» »

Новодевичий монастырь стиль архитектуры. Новодевичий монастырь глазами современника. Монастырь в судьбе женщин

24.01.2024

С XVII в. поле перед монастырем было местом шумных и веселых народных гуляний на Рождество и Масленицу. Здесь устраивали аттракционы, устанавливали торговые ряды и столы под навесами.

Колокольный звон

В архитектурном облике монастыря яркое московское барокко (Преображенская надвратная церковь и колокольня) соединяется со сдержанным каноном древнерусского каменного зодчества (Смоленский собор).

Доминанта архитектурного ансамбля - пятикупольный Смоленский собор, где сохранились уникальные фрески XVI в. Он выстроен в XVI в. по образцу Успенского собора Московского Кремля.

Крепостную стену возвели в XVII в. Сочетание беленной известью кирпичной кладки и башен с резными навершиями-коронами придает монастырю нарядный вид. Здесь: Напрудная башня и Большой Новодевичий пруд.

Ансамбль Новодевичьего монастыря. Изображения

Монастырь основан в 1524 году по приказу Василия III в честь взятия Смоленска. Здесь расположены Смоленский собор и нарядная колокольня, некогда самая высокая после колокольни Ивана Великого. Сегодня в Новодевичьем монастыре соседствуют действующая обитель и музейные экспозиции, так как это не только памятник старины и часть русской истории, но и место, окутанное преданиями и легендами.

Легенды и предания

Одна из них гласит, что баскаки Золотой Орды собирали дань с Руси не только деньгами, но и девушками. Поле, на котором московские красавицы прощались с родными перед отправкой в неволю, назвали Девичьим. Согласно второй легенде, своим именем обитель обязана первой настоятельнице — Елене по прозвищу Девочкина. Третья, самая прозаичная легенда, гласит, что такое название дано для отличия от кремлевского Вознесенского (Стародевичьего) монастыря, который был разрушен в 1929 году.

Сохранились предания о том, что в тяжелые времена призраки первой настоятельницы монастыря Елены и сестер являлись то на церковной паперти, то на монастырских стенах. Их видели плачущими во время чумы 1771 года, когда монастырь стал больницей; фигуры монахинь появились на стенах монастыря в 1812 году, когда Наполеон только перешел границу Российского государства; они приходили к несправедливо обиженным монахиням, а однажды Елена со своими келейницами явилась московскому архипастырю и попросила заступиться за угнетенных, после чего в монастыре было начато расследование.

Монастырь в судьбе женщин

Монастырь основан по указу московского князя Василия III, который дал обет основать на перекрестке Смоленской дороги и Москвы-реки обитель в честь возвращения Смоленска Руси из польско-литовского владычества. Правда, существовала и другая причина, уже личного характера, побудившая великого князя начать строительство. Он собирался развестись с Соломонией Сабуровой, которая за 20 лет брака не родила ему наследника, и сослать ее в этот монастырь. Но Соломония узницей Новодевичьего не стала — после пострига она настояла, чтобы ее отправили в Покровский монастырь города Суздаля, который она патронировала как великая княгиня.

Надо сказать, что история Новодевичьего монастыря на протяжении веков всегда переплеталась с трагическими судьбами многих знатных русских женщин. После смерти последнего Рюриковича, царя Федора Иоанновича, в монастырь удалилась его вдова, царица Ирина, сестра Бориса Годунова. Перед отправкой в ссылку в монастыре содержалась знаменитая раскольница — боярыня Морозова. Мятежная царевна Софья, потерпев поражение в борьбе за власть, была пострижена в монахини Новодевичьего монастыря под именем Сусанна. Неугодную жену Петра Евдокию Лопухину тоже ждала участь монахини этой обители. Кроме особ царской крови в монастырь отправлялись неугодные боярские жены, вдовы, незамужние дочери и сестры.

История обители

Облик Новодевичьего монастыря не всегда был таким, каким он предстает перед нами сегодня. Изначально его стены и башни были деревянными. На устройство обители в 1523 году из казны выделили 230 килограммов серебра, и уже через год она была возведена. Строительство же Смоленского собора завершили 13 мая 1525 года. Из-за спешки в процессе строительства произошел обвал здания и погибли несколько артелей каменщиков ― всего 56 человек; до сих пор в обители их поминают молитвами.

Каменные стены и 12 башен Новодевичьего монастыря появились в конце XVI века при Борисе Годунове. Они охраняли подступы к Москве с запада. Монастырь входил в четверку мощных обителей-форпостов вокруг столицы наряду с Донским, Даниловым и Симоновым монастырями. Но защитить монастырь от разорения в Смутное время они не смогли.

Новый расцвет монастыря начался с приходом Романовых. Он был восстановлен и превращен в царское богомолье. Однако святость этого места не помешала Наполеону Бонапарту разместить здесь свою батарею, а перед уходом из Москвы отдать приказ сжечь храмы. Но казначейше обители, монахине Саре, удалось затушить фитили у пороховых бочек. Наполеон долго стоял на другой стороне Москвы-реки, ожидая грандиозного пожара в Новодевичьем. И тогда хозяин находившегося рядом с монастырем дома запалил свои строения. Бушевавший огонь обманул императора, и монастырь был спасен.

В 1922 году монастырь был закрыт, и в его стенах создали Музей раскрепощения женщины, позже ставший филиалом Исторического музея. Во время Великой Отечественной войны в храмах Новодевичьего монастыря вновь разрешили проводить богослужения, на его территории открылись Московские богословские курсы и Богословский институт. Сейчас в Новодевичьем располагается резиденция митрополита Крутицкого и Коломенского. Также в монастыре представлена интереснейшая экспозиция Церковного музея Московской епархии РПЦ.

Новодевичий, один из старейших и красивейших монастырей России, получил сертификат о включении в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО в 2004 году как шедевр русских и итальянских архитекторов, камнерезов и живописцев. Сложившийся в конце XVII века уникальный в своей сохранности ансамбль зданий никогда не перестраивался, не реконструировался и пронес через века удивительную красоту архитектуры в стиле «московское барокко».

Собор Смоленской иконы Божией Матери

Итальянец Алевиз Фрязин и русский зодчий Нестор возвели собор в 1524-1525 годах по образцу великого Успенского собора Московского Кремля. 70 икон, украшающих иконостас Смоленского собора, подарены Борисом Годуновым. Уникальная фресковая роспись храма, иллюстрирующая Акафист Пресвятой Богородице, рассказывает о непростой политической ситуации времен постройки собора. Именно здесь Борис Годунов дал согласие на царствование.

Цари Михаил Федорович и Алексей Михайлович Романовы ходили в Новодевичий монастырь на богомолье пешком из Кремля. Под стенами монастыря после службы угощали паломников; с тех пор в Москве возникла традиция народных гуляний у стен Новодевичьего.

Стиль «московское барокко»

Здания, построенные во второй половине XVII века, образуют уникальный и прекрасно сохранившийся ансамбль в новом тогда для Москвы изящном и нарядном стиле. За стеной с двурогими зубцами, с башнями, украшенными резными коронами, открывается ансамбль удивительных по красоте зданий. Грандиозное строительство на территории монастыря развернулось в правление царевны Софьи Алексеевны.

Колокольня

Авторство проекта колокольни Новодевичьего монастыря приписывают крепостному зодчему Якову Бухвостову. Скорее всего, правительница Софья в опекаемой ею обители хотела видеть колокольню по образцу кремлевского Ивана Великого. Но она превзошла ожидания. Пять последовательно уменьшающихся восьмериков необыкновенно выверенных пропорций, изысканно украшенных белокаменной резьбой, гармонично перекликаются с другими строениями монастыря. Великие архитекторы Баженов и Бове считали колокольню Новодевичьего самой красивой и гармоничной в России.

Старинная московская улица Пречистенка получила свое название по указу царя в 1658 году в честь иконы Пречистой Девы, с которой шли из Кремля в Новодевичий монастырь.

Некрополь Новодевичьего монастыря

На территории монастырского некрополя похоронены члены семей княжеских родов, выдающиеся деятели искусства, политические деятели, ученые и военачальники. В конце XIX века кладбище было расширено за пределы монастыря. Эта часть некрополя пострадала во время реконструкции в 30-е годы, многие могилы сочли «лишними», оставив только захоронения ученых и писателей. В советские годы Новодевичье кладбище приобрело статус второго по значимости некрополя после Кремлевской стены.

Информация из Единого государственного реестра объектов культурного наследия:

Новодевичий женский монастырь был основан в XVI веке на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом). В 1523г. было выдано из великокняжеской казны 230 килограммов серебра на устройство нового монастыря, построить который еще за 9 лет до того дал обет московский князь Василий III, если удастся взять Смоленск, отвоеванный у Московского княжества литовцами. Смоленск действительно был взят, а место для монастыря было выбрано не простое - с этого поля икона Божией Матери Одигитрии Смоленской была отправлена из Москвы обратно в Смоленск. Название Девичьего поле получило оттого, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий баскаки отбирали здесь русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.
Чеботарная башня.

Склон, на котором был поставлен монастырь, вел вниз от города к Лужникам. Изначально стены и башни монастыря были деревянными, но высокими и очень красивыми. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

Вид на часовню Прохоровых и колокольню

Сама колокольня

Смоленский собор

Покровская надвратная церковь

История Новодевичьего монастыря связана с именами Бориса Годунова и его сестры Ирины Федоровны, которые до избрания Годунова на царствование оставались здесь. Ирина Годунова постриглась в монахини под именем Александры и жила в каменных палатах с надстроенным над ними деревянным теремом. В конце XVI века при Борисе Годунове были выстроены каменные стены и 12 башен. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами. Увы, эти красивые башни не смогли защитить монастырь от разорения в Смутное время - ставшая крепостью обитель несколько раз переходила из рук в руки и наконец была сожжена паном Гонсевским.

Очень примечателен некрополь Новодевичьего монастыря. У апсид Смоленского собора сохранилась могила первой здешней игуменьи Елены (ум. 18 ноября 1548г.), в самом соборе похоронены женщины царской фамилии. В старой части некрополя, расположенной между храмами, лежат рядом ученые, писатели, поэты, просто члены знатных семей. Среди похороненных встречаются такие громкие имена, как А.П.Чехов, С.М.Соловьев, Д.В.Давыдов, А.С.Уваров (археолог), Одоевские, Волконские и др. В 1898-1904гг. было принято решение расширить кладбище, и новая часть, вынесенная за пределы монастыря, была обнесена оградой по проекту архитектора И.П.Машкова. Сейчас там находятся могилы множества видных советских деятелей. Старое же кладбище в советское время сильно пострадало: были ликвидированы многие могилы, за исключением писательских и деятелей науки и культуры.



Успенская церковь с трапезной палатой



И по сей день в Новодевичьем монастыре соседствуют музейные экспозиции и действующая обитель. Кто-то приходит помолиться, а кто-то - полюбоваться памятниками старины. Есть же любители посетить "Софьинскую башню" - то есть, Напрудную, которая носит также название Софьиной, в память о царевне Софье, которую держали взаперти в караулке при башне. После некоего сюжета на телевидении, посвященного чудодейственной силе башни, народная молва Софью превратила в святую (чего церковь никогда не делала), и к башне началось паломничество. Одни просто притрагиваются к стене башни, другие пишут свои пожелания прямо на штукатурке. Пользы башне это не приносит, сотрудники музея собираются в скором времени ее уже реставрировать.
Та самая башенка...

Прогуляемся у прудика?)



Новодевичий монастырь - один из самых удивительных по красоте архитектурных ансамблей Москвы. Монастырь расположен на юго-западе города, на своеобразном полуострове, окруженном с трёх сторон рекой Москвой, и представляет собой ансамбль из 14 зданий, включающих жилые и хозяйственные постройки, колокольни, церкви.

Новодевичий женский монастырь был основан 485 лет назад , в 1524 году в пригороде Москвы в урочище Лужники на Девичьем поле (иначе именовавшемся Самсоновым лугом).

Название Девичьего поле получило потому, что, по преданию, во времена татаро-монгольских нашествий на нем отбирали русских девушек, которым предстояло отправиться в Орду.

Это место находилось на перекрестке городских путей : сухопутной Смоленской дороги с востока и водного пути по реке Москве с запада. Окруженный высокими неприступными стенами, монастырь был призван стать не только Домом молитвы, но и крепостью на пути к Москве.

Основание монастыря произошло по указу князя Василия III - в честь взятия в войне с литовцами Смоленска. Также Великий князь повелел главный соборный храм освятить в честь чудотворной Смоленской иконы Божьей Матери "Одигитрия".

Икона Божьей Матери "Путеводительница" (по-гречески "Одигитрия"), по преданию, была написана святым Евангелистом Лукой и сначала находилась в Иерусалиме. Затем ее перенесли в Царьград (Константинополь, столицу Византийской империи), где императоры очень часто брали ее с собой в походы против своих неприятелей и с нею одерживали победы. Списком с нее благословил в XI веке византийский император Константин Мономах свою дочь Анну, выдавая ее за черниговского князя Всеволода. В XII веке сын Всеволода Владимир Мономах перенес эту икону из Чернигова в Смоленск, после чего икона и получила наименование Смоленской.

В XIV веке "Одигитрия" была перенесена в Москву . Но в XV веке жители Смоленска, находясь под властью Польши, попросили вернуть икону их городу. Икону из Москвы в Смоленск провожали торжественно, с крестным ходом. Прощальный молебен был совершен на Девичьем поле.

Монастырь получил наименование "Пречистые Одигитрии Нового девичьего" , или Новодевичьего, - в отличие от старого девичьего монастыря, существовавшего в Кремле с конца XIV в. Название обители также производят от фамилии первой игумении схимонахини Елены Девочкиной. Существовало второе название монастыря - Богородице-Смоленский.

Изначально стены и башни монастыря были деревянными. Ворота были только южные, северные ворота были построены позже.

К XVII веку территория Новодевичьего монастыря была окружена кирпичными стенами с 12 башнями. Они были сделаны по образцу кремлевских; угловые башни - круглые, в стенах - квадратные. Верха их были украшены зубцами.

В стенах были сделаны бойницы - отверстиями для стрельбы. Монастырские стены были украшены каменной резьбой.

Большая часть ныне существующих зданий монастыря относится ко второй половине XVII века и является прекрасным образцом стиля "московское барокко".

Главный собор монастыря, названный в честь Смоленской Иконы Божией Матери, был возведен в 1524-1525 годах и закончен к престольному празднику 10 августа (по старому стилю 28 июля). День освящения собора считается датой основания Новодевичьего монастыря. Соборный храм монастыря построен по образцу Успенского собора Кремля.

В 1525 году в храм перенесли новый список Смоленской иконы Божией Матери с кремлевского образа, находившегося в Благовещенском соборе.

Роспись стен собора относится к 1526‑1538 годам, сводов — ко времени правления Бориса Годунова. В XVII и XVIII веках фрески Смоленского собора неоднократно обновлялись.

Над главным входом в обитель в 1683-1685 годах была возведена церковь Преображения Господня. В то же время была построена шестиярусная колокольня высотой 73 метра. Также в конце XVII века над южными воротами монастыря возвели церковь Покрова Пресвятой Богородицы. К юго-западу от Смоленского собора в 1685-1687 годах была отстроена старинная трапезная с церковью Успения.

Успенский трапезный храм был перестроен в начале XIX века: разобрана открытая галерея, первоначально окружавшая весь храм, сделаны крытые пристройки с лестницами, пятиглавие заменено одной главой.

Основные здания (собор, колокольня, трапезная) поставлены в одну линию и образуют панораму, широко открывающуюся при входе в монастырь. Небольшая площадь перед собором фланкирована вспомогательными корпусами.

Новодевичий монастырь являлся богатейшим монастырем Москвы , пользовался покровительством русских царей и владел обширными земельными угодьями.

Расположенный в излучине реки Москвы у трех переправ (у Дорогомилова, Крымского брода и Воробьевых гор), монастырь играл оборонительную роль, защищая Москву с юго-запада: когда в 1591 году к Москве подошла орда крымского хана Казы-Гирея, отрядам стрельцов, расположившимся в монастыре, удалось предотвратить переправу неприятеля через реку. Но и самим монахиням монастыря пришлось однажды оказать сопротивление врагу. Это случилось в 1812 году, когда Наполеон, отступая из Москвы, пытался взорвать монастырские постройки. Тогда монахини обезвредили заложенные заряды.

В XVI-XVII веках монастырь был местом пострижения в монахини представительниц царской династии , а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря.

В Новодевичьем монастыре приняли постриг первая русская "самодержавная" царица Ирина Годунова, царевна Софья (после неудачного заговора против Петра I); в Новодевичьем монастыре провела последние годы жизни первая жена Петра I ‑ Евдокия Лопухина. Гробницы Софьи и Евдокии сохранились и находятся в Смоленском соборе монастыря.

Некрополь , возникший в монастыре в XVI веке, в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

На территории Новодевичьего монастыря похоронены поэт Денис Давыдов, историк Сергей Соловьев, писатели Иван Лажечников и Михаил Загоскин, генерал Алексей Брусилов. Похоронены здесь и многие участники Отечественной войны 1812 года. Непосредственно к Новодевичьему монастырю примыкает обнесенное стеной Новодевичье кладбище, где погребены известные деятели культуры и политики.

После Октябрьской революции Новодевичий монастырь упразднили, но в 1922 году объявили музеем, что позволило сохраниться уникальному архитектурному ансамблю монастыря почти нетронутым. С 1934 года Новодевичий монастырь ‑ филиал Государственного исторического музея. В музее функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии.

В 1944 году в стенах Новодевичьего монастыря начали работу , позже переведенные в Троице-Сергиеву Лавру как Московские Духовные академия и семинария.

В 1945 году Успенский собор был возвращен церкви. С 1964 года при Успенском храме находится кафедра митрополита Крутицкого и Коломенского.

Монашеская жизнь на территории Новодевичьего монастыря возобновилась в 1994 году, а с 1995 года в Смоленском соборе проводятся службы по престольным праздникам.

В Новодевичьем монастыре Смоленский собор и многие корпуса находятся в ведении музея, а женский монастырь в ведении митрополита Крутицкого и Коломенского. В монастыре располагается Московское областное епархиальное управление. Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря дошел до наших дней практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 года) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 года).

В 2004 году, когда Новодевичьему монастырю исполнилось 480 лет, его архитектурный ансамбль был включен в Список культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

(№ 1097 Критерии: I,IV,VI)
Год включения в Список Всемирного наследия: 2004

В 1524 г. в нескольких километрах на юго-запад от границ Москвы того времени, в большой излучине Москвы-реки, на лугах напротив известного тогда Сетуньского брода – традиционного места переправы по дороге из Москвы, как на запад – в Смоленск и «в поляки», так и на юг – в Тулу и Крым, по приказу великого князя Василия III был основан Новодевичий Богородице-Смоленский монастырь. Такое название он получил, как новый - по отношению к уже существующему несколько ближе к городу, на Девичьем поле, Саввину монастырю, и по размещенной в нем величайшей православной святыне – иконе Смоленской Божией Матери, возвращенной в Москву после освобождения в 1514 г. Смоленска от поляков. Ей был посвящен возведенный в Новодевичьем монастыре в 1523-1525 гг. Смоленский собор.

На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. В результате Софья была насильственно пострижена в монахини и заключена в монастырь, где и умерла в 1704 г. В Отечественную войну 1812 г. французы, овладевшие Москвой, разместили в монастыре свои штабы и склады, и даже перед уходом из Москвы готовили взрыв всех его построек, счастливо предотвращенный одной из монахинь.

В XVI-XVII вв. монастырь был одной из самых почитаемых на Руси женских обителей, местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря. Некрополь, возникший здесь в XVI в., в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д.

К сожалению, в 1930-е годы – во время гонений на религию и «выборочного» отношения к истории – некрополь монастыря, насчитывавший около трех тысяч захоронений, был почти полностью уничтожен, с оставлением всего около 100 памятников - только «тех, кто прославил себя в борьбе с царизмом, а также видных деятелей науки, литературы и искусства». В результате, здесь все же сохраняются семейные усыпальницы Волконских и Прохоровых, могилы историка С.М. Соловьева, героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, писателя И.И. Лажечникова, генерала А.А. Брусилова и др.

В начале ХХ в. за южной стеной монастыря возникло «Новое кладбище», ставшее впоследствии местом упокоения для многих представителей по официальному признанию самой элитной части современного российского общества.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в. возведением каменного Смоленского собора, был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Этот ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался существенным перестройкам и реконструктивному вмешательству, в нем отсутствуют воссозданные здания и сооружения, ведутся только ограниченные реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью, играя важную роль в планировке и застройке этого исторического района Москвы.

Это уникальное произведение древнерусского зодчества было выстроено в основном в конце XVII в. в едином стиле, получившем название «московское барокко». Его отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления (любопытно, что это воплощение приходится в основном на годы временного правления Россией царевной Софьей – 1682-1689 гг.).

Однако, центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая постройка в монастыре (1524-1525 гг.) – величественная, несколько суровая, воздвигнутая из кирпича, и лишь с немногими деталями из белого камня, представляет архитектуру более раннего периода строительства в России – периода, когда воздвигались т.н. «большие московские соборы», по типу Успенского собора в Московском Кремле, в качестве проводников идеологии формирования централизованного русского государства. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю – с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций. А к стилю «московского барокко» в соборе относится лишь более поздний иконостас (1683-1686 гг.) – пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший и полностью сохранившийся образец сооружений подобного типа в православных церквях и соборах.

Монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683-1690 гг., сложена из кирпича, имеет пять ярусов, и отличается живописным фасадом, также имеющим разнообразные белокаменные детали. Ярусы, перекрытые сводами, соединены между собой встроенными внутрь каменных стен лестницами, при этом первый ярус подразделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой простыми деревянными лестницами-трапами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль достопримечательности этого района Москвы.

Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни и др. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д.

Находящийся на окраине Москвы того времени, Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены монастыря с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680-е гг., вместо более старых, также каменных, относящихся к времени царствования Бориса Годунова. Монастырская ограда, окружает территорию площадью 5,3 га, имеющую в плане форму прямоугольника. Но его северный угол значительно срезан, с выходом образованного при этом протяженного диагонального прясла стены к большому пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, на южной и северной параллельных сторонах – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами».

Монастырь прекратил свое существование в 1922 г., когда здесь был создан музей, сначала – «Времени царевны Софьи и стрелецких бунтовщиков», затем – «Раскрепощенных женщин», и, наконец – просто «Новодевичий монастырь», в 1934 г. переданный, на правах филиала, в Государственный Исторический музей.

До 2010 г. монастырский ансамбль, как филиал музея, считался имеющим статус: «особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 г.), он является памятником истории и культуры федерального значения (с 1995 г.); а с 2004 г. – и объектом Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

В нем неоднократно производились обширные реставрационные работы, в том числе, по восстановлению повреждений, нанесенных некоторым сооружениям ураганом, пронесшимся над Москвой в начале 2000-х гг. (колокольня, кресты на куполах собора).

Однако монастырь постепенно возвращается к религиозной жизни. Так, еще в 1940-х гг. в Успенской трапезной церкви монастыря были восстановлены религиозные службы, а с 1950-х гг. в одном из зданий была размещена резиденция митрополитов Крутицких и Коломенских – вторых лиц в иерархии Русской Православной церкви. В 1994 г. возобновляется монашеская жизнь в возрожденном женском Новодевичьем Богородице-Смоленском монастыре. А в 2010 г., в соответствии с законом о передаче РПЦ имущества религиозного назначения, в ее ведение возвращен весь монастырский комплекс зданий и сооружений. При этом на основе музейных объектов и богатейших коллекций Новодевичьего монастыря был основан Церковный музей Московской епархии Русской Православной церкви, на который сейчас возложены обязанности по контролю за состоянием объекта Всемирного наследия.

Доп.: В мае 2013 г. ансамбль Новодевичьего монастыря был «возвращен» в число особо ценных объектов культурного наследия Российской Федерации, уже не как филиал Исторического музея, а как отдельный комплекс, переданный (возвращенный) Русской Православной Церкви.

Новодевичий монастырь

Год включения в Список всемирного наследия: 2004

Новодевичий монастырь был основан в 1524 г. князем Василием III в честь величайшей православной святыни — Смоленской иконы Божией Матери, и в ознаменование освобождения Смоленска от поляков и возврата его в состав русских земель. На протяжении нескольких веков монастырь был теснейшим образом связан с основными событиями и персонажами политической, религиозной и культурной жизни государства российского: Иваном Грозным, Борисом Годуновым (который в 1598 г. был призван в монастыре на царство), царем Алексеем Михайловичем. В конце XVII в. монастырь был вовлечен в острую политическую борьбу за власть между Петром I и его сестрой Софьей. В результате Софья была насильственно отправлена в монастырь и пострижена в монахини, где и умерла в 1704 г. В Отечественную войну 1812 г., когда французы заняли Москву, монастырь был использован для размещения складов, и даже существовала угроза взрыва всех его построек.

В XVI-XVII вв. монастырь был одной из самых почитаемых на Руси женских обителей, местом пострижения в монахини представительниц царской династии, а также богатейших боярских и дворянских родов того времени, причем эти женщины получали затем право быть похороненными на территории монастыря. Некрополь, возникший здесь в XVI в., в последующем существенно расширился, и здесь стали погребать также выдающихся государственных деятелей, героев войн, ученых, писателей и т.д. Здесь находятся семейные усыпальницы Волконских и Прохоровых, могилы историка С.М. Соловьева, героя войны 1812 г. Д.В. Давыдова, писателя И.И.Лажечникова и др. В начале ХХ в. за южной стеной монастыря возникло новое кладбище, ставшее впоследствии местом упокоения для многих представителей самой элитной части российского общества. Некрополь Новодевичьего монастыря – один из самых древних и значительных исторических некрополей России.

Архитектурный ансамбль Новодевичьего монастыря, который начал складываться в первой половине XVI в., был в основном завершен к концу XVII в. До наших дней он дошел практически в неизменном виде. Ансамбль отличает целостность и подлинность: он не подвергался перестройкам и реконструктивному вмешательству, здесь отсутствуют воссозданные объекты, ведутся только реставрационные и консервационные работы. Кроме того, ансамбль обладает исключительной градостроительной значимостью: он являлся и поныне является важной градостроительной доминантой всего юго-западного района Москвы.

Центр всей композиции – пятиглавый Смоленский собор, самая первая каменная постройка в монастыре (1524−1525 гг.), сложенная из кирпича с деталями из белого камня. В интерьере храма сохранилась уникальная настенная роспись, выполненная московскими мастерами в конце XVI в.; основная тема фресок – текст Акафиста, воспевающего Пресвятую Богородицу. Стиль росписи тяготеет к классическому древнерусскому стилю — с его строгой каноничностью образов, иерархичностью фигур и лаконизмом композиций, вместе с тем, этот стиль оказался вполне декоративным. Полностью сохранился древний иконостас (1683−1686 гг.) — пятиярусный, деревянный, с позолоченной резьбой, ярчайший образец сооружений подобного типа.

За исключением главного собора, все основные сооружения монастырского ансамбля выдержаны в едином стиле, получившем название «московское барокко». Этот стиль отличает обилие декоративных деталей из белого камня на фасадах кирпичных зданий, а также симметричность и грациозность построек в целом. Примечательно, что Новодевичий монастырь является единственным примером ансамблевого воплощения этого замечательного архитектурного направления.

Пятиярусная монастырская колокольня, воздвигнутая в 1683−1690 гг., сложена из кирпича, имеет разнообразные белокаменные детали, и выделяется крайне живописным обликом. Яруса, перекрытые сводами, соединены между собой внутристенными лестницами, при этом первый ярус внутри разделен на два этажа, а пятый – на три этажа, связанных между собой деревянными лестницами. Сохранились колокола XVII в. Благодаря своей значительной высоте (73 м), точно найденному местоположению, красоте и пропорциональности, колокольня всегда играла роль главной высотной доминанты этого района Москвы.

Другие важные элементы единого монастырского историко-архитектурного ансамбля – Успенская церковь с трапезной палатой, Амвросиевская церковь, Казначейские, Погребовые, Певческие, Мариинские, Лопухинские палаты, палаты Ирины Годуновой и палаты Евдокии Милославской; это также больница, стрелецкие караульни, училище. В интерьерах этих монастырских построек можно увидеть кирпичные печи, облицованные полихромными изразцами, сводчатые потолки и колонны, орнаменты и арочные ниши, профилированные карнизы и филенчатые двери и т.д.

Находящийся на юго-западной окраине исторического центра Москвы, у стратегически важной точки (брод через Москва-реку), Новодевичий монастырь являлся одновременно и крепостью: он входил в систему оборонительного монастырского «кольца», сформированного вокруг города. Крепостные стены с 12 башнями (из которых четыре угловых – Никольская, Напрудная, Сетуньская и Чеботарная – являются круглыми, остальные – квадратными) были воздвигнуты в 1680−е гг. В плане монастырская ограда напоминает по форме прямоугольник (площадью 5,3 га), одна из сторон которого обращена к пруду. Стены и башни оснащены бойницами и внутренними галереями, в центре южной и северной сторон – трехпролетные въездные ворота с надвратными храмами. Как и весь монастырский ансамбль, стены и башни выполнены в стиле «московского барокко» и сложены из кирпича с живописной белокаменной отделкой, при этом башни украшены легко узнаваемыми ажурными «коронами».

Монастырь прекратил свое существование в 1922 г., когда здесь был создан музей. В 1934 г. этот музей был передан в ведение Государственного Исторического музея в качестве отдельного филиала. Ныне здесь функционирует целый ряд экспозиций, проводятся тематические экскурсии. Современные охранные статусы монастырского ансамбля: особо ценный объект культурного наследия народов Российской Федерации (с 1991 г.) и памятник архитектуры федерального значения (с 1995 г.). В музеях собраны ценнейшие коллекции древнерусской живописи и икон, книг (в т. ч. рукописных), тканей, церковной утвари и иных предметов декоративно-прикладного искусства.

В августе 2004 г. было торжественно отмечено 480−летие монастыря, а также 10−летие возобновления в нем монашеской жизни.