мог быть связан с данным аэроклубом:

Олег Копылов главный редактор «Алтапресс» «Он известен как «серый кардинал» не только в плане бизнеса, но и в плане политики. Спонсировал местное отделение партии — сначала Союз правых сил, потом ЛДПР. С помощью того, что он стал членом правительства республики Алтай, вышел на новый лоббистский уровень, потому что он был представителем в Москве, поэтому его как чиновника тут мало кто воспринимает. Как раз после авиакатастрофы он и ушел в публичную тень, здесь он практически не появлялся, и долгое время его в регионе вообще не видели. Но на самом деле у него осталось очень много бизнесов, он успел что-то продать, владел рядом СМИ в Алтайском крае. Точно не скажу, какой у него авиапарк, но вертолеты были, это точно. Первые еще в 2003 году купили — это Robinson 44, и с тех пор он еще точно докупал какое-то количество вертолетов. То есть в Чемальском районе республики Алтай есть клуб «Алтай авиа», о котором говорят, что имеет прямое отношение Банных. То есть он известный пилот вертолетов, и сам нередко садился за штурвал».

Телецкое озеро расположено на северо-востоке Алтайских гор. Одно из самых посещаемых туристических мест в республике. Относится к труднодоступным местам — зимой туда добираются только по воздуху. Представитель турбазы «Эстюб» на Телецком озере Светлана рассказала Business FM, что Анатолий Банных посещал комплекс, он прилетал на вертолетах.

Светлана представитель турбазы «Эстюб» «Хозяин нашей базы дружил с Банных. Банных к нам просто прилетал поесть, на его вертолетах прибывали к нам элитные гости. Мы находимся в красивом диком месте. Мы их кормили, они путешествовали от нас по озеру. Вот и все, на этом уровне. База расположена на озере, поэтому она работает только летом, когда нет льда».

Транспортные прокуроры начали проверку в аэроклубе «Алтай Авиа», которому принадлежит потерпевший крушение вертолет в акватории озера Телецкое на Алтае. Об этом РИА Новости сообщила официальный представитель Западно-Сибирской транспортной прокуратуры Оксана Горбунова. «Выясняется, кому принадлежит борт, кто и каким образом проводил техобслуживание и на каком основании было дано разрешение на вылет», — сказала она.

По предварительным данным, на вертолете перевозили сотрудника заповедника, заболевшего пневмонией. Не исключено, что винтокрылое судно могло рухнуть из-за ошибки пилотирования или плохих погодных условий.

В списке находившихся на борту разбившегося в районе Телецкого озера вертолета "Robinson R66" оказался трижды чемпион России в парашютной дисциплине Free Fly, инструктор по бэйсджампингу Глеб Вореводин . В 2014 году в честь Олимпиады в Сочи он совершил прыжок с трехкилометровой высоты в Ингушетии .

Буквально за несколько часов до трагедии Вореводин выставил на своей страничке в соцсети фото с озера. В комментариях к посту он пообещал сделать видео красот Алтая , снятое с вертолета, как вернется домой.

Напомним, вертолет перестал выходить на связь около 20.20 по местному времени. Для проведения поисковых работ на место ЧП прибудет вертолет МИ-8 из Барнаула . В операции планируется задействовать еще три МИ-8 - из Хакасии , Иркутска и местной компании ООО "АлтайАвиа", также в регион доставят подводный аппарат FALCON. Активная фаза начнется с рассветом 13 февраля.

Межрегиональная общественная организация пилотов и граждан-владельцев воздушных судов опубликовала на своем сайте список находившихся на борту разбившегося в Республике Алтай вертолета "Robinson R66".

В нем пилот Дмитрий Ракитский, его жена Елена Ракитская , бизнесмен и бывший вице-премьер республики Анатолий Банных , Мария Козинцева и Глеб Вореводин .