» »

В какой стране национальный убор панама. Панама – головной убор. Как панама получила свое название

10.07.2023

В летнюю пору довольно трудно сохранить рассудок и трезвый ум. Виной всему палящее солнце! Оглянуться не успеешь, как напечет голову и случится солнечный удар. Но есть спасение – головной убор или шляпа с большими краями по периметру. Сегодня мы поговорим о шляпе – панама, история и сущность которой не так проста, как кажется на первый взгляд.


История панамы

Несмотря на то, что название шляпы заставляет нас вспомнить одну маленькую одноимённую Центральноамериканскую страну Панама, на самом деле, шляпа панама не имеет к ней никакого отношения.

Дело всё в том, что известность свою этот головной убор приобрёл во время строительства панамского канала в среде американских строителей. Они, соответственно, привезли немалое число панам домой. В южноамериканском мире эта шляпа больше известна под названием «sombrero de paja toquilla» или просто «соломенная шляпа», а её настоящая родина находится в Эквадоре, в небольшом городке Пиле на западе страны. Там же, как говорят эксперты, плетутся самые качественные и удобные панамы в мире.

Виды панам

Несмотря на потенциальную простоту данного изделия, видов её огромное множество. Каждый вид отлично сочетается с определённым стилем, а местами и дополняет его свежестью и своеобразной свободой. Мы выбрали одну из многих классификаций для примера.

  • Боса Блю – воплощение симбиоза элегантности и простоты. Эта шляпа идеально подходит для размеренной городской жизни в жаркие деньки и при этом весьма органично смотрится с большинством стилей. И пляжный образ с гавайской рубашкой и шортами, и повседневный костюм с ней не будут резать глаза, а напротив – будут смотреться очень приятно.
  • Диаманте – главный конкурент Боса Блю, потому что её универсальность граничит в своей абсолютности с предыдущим представителем этого списка. Собственно, отличаются они только тем, что у Диаманте поля прямые, а у Боса Блю наоборот немного загнутые в задней части. Не давая форы своему «конкуренту», эта шляпа отлично комбинируется практически со всем и уверенно смотрится на любой голове.
  • Гэмбер – почти корона. Имея этого красавца на голове, вы можете вести дела с серьёзными людьми, при этом оставаясь элегантным мужчиной в белом костюме. Когда на вас эта шляпа, все ваши просьбы и идеи становятся предложениями, от которых нельзя отказаться. Да и не хочется, в общем-то.
  • Федора-Каладо – шляпа для джентльмена, который отправился на отдых в жаркую погоду. Теперь вы можете стильно прогуливаться на берегу бесконечного моря под нежными потоками лёгкого бриза со стаканом коктейля в руке, в летних белых брюках и лёгкой светлой рубашке.
  • Аутбэк-Макана – отличный выбор для охотников на крокодилов из Австралии и городских ковбоев. Если вы любите проводить ночи напролёт у костра в дремучем лесу, на рыбалке, путешествовать дикарём по тропическим странам или просто подчёркивать свою брутальность, то этот головной убор идеально для вас подойдёт.

Как подобрать панаму

Качество шляпы больше всего зависит от двух факторов: качества соломы и качества плетения. Заготавливается солома из волокон пальмы и самое важное в подборе материала не столько порода дерева, сколько подбор этих самых соломинок. Важно, чтобы они были как можно более похожими друг на друга и в толщину, и в длину. Только в том случае получится сплести по-настоящему крепкую панаму. Не менее (а то и более) важную роль в этом вопросе играют качество плетения и плотность плетения на квадратный сантиметр. Чем плотность выше, тем выше качество. Всё логично!


Чаще всего панамы делят на «Монтекристи фино» и «Монтекристи суперфино» (лучший и ещё лучше). Это должно определять качество плетения, но термины эти столь размыты и так вольно используются некоторыми недобросовестными торговцами на рынках прекрасных латиноамериканских городов, что ориентироваться по ним практически бесполезно. Даже крупные производители в этом вопросе между собой так и не договорились. Чтобы не смотреть на туманные обозначения, можно просто взять и посчитать количество плетений на один квадратный сантиметр. Нудно, трудно, но работает.

Помимо вышеперечисленных критериев качества есть ещё один – так называемая вуэльта. Вуэльта – это круги, которые появляются по краям шляпы, когда та находится против какого-нибудь яркого источника света. Например, солнца. Если верить сказаниям неких латиноамериканских мудрецов, то чем больше кругов и чем они сами крупнее, тем, соответственно, выше качество продукта. Способ этот, наверное, хороший в какой-то степени, но рисковать я Вам очень не советую.

Цены на панамы

У совершенства предела нет, но у шляпников – есть. Самые качественные панамы имеют около двух тысяч переплетений на один квадратный сантиметр. Такая безумно трепетная и трудоёмкая работа отнимает у мастера от четырёх до шести месяцев в год. Учитывая то, сколько времени уходит на одну такую шляпу и то, что в мире таких шляпников осталось с десяток, никого не должен удивлять тот факт, что цена будет космической.


Однако, для комфортного ношения в короткий промежуток времени достаточно будет панамы на триста-четыреста плетений и её цена вряд ли перевалит за сотню долларов.

Уход и хранение панамы

Настоящая панама может достаться в наследство даже вашим внукам, если уделять ей должное внимание. Вот несколько советов:

  • Во-первых, следите за повязкой на шляпе. Она защищает её от растягивания, а ваш лоб от царапин.
  • Во-вторых, избегайте ношения в дождь и вообще всякого контакта с водой, эти шляпы очень плохо переносят влагу. Храните в сухом месте.
  • В-третьих, берите шляпу только за верхнюю часть, а не за поля. Может очень сильно повлиять на форму.
  • В-четвёртых, при очистке используйте щётку с мягкими щетинками.

Следуя этим советам, вы можете продлить жизнь вашей шляпе на годы.

Этикет шляпника

В панаме скрыта великая сила, а, как известно, с великой силой приходит и великая ответственность. Поэтому, стоит придерживаться ряда правил, которым должен следовать не только хозяин панамы, но и обладатель всякого головного убора.

Для начала нужно научиться вовремя снимать шляпу. Если вы не король, царь или шах, то при входе в чужое жилище, святые или религиозные места головной убор лучше убрать. Приветствуя кого-либо (особенно женщину), шляпу тоже лучше снять, но в знак почтения можно обойтись простым отрыванием её от головы на пару сантиметров. Шляпу также стоит снимать во время походов в театр, кинотеатр или на большой концерт, чтобы никому из присутствующих не испортить обзор. На рабочем месте тоже лучше ходить без головного убора, если это не часть униформы.


Шляпу можно оставить при походе в бар, ресторан или ночной клуб. Для некоторых деловых встреч такой подход тоже приветствуется.

В заключение

Сегодня мы рассмотрели такую простую с одной стороны, но такую многогранную шляпу панаму. Она станет неотъемлемым летним аксессуаром как на прогулке в шортах вдоль побережья, так и на деловой встрече. Не многие аксессуары могут похвастаться подобной универсальностью, поэтому можно смело рекомендовать шляпу панаму для людей, которые собирают .

Всем нам прекрасно известен головной убор, созданный для защиты от яркого солнца, однако не многие знают, в какой стране изобрели панамы, ошибочно полагая, что сделано это было именно в республике Панама.

Панама, история страны

История Панамы, в тех границах, что мы знаем сейчас, насчитывает лишь 500 с небольшим лет, прошедших с момента открытия берега Христофором Колумбом. За столь непродолжительный, по меркам истории срок, она пережила множество событий.

История страны начиналась с колониального периода под властью Испании, продлившейся вплоть до обретения независимости в 1821 году. Но тогда такому небольшому государству оказалось более целесообразным присоединиться к Колумбии, что и было сделано. И лишь в 1903 году Панама стала по-настоящему независимой. А в 1904 году было заключено соглашение с США об аренде зоны Панамского канала. И, кстати, именно это событие определило название головного убора, о котором мы упомянули в начале.

Откуда пришла панама?

На самом деле, родиной является Эквадор. Здесь этот легкий головной убор из соломки и тростника известен примерно с пятнадцатого века. Наиболее популярен он был у земледельцев, которые не имели другой возможности как-то защититься от палящего солнца. Настоящее название у панамы – «Сомбреро де паха токилья».

А панамой его стали называть после того, как строившие панамский канал американцы закупили большую партию сомбреро для рабочих, страдавших от неимоверной жары.

Панама - головной убор.

Чаще всего панамой называют лёгкую шляпу с упругими полями из особого сорта соломы - токилья. Однако это слово используют для обозначения и других головных уборов:

  • Головной убор из плотной ткани с узкими полями. В английском языке этот головной убор называют Bucket Hat (шляпа-ведро).
  • Головной убор из ткани к военной форме в некоторых армиях мира.

Панама - национальный головной убор Эквадора . «Панамские шляпы» изготавляются не только в Эквадоре, но и в ряде других стран Латинской Америки, однако главным производителем остаётся Эквадор. Признанный центр панамоплетения - Куэнка , третий по размерам эквадорский город.

Своё имя головной убор получил благодаря тому, что приобрёл свою известность в Европе и США во время строительства Панамского канала .

Напишите отзыв о статье "Панама (шляпа)"

Отрывок, характеризующий Панама (шляпа)

Наташа покраснела и засмеялась.
– Ну, что вы, мама? Ну, что вам за охота? Что ж тут удивительного?

В середине третьего экосеза зашевелились стулья в гостиной, где играли граф и Марья Дмитриевна, и большая часть почетных гостей и старички, потягиваясь после долгого сиденья и укладывая в карманы бумажники и кошельки, выходили в двери залы. Впереди шла Марья Дмитриевна с графом – оба с веселыми лицами. Граф с шутливою вежливостью, как то по балетному, подал округленную руку Марье Дмитриевне. Он выпрямился, и лицо его озарилось особенною молодецки хитрою улыбкой, и как только дотанцовали последнюю фигуру экосеза, он ударил в ладоши музыкантам и закричал на хоры, обращаясь к первой скрипке:
– Семен! Данилу Купора знаешь?
Это был любимый танец графа, танцованный им еще в молодости. (Данило Купор была собственно одна фигура англеза.)
– Смотрите на папа, – закричала на всю залу Наташа (совершенно забыв, что она танцует с большим), пригибая к коленам свою кудрявую головку и заливаясь своим звонким смехом по всей зале.
Действительно, всё, что только было в зале, с улыбкою радости смотрело на веселого старичка, который рядом с своею сановитою дамой, Марьей Дмитриевной, бывшей выше его ростом, округлял руки, в такт потряхивая ими, расправлял плечи, вывертывал ноги, слегка притопывая, и всё более и более распускавшеюся улыбкой на своем круглом лице приготовлял зрителей к тому, что будет. Как только заслышались веселые, вызывающие звуки Данилы Купора, похожие на развеселого трепачка, все двери залы вдруг заставились с одной стороны мужскими, с другой – женскими улыбающимися лицами дворовых, вышедших посмотреть на веселящегося барина.

Настоящие панамы - традиционные соломенные шляпы ручной работы - родом из Эквадора. Для их изготовления используют листья произрастающего там растения - карлюдовики пальмовидной. Переплетенные мягкие, гибкие и прочные волокна служат идеальным материалом для головных уборов климате.

Историю панам можно проследить еще с XVI века. Инки считаются первыми, эти шляпы. Когда в 1526 году Франсиско Писарро и его испанские конкистадоры прибыли на территорию современного Эквадора, многие коренные жители прибрежных районов носили головные уборы, сотканные из соломы.

Традиционные тканые эквадорские соломенные шляпы 6 декабря 2012 года были объявлены нематериальным культурным наследием ЮНЕСКО.

Как панама получила свое название

Намного позже, в 1835 году, предприимчивый бизнесмен Мануэль Альфаро поселился в небольшом городке Монтекристи в провинции Манаби. Его целью было организовать экспорт производившихся там соломенных шляп высочайшего качества. Однако для удовлетворения растущего спроса на эти изделия требовалось увеличить производство, поэтому в 1836 году в городе Куэнка, расположенном в провинции Асуай, была открыта фабрика по производству шляп.

Мануэль Альфаро создал эффективную коммерческую систему, благодаря которой соломенные шляпы стали пользоваться огромной популярностью. В 1800-х годах Эквадор не был оживленным торговым местом, однако относительно недалеко находился тонкий перешеек, связывающий Северную и Южную Америку - Панама, где можно было найти желанных покупателей.

В то время люди с запада или востока Северной Америки могли достичь противоположной части материка несколькими способами. Можно было преодолеть огромное расстояние по суше; на корабль и обогнуть Южную Америку; доплыть до Панамы, пересечь узкую полоску земли и снова сесть на судно с другой стороны. Так как последний способ был самым быстрым и безопасным, очень много людей мигрировало через Панаму, покупая по дороге прекрасные шляпы.

Также Панама была местом международной торговли, откуда южноамериканские товары экспортировались в страны Азии, Европы, Северной Америки. Не были исключением и шляпы. Идея Альфаро принесла мгновенный успех, и головной убор из соломы вскоре стал очень модным. Однако за ним закрепилось название места покупки, а не места изготовления. Так мир получил «панаму».

Дальнейшая популярность шляпы связана со строительством Панамского канала. В 1904 г. строительную площадку посетил президент США Теодор Рузвельт, где его сфотографировали в панаме. Фотография получила широкое распространение не только в США, но и во всем мире.

Среди знаменитостей панаму любили носить бывший премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль, американский актер Хамфри Богарт, сладкоголосый Фрэнк Синатра и президент Венесуэлы Ромуло Бетанкур.

Производство панам сегодня

Хотя со временем панама утратила былую популярность, на нее все же остается большой спрос. Сегодня панамы производятся во многих странах Латинской Америки. Ведущим экспортером является Эквадор, шляпы которого обладают высочайшим качеством.

Самыми ценными считаются головные уборы, имеющие от 1600 до 2000 переплетений волокон на квадратный дюйм. Они продаются по очень высоким ценам. Менее 300 переплетений означает, что качество низкое. Работа по изготовлению соломенных шляп обеспечивает материально тысячи эквадорцев, однако лишь немногие мастера способны изготовить панамы наивысшего качества.

Долгое время, практически до 1960-х годов, появление мужчины на улице без головного убора считалось если не правонарушением, то нарушением всех приличий, и демонстрировало его крайне низкий социальный статус (женщины, кстати, избавились от этого ограничения несколько раньше). Представители сильного пола превратили требование этикета в способ выражения своей индивидуальности, введя в моду множество самых разнообразных шляп и кепок различных фасонов. выяснила, как респектабельная плетеная «панамская шляпа» со временем превратилась в панаму военнослужащих, рэперов и хипстеров.

Все дело в пальме

Как это нередко бывает, название обманчиво: панама впервые появилась вовсе не в Панаме. Шляпы из волокна пальмы токилья из семейства циклантовых (испанское название toquilla, латинское - Carludovica palmata, местное - хипихапе), впервые стали плести в Эквадоре. Однако в обиходе токилью называли панамской пальмой, что и привело к путанице понятий. Впрочем, неважно, где появилась шляпа: она стремительно вошла в моду, заменив популярные в 1900-1930-е годы плоские канотье из соломки.

Поскольку солома - это высушенные стебли травянистых растений, панамские шляпы тоже можно назвать соломенными: циклантовые по ботанической классификации относятся к многолетним травянистым растениям. Плели их, как и европейские соломенные шляпы, вручную, и местные ремесленники, у которых навык передавался из поколения в поколение, достигли в своем деле немалого мастерства. Пальмовое волокно токильи достаточно пластично для плетения и неплохо держит форму, а это важно именно в производстве шляп: дело в том, что классические панамы вовсе не походили на то, что понимают под ними сейчас. Эквадорские мастера, многие из которых были потомками индейцев, быстро освоили ассортимент, который были готовы покупать белые из привилегированного класса.

Кадр: фильм «Чарли Чан в Панаме»

Это были шляпы с четко выраженными полями, широкими или средними, с контрастной репсовой или атласной лентой вокруг тульи, классических форм - федора со сплющенной спереди с двух сторон тульей, оптимо с проходящим по центру верха шляпы и тульи узким выступом, как на британских тропических шлемах, плантер (или «телескоп») с углублением верха шляпы на манер линзы, и наконец гольф с сетчатым верхом - самые неформальные и легкие из панамских шляп.

Кинопанама

Легкая светлая шляпа из пальмового волокна стала своего рода кинозвездой. Ее носили экранные секс-символы первой половины и середины прошлого века, а следом за ними - и современные экранные красавцы в костюмном кино на исторические темы. В panama hat разных фасонов разгуливают на экране в «Касабланке», в «Убить пересмешника», Питер О"Тул в «Последнем императоре», в «Мистере и миссис Бридж», в «Человеке, который хотел стать королем».

Фото: Zelig Shaul / ACE Pictures / REX / Shutterstock

Сходство панамы оптимо с тропическим шлемом не случайно: бравые британские служаки, будучи в отпуске или уйдя на покой, желали, чтоб их штатские головные уборы чем-то напоминали военную форму. Тропические шлемы изначально были жесткими, из пробки. Но впоследствии военный головной убор стали шить из плотной хлопковой ткани - парусины и брезента. Он сохранил форму традиционного шлема с круглой тульей и полями (широкими или средней ширины), и такая «военная шляпа», в которой американцы, в частности, воевали в Корее и Вьетнаме, тоже стала называться панамой.

Кадр: «Страх и ненависть в Лас-Вегасе»

Этот головной убор существенно больше походил на то, что мы называем панамой теперь. Разве что единственно возможный в армии защитный цвет - хаки или песочный - либо камуфляжная раскраска в обычном городском обиходе заменяется каким угодно оттенком: от белого и желтого до синего или розового. В такой современной панаме, или sun hat, появляется на экране в фильме «Страх и ненависть в Лас-Вегасе» (1998). Действие фильма происходит в 1971 году, но кинозвезда первой величины Депп сделал вроде бы старомодную шляпу архипопулярной: в ней стали ходить представители молодежных субкультур 1990-х.

Наш человек в панаме

У советского человека 1930-1950-х годов, для которого теплое время года продолжалось в лучшем случае месяца три (жителей курортных провинций в расчет не берем), панама ассоциировалась с детскими панамками из хлопка, которые назывались панамами скорее иронически, едва ли не как издевка над «буржуями». Мужчины носили летом главным образом кепки из плотного хлопка. Этот головной убор считался и выглядел символом принадлежности к рабочему классу: где вы видели памятник великому Ленину или вождю народов Сталину в шляпе?

В 1930-1940-е еще встречались канотье - на отдыхе и даже в городах, главным образом на «старорежимных старичках» из числа университетской профессуры и лиц артистических профессий. Потом эта морально устаревшая шляпа исчезла. Символ того, что соломенные шляпы с низкой тульей превратились в анахронизм в послевоенные годы - сказка Лагина про Хоттабыча, где в канотье ходит тысячелетний джинн, с трудом согласившийся сменить на эту шляпу свою чалму. Оригинальные panama hat могли себе позволить только очень состоятельные люди из числа функционеров, верхушки советского промышленного менеджмента, художественная интеллигенция высшего ранга.

Летние шляпы из ткани в СССР долго носили только женщины и дети. Мужские панамы из текстиля стали уместны в наших патриархальных широтах только после того, как их мужественность, как и на Западе, «легализовала» армия. Служившие в теплых краях - от советской Средней Азии до Вьетнама, Египта и Афганистана военные советники и рядовые солдаты в мирной жизни ввели панамы в мужскую моду: сначала, разумеется, дачно-рыбалочную, откуда они постепенно, с общей либерализацией street style в перестроечные и постперестрочные годы, перешли в городскую.

Брейк, хип-хоп и рэп-панамы

Но настоящий пик славы наступил для панам с появлением хип-хопа. Причем хип-хоперы носили совершенно особый фасон, пришедший из практичной азиатской, главным образом японской моды: ведрообразная текстильная шляпа с высокой тульей, круглым донцем и опущенными полями средней ширины. В Юго-Восточной Азии выпускали такие шляпы для защиты от холода, дождя (из непромокаемых тканей, в том числе стеганые) и солнца, и из этой практичной японской уличной моды подобные панамы в 1990-е годы перешли в хип-хоп культуру. Их шили из денима и парусины, украшали крупными логотипами. Образ молодого «субкультурщика» в надвинутой на глаза панаме и широких джинсах-трубах стал хрестоматийным и часто изображался в комиксах.