» »

Колосс родосский выдающихся размеров. Путешествия от а до я. Колосс Родосский. Интересные факты

09.01.2024

Дарья Нессель | Окт 16, 2017

Колосс Родосский – огромный образ бога солнца Гелиоса на Родосе, одно из . Синонимом греческого слова «колосс» была «статуя». Создание в Родосе колосса невиданных размеров изменило смысл, вкладываемый в это понятие: «колосс» теперь - это громадное изваяние.

Колосс Родосский стал родоначальником исполинских сооружений, возводимых по всему земному шару, с античных времен и по сей день. 200 циклопических скульптур было возведено на самом острове за одно последующее столетие.

Статуя Свободы в Соединенных Штатах, Родина-Мать на Мамаевом кургане, Каховская Тачанка и другие им подобные, появившиеся по образу и подобию легендарного монумента в современную эпоху.


Строительство Колосса Родосского

Колосс Родосский спроектировал известный архитектор Харес, которого наняли граждане для создания величественного монумента, десятикратно превосходящего рост человека. Средства для статуи изыскали, распродав стенобитные орудия Полиакрета.

Спустя некоторое время родосцы пересмотрели свое решение и заказали монумент, в два раза больший от первоначальной задумки, доплатив скульптору требуемую сумму. Но оказалось, что для увеличения размеров объекта в два раза, материалов потребовалось не в два, а в восемь раз больше.

Харес, допустивший ошибку в вычислениях, влез в долги, достраивая памятник Колосса Родосского, и, по завершении работы, покончил жизнь самоубийством, не в силах расплатиться с кредиторами.


Всего на статую было потрачено 8 т. железа и 13 т. бронзы. К железным балкам крепились бронзовые листы, придавая им форму человеческого тела. Внутренние пустоты были залиты жидкой глиной с камнями, чтобы придать конструкции устойчивость.

До финала постройки Колосса Родосского, его изображение было скрыто от глаз любопытных. Харес использовал земляной вал при создании своего произведения искусства: по мере изготовления он поднимался все выше, закрывая готовую часть. Через 12 лет, насыпь разрушили, явив изумленным родосцам, грандиозное творение.

Образ бога-покровителя было видно далеко в море проплывавшим мимо кораблям. Где именно стоял Колосс Родосский не известно. По преданию он соединял берега залива, расстояние между которыми 400 м., что при его высоте в 36 м, сделать практически невозможно. С учетом способа возведения его предположительное местонахождение было на побережье.

Гигант простоял всего шестьдесят лет. В 220 году до н.э. от мощного землетрясения у него подломились колени, и он был повержен на землю. Отныне выражение «колосс на глиняных ногах » означает мнимую мощь и величие.

По одной из легенд статую снова поставили на ноги, но новые, еще более мощные толчки, снова повергли ее навзничь. В третий раз восстанавливать Колосса Родосского побоялись, ибо оракулы предрекли, что в этом случае вода затопит остров.

Около тысячи лет пролежал низвергнутый исполин около своего постамента, даже в таком состоянии он производил неизгладимое впечатление на любопытствующих зевак.

В 10 веке власть захватили арабы. Не мудрствуя лукаво, они продали то, что осталось от Колосса Родосского какому-то купцу, который на 900 верблюдах увез металл на переплавку.


Основание города Родос

Колосса Родосского назвали в честь полиса, где он был воздвигнут. Колонии, образовавшие три полиса: Камира, Ялися и Линда, решили совместно основать город-порт на севере, чтобы контролировать перевозки восточного Средиземноморья. Официальное название нового поселения - «дем родосцев» (т.е. территориальный округ) - упоминается редко.

Он был основан и застроен в 408 году до н.э. Гипподамом, основоположником планомерной городской застройки с широкими, пересекающимися под прямым углом, улицами.

Мощные оборонительные укрепления, храмы-святилища Гелиоса, Аполлона, Афродиты, стадион, театр, простая и понятная планировка превратили город в островной центр культуры, торговли и ремесла, с населением до 60 тыс. человек.

Остров Родос, расположенный на пересечении основных торговых путей в конце первого тысячелетия н.э., являлся «лакомым кусочком», привлекавшим многих завоевателей.

Александр Македонский отвоевал его у персов, но смерть великого правителя положила конец империи. Военачальники (диадохи) начали войну друг с другом, раздирая государство в клочья. На Родосе утвердился диадох Александра - Птолемей.

Деметрий Полиакрет, наследник Антигона I в 305 г. до н.э. пришел с сорокатысячной армией и окружил порт.

Годичная осада не принесла успеха: несмотря на множество осадных приспособлений, взять город не получилось. Неудачливый полководец бросил вооружение, снял осаду и отбыл восвояси.

Обрадованные горожане подумали, что своим спасением обязаны своему покровителю и поклялись воздвигнуть в честь него гигантскую статую (прим. Колосс Родосский ).


Мифы и легенды острова Родос

Родос, остров Греции, омываемый водами Эгейского и Средиземного морей, по легенде был создан богом Солнца Гелиосом, считавшегося поэтому покровителем островитян.

По преданию во время раздела мира Гелиос отсутствовал на Олимпе, исполняя ежедневные обязанности по объезду небосклона на золотой колеснице, и остался без владений. Огорченный Зевс-громовержец решил заново все поделить, но бог Солнца не захотел ни с кем ссориться и создал сам свой кусочек суши. Он опустил руки в морскую пучину и поднял со дна пригоршню грунта. Эта земля превратилась в остров, названный по имени его возлюбленной нимфы Родос.

Это – одна из самых монументальных и великих статуй, когда-либо построенных человеком. Колосс Родосский - статуя древнегреческого бога Солнца Гелиоса, стоял в портовом городе Родосе, расположенном на одноимённом острове в Эгейском море, в Греции.

Остров Родос находится около юго-западного побережья Малой Азии, там, где Эгейское море граничит со Средиземным. Не берегу прекрасной гавани северного побережья острова в 408 году до н.э. был построен город, который тоже назвали Родос.

В 357 году до н. э. остров завоевал царь Мавсол, для которого позднее был построен мавзолей в Галикарнасе , признанный также одним из семи чудес света. В 340 году до н.э. Родос попал под персидское владычество,а в 332 году до н.э. остров покорил Александр Македонский.

Когда Александр Македонский умер от лихорадки, его полководцы начали делить его огромную империю. Трое из них – Птолемей, Селевк и Антигон – получили каждый свою долю владений, некогда принадлежащих Македонскому. На Родосе закрепился Птолемей I Сотер. Птолемею принадлежал также Египет. На Родос претендовал также Антигон. Он отправил своего сына Деметрия захватить и разрушить столицу Родоса.

Деметрий высадился на Родосе с 40 000-ным войском. Продержав город Родос в осаде целый год, несмотря на сооружение множества осадных орудий, он был вынужден отступить из-за приближающегося к Родосу флота Птолемея.

Чтобы увековечить память о своей победе, народ Родоса решил возвести огромную статую покровителя города - бога Солнца Гелиоса, чтобы отблагодарить его за заступничество. Гелиос был не просто особо почитаемым божеством на острове, легенда гласит, что он из пучин морских вынес Родос на своих руках.

Античные авторы приводят разные сведения о высоте статуи Колосса Родосского: есть сведения, что ее высота - 30-35 метров, некоторые же утверждают, что высота статуи была примерно 35-40 метров. Один из неизвестных авторов начала нашей эры сообщал, что Колосс упирался ногами в две противоположные дамбы гавани и корабли, шедшие к Родосу, должны были проплывать под ним.

Однако же никто из древних не упоминал о том, что статуя божества стоит прямо над гаванью, в такой странной позе - ведь это было бы оскорблением древнегреческого бога. К тому же, она бы могла преградить большим кораблям вход в гавань. Устойчивость гиганта в таком случае также берется под сомнение.

Скульптура Колосса Родосского была выполнена в традиционном греческом стиле: обнаженный юноша, с венцом в форме расходящихся лучей солнца на голове, всматривавшийся вдаль. Правой рукой он прикрывал глаза, а левой - придерживал ниспадающее одеяние.

Есть и другое описание статуи, принадлежащее Филону, согласно которому Колосс представлял собой мужскую фигуру, стоящую на пьедестале из белого мрамора, к которому для устойчивости были прикреплены его ступни такого размера, что «сами по себе превышали многие статуи». В вытянутой руке Колосс Родосский держал факел. Когда факел зажигали, то днем и ночью он служил маяком.

Плиния Старшего поразило то, что лишь немногие люди могли обхватить руками большой палец статуи.

Эту статую Колосса родосцы поручили создать скульптору Харесу, ученику прославленного Лисиппа. Он должен был создать статую таких размеров, «чтобы она превосходила все остальные».

На строительство статуи пошли средства, вырученные от продажи осадных машин, брошенных полководцем Деметрием, кроме того, были расплавлены бронзовые детали гигантских осадных башен.

Сначала Харес отлил и поставил на пьедестал ноги Колосса. Потом постепенно отливал остальные части тела. С постепенным возвышением скульптуры поднимался и земляной холм вокруг нее.

Статуя Колосса Родосского сооружалась 12 лет. Когда голову статуи украсили лучистым венком и разобрали насыпь вокруг нее, пораженные жители Родоса увидели великолепное произведение искусства.

Колосс Родосский гордо возвышался над городом и гаванью в течение 56 лет. По утрам лучи восходящего солнца, отражалось в полированных бронзовых пластинах, покрывающих статую, заставляли ослепительно сиять фигуру бога. Путешественники и купцы, подплывающие к Родосу, издалека видели «парящую" над островом статую, и только потом их взору открывалась красивейшая гавань.

Колосс на острове Родос простоял сравнительно недолго - всего около пятидесяти лет. В 225 г. до н. э. статую разрушило землетрясение. Как пишет Страбон, «статуя лежала на земле, поверженная землетрясением и переломленная у коленей». Колени оказались самым уязвимым местом.

Но и тогда Колосс Родосский вызывал удивление своими размерами. Страбон писал, что «из-за какого-то пророчества родосцы больше его уже не поставили». Обломки огромной статуи пролежали на земле больше тысячи лет, пока не были проданы арабами, захватившими в 977 году Родос, купцу, который, как рассказывается в одной из хроник, нагрузил ими 900 верблюдов.

В настоящее время предпринимаются меры по реконструированию Колосса Родосского. Статую снова собираются возвести на Родосе, но на этот раз фигура будет выполнена из светящихся деталей.

Над созданием гигантской статуи Колосса Родосского скульпторы трудились целых 12 лет. 36-метровая статуя в виде стройного сильного юноши-бога с венком на голове вызывала восхищение у всех, кто проплывал мимо острова Родос, а также была видна с ближайших островов. Основным материалом при строительстве была глина, металл был лишь в основе и на покрытии. Это и послужило причиной обрушения знаменитой статуи…Обратимся для начала к истории строительства Колосса Родосского. Согласно древней легенде, Гелиос, бог солнца спас осажденных жителей острова Родос от полководца Деметрия Полиоркета, пытавшегося захватить остров. В итоге, благодаря совету Колосса. полководцу пришлось отступить а остров был освобожден. В честь этого события в 304 году до нашей эры было принято решение построить огромную статую бога, ставшего покровителем острова, и сохранить на века память о великой победе. Скульптор Харес решил построить Колосса стоящим во весь рост и вглядывающимся вдаль.

12 лет возводилась статуя бога, опирающаяся на три массивных каменных столба, скрепленных железными балками. Вся эта конструкция обшивалась бронзовыми листами, а полость заливалась глиной. Жители острова не видели статую до момента окончания строительства, так как окружавшая колосса насыпь постоянно поднималась для удобства работы. И лишь когда насыпь была убрана, родоссцы увидели своего бога, стоящего на огромном белом мраморном постаменте.

Изначально словом Колосс называли любую статую, но после строительства Колосса Родосского так стали называть исключительно сооружения очень больших размеров Как одно из 7 древних чудес света статуя была впервые упомянута древнегреческим автором Филоном Византийским.

Гелиос - бог солнца

Гелиос жил на восточном берегу океана во дворце из золота и меди. Каждое утро, стоя на золотой колеснице с четверкой крылатых коней он выезжал из серебряных ворот к западному берегу Океана. На западном берегу был расположен ещё один дворец, откуда бог Солнца возвращался обратно на восток в ладье из золота.

По легенде, Гелиос с утра до вечера трудился, освещая Землю и не смог присутствовать на разделе мира, потому ему ничего не досталось. Он решил поднять из морских глубин остров, и назвал его в честь своей жены Роды - Родоссом.

На строительство такого масштабного памятника было израсходовано более 13 тонн бронзы и около 8 тонн железа. Колосс Родосский дал начало моде на большие статуи, уже спустя 2 века на острове было построено около сотни больших скульптур. Быть может, если б не было этой статуи, то и не было бы сейчас таких сооружений, как Статуя Свободы в Нью-Йорке, или Статуя Христа Искупителя в Бразилии. А может даже не построили бы нашу Родину-Мать в Волгограде:)

Статуя Колосса простояла всего 50 лет, после чего ее разрушило землетрясение в 222 году до н.э. Самым слабым ее местом оказались колени, сразу же дав трещину. Еще долгое время Колосс лежал на земле, поражая всех своими размерами. Плиний Старший в своих летописях писал, что мало кому удавалось обхватить обеими руками большой палец на руке громадины. Отсюда и пошло знаменитое выражение: "Колосс на глиняных ногах".

Плиний Старший

Обломки громадной статуи пролежали на земле около тысячи лет, пока арабы, захватившие в 977 году Родос, не продали его неизвестному купцу, которому пришлось перевозить их на 900 верблюдах.


В 2008 году было принято решение восстановить Колосс Родосский в виде световой инсталляции, на оригинальном месте. Немецкий ценитель искусства Герт Хоф планирует выделить около 200 млн. евро на этот проект. Высота нового Колосса будет выше оригинала - примерно 60-100 метров. Если Вам интересны древние чудеса света, прочитайте также о мавзолее в Галикарнасе , или о Висячих садах Семирамиды , там собран не менее интересный материал.

У каждого есть свой тайный список, куда мы мечтаем отправиться. Кому-то достаточно комфортабельных турецких пляжей, другие хотят объехать исторические места, посетить музеи и картинные галереи. Но существуют монументы настолько выдающиеся, что знать о них необходимо всем людям на земле. Одним из них является Колосс Родосский. Хотя 4-звездочные отели Каламбаки тоже предлагают достойный европейский сервис.

История грандиозной достопримечательности Греции

Исполинская статуя Гелиоса, бога Солнца, родилась по окончании войны о. Родос с завоевателями. Колосс символизировал независимость родоссцев. Почему именно этого бога решили увековечить? Согласно легенде, Гелиос целыми днями трудился, освещая людям небосвод, и не смог присутствовать при разделе земель между богами. Тогда он нырнул на дно морское и на руках вынес кусочек суши. Назвал Родос Гелиос в честь своей любимой жены Роды.

Строительство и внешний вид монумента

Идея возникла в 304 г. до рождества Христова, когда завоеватели покинули остров, оставив катапульты на берегу моря. Разобрав их и переплавив, родоссцы прямо из этих материалов начали возведение. Руководил работой скульптор Харес. Строительство длилось 12 лет. Скульптуру окружала земляная насыпь, по которой работники взбирались и закрепляли части Колосса. Он возвышался на искусственном холме, высота составляла 36 метров. Стиль исполнения - традиционен для древнегреческой скульптуры: стройный, обнаженный юноша, голова украшена лучистым венцом, одной рукой поддерживает складки ткани, прикрывающие нижнюю часть тела, а другой прикрывает глаза от солнца. Бронзовые листы, которыми была обита фигура, отражали свет и были заметны на много миль вокруг. Путешественникам казалось, что Гелиос чудом стоит посреди вод.

К сожалению, символ родосской свободы оказался недолговечен. Через 56 лет после открытия статуи остров подвергся разрушительному землетрясению, Колосс рухнул. Более 7 веков его грандиозные обломки пролежали на берегу моря. Наконец металлическая конструкция была распилена на части и вывезена на 900 верблюдах.

"Все это очень увлекательно, но причем же тут современные туристы?" - скажете вы. Дело в том, что в 2008 г. было решено восстановить Колосса, сделать его 60-метровым гигантом, собранным из фосфоресцирующих деталей. Руководить авантюрой будет немецкий художник Герт Хоф. Он же возьмет на себя часть расходов на строительство. Так что лет через 5 каждый любитель истории сможет полюбоваться на реконструированное чудо света своими глазами!

Обязательным к посещению в Греции, можно занести остров Закинф, где находятся красивейшие и уникальные

Путевые и домашние заметки.

Часть 1. Колосс Родосский.

Честно признаюсь – не видела я его. И никто не видел из ныне живущих; да и из давно умерших – тоже. А разговоры о нем не смолкают уже 2200 лет. Быть на Родосе и не вспомнить Колосса Родосского – невозможно.
Родос известен более всего как местонахождение одного из чудес света – Колосса Родосского. Колосс существовал недолго; но 56 лет, которые он простоял на своих каменных(отнюдь не глиняных!) ногах, оставили в памяти людей такой отпечаток, который не стерли два тысячелетия.

Начнем с того, что население города Родос, столицы одноименного острова, составляет сейчас, согласно Википедии, 55 тыс. человек. Для современного города это немного. Но город Родос 4-го века до нашей эры, население которого составляло 80 тыс.человек(по данным нашего гида Евгения Дименштейна) – это был огромный город, богатый, располагавший огромным торговым флотом. Родоссцы первыми в мире создали морской кодекс, и все связанные с ними страны – Египет, Греция, страны Малой Азии – безоговорочно его приняли. Этот богатый торговый город проводил удачную политику, позволявшую ему до поры до времени избегать военных вторжений на свою территорию. Однако в 308 году до нашей эры город все же пережил осаду, но устоял перед врагом. В память об этом была построена огромная статуя покровителя острова – бога Солнца Гелиоса, которую стали называть Колосс Родосский.

Вызывая всеобщее восхищение, Колосс простоял всего лишь около 56 лет, и был разрушен землетрясением. Попытки восстановить статую не увенчались успехом.

Обломки статуи пролежали более 1200 лет. Местные зеваки и путешественники из дальних мест развлекались тем, что пытались двумя руками обхватить большой палец Колосса, что далеко не всем удавалось. В 997 году Родос завоевали арабы. Новые владельцы острова, не связанные ностальгией по былой славе Родоса, нуждаясь в деньгах, продали обломки статуи какому-то купцу.

Купец, мобилизовав караван в 900 верблюдов, успешно вывез весь лом, оставив потомкам загадку: как выглядел Колосс Родосский и где именно он стоял?
Долгое время считали, что Колосс Родосский выглядел так:

Он был так велик, что корабли, входя в гавань, проходили между его ногами.
Затем кто-то, применив несложные геометрические построения и расчеты, доказал, что такого просто не могло быть: при высоте Колосса 36 м(по другим данным – 31,5 м), расстояние между его ногами не могло составлять 400 м (ширина входа в гавань), иначе он выглядел бы приблизительно так:

Это, не говоря уже о невозможности постройки такого сооружения, выглядело бы уже не величественно, а скорее карикатурно. Следовательно, Колосс стоял не над входом в гавань, а где-то в стороне, на прилегающей площади.

Не меньшей загадкой для потомков является конструкция погибшего шестого чуда света. За минувшие 2300 лет утрачены не только строительные чертежи, но и воспоминания тех, кто строил Колосс или наблюдал за его сооружением. Зато в памяти человеческой сохранилась и прочно прилипла к Колоссу Родосскому фраза «колосс на глиняных ногах» (между прочим, относящаяся совсем к другому колоссу). И, уже в последнее время, пошла гулять по Интернету и даже попала в Википедию версия о том, что Колосс Родосский представлял собой железный каркас, обмазанный глиной, покрытой сверху оболочкой из бронзы. Чтобы понять, что этого просто не могло быть, достаточно вспомнить, что такое глина. Эта глиняная статуя не могла быть обожженной, так как для этого пришлось бы зажечь костер высотой минимум 31,5 м. А необожженная глина ведет себя очень плохо: во время дождей она размокает, плывет; Колосс, будь он сделан из глины, очень скоро превратился бы просто в кучу грязи. А высушенная на жарком солнце глина трескается, ломается, куски опять же отваливаются и падают вниз…

Поэтому не стоит думать, что известный родосский скульптор и архитектор Харес, проектировавший и возглавлявший строительство Колосса, был глупее нас с вами, и создал величественную статую, которую строили 12 лет, из глины.
По другой, не слишком распространенной версии, железный каркас Колосса был окружен кладкой из небольших камней, скрепленных раствором; сверху крепилась обшивка из тонких бронзовых листов.
Мне же наиболее достоверной представляется версия, основанная на реконструкции английского ученого Мэриона.

Согласно этой реконструкции, остов статуи состоял из трех каменных столбов, соединенных железными поперечинами. Два столба проходили через ноги статуи, а третий, более короткий, был скрыт складками плаща. На столбах с помощью радиальных прутьев укреплялись железные ободья, похожие на человеческие ребра; вообще, конструкция несколько напоминала человеческий скелет. К ободьям прикреплялись части статуи, отчеканенные из бронзового листа(внешняя обшивка); швы соединений тщательно заделывались. Колосс, будучи пустотелым везде, кроме ног, выглядел, словно он целиком отлит из бронзы. Согласно древним авторам, на строительство статуи ушло только 13 тонн бронзы(современные ученые считают, что больше).

Будь рама, поддерживающая статую, сделана целиком из железа, Колосс, возможно, простоял бы сотни лет, пока ржавчина не переела его железный остов. Но рама Колосса была каменной. Камень прочен, но хрупок и вязкостью железа не обладает. Подземные толчки во время разрушительного землетрясения, постигшего Родос в октябре 225 года до нашей эры, сломали хрупкие каменные столбы, и Колосс рухнул.
Эта версия подтверждается словами римского ученого и писателя Плиния Старшего, который в своем трактате «Естественная история» писал об обломках Колосса Родосского так: « …но и лежащая на земле, она(статуя) вызывает удивление… Обломанные части ее зияют обширными пещерами. Внутри видны камни огромнейших размеров, которыми Харес при установке стремился создать устойчивость.»
Так погибло шестое чудо света. Как оно выглядело – сейчас никто точно не знает. Сохранились только изображения головы Колосса на полустертых монетах.

Долгое время вход в гавань Мандраки вместо Колосса украшали два оленя, гордо возвышавшихся на колоннах (олень – один из символов города). Однако в конце сентября 2009 года, когда я посетила Родос, олень уже был только один. Судьба второго – неизвестна: то ли украли вандалы-туристы, то ли забрали на реставрацию, но столб был пуст. Эдак мы всех родосских красот лишимся… Следующий, кто поедет на Родос – проследите, пожалуйста, чтобы оленя вернули!

P.S. Специально для ярых сторонников теории о Колоссе Родосском, изготовленном из глины, главный аргумент которых: «Если история сохранила поговорку «Колосс на глиняных ногах», значит, он и был из глины!».
Первое: обратимся к Википедии,
которая в большинстве случаев права. «Колосс – в истории искусства – статуя огромной величины.» И далее список колоссов древности в количестве семи штук. Каждый из них мог оказаться тем самым, на глиняных ногах – не обязательно именно Колосс Родосский. Ниже - Египет, колоссы.

Второе: снова обратимся к Википедии.

«Колосс о глиняных ногах - библейское выражение.
Данная крылатая фраза восходит к сну Навуходоносора, растолкованному пророком Даниилом в Книге Пророка Даниила, глава 2 стихи 1-49.»

Кратко: в Ветхом Завете, Книге Пророка Даниила, говорится о вавилонском царе Навуходоносоре, который увидел во сне огромного, внушающего ужас металлического истукана на глиняных ногах. Но вдруг камень, оторвавшийся от горы, ударил в эти глиняные ноги, разбил их, и колосс был повержен. Сон оказался вещим: Вавилонское царство вскоре разрушилось, подобно истукану на глиняных ногах.

Если в данном случае не убеждает Википедия, можно обратиться к первоисточнику – Библии. Я проверяла: именно так и есть; только в Библии более подробно, и, на мой взгляд, интереснее.

Материалы:
1.Википедия.
2.Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений.
3.А.Домашнев Т.Дроздова «Из глубины веков», изд.Москва, «Молодая гвардия», 1985г.
4.Библия – любое издание.
, , .

Иллюстрации № 1,2, 10 - 16, 18. – из Интернета, № 3-5, 7-9 из книги А.Домашнева и Т.Дроздовой «Из глубины веков», № 6 - Пани Зося.