» »

Старинное название Уральских гор – “Урманские”, так ли это на самом деле? Самые высокие горы и вершины урала Как назывались уральские горы в русских летописях

14.01.2024

Какое древнее название Урала?

Как следует из летописи, Уральские горы были известны новгородцам уже в XI веке, однако ни тогда, ни в документах следующих четырёх веков их собственное название не указывается. И только в описании похода москвитян под руководством воеводы Курбского, который состоялся в 1499-1500 гг., упоминается название Камень. В источнике середины XVI века встречается также названия Большой Камень, Пояс, Большой Пояс, Каменный Пояс и др.,
что свидетельствовало об отсутствии единого общепринятого наименования.

Однако вплоть до конца XVIII века чаще всего употреблялись названия Камень и Пояс.

В замечательном памятнике русской географии и картографии XVII века "Книге Большому чертежу" (1677 г.) впервые упоминается название Оралтова гора, представлявшее собой искажение тюркского названия Уралтау, сохранившегося до настоящего времени для одного из хребтов Южного Урала. Название в форме Урал или Уральские горы постепенно распространялось всё дальше и дальше к северу, пока не стало к концу XVIII века относится уже ко всему хребту, вытеснив из обихода название Камень.

Еще:
УРАЛ - УРАЛЬСКИЕ ГОРЫ. Территория между Восточно-Европейской (Русской) и Западно-Сибирской равнинами. В составе Урала: Уральская горная страна, вытянутая почти меридионально к югу от берегов Карского моря. Длина более 2000 километров, ширина от 40 до 150 километров. Состоит из главного водораздельного хребта и нескольких боковых хребтов, разделенных широкими понижениями. Делится на Полярный Урал, Приполярный Урал, Северный Урал, Средний Урал и Южный Урал.

Впервые слово "Урал" упомянуто в официальных документах последней трети XVII века, а в XVIII веке оно окончательно закрепилось в употреблении.

Древние называли Урал Рифейскими (Рипейскими) или Гиперборейскими горами, средневековые географы - Поясом, Камнем, Каменным Поясом, Земным Поясом, русские первопроходцы, как правило, - Камнем. Название "Камень" употреблялось и в официальных документах до XVII-XVIII веков. Камень - это перевод названия горного массива с местных языков: ненецы именуют Урал "Нгарка Пэ" ("Большие Камни"), ханты - "Кев" ("Камень"), манси - "Нер" ("Камень"), коми - "Из" ("Камень").

Вопрос о происхождении слова "Урал" до конца так и не решен. По мнению большинства историков и лингвистов, слово "Урал" - тюркского происхождения. Оно встречается в древнебашкирском эпосе.

Тюркские языки - башкирский, татарский, казахский - имеют глагол "уралу", "оралу" - "опоясываться", и Уральские горы нередко назывались Поясом Земли.

По другой версии Уралу сопоставляют башкирское название "Арал дингезе" - Аральское море ("Островное море"), допуская перенос по смежности: ведь южная часть Уральского хребта - горная цепь Мугоджары - оканчивается недалеко от Аральского моря. Переход Арал в Урал объясним на почве древних чувашско-булгарских диалектов.

Понятие "Уральские горы" появилось во второй половине XVII века. А со времени В. Н. Татищева термин "Урал" становится общеупотребимым для обозначения всей территории, занимаемой горами и прилегающими к ним территориями.

Древние называли Урал Рифейскими или Гиперборейскими горами, средневековые географы - Поясом, Камнем, Каменным Поясом, Земным Поясом, русские первопроходцы, как правило, - Камнем. Это название, которое до XVII - XVIII веков употреблялось и в официальных документах,-перевод с местных языков: ненцы именуют Урал Игарка Пэ («Большие Камни»), ханты - Кев («Камень»), манси - Нёр («Камень»), коми - Из («Камень»).

Название Урал впервые упоминается в русских документах конца XVII века, но только в XVIII веке оно прочно входит как в деловой, так и в разговорный язык.

О топониме Урал написано множество работ, однако вопрос до конца так и не решен. Давно и серьезно обсуждаются две версии происхождения этого названия - финно-угорская (мансийская) и тюркская.

Создателями финно-угорской (мансийской) версии были известные исследователи Северного Урала Э. К. Гофман и М. А. Ковальский. Они сравнивали название Урал с мансийским словом ур - «гора». Уже в наши дни венгерские ученые Б. Кальман и Я. Гуя развили мансийскую версию и сопоставили слово «Урал» с мансийским ур ала - «вершина горы». При всей внешней убедительности этой версии она не выдерживает критики, так как сами манси называют Урал только Нёр - «Камень» и никогда не употребляют как по отношению к Уралу в целом, так и к отдельным горам выражение ур ала - «вершина горы».

Сторонники второй версии утверждают, что название Урал по происхождению связано с тюркскими языками - башкирским, татарским, казахским. За эту версию многое: и внешние приметы слова «Урал», характерные для тюркских языков, например, ударение на последнем слоге, и записанное П. С. Палласом еще в XVIII веке наименование водораздельного хребта Урал-Тау, который протянулся через всю Башкирию с ССВ на ЮЮЗ чуть ли не на 300 км, и, наконец, древние формы Арал(ь)това и Орал(ь)това гора, зафиксированные в «Книге Большому Чертежу» 1627 г. и явно относящиеся к Южному Уралу.

Но вот в толковании слова единства нет. Ряд исследователей, начиная с В. Н. Татищева, считают, что этот ороним имеет значение «Пояс» и связывает его с тюркским глаголом уралу, оралу - «опоясываться». Такой путь хорошо согласуется с данными физической географии, но не вполне соответствует фактам тюркской лексики и грамматики.

Другие ученые сопоставляют башкирское название Арал дингезе - Аральское море («Островное море») и уже упомянутое Арал(ь)това гора, допуская перенос по смежности: ведь южная часть Уральского хребта- горная цепь Мугоджары - оканчивается недалеко от Аральского моря. Недавно И. Г. Добродомов показал, что переход Арал в Урал объясним на почве древних чувашско-булгарских диалектов, но высказано и другое предположение: формы Арал(ь)това, Орал(ь)това гора в «Книге Большому Чертежу» ошибочны, фактически должно быть Урал(ь)това гора.

Наконец, географ Е. В. Ястребов считает, что название Урал восходит к башкирскому фольклору. В башкирских преданиях рассказывается об Урал-батыре («богатыре Урале»), который храбро бился с врагами башкирского народа - разными духами и чудищами. Но очень похоже, что это красивое предание вторично и что не название хребта обязано происхождением имени героя, а, напротив, имя герою дано по названию хребта.

Так или иначе, предположение о тюркском происхождении названия Урал более правдоподобно, чем мансийская версия, хотя полной ясности пока нет. Поэтому и появляются все новые объяснения этого загадочного слова.

Несколько лет тому назад пермский краевед Е. Н. Шумилов высказал мнение, что топоним Урал - монгольского происхождения (см. газету «Большая Кама» за 1978 г., № 28). Первоначальная форма названия Урал, по Е. Н. Шумилову,- Хурал уул, то есть «Собрание гор». Тюрки, которые ассимилировали с течением времени уральских монголов, переняли у них название Хурал уул и заменили монгольское уул на тождественное ему тюркское тау - «гора». Позднее начальное х отпало и возникло тюркское название Урал-Тау.

Можно допустить, что какие-то монгольские племена жили на Урале и что в уральской топонимии могут быть и монгольские элементы. Но «Собрание гор» будет не Хурал уул, а Уулын хурал, так как в монгольском языке определение всегда стоит перед определяемым (ср. уулын нуруу - «горный хребет», дословно «хребет горы, гор»). Поэтому гипотеза Шумилова встречает сильный контраргумент со стороны грамматики монгольского языка.

И еще одно предположение высказано совсем недавно - о тунгусо-маньчжурском происхождении слова «Урал». Оно основано на звуковой близости оронима Урал и эвенкийского географического термина урэ - «гора». Поскольку л в эвенкийском языке - суффикс множественного числа, то, следовательно, слово «Урал» надо толковать просто «Горы». Слабость тунгусо-маньчжурской версии прежде всего в том, что остается непонятным, как русские, продвигаясь с запада на восток, могли позаимствовать название Урал у эвенков - жителей Восточной Сибири.

Трудно предугадать, какие новые гипотезы еще появятся и какие исторические документы будут обнаружены. Но скорее всего название Уральского хребта пришло с юга - из тюркских языков.

Если верить энциклопедии, то - это горная система между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами. Ее длина составляет более двух тысяч километров, а по некоторым данным более двух с половиной тысяч (если посчитать вместе хребтами Пай-Хой на севере и Мугоджары - на юге). Ширина системы колеблется от 40 до 200 километров.

Одни из самых древних гор на нашей планете (древнее только горы Новой Зеландии). Именно поэтому, они не такие высокие как тот же Тибет или Анды. Возраст Уральских гор насчитывает более 600 миллионов лет и за это долгое время горы успели основательно разрушиться под воздействием ветров, дождей и оползней. Уже стали общим местом заявления о том, что Уральские горы очень богаты на ископаемые. Действительно, на Урале можно встретить залежи меди, магния, титана, угля, нефти, бокситов и др. Всего специалистами насчитывается более пятидесяти пяти важнейших полезных ископаемых и руд.

История открытия Уральских гор

История открытия Уральских гор начинается с античности. Точнее будет сказать, что это история открытия именно для нашей цивилизации, а вообще люди заселили Урал в значительно более ранние времена. Первые письменные упоминания об Уральских горах мы встречаем у греков. Они говорили о горах Имаус, Рипейский (Рифейских) горах и Гиперборейских горах. Сейчас очень трудно установить, о какой именно части Уральских гор говорили ученые мужи древней Греции и Рима, т.к. их повествования очень обильно снабжены легендами, сказками и откровенными небылицами. Понятно, что сами они никогда не были на Урале и слышали об Уральских горах из третьих или даже четвертых и пятых уст. Несколько позднее, уже из арабских источников можно было почерпнуть более подробную информацию об Уральских горах . Арабы говорили о стране Югра, где жил народ юра. Кроме этого, наверняка именно к Уралу относятся описания таких стран как Виса, страна Яджуджей и Маджуджей, Булгария и т.д. Все арабские источники сходятся в одном: территория Уральских гор была заселена свирепым народом и потому была закрыта для путешественников. Также, все они в один голос говорят о суровых климатических условиях, что собственно и позволяет утверждать, что они имеют в виду именно Урал. Но, несмотря на эти факты, их внимание все равно было приковано к Уральским горам, т.к. именно здесь был источник двух самых главных валют средневековья - пушнины и соли, которые котировались не меньше золота и драгоценных камней. Начиная с 13-14 веков (по некоторым данных даже с 12 века) Урал и Уральские горы стали осваиваться русскими первопроходцами. Сначала Уральские горы были известны под именем Камень. Так и говорили "Пойти за Камень", т.е. на Урал и в Сибирь. Уже начиная с 17 века, во многом благодаря Василию Татищеву, территория Уральских гор получила название Урала. Урал, собственно, и переводится как гора или каменный пояс с мансийского (иногда говорят о тюркском, а именно башкирском происхождении этого слова).

Водные ресурсы Уральских гор

На Урале просто огромное количество озер, рек и ручьев. Горных озер можно насчитать в количестве 3327(!). Общая протяженность рек составляет более 90 000(!) километров. Такие богатые водные ресурсы связаны с большой площадью водосбора, которая, в свою очередь, обусловлена особенностями ландшафта. Большинство рек имеют горный характер, а значит, очень стремительны, относительно неглубоки и прозрачны. В реках водится сибирский и европейский хариус , таймень , щука , судак , налим , окунь и др. рыба. Благодаря всему этому просто идеально подходят для водного туризма и спортивной рыбалки на хариуса, тайменя и сига .

Основные вершины Уральских гор.

Самая высокая вершина на Урале - это гора Народная (1894,5 метра). Кстати, произносить надо с ударением на первый слог, т.к. название произошло от слова "народить" и связано с мансийскими преданиями, которые гласят, что именно отсюда пошли, т.е. народились, коми-пермяки. Кроме Народной есть еще несколько "брендовых" и значимых вершин на Урале. На Южном Урале это горы Ямантау (1640 м), Большой Иремель (1582 м), Большой Шелом (1427 м), Нургуш (1406 м), Круглица (1168 м) и Гребень Откликной (1155 м).

Гребень Откликной. Фото Максима Татаринова

На Среднем Урале надо отметить горы Ослянка (1119 м), Качканар (878 м), Старик-Камень (755 м), Шунут-Камень (726 м) и гору Белая (712 м). На Северном Урале самые высокие вершины у Конжаковского камня (1569 м), Денежкина Камня (1492 м), горы Чистоп (1292 м), горы Отортен (1182 м; знаменита тем, что находится возле Перевала Дятлова), Кожим-Из (1195 м) и Тельпосиз (1617 м). Говоря о горах Северного Урала никак нельзя обойти знаменитый Мань-Пупу-Нер - это камни-останцы возле горы Койп .

Маньпупунер. Фото Сергея Ищенко

Самые значимые вершины Приполярного Урала: уже упоминаемая нами гора Народная, гора Манарага (1820 м), гора Колокольня (1724 м), гора Защита (1808 м), гора Манси-Ньер или гора Дидковского (1778 м) и др. Как нетрудно заметить именно горы Приполярного Урала самые высокие.
Ну, и на Полярном Урале надо выделить горы Пайер (1499 м) и Нгэтенапэ (1338 м).

Манарага

Такое большое количество гор разной высоты, пещер (которые, естественно есть в горах), рек и озер стало основной причиной для развития активного туризма на Урале. В арсенале уральских (да и не только уральских) туристов и пешие маршруты, и горный треккинг , и сплавы по рекам, и комбинированные туры , и этнографические туры, а также спортивная рыбалка и охота.

Экология Уральских гор

Вопрос экологии на Урале стоит очень остро. изначально служили некой кладовой для государства. Тут всегда была развита промышленность и всегда ощущался антропогенный прессинг на природу. Сегодня из наиболее острых проблем можно назвать вырубку лесов, последствия от добычи подземных ископаемых, плотины на реках (ГЭС), работу вредных химических, целлюлозных и металлургических производств. Чтобы у читателей на сложилось впечатление об Уральских горах как о некой промышленной колонии отметим, что работа по улучшению экологии на Урале ведется. Уже сейчас на территории очень большое количество заповедников, парков и заказников. Самые крупные из них: Вишерский заповедник , национальный парк Югыд Ва , заповедник "Денежкин камень" и др. Кроме того, с развитием туристического бизнеса на Урале все чаще появляются частные рыболовные фермы, базы отдыха и рекреационные зоны с экологическими маршрутами и тропами. Все это в совокупности позволяет надеяться, что экология Урала не будет нарушена и позволит еще многим и многим туристам отдохнуть и даже поправить свое здоровье в Уральских горах.


Откуда пришли арии заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии, Малой Азии и Средиземноморья.

Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия , упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.


Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими .

До настоящего времени не предпринималось попытки воссоздания целостной исторической картины Южного Урала. Обратимся к сведениям, разбросанным в десятках томов древних священных писаний, скрытых в мифологических и эзотерических символах. Многочисленные совпадения в древних литературных памятниках разных культур, как и в археологических находках весьма разбросанных географически мест, оставлены практически без внимания и ждут своих исследователей.

Уже давно перед учеными стоит вопрос: откуда пришли арии, заселившие Восточное полушарие? Археологические исследования доктора исторических наук Г.Н.Матюшина свидетельствуют об их миграции с Урала на территории современного Ирана и Индии. Он сделал этот вывод на основании распространения микролитов — стандартизированных вкладышевых лезвий из камня, имеющих форму трапеции, треугольника, ромба и других геометрических фигур. Они режут дерево, кость и даже стекло, а по твердости уступают лишь корунду и алмазу.

Возраст найденных Г.Н.Матюшиным микролитов около 10-12 тысяч лет, они в сто и более раз острее самых совершенных стальных скальпелей. Их использовали народы, населявшие Синайский полуостров, горы Тавра и юга Анатолии, иракский и иранский Загросы, а также Урал. По количеству обнаруженных микролитов Южный Урал значительно превосходит вышеперечисленные районы, причем здешние лезвия подходят для жатвенных ножей Синайского полуострова и наоборот.
Есть основания полагать, что распространение культуры микролитов происходило с Урала.
Попробуем наложить схему их распространения на современную карту народов мира. Эта процедура продемонстрирует нам точное совпадение региона микролитов с территорией, которую занимают индоевропейские народы в настоящее время.

Если предположить, что расселение ариев происходило с Урала, то оно могло идти двумя путями: через Среднюю Азию, Иран и Индию; а также через Поволжье, Кубань (город Синдика с заселяющими его синдами Кубани), Кавказ — в Малую Азию (следы чего обнаруживаются в языке хеттов) и далее в Иран и Индию.

Обратимся к устным сказаниям — поэмам Индии и Авесте. В них встречается немало описаний природных явлений, характерных для областей выше 55-56 градусов северной широты, но совершенно необычных для территории современной Индии и Ирана.
Исследуя геологические, палеонтологические и астрономические данные, а также анализируя древнейшие литературные источники, один из создателей «полярной теории» происхождения индоариев, политический деятель Индии Бал Гангадхар Тилак (1851—1920 гг.) сделал вывод, что обитатели прекрасной страны — мифической прародины ариев — Айрьяна Ваеджо (Авеста) или Арьяварта (Веды) пришли с севера и почитались в Индии как мудрейшие Учителя или Боги. Свои выводы он изложил в книге «Орион» и в монографии «Арктическая родина в Ведах».

В Ведах и Авесте — эпических сказаниях индоариев — множество преданий гласит о земле «Хаир» и странах Северного и Южного Хайрата, как первых государствах на нашем материке. Слова «Хаир», «арии», «Хараити» имеют общий корень. А Хараити — древнейшее название Уральских гор.

В последние два десятилетия на территории Южного Урала были обнаружены уникальные памятники культуры: крепость Аркаим близ Магнитогорска и поселение Синташта . Многие специалисты, отечественные и зарубежные, считают, что они принадлежат одной из древнейших групп арийских (индоиранских) племен. О высокой материальной культуре этих древних городов свидетельствуют их четко выраженная планировка, хорошо развитые металлургическое производство и ремесла.
Они обнесены мощным валом (высотой не менее трех метров), сложенным из крупных глиняных блоков и двойным рядом бревенчатых частоколов по верхнему основанию стены. Система стока дождевых вод и водоотстойники, совмещенные, возможно, с канализацией, напоминают древнейшие города долины Инда — Махенджо-Даро и Хараппа.

Возле Синташты расположен «Большой курган» — предполагаемое место захоронения древнеперсидского пророка Зороастра. Когда-то это был грандиозный Храм.
Сегодня же, спустя тысячи лет, его развалины достигают 4,5 метров в высоту, а диаметр равен примерно 120 метрам. Храм был обнесен глубоким рвом и валом, центральная его часть представляла своеобразную композицию многоярусных помещений. Наличие солярных знаков на многочисленных обнаруженных предметах, а также особенности обряда погребения говорят о том, что объектом поклонения синташтинцев являлось Солнце.

По древним преданиям Зороастр в двадцатилетнем возрасте отказался от мирской жизни. Однажды, когда ему было тридцать лет, он отправился в день весеннего праздника за водой. Вошел в реку, а когда вернулся обратно, перед ним возникло видение — сияющее Существо, которое привело его к Верховной Сущности и пяти другим излучающим свет Персонам. В тот момент Зороастр получил откровение и потом начал проповедовать новое религиозное мировоззрение, получившее название зороастризм. «Для этого я стал принадлежать Тебе с самого начала» (Авеста, Ясна 44, 11).
Покинув свой народ, который не понял его, он отправился в странствия и с почтением принимался в других землях.

Зороастр создал религиозно-нравственное учение Авеста, в котором впервые законы этики были определены как Законы Космоса. Знакомство греков с зороастризмом, по всей видимости, произошло значительно ранее греко-персидских войн (500-449 г. до н.э.). Упоминание о Зороастре встречается в произведениях Гермодора и Гермиппа из Смирны, Ксанфа Лидийского и Аристотеля.

Связь между античными культурами народов Средиземноморского бассейна и древней цивилизацией на Южном Урале подтверждается результатами раскопок шестого из девяти культурных слоев Трои, пережившей многочисленные разрушения и восстановления. Было отмечено резкое изменение в технике градостроительства, распространение нового вида керамики, найдены останки домашних лошадей и боевые колесницы.
Удивителен факт, что костяные пластинчатые псалии (часть узды), обнаруженные в Синташте и в древнегреческом городе-крепости Микенах — идентичны.

Путь племен из уральских степей, через Южную Украину до Микен четко зафиксирован огромными могильными ямами с погребениями воинов. А сохранившиеся в них предметы конской сбруи, более совершенной формы и украшенные специфическими элементами микенского орнамента, говорят об обратном импульсе распространения, достигшем Урала.

Н.К.Рерих. «Зороастр»
Существуют сведения о связи Южного Урала с Грецией периода Микен и о посещении Рипейских (Уральских) гор героями произведений Аристея, Эсхила, Геродота, Страбона и Плиния. Аристей (7 в. до н.э.) из Проконнеса, отправившись с берегов Понта (Черного моря) в путешествие, достиг страны длинноволосых исседонов, одноглазых аримаспов и гипербореев. Рихард Хеннинг в своем труде «Неведомые земли» говорит, что страну исседонов следует искать на берегу реки Исеть на Среднем Урале. А поселения аримаспов расположены ниже, т.е. на территории Южного Урала.
В древнегреческих произведениях реки, текущие в золотых руслах, золото, которое стерегут грифы, связывается с Рипейскими (или Рифейскими) горами. Там, в пещере, находится жилище сурового Северного ветра. А еще дальше, за горами, помещали море, или океан, и«славившийся баснословными чудесами» народ, называемый гипербореями.
Вот что пишут об этих землях античные авторы. Геродот со слов Аристея: «Над исседонами живут одноглазые люди — аримаспы, над аримаспами — стерегущие золото грифы, а еще выше — гипербореи, простирающиеся до моря».
Софокл (Трагедия «Эдип в Колоне»): «Как на севере зимою в море мыс, отовсюду волн прибоем потрясен… То с востока прибой гремит, то подымется с запада, то от гор Рипейских полуночных».
Плиний: «Перенесемся теперь мысленно через Рипейские горы и пойдем… по берегу океана».
Он говорит здесь о Северном океане.
Современные ученые по-разному трактуют данные античной традиции и различно помещают пароды за Скифией (Скифы — группа племен Юго-Восточной Европы). Б.Н.Граков на основе археологических данных убедительно показал, что торговый путь из Скифии вел до лесных районов Поволжья и областей Южного Приуралья. Если принять такое направление торгового пути, исседонов следует помещать в Заволжье и у Южного Урала или в Зауралье.

Представление о Земле Гекатея (кон. VI в. до н. э.)

Возможно, справедливо отождествление имени исседонов, или «исседов» (такая форма также встречается в источниках) с названием реки Исеть, на которой стоит современный Екатеринбург.
Тогда Рипейские горы — Уральский хребет. Еще в XVII в. была известна область Иссетия, упоминаемая в русских документах; в XVIII в. эти районы Зауралья входили в особую Иссетскую провинцию Российского государства.
Не случайно вслед за античной традицией М.В.Ломоносов, Г.Р.Державин и другие именовали Уральские горы Рипейскими.
Представления античных авторов об обилии золота и текущих с Рипейских гор потоках в золотых руслах находят прямое подтверждение не только в многочисленных находках древних золотых изделий в этих областях, но и в истории «золотого дела» на Урале, где драгоценный металл добывался из золотоносного песка рек.
А теперь обратимся к древнеиндийским источникам. В «Махабхарате» так говорится о великой горе Меру:

Представление о Земле Геродота (V в. до н.э.)

«На северной стороне, сияя, стоит могучий Меру, причастный великой доле; на нем обитель Брахмы, здесь душа всех существ пребывает, Праджапсти, псе подвижное и неподвижное сотворивший… Великий Меру, непорочная, благая обитель. Здесь заходят и вновь восходят Семь божественных риши во главе с Васиишюй (семь звезд Большой Медведицы. — Прим. ред.). Гляди, на этой незапятнанной стороне высочайшая вершина Меру».

Индийские сказания о горах Меру несравненно богаче сведений о Рипейских горах. «Золотой горой» называют в эпосе Меру. Золотом блистают ее вершины, золотом и самоцветами украшены ее склоны. В золотых руслах текут там реки, озера с золотым дном блестят как Луна.
Отсюда берут начала священные потоки, самые чисьые прозрачные, ибо их воды несутся над чистейшим золотом. Здесь лучшая из рек — «небесная Ганга», «дочь Мандары», — источник всех вод земли. Отсюда и в мир людей боги направили великие потоки.
К северу от Меру также простирается обширный океан, часто его называют Молочным морем. Мудрец и герой, старший из Кауравов — Бхишма, рассказывая о стране на севере, говорит Юдхиштхире: «Северный склон Меру, побережье Молочного моря — вот та страна». («Махабхарата»)

В зороастрийской литературе встречаются упоминания о священных горах Хара Березайти (Высокая Хара, Хараити). Эти сведения содержатся в некоторых частях Авесты. Вершина Хараити — гора Хукайрья. «Молюсь горе Хукайрья, преславной, золотой, что поднялась высоко в рост тысячи мужей, с которой к нам стекает благая Ардви-Сура. Она стремится мощно и столько счастья носит, сколько все эти воды, что по земле текут» (Авеста, Гимн Ардви-Суре).
Хараити создана самим Ахурой Маздой — величайшим богом, творцом вселенной. Вокруг нее он проложил пути для светил — быстроконного Солнца, Луны и звезд.

И по индийской традиции бог-создатель Брахма сам определил пути движения светил над Меру. Как Солнце-Сурья никогда не покидает Меру, так и Солнце-Хвар в своем, полете «по созданной Маздой дороге» постоянно обходит Хараити. Здесь пребывают многие великие боги. Ее вершины подобно сияющим пикам Меру и Рипейских гор покрыты золотом. Зороастрийская традиция сообщает и об озерах, реках и потоках, текущих в золотых руслах на высокой Хараити.
Отсюда берут начало великие земные реки.
Хребты Хараити и Меру протянулись по всей земле с запада на восток. То же рассказывали греки о Рипейских горах. И вместе с тем эти горные массивы находятся на севере.

Интересно сопоставление сведений о чудесной стране, содержащихся в зороастрийских, греческих и индийских источниках.
«На светящейся Высокой Харе нет ни ночи, ни тьмы, ни холодного ветра, ни знойного, ни болезней, ни созданной дайванами (злыми богами) скверны, и не поднимается туман от Высокой Хары», — гимны богам Митре и Рашну (Авеста). Страна эта — у северного моря Воурукаша.
«Махабхарата»: «Священная обитель находилась на склоне Меру, владыки гор»; «Северный склон Меру, побережье Молочного моря».
«Страна блаженных» существовала и за Скифией, в дальних северных областях за Рипейскими горами. Античные авторы называют этот «счастливый народ» гипербореями. Упоминание об этой стране встречается у Аристея, Дамаста, Гелланика, Геродота, Помпония Мелы, Плиния и др. Хотя «страна блаженных» располагалась далеко на севере, она обладала счастливым климатом, была свободна от холодных и знойных ветров.

Во всех источниках это — благая страна небожителей. Туда могли попасть живыми лишь самые выдающиеся и справедливые герои.
При сотворении мира ранее всех была создана Харашпи. Все остальные горы выросли из нее и были соединены с ней подземными корнями: «Сперва гора восстала, … Высокая Хараити поднялась на земле, что окружает страны с заката до восхода» (Авеста, Гимн Хварно).

Сходное представление было и у индийцев: хребты Меру возникли первыми при сотворении мира, а корни их уходят далеко в глубь земли и соединяют Меру с другими горами.
Возможно, здесь содержится указание на первые государства нашего материка, явившиеся прародиной ариев.

Если понимать эти священные горы древних не только в материальном, но и в духовном смысле, то они могли бы символизировать также первое Великое Духовное Учение нашей пятой или арийской расы и (или) место его возникновения. Конечно, этим не исчерпываются все возможные истолкования, ибо древние Священные Писания необычайно сложны и многоплановы.
Множество сходных деталей и сюжетов в античной, древнеиндийской литературе и в Авесте говорит о единой общеарийской традиции. Есть основания полагать, что Рипейские горы, Меру и Хараити — одни и те же священные горы древних ариев. А Рипейский хребет идентифицируется как Уральский.

Название «Рипы», «Рипейские» сначала считалось греческим. Однако оно встречается и в древнейшем памятнике индийской литературы «Ригведы», более раннем, чем упоминавшиеся произведения античных греческих авторов:
Агнц (бог Огня) «охраняет желанную вершину Рипы, место Птицы; он, бодрый, охраняет путь Солнца; он, Агни, охраняет в центре Семиглавого; он, превосходный, охраняет веселье богов» («Ригведы», Угимн III книги).

Не исключено, что в «Ригведе» слово «Рипы» имеет нарицательное значение — «гора». Слово «реп» в значении «гора» имеется и в языке хантов — одного из народов угорской ветви финно-угорской языковой семьи. Формирование угорских племен происходило на территории между Волгой и Зауральем, примерно в том же ареале, где в скифское время обитали исседоны и аргиппеи. По своему происхождению финно-угорские языки не связаны с арийскими, но лексические совпадения свидетельствуют о глубоких, длительных и многообразных контактах финно-угорских и арийских племен

Здесь можно узнать про ключевые названия нашего края , гора . Но это название объединяет общее место и имя ему Урал.

Само название Урал имеет очень спорное происхождение. Ясно точно, что это не Русское слово. Есть две основные версии происхождения слова “Урал” . Первая- мансийская версия происхождения названия, сравнивает название Урал с мансийским “ур” (гора). Вторая версия рассматривает заимствование топонима из башкирского языка. В башкирском языке топоним “Урал” осознается как весьма древний, вероятно восходящий к пратюркскому состоянию. Его следует связывать с башк. үр ~ др.-тюрк. *ör “высота, возвышенность”.

До принятия названия “Урал” в Российской Империи с середины XVIII в. эти горы имели иные названия. Первые упоминания в Русских записях Уральских гор идет под названием “Камень” относиться к XVII в. Такое название скорей всего определили коренные жители этих мест Ханты, Манси, Немцы (самояеды) и тд. В своих языках они называют свою землю “Камень”. Скорей всего русские контактируя с ними просто переняли значение. Такое название гор сохранилось в отдаленных территориях северного Урала до сих пор. Надо также отметить, что северный Урал с ХI в. называли “Югрой” .Также известны название, которые дали в Европе. В 1549г. в городе Вена была опубликована книга Сигизмунда Герберштейна «Записки о Московии». В своей книге автор называет горы к востоку от Печоры “Поясом Мира” . В ХVI- ХVII вв. появилось много карт с изображением Уральских гор. На карте Московии итальянца Батиста Анезье, горы разделяющие бассейны рек Печоры и Оби, называются “Горы, именуемые Земной пояс” . На карте голландского картографа Гергарда Меркатора северная часть Уральских гор названа Каменным поясом, в верховьях рек Печоры и Северной Сосьвы горы называются “Великим Поясом” , юг просто “Камень”.

Название “Урал” в русский язык принес Татищев, упомянув это название в своей работе. Изначально Уралом обозначали южную часть Урала, затем это название приобретала все большую популярность и так со временем стали называть всю горную цепь. Еще существуют упоминания названий более поздних периодов. Ниже примеры названий в различные периоды.

VII-VI вв. до н.э. Греция поэма «Аримаспея» название – Гипербореи

II в. н.э. Египет г. Александрия грек Клавдий Птолемей названия – Гиперборейские , Рифейские , Норосские и Риммикайские горы. Риммикайские горы – прототипом современного Южного Урала

X в .В арабских источниках названия – страны Вису и Югра. Югра находилась в самой северной части Уральских гор.

1154 г. Арабский географ ал-Идриси в книге «Развлечение истомленного в странствии по областям» – сведения о горах Аскаруы и Мур-гар , расположенных в Башкирии. Это наиболее раннее достоверное описание гор Южного Урала.