» »

Гибель Помпеи – малоизвестные факты о трагедии древнего города. Развалины помпея Последний день помпеи какой вулкан

09.10.2023

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова.

История города Помпеи


Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей эры. Об истории того времени известно мало, но, как и многие города на территории современной Италии, Помпеи не обошли стороной военные действия. Город переходил из рук в руки разных древних племен, в свое время им владели и древние греки, которые построили в Помпеях храмы в честь своих богов.

Наконец, в 1 веке до н.э. город перешел под власть Римской империи. С этого времени Помпеи (Pompeii) стремительно развивались. Здесь построили форум, амфитеатр, где проходили гладиаторские бои и другие зрелищные мероприятия. Возводились промышленные здания (пекарни, прядильни), термы (общественные бани), храмы, богатые виллы для знати. Хотя период расцвета длился всего около 150 лет, а это немного для древнего города, за это время Помпеи смогли оставить потомкам достаточно памятников архитектуры.

Извержение Везувия

Где находится Везувий? Посмотрите на географическую карту Италии, и вы увидите, что знаменитый вулкан расположен почти посередине между Неаполем и Помпеями. Роковую роль в гибели Помпей сыграл ветер, направивший огромное облако с вулканическим пеплом на город. Таким образом, Неаполь не пострадал, а Помпеи погибли, так же как и ближайшие к ним города – Геркулан и Стабии.

Извержение вулкана Везувий произошло в 79 году нашей эры. Долгое время считалось, что это было 24 августа, но последние раскопки показали, что, скорей всего, это ошибка, и извержение случилось 24 октября. Катастрофа произошла стремительно, но все же не мгновенно, поэтому большинство жителей успело бежать из города и спастись. Считается, что из 20 тысяч жителей погибло 2 тысячи. Но эти данные составлены на основе найденных человеческих останков в Помпеях, которые хорошо сохранились. Многие ученые считают, что жертв было больше, потому что горожане могли погибнуть и вне стен города, но их останки уже не найти.


Извержение вулкана опасно выбросом лавы. Огненные потоки уничтожают все живое на своем пути, а постройки и ландшафт видоизменяют до неузнаваемости. Но с Везувием в Помпеях было не так. В 79 году основной вред нанесла не лава, а облако из вулканического пепла и камней. Однако, оборвав жизнь Помпей, пепел хорошо сохранил под собой городские улицы, строения и даже предметы быта в домах. Также при раскопках 19 века была обнаружена еще одна особенность: на месте человеческих тел спрессованный пепел образовывал пустоты, сохранявшие предсмертные образы. Пустоты стали заливать гипсом и получались изображения людей. Сейчас такие гипсовые фигуры в разных позах выставлены в Помпеях, чтобы туристы могли оценить масштаб трагедии.

Помпеи: что посмотреть?

Раскопки в Помпеях ведутся до сих пор. Возможно, скоро археологи порадуют нас еще какими-нибудь находками. Но и сейчас город-музей представляет собой довольно большой комплекс. Даже для беглого осмотра необходимо несколько часов.

Достопримечательности Помпей, которые представляют интерес для туристов:


  • Городские ворота. Считается, что всего было семь ворот. Они не служили надежным укреплением, скорее, были просто входами и выходами из города. Сохранились также дорожные плиты с колеями от повозок. А еще жители Помпей устанавливали на дороге плоские камни, возвышавшиеся над плиткой. Это служило своеобразным пешеходным переходом, чтобы горожане не испачкали ноги в грязи в дождливые дни.
  • Большой театр (Амфитеатр) и Малый театр (Одеон). Амфитеатр вмещал 20 тысяч, а Одеон – 1,5 тысячи зрителей. В них даже были предусмотрены колонны для установки навесов от солнца. В Амфитеатре проходили спортивные соревнования, гладиаторские бои, в Малом театре шли спектакли. В Одеоне до сих пор хорошая акустика: звуки со сцены можно отчетливо слышать в дальних зрительных рядах.
  • Лупанарий. Это древнеримский публичный дом. В Помпейском лупанарии сохранились комнаты для свиданий, а также фрески на эротические темы в этих комнатах.
  • Форум. Главная городская площадь, окруженная колоннами, была центром торговой, политической и религиозной жизни. Сначала Форум располагался в центре, но по мере застройки Помпей оказался на окраине города. Здесь находится еще несколько достопримечательностей, которые заслуживают осмотра: базилика, здание муниципалитета, храм Юпитера, храм Аполлона, арка Калигулы и другие.
  • Термы (общественные бани). В Помпеях есть несколько банных комплексов. Лучше всех сохранились Стабиевы термы. Здесь можно увидеть раздевалку, фригидарий (зал с бассейном с холодной водой), типидарий (бассейны с теплой водой), гимнастические комнаты. Также здесь выставлено несколько гипсовых изображений людей, погибших при извержении Везувия.

  • Виллы и дома. Везувий (Италия) не смог разрушить многие здания, некоторые прекрасно сохранились, хотя большинство все же дошло до наших дней только в виде развалин. Но самое ценное, что во многих виллах под слоем пепла уцелели уникальные фрески и росписи. Кстати, при раскопках здания именовали по изображениям на фресках или найденным предметам, эти названия используются и сейчас. Например, Дом Трагического Поэта назван по фреске актера с трагической маской в руках. Дом Мистерий украшен изображениями мифологических сцен. В Доме Фавна установлена статуя танцующего фавна, а в Доме Хирурга нашли хирургические инструменты. Дом Моралиста назван по надписям на стенах с призывами уважать женщин, воздерживаться от драк и соблюдать чистоту ног и постели.
  • Акведук. Этот древний водопровод использовался не только для доставки питьевой воды, но и для снабжения фонтанов, которые тоже частично сохранились в Помпеях. Также много воды уходило для функционирования общественных терм.
  • Промышленные и торговые помещения. Хорошо сохранился термополий, предок современного кафе, где готовилась и продавалась еда. Также в Помпеях можно увидеть мельницы и пекарню, прядильные и ткацкие мастерские. В таких помещениях выставлены и найденные при раскопках предметы, например, древние амфоры, жернова и прочие.


Ощутить историю Помпеи поможет еще одна достопримечательность – улица Изобилия. Названа она так из-за статуи девушки, несущий рог изобилия, установленной на фонтане. Здесь можно прогуляться по древней мостовой и купить вполне современные сувениры. На улице Изобилия расположены кафе для туристов и сувенирные лавки.

Как добраться?

Где находятся Помпеи? Совсем недалеко от Неаполя. Поэтому в Неаполе предлагают экскурсии в Помпеи, но в основном на английском языке, так что с русскоязычным гидом стоит договариваться заранее. Если же вы хотите самостоятельно организовать поездку, лучше всего воспользоваться железнодорожным сообщением. От Неаполя поезд отправляется с вокзала Гарибальди и идет до станции Помпеи (Pompei). Время в пути – около получаса.

Из Рима тоже легко добраться до Помпей на поезде, только нужно делать пересадку в Неаполе (и еще переехать с Центрального вокзала на вокзал Гарибальди) или в Салерно (с вокзала на вокзал переезжать не нужно, но путь длиннее). Поездка займет около 2 часов.

Неаполь – Везувий – Помпеи – это один из популярных вариантов организованной однодневной экскурсии. Если честно, это слишком насыщенный тур, но некоторые путешественники спешат вместить как можно больше в один день. Вообще, на осмотр Помпей нужно закладывать не менее 4 часов. И то за это время вы успеете пробежаться по всем достопримечательностям «галопом». Лучше отправляться в Помпеи на целый день. А вот вечером можно посидеть в неаполитанском кафе с бокалом вина и подумать о вечности. Поверьте, поездка в Помпеи располагает к таким размышлениям.

Экскурсия на Везувий

Совместите поездки на вулкан и в Помпеи, только если у вас очень ограничено время на экскурсионную программу. И если вы выносливый турист! Дело в том, что по Помпеям нужно много ходить, достопримечательности разбросаны по довольно большому периметру. А потом еще совершать пеший подъем на вулкан по одному из туристических маршрутов.


Везувий на карте Италии находится в 15 км от Помпей. Прямой автобус довезет вас за 15 минут. А потом можно подняться пешком (фуникулеров нет) на вершину по девяти разным маршрутам. Высота Везувия почти 1300 метров. На самом верху можно увидеть кратер с дымом. По пути следования есть скамеечки для отдыха. Берите с собой удобную обувь и головные уборы от солнца. Территория вулкана считается национальным заповедником. Вход туда оплачивается, билет стоит 10 евро. В зимний период (с 1 ноября по 31 марта) парк открыт лишь до 15 часов, летом – до 17 часов.

Посетите Неаполь, вулкан Везувий и Помпеи. Эти достопримечательности можно осмотреть за один день. Такие туры предлагаются из Рима и других итальянских городов. Но лучше, конечно, на каждую достопримечательность оставить по целому дню. Тогда вы сможете лучше запечатлеть в памяти ваши эмоции и сделать много-много эффектных фото.

Древний город Помпеи (Италия): достопримечательности, Везувий, карта

Помпеи (Италия) – уникальный город. Он представляет интерес как историческое наследие не только для Италии, но и для всего мира. Город находится под охраной ЮНЕСКО и, по сути, является музейным комплексом под открытым небом. Наверное, каждый образованный человек знает, что извержение вулкана Везувий уничтожило Помпеи полностью. Город был погребен под слоем вулканического пепла и камней. Об этом страшном происшествии было снято несколько кинофильмов, оно стало сюжетом романов и картин. В России самое известное произведение живописи на эту тему – «Последний день Помпеи» Карла Брюллова. История города Помпеи Считается, что город Помпей сначала был поселением, основанным в 6 веке до нашей…

Обзор

Сумма всех оценок статьи:


Город откопанный из пепла. С виду ничего особенного-обычные руины древнего города, каких немало. Но блуждая по улочкам проникаешься бытом обычных людей живших два тысячелетия назад и неожиданно погребенных под пятиметровым слоем вулканического пепла. Пепел и вулканические породы буквально законсервировали город и состояние построек очень реалистично передают жизнь и увлечения того периода.


Помпей жил обычной жизнью не подозревая, что рядом с городом высится гора убийца. Несколько столетий до погребения под пеплом город развивался, пока не проснулся Везувий. Это произошло в 79 году нашей эры. Кстати извержение подобное тому времени происходит раз в две тысячи лет, не сложно посчитать, что сегодняшний Неаполь, раскинувшийся у подножья,расположен на мине замедленного действия.
2.


А до извержения в городе была достаточно развитая цивилизация, как и во многих городах римской империи. На потеху зрителей проводились гладиаторские бои, в амфитеатрах ставили спектакли, горожане парились в банях, а особо страждущие посещали публичные дома.
На этом месте были расположены казармы, а на поляне гладиторы проводили тренировки.
3.


Так как досуг был ограничен, постановки в амфитеатрах пользовались большим успехом.
4.


Здания скрывшиеся под толщей вулканических пород, легко позволяют определить их назначение. Как во всех современных цивилизациях того времени в крупном городе обязательно должен был быть публичный дом. Лупанарий сохранился и до наших времен.
5.


Лупанарий здание с отдельными спальнями и каменными ложе, на них накидывался матрац и в основном рабы из греции обслуживали посетителей.

Настенная живопись говорит о том, что нетрадиционная любовь вполне себе процветала и в те времена. Римляне валят все на греков, греки намекают на извращенцев римлян. Тем не менее цвета нетрадиционной направленности пошли именно от римлян.
8.

Сеанс с проституткой примерно стоил как небольшая чаша вина.
9.


Лупанарий всегда легко было найти по указателям на дорогах указывающих направление.
10.

Многие дома в Помпеях не имели кухонь, моэтому вдоль улочек располагалось множество термополиев, или по нашему забегаловок. Римляне все делали на ходу, заскочив в термополий на перекус бежали дальше.
11.


Прилавок термополия
12.


Мощеные улочки города.
13.


Знак "кирпич" две тысячи лет назад был буквальным
14.


В Помпеях в большенстве домах обязательно располагался имплювий-небольшой бассейн для сбора дождевой воды.
15.

Кстати с водоснабжением города до определенного времени были проблемы. Грунтовые воды в этих местах залегают на 40 метрах. Решением проблемы стал построенный аквидук. Почти 6500 кубических метров в день потреблял город. Водой по аквидуку наполнялись резервуары, а дальше по трем свинцовым трубопроводам поставлялась в городские питьевые фонтанчики, городские бани и в самые богатые дома. Фонтанчики функционируют и в наше время.
16.


В некоторых местах сохранились останки системы водоснабжения.
17.


Огромной популярностью у жителей пользовались общественные термы. Сотни рабов топили бани в подвалах, чтобы горожане имели возможность помыться.
18.


Женщины и мужчины парились отдельно. Своды бань предусмотрительно имеют арочную форму, чтобы капли пара не капали на людей а стекали к стенам. Окна для регулирования температур.
19.


20.

Убранство бань впечатляет.
21.


Сердце бани. Мраморная чаша, под ней печь.
22.


23.

Скамьи для отдыха с купелью.
24.


Во дворике бассейн для охлаждения.
25.


Эти бани были построены для горожан зажиточным торговцем в предверии выборов в Меры. Таким образом борцы за власть задабривали избирателей. В терме установлена массажная скамья с гербом того самого торговца.
26.


Помпей по тем временам был достаточно большим городом. В центре для важных мероприятий устроен огромный форум, здесь сосредоточены главные постройки, храмы, муниципалитет, трибунал, рынок и конечно же площадь где могли собраться все горожане.
27.


Эхо явления Господа Христа на землю до Помпей еще не дошло, поэтому храмы сооружены в честь мифологических богов или великих римских деятелей.
Храм Гения Веспасиана с алтарем-жертвенником.
28.


29.

Сохранившаяся работа мастеров первого столетия
30.


31.

Еще улочки Помпея.
32.


Общественный туалет
33.


34.

35.

36.

Трибунал
37.


38.

39.

При раскопках во многих местах обнаружили пустоты. Никто не мог понять что это, пока не решили одну из пустот заполнить гипсом. Результат шокировал, пустоты это люди и звери. Тела сгинули спустя века, а природа навсегда запечатлила их предсмертные муки.
40.

Собака
41.

Рыночные весы
42.

Городское кладбище. В горной породе выдалбливались ниши куда осуществляли захоронение.
43.


Внешнее укрепление города весьма добротно. Первый век-впечатляет.
44.


Помпей удивил. Обычно древние развалины нагоняют скуку и уныние. Помпей захватывает своей правдоподобностью и реальным ощущением быта того времени. Так что ни капли не пожалел, что отметил на карте местечко под названием Помпей. А на сегодня все.

Что мы знаем о древнем городе Помпеи? История рассказывает нам о том, что когда-то этот процветающий город вмиг погиб со всеми жителями под лавой проснувшегося вулкана. На самом деле история Помпей очень интересна и наполнена большим количеством деталей.

Основание Помпей

Помпеи - это один из древнейших римских городов, который расположен на территории провинции Неаполь в области Кампанья. С одной стороны побережье (который ранее назывался Куманским), а с другой - река Сарн (в древности).

Как же были основаны Помпеи? История города рассказывает, что основан он был древним племенем оски еще в 7 столетии до нашей эры. Эти факты подтверждают фрагменты храма Аполлона и дорический храм, архитектура которых соответствует периоду, когда были основаны Помпеи. Стоял город как раз на пересечении нескольких путей - в Нолу, Стабии и Кумы.

Войны и подчинение

Первым предвестником надвигающейся катастрофы стало землетрясение, которое произошло 5 февраля 63 года до нашей эры.

Сенека в одном из своих трудов отмечал, что поскольку Кампанья была сейсмически активной зоной, такое землетрясение для неё не редкость. И землетрясения происходили и ранее, но сила их была совсем маленькой, жители к ним просто привыкли. Но в этот раз ожидания превзошли все ожидания.

Тогда в трех соседствующих городах - Помпеях, Геркулануме и Неаполе - очень пострадали строения. Разрушение было таким, что за последующие 16 лет дома не удалось восстановить полностью. Все 16 лет шли активные восстановительные работы, реконструкции, косметические ремонты. Также в планах было возвести несколько новых зданий, к примеру, Центральные термы, которые до дня гибели Помпеи завершить так и не удалось.

Гибель Помпей. День первый

Жители пытались восстановить Помпеи. История гибели города свидетельствует о том, что катастрофа началась в 79 году до нашей эры, днем, 24 августа и продолжалось 2 дня. Извержение, как до тех пор считалось, спящего вулкана уничтожило всё. Тогда под лавой погибли не только Помпеи, но и еще три города - Стабии, Оплонтия и Геркуланум.

Днём над вулканом появилось облако, состоявшее из пепла и пара, но на него никто особого внимания не обратил. Немного позднее облако закрыло небо над всем городом, и на улицах начали оседать хлопья пепла.

Продолжались толчки, идущие из-под земли. Постепенно они усиливались до такой степени, что переворачивались повозки, с домов осыпались отделочные материалы. Вместе с пеплом затем с неба начали падать камни.

Улицы и дома города заполняли удушливые сернистые пары, многие люди просто задыхались в своих домах.

Многие пытались покинуть города с ценными вещами, а другие, кто был не в силах оставить своё имущество, погибали в руинах своих домов. Продукты извержения вулкана настигали людей и в общественных местах, и за чертой города. Но все-таки большая часть жителей смогла покинуть Помпеи. История подтверждает этот факт.

Гибель Помпей. День второй

На следующий день воздух в городе стал горячим, произошло само извержение вулкана, уничтожившее лавой всё живое, все строения и имущество людей. После извержения было очень много пепла, который покрыл весь город, толщина слоя пепла достигала 3 метров.

После катастрофы на место событий прибывала специальная комиссия, которая констатировала «смерть» города и то, что он не подлежит восстановлению. Тогда еще можно было на том, что осталось от улиц бывшего города, встретить людей, которые пытались отыскать своё имущество.

Вместе с Помпеями погибли еще города. Но обнаружены они были только благодаря находке Геркуланума. Этот второй город, находившийся также у подножия Везувия, погиб не от лавы и пепла. После извержения вулкан, как и пострадавшие города, покрылся трехметровым слоем камней и пепла, которые угрожающе нависали, как лавина, что может сойти в любой момент.

И скоро после извержения пошел проливной дождь, который снес толстый слой пепла со склонов вулкана и толщей воды с пылью и камнями обрушился прямо на Геркуланум. Глубина потока составляла 15 метров, поэтому город был заживо погребен под потоком с Везувия.

Как были найдены Помпеи

Истории и рассказы о страшных событиях того года долго передавались из поколения в поколение. Но спустя несколько столетий люди потеряли представление о том, где же находился погибший город Помпеи. История гибели этого города постепенно начала лишаться фактов. Люди жили своей жизнью. Даже в тех случаях, когда остатки древних строений находили люди, например, копая колодцы, никто уже и подумать не мог, что это частички древнего города Помпеи. История раскопок началась только в 18 столетии и косвенно связана с именем Марии Амалии Христины.

Это была дочь короля Августа Саксонского Третьего, которая покинула Дрезденский двор после замужества с Карлом Бурбонским. Карл был королём обеих Сицилий.

Нынешняя королева была влюблена в искусство и с большим интересом осматривала залы дворца, парки и другие свои владения. И однажды она обратила внимание на скульптуры, которые были ранее найдены перед последним извержением вулкана Везувия. Некоторые из этих статуй были найдены случайно, а другие - с подачи генерала д`Эльбефа. Королева Мария была настолько поражена красотой скульптур, что попросила супруга отыскать для неё новые такие.

Последний раз на то время Везувий извергался в 1737 году. Во время этого происшествия часть его вершины взлетела в воздух, склон остался обнажен. Поскольку вулкан уже полтора года не проявлял активности, король согласился начать поиски скульптур. И стартовали они с того места, где когда-то закончил поиски генерал.

Поиск статуй

Раскопки проходили с большими трудностями, поскольку необходимо было разрушить толстый (15 метров) слой затвердевшей лавы. Для этого король использовал специальные орудия, порох, силу рабочих. В конце концов рабочие наткнулись на что-то металлическое в искусственных шахтах. Так были найдены три больших обломка бронзовых коней гигантского размера.

После этого было принято решение обратиться за помощью к специалисту. Для этого был приглашен маркиз Марчелло Венути, который был хранителем королевской библиотеки. Далее было найдено еще три мраморных статуи римлян в тогах, туловище бронзового коня, а также расписанные колонны.

Обнаружение Геркуланума

В тот момент стало понятно, что дальше будет еще больше. Королевская чета, прибыв на место раскопок 22 декабря 1738 года, освидетельствовала обнаруженную лестницу и надпись, гласящую, что некий Руфус на свои средства возвёл театр Theatrum Herculanense. Специалисты продолжали раскопки, поскольку знали, что театр обозначает наличие города. Там было множество статуй, которые водным потоком принесло на заднюю стену театра. Так был обнаружен Геркуланум. Благодаря этой находке удалось организовать музей, равных которому на то время не было.

А вот Помпеи находились на меньшей глубине, чем Геркуланум. И король, посоветовавшись с начальником своего технического отряда, принял решение перенести раскопки, учитывая заметки ученых относительно местоположения города Помпеи. История-то отмечала все памятные события руками ученых.

Раскопки Помпей

Итак, поиск Помпей начался 1 апреля 1748 года. Спустя 5 дней был найден первый фрагмент стенной росписи, а 19 апреля - останки человека, из рук которого выкатилось несколько серебряных монет. Это был центр города Помпеи. К сожалению, не догадываясь о важности находки, специалисты посчитали, что нужно искать в другом месте, и засыпали это место.

Немного позднее был найден амфитеатр и вилла, которую позднее назвали Домом Цицерона. Стены этого здания были красиво расписаны и украшены фресками. Все предметы искусства были изъяты, а вилла тотчас засыпана обратно.

После этого на 4 года раскопки и история Помпеи были заброшены, внимание перешло на Геркуланум, где был найден дом с библиотекой «Вилла деи Папири».

В 1754 году специалисты снова вернулись к раскопкам города Помпеи, к его южной части, где была найдена античная стена и остатки нескольких могил. С тех пор за раскопки города Помпеи взялись активно.

Помпеи: альтернативная история города

Сегодня все же существует мнение, что год гибели Помпей - выдумка, основанная на письме который якобы описывает извержение вулкана, Тациту. Тут возникают вопросы о том, почему в этих письмах Плиний не упоминает ни названия городов Помпеи или Геркуланум, ни того, что именно там жил дядя Плиния Старшего, который и погиб в Помпеях.

Некоторые ученые опровергают тот факт, что катастрофа произошла именно в 79 году до нашей эры, ввиду того что в разных источниках можно встретить информацию об 11 извержениях, случившихся в период с 202 по 1140 годы нашей эры (после случая, разрушившего Помпеи). А следующее извержение датируется только 1631 годом, после чего вулкан оставался в активном состоянии вплоть до 1944 года. Как видим, факты говорят о том, что вулкан, который был активно действующим, уснул на 500 лет.

Помпеи в современном мире

Очень интересными сегодня остаются история города Геркуланум и история Помпеи. Фото, видео и различные научные материалы можно найти в библиотеке или интернете. Множество ученых-историков все так же пытаются разгадать загадку древнего города, максимально изучить его культуру.

Многие художники, в т. ч. и К. Брюллов, кроме прочих своих работ, изобразили и последний день Помпеи. История такова, что в 1828 году К. Брюллов побывал на местах раскопок и еще тогда сделал наброски. В период с 1830 по 1833 годы создавался его художественный шедевр.

Сегодня город был максимально восстановлен, он является одной из самых известных памяток культуры (наравне с Колизеем или Венецией). Город раскопан еще не полностью, но множество строений доступны к осмотру. По улицам города можно гулять и любоваться красотой, которой более 2000 лет!

Помню в детстве, увидев картину К. Брюллова «Последний день Помпеи», была сильно потрясена. Огромный погиб за считанные часы. Почему? Как? За что?
Побывать в Помпеи нашей семье удалось только в ноябре 2016 года. Я поделюсь своими фото и видео с Вами. Давайте попробуем разобраться в причинах трагических событий.

Древнеримский город Помпеи в Италии был полностью разрушен в 79 году. Погребен под многометровым слоем пепла и магмы в результате извержения вулкана Везувия.

Гибель Помпеи — почему люди не покинули город?

Это был один из крупнейших античных городов, основанный в VI веке до н.э. Удачное расположение на торговом пути и плодородные земли послужили его экономическому расцвету.

Геологи утверждают, что вулкан молчал 15 веков. О том, что он просыпается, он предупредил людей сильным землетрясением в 62 году, почти полностью разрушив строения. Но жители не стали переселятся на новые места, а принялись вновь его отстраивать. Даже не подозревая о грядущей катастрофе.

А жестокий убийца Везувий с высоты 1300 метров молча наблюдал за человеческой суетой и ждал своего часа. И этот час настал 24 августа 79 года.

Везувий предупредил заранее

Над вулканом появилось огромное, быстро растущее бурое облако. На многокилометровой высоте оно растекалось в стороны, закрывая небо. Это сопровождалось страшным грохотом и подземными полчками. Каждый час вулканический пепел покрывал землю слоем до 20 см.

Человеческий фактор

Часть населения успела в первый день покинуть Помпеи. Остались упрямцы, не пожелавшие покидать свои жилища и рабы, которых хозяева оставили охранять свое добро. Они пытались спрятаться в домах, не понимая, что обрекают себя на гибель.

Крыши домов рушились под тяжестью падающих камней и золы.

На следующий день с вулкана потекла раскаленная тяжелая лавина магмы, уничтожая все на своем пути. Воздух был насыщен горячим удушливым газом и пылью, а попадая в легкие превращался в цемент, люди задыхались. Начался сильный ливень.

Рыхлый пепел, смешавшись с водой, ринулся вниз со склонов горячим грязевым потоком. Жители, обезумевшие от страха, кинулись к морю, упавших затаптывали бегущие следом. Оставшиеся на улицах сгорали заживо.На третий день тучи пыли рассеялись. Солнце освятило ужасную картину мертвых городов Помпеи, Стабии и Геркуланума.

Реконструкция тел погибших

Погребенный город был обнаружен случайно в XVI веке. Но раскопки начались только в XVIII веке. Внезапная и быстрая гибель Помпеи под многометровым слоем магмы и пепла, сохранила многие дома с внутренней обстановкой, фресками, мозаикой и интересной архитектурой.


При раскопках пустые полости, оставшиеся от тел погибших, заливали гипсом и реконструировали их предсмертные позы.


Так были извлечены до 2000 останков. Считается, что во время этой катастрофы погибло около 15 тысяч человек.

В настоящее время открыто 75% реставрированных раскопок. Посмотреть на под открытым небом приезжают до 2,5 млн. человек в год.


Обнаружены останки амфитеатра для провидения гладиаторских боев, жилые дома с нетронутой обстановкой, фресками и мозаикой. Храмы, бани, большое количество питейных заведений, публичных домов и изображений фаллоса в рисунках, статуэтках и скульптурах.

Наказание за…

В Древнем Риме фаллос считался символом удачи и оберегом. Его изображения наносили на стены различных заведений и на угловых домах улиц. При раскопках нашли много статуэток Бога плодородия Приапа с детородным органом огромных размеров.

В 1819 году все предметы и фрески с изображением сексуальных оргий, зоофилии и содомии (гомосексуализм), найденные в руинах, были собраны в Секретном кабине археологического музея.


До 2000 года эта коллекция была доступна для просмотра только узкому кругу лиц принадлежащих к высшему свету. Сейчас она открыта в музее Неаполя, для всех желающих ознакомится с этой стороной жизни римлян той эпохи.

Судя по ассортименту и количеству экспонатов, публичных домов и питейных заведений, жители были далеки от целомудрия, вели развеселый образ жизни. Может быть происшедшая катастрофа стала наказанием?
Настоящее время

Мы увидели этот город в серый дождливый день. Наше небольшое любительское видео даст вам представление о разрушеном городе.

Везувий, виновник ужасной катастрофы, сейчас смотрится вполне миролюбиво и опять ждет своего часа. Чем дольше он спит, тем катастрофичнее будет его пробуждение. Прошедшие века стерли память о прошедшей трагедии и люди продолжают селиться в его окрестностях.

Это тоже интересно:

Куда идём мы с рюкзачком или как собрать правильный рюкзак Города под водой — тайны забытых предков или наследие цивилизаций?

Помпеи - настоящий древний город, здесь у многих состоятельных римлян были загородные виллы. Прогуливаясь по улицам, видишь лавки, виллы, театр, школу гладиаторов, форумы и рынки. Все здесь настоящее. В Саду спасающихся можно даже увидеть «людей»: здесь установлены 17 гипсовых отливок, изготовленных по форме «воздушных карманов», найденных во время раскопок. Мы видим здесь женщину, протягивающую руки вперед, словно она пытается оттолкнуть неизбежную судьбу, людей с открытыми в немом крике ртами, безуспешно старающихся защитить своих детей; есть даже пара влюбленных.

Интересно познакомиться с домом Ветиев, где жили два брата-торговца. Даже цветы в саду оставили четкие отпечатки в пепле, так же, как и капли воды из системы охлаждения в атриуме. В некоторых комнатах удалось обнаружить удивительные, практически не пострадавшие фрески.

Фрески - одно из лучших свидетельств о повседневных занятиях жителей и праздниках. Даже в борделе над каждым дверным проемом - роспись, иллюстрирующая занятия посетителей.

И по сей день раскопки Помпеи представляют собой самый величественный образец древнеримского города и его повседневной культуры - неиссякаемый источник для исследований археологов, историков древнего мира и классических филологов. В 1997 г. Помпеи внесли в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО, однако это не защищает город от новых разрушений. Длившееся десятилетиями небрежение к старине, вандализм по отношению к памятникам и чрезмерный поток туристов (это самая посещаемая античная достопримечательность Италии, сюда ежегодно устремляются 2 млн туристов) - все вкупе привело к тому, что раскопки ныне находятся в катастрофическом состоянии. Из шестидесяти пяти жилых домов и общественных зданий, еще доступных для обозрения в 1956 г., попасть сегодня можно только в пятнадцать: остальные просто опасны из-за возможного обрушения, они заброшены и запущены. Поэтому многие ученые и представители туриндустрии создали некий культурный институт -«Phoenix Pompeji», который различными акциями и сбором пожертвований пытается сохранить оба города под Везувием: Помпеи и Геркуланум.

Современный город Помпеи примыкает к территории раскопок с восточной стороны. Храм Santuario della Madonna del Rosario, хорошо различимый издалека благодаря пятиэтажной колокольне, построен в конце XIX в. - после явления в этих местах Девы Марии. Особенно много паломников съезжается 8 мая и в первое воскресенье октября.

Извержение везувия

Описание ужасающих событий 79 г. н. э. мы находим в письмах римского писателя Плиния Младшего к Тациту: он наблюдал происходящее из соседнего местечка:

«Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись, мы были на открытом месте, но в темноте, и было очень страшно, что они рухнут. Тогда наконец решились мы выйти из города; за нами шла потрясенная толпа, которая предпочитает чужое решение своему; в ужасе ей кажется это подобием благоразумия. Огромное количество людей теснило нас и толкало вперед. Выйдя за город, мы остановились. Повозки, которые мы распорядились отправить вперед, на совершенно ровном месте кидало из стороны в сторону, хотя их и подпирали камнями. Мы видели, как море втягивается в себя же; земля, сотрясаясь, как бы отталкивала его от себя. Берег, несомненно, выдвигался вперед; много морских животных застряло на сухом песке. С другой стороны в черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали огненные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии, но большими. Немного спустя туча эта стала спускаться на землю, покрыла море, опоясала Капреи и скрыла их, унесла из виду Мизенский мыс. Стал падать пепел, пока еще редкий; оглянувшись, я увидел, как на нас надвигается густой мрак, который подобно потоку разливается вслед за нами по земле. Наступила темнота, но не такая, как в безлунную ночь, а какая бывает в закрытом помещении, когда тушат огонь. Слышны были женские вопли, детский писк и крики мужчин... Многие воздевали руки к богам, но большинство утверждали, что богов больше нет и что для мира наступила последняя вечная ночь...»

История

Считается, что Помпеи был основан в VII в. до н.э. древним италийским народом осками. В V в, город покорили этруски, а в конце V в. - самниты, которых в III в. вытеснили римляне. Выгодное расположение - ныне из-за отложений песка море удалилось на 2 км - и плодородные земли у подножия Везувия способствовали скорому превращению Помпеи в процветающий торговый и портовый город, где проживало около 20 тыс. человек, половину которых составляли рабы. Первая природная катастрофа случилась в 62 г. н.э., тогда Помпеи был впервые разрушен сильным землетрясением. Восстановление города было еще в полном разгаре, когда 24 августа 79 г. н.э. произошло новое мощное извержение Везувия, похоронившее Помпеи под шестиметровым слоем пепла и лавы. Тогда погибли примерно 2000 человек, однако большинству жителей удалось бежать, захватив лишь самое дорогое. Город был опустошен, однако и в то время выжившим удавалось найти под еще рыхлым покрывалом из пепла много ценных предметов. Почти 1700 лет Помпеи был как бы законсервирован. Раскопки начались в XVIII в. - и сегодня завершены примерно на две трети. Многие здания лежат в руинах, а самые интересные находки выставлены в Национальном археологическом музее Неаполя. С началом «новых раскопок» в 1911 г. археологи по возможности оставляют на месте внутреннее убранство помещений и предметы домашнего обихода. Несмотря на многие ограничения, нигде, пожалуй, античная культура и ее жилищные традиции, представленные в богатых и не очень богатых домах, а также рыночная площадь и улицы, театры и храмы не предстают перед посетителями так непосредственно и зримо. В «Записной книжке» (1787) Гёте писал о «мумифицированном городе» так: много страшных событий случалось в мире, но очень немногие могут доставить потомкам столько радости.

Античный город

Центром античного Помпеи был Форум, где, как и повсюду в римских городах, располагались важнейшие здания, а рядом - постоялые дворы, таверны и кухни, термы, отхожие места, до тридцати лупанариев - публичных домов, а также многочисленные торговые лавки и ремесленные мастерские: пекарни, красильни, сукновальни и ткацкие мастерские. Дороги вымощены кусками окаменевшей лавы, для перехода на другую сторону улицы для пешеходов сделаны мостки из камней, а глубокие борозды на мостовой свидетельствуют об оживленном движении повозок и колесниц. Перекрестки были украшены фонтанами, а фасады многих домов -фресками.

Типичный римский городской дом в плане имел прямоугольник. Наружные стены почти не имели окон: помещения, выходившие на улицу, чаще всего использовались как торговые лавки или мастерские. Входная дверь вела в короткую галерею и сразу - в атрий с бассейном для сбора дождевой воды. Вокруг атрия располагались спальные и жилые помещения, а напротив входа - таблиний - гостиная и кабинет. Внутри дома, как правило, был разбит сад, обрамленный крытой колоннадой - перистилем. Иногда к нему примыкал еще один сад. В перистиле был триклиний - столовая, а кухня и погреб размещались в каждом доме по-своему. Многие жилища имели верхний этаж с балконами. Сохранившиеся фрагменты лепных украшений, причудливой настенной росписи и мозаичных полов говорят о вкусе и богатстве прежних жильцов.

Живопись в Поимеи

Несмотря на то что расцвет Помпеи продлился всего 160 лет, в искусстве городской настенной живописи принято выделять четыре стиля. Для первого стиля, сохранявшего актуальность примерно до 80 г. до н.э. характерно отсутствие фигур. Стены украшены росписью, имитирующей инкрустацию мрамором, как это, к примеру, можно видеть в доме Casa di Sallustio.

Второму стилю (примерно до 10 г. н.э.) свойственны изображения с перспективой; самый известный пример - Вилла Мистерий. Для третьего стиля, оформившегося в последующие 40 лет, характерны пейзажи и изображения на мифологические сюжеты - вместо перспективной живописи, например в доме Casa di Lucretio Fronto. Наконец, времена упадка города характеризуются четвертым стилем: стены покрывают росписями в духе маньеризма, возвращается пространственно-перспективное изображение; фрески населены мифическими существами и украшены орнаментом - самую красивую настенную роспись можно увидеть в доме Casa di Loreius Tiburtinus.

Раскопки в Помпеи

Город, занимающий территорию более 60 га и равный территории ста современных футбольных полей, разрешено осматривать только в некоторых его районах.

Антиквариум

За городскими воротами справа - Антиквариум, где хранятся археологические находки с досамнитских до римских времен. Особенно впечатляют гипсовые слепки с погибших при извержении Везувия людей и животных. Их тела сохранились в пустотах слоя лавы и были извлечены в конце XIX в., когда пустоты были залиты гипсом. От Антиквариума к Форуму ведет Via Marina. Там, где улица переходит в площадь, справа стоит самое большое здание Помпеи - базилика II в. до н.э., которая служила биржей, судом или местом для публичных собраний.

Форум

Вытянутый в длину Форум прежде был вымощен мраморными плитами и с трех сторон окружен двухэтажными колоннадами. Здесь находилось главное святилище города - обрамленный сорока восемью ионическими колоннами храм Аполлона; второй храм, посвященный Юпитеру, - на северной стороне. Во время извержения Везувия его как раз реставрировали. Рядом находились окруженный торговыми лавками или рыночными прилавками рыночный павильон, храм императора Веспасиана и здание эвмахия - предположительно цеха торговцев сукном. На южной стороне Форума среди трех колонн был городской совет.

Стабиевы термы

Следуя по Via dell"Abbondanza, главной торговой улице древнего Помпеи - Decumanus Maior, можно выйти к Стабиевым термам, самым крупным и хорошо сохранившимся римским баням. Сначала посетитель попадает в окруженную колоннами палестру - помещение, где занимались физическим воспитанием юношей. Слева - плавательный бассейн с помещением для переодевания, справа - мужская баня, к которой примыкала женская, они разделены отопительными помещениями. Бани отапливались особой системой труб (гипокауст), размещенной под полом. По этим трубам шел горячий воздух из печи - систему можно довольно хорошо изучить. В мужской бане имелась круглая купальня с холодной водой; к мужской и к женской половинам примыкало по одной раздевалке с нишами, где можно было сложить одежду, и проходное, слабо отапливавшееся помещение, а также парная. В переулке слева от терм - лупанарий, помещения которого расписаны фресками эротического содержания.

Треугольный форум

Via dei Teatri заканчивается в театральном квартале, расположенном на Треугольном форуме. Рядом - руины греческого храма VI в. до н.э.; в казарме напротив жили и тренировались гладиаторы. Большой театр (Teatro Grande, 200-150 гг. до н.э.) вмещал 5000 зрителей. Стоящий рядом Малый театр, Одеон, сохранился лучше; это древнейший образец крытого римского театра на 1000 мест. Около 75 г. до н. э. здесь давали в основном музыкальные представления, кроме того, выступали чтецы-декламаторы. Чуть к северу слева стоит небольшой храм Юпитера Мейлихия, за ним - сооруженный в 62 г. н.э. храм Исиды, волшебные настенные росписи из которого можно увидеть в Национальном музее Неаполя. На стене храма увековечил в 1817 г. свое имя и некий Анри Бейль, знаменитый французский писатель, известный как Стендаль. По Via Stabiana можно выйти к Дому кифареда - одного из самых больших в Помпеи, при доме были также суконная мастерская, пекарня и таверна.

Новые раскопки

Ha Via dell"Abbondanza, примерно в 100 м по правой стороне, начинаются так наз. Новые раскопки (Nuovi Scavi), что означает: настенную роспись и домашнее убранство оставляют там, где ее нашли; так удалось сохранить многие верхние этажи с балконами и лоджиями. Множество найденных надписей позволили составить так наз. «Адресную книгу» с пятьюстами пятьюдесятью именами. Квартал, в котором селились в основном торговцы, относится к последнему периоду существования Помпеи.

Художественные изыски ждут посетителей перед домом Casa di Lucius Ceius Secundus, где лепнина на фасаде дома имитирует кладку из тесаных камней; дом Fullonica Stefani явно был красильней; в доме Casa del Criptoportico - проложенный в подземном этаже проход, защищенный от непогоды.

Хорошо сохранившийся и украшенный настенными росписями и мозаикой дом Менандра принадлежал богатому купцу, а именем дом обязан изображению греческого комедиографа Менандра в нише великолепного перистиля. Далее слева но Via dell"Ab-bondanza - дом Termopolio di Asellina, он был таверной, где подавали напитки и еду. В прилавок, выходивший на улицу, были вставлены горшки и сосуды. Фасад с множеством надписей относится к дому Требия Валенса; стоящий рядом справа дом Лорея Тибуртина - один из самых больших частных домов Помпеи - имел великолепный сад.

Далее к югу и к востоку от Via dell"Abbondanza расположены новейшие раскопки; особенно интересны дом Садовника, дом Венеры с великолепным изображением Венеры, а также дом Юлии Фелис - это городская вилла, позже перестроенная в доходный дом.

Рядом с домом Лорея Тибуртина - городская спортивная площадь, называемая Палестрой, она с трех сторон окружена портиками с колоннами, в центре - плавательный бассейн. К площади примыкает амфитеатр на 20 тыс. зрителей, который начали строить около 80 г. до н.э. Это один из самых древних римских амфитеатров, в нем, в отличие от позднейших, нет подземных сооружений. Рядом проходит городская стена с воротами Porta di Nocera, за которыми, как и во всех античных городах, вдоль улицы, ведущей из города, располагались некрополи и надгробные сооружения.

В северной части раскопок можно осмотреть и другие знаменитые дома, среди них Casa del Centenario с множеством живописных изображений животных и пейзажей и Casa di Lucretius Frontone, где в медальонах, украшающих стены, многократно повторяется изображение Эрота. В Casa delle Nozze d"Argento (или дом Серебряной свадьбы) - красивый атрий и перистиль; в саду дома Позолоченных Амуров сохранилось украшение из мрамора.

Дом Веттиев

Один из самых известных домов - дом Веттнев, он датируется последними десятилетиями существования Помпеи. Владельцами дома, украшенного многими настенными росписями, были братья - богатые купцы Веттии. У входа справа - фреска с изображением бога плодородия Приапа с огромным фаллосом; фрески в триклинии - справа от перистиля - представляют мифологические сцены. Окруженный колоннами двор со статуями и бассейнами красиво засажен; помещение на узкой стороне дома украшает черный фриз с фигурами амурчиков, подражающих занятиям людей. В кухне сохранилась древняя кухонная утварь. Соседний дом Лабиринта восходит ко временам самнитов.

Дом Фавна

Напротив наискосок раскинулся дом Фавна, занимающий целую ннсулу. Вход в него - с Via di Nola. Рядом с имплювием - бассейном в атрии - копия найденной здесь статуи танцующего Фавна (отсюда и название дома). В помещении с красными колоннами была найдена знаменитая мозаика, на которой изображена битва Александра Македонского - оба шедевра можно увидеть в Национальном археологическом музее Неаполя. Расположенные в двух шагах термы Форума немного меньше и скромнее, чем Стабиевы Термы, по точно так же занимают целую инсулу.

Дом трагического поэта

Роскошно обустроенный Дом трагического поэта стал знаменит благодаря напольной мозаике у входа: на ней изображена собака на цепи и сделана надпись «Cave Сфтуь» (лат. - берегись собаки). Он граничит с домом Casa di Pansa (из рода Вибиев) эллинистической эпохи, позже перестроенным в многоквартирный дом. Севернее Дома трагического поэта - Fullonica (сукновальня): рядом слева - дом Большого фонтана и дом Малого фонтана - в обоих действительно красивые фонтаны.

Дом Саллюстия

От дома Малого фонтана по Vicolo di Mercurio можно пройти к дому Саллюстия, украшенному красивыми росписями. В Доме хирурга на Via Consolare было найдено множество медицинских инструментов; видимо, около 2000 лет назад здесь практиковал врач-хирург.

Улица гробниц и вилла Диомеда

За городской стеной и Геркуланскнмн воротами начинается окаймленная кипарисами улица Via dei Sepolcri, так наз. Улица гробниц. Здешние внушительные гробницы наряду с надгробиями на римской Аппиевой дороге - один из самых впечатляющих примеров захоронений знатных или богатых граждан вдоль общественных дорог. На северо-западном конце стоит вилла Диомеда; в саду, объятом портиком, - павильон с бассейном. В подвалах виллы были найдены восемнадцать тел погибших здесь женщин и детей. Вблизи замурованных сегодня дверей, прежде ведших из сада к морю, были найдены двое; предполагаемый владелец дома с ключом в руках, а рядом - раб, державший кошель с деньгами.

Вилла Мистерий

Красивейшие древние фрески сохранились во всей свежести великолепных красок на вилле Мистерий. В просторном триклинии можно хорошо рассмотреть цикл фресок (в длину 17 м) с фигурами, изображенными почти в человеческий рост и написанными, вероятнее всего, между 70 и 50 гг. до н. э. по образцам III в. до н.э. Предполагается, что этот цикл представляет посвящение некой дамы в таинства культа Дионисия.

Окрестности Помпеи

Среди многочисленных античных вилл, расположенных в 4 км от Помпеи в окрестностях города Боскореале, следует посетить виллу Регина - небольшой, однако хорошо сохранившийся загородный дом. Неподалеку, на Via Settembrini 15, стоит малоизвестный, но тем не менее весьма интересный музей древностей - Antiquarium di Boscoreale, экспозиции которого рассказывают о заселении региона Везувия и жизни жителей Помпеи, а также об истории раскопок.

Обзорная точка

Вокруг городских стен Помпеи идет длинная (3,5 км) дорога, высотой до 8 м, с которой открываются интересные виды. Хороший обзор дает и высокая колокольня (80 м) храма Santuario della Beata Vergine del Rosario, что на территории современного города Помпеи. На подъемнике можно подняться к обзорной террасе.

Время работы:
май-окт. 9.00-13.00,15.30-18.30;
нояб.-апр. 9.00-13.00

Последнее извержение Везувия

24 апреля 1872 г. произошло одно из нескольких сильнейших извержений вулкана Везувий: под огненной лавой было погребено две деревни, а последнее крупное извержение - в 1944 г., и тогда лава разрушила г. Сан-Себастьяно.

Приезд

В Помпеи лучше всего добираться общественным транспортом, например по железной дороге Ferrovia Circumve-suviana Neapel-Sorrent до станции Villa dei Misteri. Другой вариант: поезд Неаполь-Салерно до станции Pompei Scavi. На автомобиле надо ехать по шоссе А 3, съезд к Pompei-Scavi.

Справки

Via Sacra 1,80045 Pompei;
Тел.: 08 18 50 72 55;
www.pompei.it
www.pompeiisites.org