» »

Приоратский дворец в Гатчине: землебитный замок для Великого магистра Мальтийского ордена. Знаменитный землебитный приоратский замок Загородная резиденция императора

04.02.2024

Приоратский дворец – необычный памятник. Он не так ярок, как знаменитые дворцы пригородов Петербурга, а история его существования не изобилует запоминающимися событиями.

Резиденцией Мальтийского Ордена он оставался не более десяти лет. На протяжении всего XIX столетия Приорат вел спокойную жизнь запасного дворца и изредка принимал в своих стенах августейших владельцев. В годы советской власти он служил нуждам ленинградских рабочих, проводивших в нем летние месяцы отдыха, и гатчинским детям, приходившим в него на заняти в Дом Пионеров и на экспозицию Краеведческого музея.

Необычность и привлекательность Приората кроются в таланте настоящего мастера, сумевшего найти оригинальное решение облика сооружения и его размещения в окружающем пейзаже.

История возникновения Приоратского дворца тесно связана с историей России конца XVIII века. К 1797 году сложилась благоприятная ситуация для сближения России с Мальтийским Орденом. Под ударом французской революции это рыцарское объединение, возникшее еще в XII веке, потеряло большую часть своих европейских землевладений. За помощью Орден обратился к российскому императору Павлу I, только что вступившему на престол. Это была удачная возможность для распространения влияния России на Востоке, так как в Средиземном море появлялся выгодный союзник, а сам остров Мальта мог служить военно-морской базой. Орден также мог стать оплотом для борьбы с революционными идеями, распространявшимися в Европе.


Фото Андрея Васенева.

Фото Андрея Васенева.

М.Э. Третьякова. Портрет архитектора Н.А. Львова. 2003. Копия с портрета работы Д.Г. Левицкого 1780-х.

В январе 1797 года Павел подписал Конвенцию, согласно которой на польских землях, незадолго до этого присоединенных к России, создавалось католическое Великое Приорство Российское Мальтийского Ордена, то есть землевладение, доход от которого шел в орденскую казну. Для размещения администрации приорства в собственность Ордену передали бывший Воронцовский дворец в Петербурге. Тогда же было решено построить в Гатчине загородный дворец для мальтийцев – Приорат.

Само наименование Приорат – это трансформировавшееся в русском языке слово «приорство» (фр. prieure): так в Западной Европе издавна называли небольшие монастыри и монастырские землевладения.

Автором Приората стал Николай Александрович Львов, вошедший в историю русского искусства не только как архитектор. Львов проявил себя как популяризатор народной музыки, тогда еще почти неизвестной. В кругу друзей его знали как поэта, драматурга и рисовальщика, а также как человека, интересовавшегося различными техническими новшествами.

Исходя из задания, Львов возвел целый архитектурный комплекс, расположенный на насыпной террасе и напоминающий монастырь, чьи высокие вальмовые (четырехскатные) крыши, башня со шпилем и одноэтажная пристройка с готическими окнами (Капелла) создают впечатление, католической старины.

Рядом с главным зданием находится одноэтажная кухня. Со стороны Капеллы устроен миниатюрный садик, который когда-то украшали две мраморные статуи Юпитера и Цереры, аллегорически связанные с личностью самого императора (Юпитер символизировал верховную власть, Церера – изобилие). Во внутренний двор ведут ворота, расположенные между двумя караульными будками.

Технология землебита

Строительство Приората имело для Львова огромное значение. Он хотел доказать возможность возведения крупных архитектурных сооружений по технологии землебита, в России практически неизвестной. Ее преимущества заключались в дешевизне и простоте использования, ибо строительный материал – суглинок – был под ногами. Землю набивали в специальные «станки»-опалубки и прессовали. Хорошо просеянный, освобожденный от растительных примесей (корешков, стеблей растений), слегка увлажненный материал, если он успевал просохнуть, засыпали слоем около десяти сантиметров и утрамбовывали до толщины шести сантиметров. Далее засыпали следующий слой, трамбовали и так слой за слоем до карниза. Для связки между слоями использовали известковый раствор.

Высота зданий, построенных из землебита, не должна была превышать два этажа, а стены для большей устойчивости могли быть устроены наподобие контрфорсов, то есть слегка расширяться книзу (в Приорате стены под карнизом на 13 см тоньше стен над цоколем).

Описание вышеуказанной технологии было опубликовано в 1790 году в Париже французским архитектором Франсуа Куантеро. Спустя несколько лет книгу перевели на русский язык. Некоторые просвещенные дворяне опробовали новый материал в своих усадьбах, но широкого применения в России он не получил. Только Львов, освоивший землебит у себя в тверском имении Никольское, раскрыл его преимущества. Достоинством этого нового строительного материала Львов считал его пожаробезопасность. К тому же, повсеместное внедрение землебита привело бы, по мнению Львова, к сохранению леса, что расширило бы возможности традиционного российского строительства.

История строительства Приоратского дворца

Первое посещение Львовым Гатчины состоялось в конце мая 1797 года по повелению Павла I, когда тот несколько дней отдыхал в своей загородной резиденции после коронации. Тогда и могло произойти обсуждение проекта будущего дворца.

Дочь архитектора вспоминала, что император, «разговаривая однажды с Львовым о том, что он заметил в чужих краях, узнал, что он многие постройки сделал у себя в деревне из земли, составленной из малой части известки и песку.

– Я хочу, – сказал государь, – чтобы ты мне построил здесь, в Гатчине, угол избы с фундаментом и крышкою.

Н.А. Львов тогда же выписал двух наших мужиков, Емельяна и Андрея, в Гатчину; стали они работать в саду, куда и государь Павел, и великий князь Александр Павлович с прекрасною его супругою Елизаветою Алексеевною приходили всякий день смотреть их успехи; когда часть стены уже была выведена, Елизавета Алексеевна однажды пришла и острым концом своего парасоля (зонт от солнца) стала стену сверлить; но видя, что едва со всею силою могла сделать в стене маленькую ямочку, обернулась к Н.А. Львову, сказала ему:

– Я не ожидала, мсье Львов, что ваша земляная стена может быть также и твердой...

Государь, увидев оконченный угол в саду гатчинском, сказал Н.А. Львову, чтобы он выбрал в Гатчине, где хочет, место и построил бы ему Приорат.

Н.А. Львов отличный был в тогдашнее время архитектор; он нарисовал план Приората, который был государем утвержден; но, несмотря на повеление его дать место Львову для построения Приората, Петр Хрисанфович Обольянинов, который тогда был первое лицо при государе, за разными причинами в отводе места Н.А. Львову отказывал; наконец, эта комедия Львову надоела; он поручил Обольянинову выбрать самому место. Какое же место выбрал он? Вообразите – в котором собака вязла. Н.А. Львов, видя, что все это неудовольствие на него происходило от зависти, сказал Обольянинову:

– Я и тут построю Приорат, только государю стоить будет более ста тысяч рублей, потому что я должен осушить это болото.

– Ну, делай как хочешь, – отвечал Обольянинов, и Н.А. Львов приступил к работе...»

Таково предание, связанное с появлением Приората.

Старые планы Гатчины фиксируют на отведенном для строительства месте овраг с ручьем, вытекавшим из болотистой низины (позднее на ее месте создадут Глухое, или Филькино, озеро). Первая мысль по освоению этой территории появилась чуть ранее, в начале 1790-х годов. Тогда на месте оврага задумали устроить многоступенчатый каскад, а над ним возвести павильон-бельведер, предназначенный для любования пейзажем. Было разработано несколько вариантов проекта, но ни один из них не осуществили, тем самым оставив участок свободным.

Архитектор великолепно справился с заданием, превратив непригодное для строительства место в площадку, которую поддерживала подпорная стена. Для отвода грунтовых и талых вод Львов устроил подземный канал длиной 34 метра, который впоследствии, вероятно, и породил легенды о существовании подземного хода, идущего от Приората прямо к Большому Гатчинскому дворцу.

Работы начались осенью 1797 года с подготовки места под строительство. Уже 4 декабря управляющему Гатчиной Обольянинову было сообщено, что возведение на Черном озере земляного домика по плану и смете, сделанной статским советником Львовым, император «высочайше повелеть соизволил в будущем году произвесть».

К лету 1798 года была готова насыпная терраса, начали укладывать фундамент и возводить башню. В июне соорудили специальный сарай для приготовления и хранения земли, а к 6 июля установили «станки» для набивки стен. Строительство осуществляла бригада из сорока работников Львова, привезенных им из Москвы. К концу августа мастера изготовили пять декоративных шаров для крыш и флюгер для башни, а уже 26 сентября в донесении было сообщено, что «каменщики, работавшие по подряду в Приорате, земляную кладку и прочее подряженное дело кончили, требуют ныне заплаты».

Сам Львов в составленном им «Атласе земляного строения» (не сохранился) указал точные сроки возведения землебитных стен: с 15 июня по 12 сентября 1798 года – три месяца.

Одну из внутренних стен здания и стену-ограду с караульными будками возвели из земляного кирпича, который делали по такой же технологии, что и землебит, только в маленьких формах. Кладка велась на известковом растворе.

К середине декабря 1798 года строительство дворца в основном завершили, однако отделочные работы еще не были осуществлены. При приемке здания 10 января 1799 года оказалось, что «печи кафельные многие попорчены... щекатурка во многих покоях отстала... полы сделаны неклееные, без фризов, по показанию ево же господина Львова для того, что в то время был лес сыр, нельзя ево было клеить. Стекла во всех показанных окошках целы... стены земляные во всех покоях промерзли так, что на них чрез нутро прошел снег, от чего б весной не последовало какой опасности». Весной интерьеры уже полностью подготовили к посещению императора. Стены были гладко оштукатурены «на английский манер» с применением шерсти и затем выкрашены светло-палевой краской. Такой же краской покрыли дощатые полы и деревянные перекрытия в коридорах и маленьких комнатах. Кессоны потолка в Капелле выкрасили «разными колерами», а в залах оставили некрашенными. Особенностью помещений второго этажа Приората стали окна, доходящие до пола.

Мебельным убранством здания летом 1799 года занимался сам Львов. В июне он сообщил друзьям из Москвы, что, получив повеление меблировать построенный им в Гатчине земляной дворец, в середине июля должен будет опять туда ехать.

Вся обстановка, вероятно, подбиралась им во дворцовых кладовых и роскошью не отличалась. Описи XIX века зафиксировали большое количество позолоченной и крашеной мебели, обитой шелком. В Китайской комнате находились голландские кресла красного дерева начала XVIII века. Для освещения использовали настенные и настольные осветительные приборы из бронзы и хрусталя. На окнах висели шелковые, а в двух помещениях – соломенные шторы. Вероятно, в павловское время в Приорате разместили Берлинский и Венский фарфоровые сервизы – подарки великому князю от прусского и австрийского императоров.

После всех окончательных подсчетов Львов назвал сумму, затраченную на строительство. Она составила 27 тыс. рублей, из них «каменная, столярная, плотничная работы и железная кровля... подряжены Гатчинским городовым правлением за 25 тыс. руб., земляное строение всего дома, ограды и служб – 2 тыс. руб.». Цифра показала, что землебит действительно дешев.

См. также:

Приоратский дворец или Приорат – уникальная архитектурная достопримечательность не только по российским, но и по мировым меркам. Замок расположен в Гатчине и совершенно незаслуженно находится в тени более известных дворцов этой местности. Название восходит к французскому слову prieuré, которое переводится как «маленький монастырь». Необычность здания прослеживается во всем – внешнем виде, технических особенностях строительства, использованных материалах. Замок отличается и весьма интересной историей.

Главная особенность Приората – это единственное в России строение, возведенное с использованием землебитной технологии. Стены замка полностью сделаны из земли. Применение столь необычного материала не отразилось на внешнем виде дворца. Приорат выглядит чрезвычайно эффектно. Строгие прямые грани, высокая шпилеобразная башня и близкое расположение к воде делают его похожим на средневековую крепость.

Дворец стоит на берегу озера Черное, вокруг расположен парк общей площадью 160 Га. Название парка совпадает с наименованием замка – Приоратский. Местность невероятно живописная: поросшие кувшинками озерные берега, зеленые холмы, аллеи в английском стиле. Дворец превосходно вписывается в по-европейски строгий пейзаж.

История дворца

Идея создания Приоратского дворца принадлежит императору Павлу I. Склонный к мистицизму царь в 1797 г. объявил Российскую империю центром мирового масонства. В 1798 г., после вхождения в Мальту наполеоновских войск, в Петербурге получили убежище рыцари Мальтийского ордена, в том числе, приор принц Конде. Для этих масонов и планировалось построить замок в Гатчине.

Строительство замка завершилось в 1799 г.: к этому моменту принц Конде передал бразды правления орденом самому Павлу I.

Дворец построил талантливый архитектор, художник и поэт Н.А. Львов. Ассиметричный фасад здания имеет уникальную особенность: с разных точек обзора он выглядит совершенно по-разному. Например, со стороны Черного озера замок похож на крепость, со стороны дороги – на сказочный терем, сбоку – на средневековый готический монастырь.

Архитектору пришлось решать сложную задачу: предназначенный для замка участок был сильно заболочен и совершенно не годился для строительства. Львов элегантно вышел из ситуации: для удаления воды был прорыт подземный канал общей протяженностью в 34 м. Позднее в народе возникла легенда, что подземелье царь Павел I использовал для быстрого перемещения из Приоратского замка в .

На строительство землебитных стен Приората было потрачено 2 тыс. рублей – огромная по меркам XVIII в. сумма. Впрочем, историки подсчитали: если бы при строительстве использовался камень, стоимость работ составила бы 25 тыс. рублей. Львов не только сэкономил огромную сумму, но и возвел здание в рекордный срок – за 3 месяца.

Летом 1799 г. была завершена внутренняя отделка. Прибывший на открытие замка Павел I увидел стены, оштукатуренные в английском стиле, покрашенные в бледно-желтых тонах. Интерьеры отличались европейской лаконичностью: дощатые полы, обилие древесины, непритязательные цвета. Сразу после осмотра император передал новое здание Мальтийскому ордену.

После убийства Павла I в 1801 г. его сын, Александр I, отобрал все имущество масонов в пользу государства. Приорат был объявлен запасным замком для царской семьи.

В XIX в. Приоратский дворец использовался для отдыха августейших особ, в нем была размещена библиотека и коллекция живописи. После прихода советской власти в замке некоторое время находился санаторий.

В годы ВОВ Гатчина была оккупирована гитлеровцами. Захватчики уничтожили много дворцов, но Приорат избежал этой участи: была разрушена только крыша. В 1945 г. кровлю восстановили, а замок передали Гатчинскому Дому пионеров. В 1968 г. в стенах масонского дворца разместился Краеведческий музей.

В 2004 г. были завершены масштабные работы по реставрации Приората. Замок полностью отремонтировали и возвратили ему изначальный облик.

Экскурсии в Приоратский дворец

В настоящее время замку присвоен статус музея. Здесь проходят экскурсии, концерты классической музыки, театрально-литературные постановки, встречи с интересными людьми. В ходе обзорной экскурсии посетители ознакомятся с интерьерами дворца, узнают много интересного о масонском ордене, землебитном строительстве, архитекторе и поэте Н.А. Львове, подземном ходе и о трагической судьбе Павла I.

Для школьников разработана интерактивная экскурсия «Под Мальтийской звездой». Ребят встретят рыцари ордена, вместе с которыми детям предстоит отыскать артефакт, от которого зависят судьбы мира. В увлекательном путешествии под сводами старинного замка школьникам предстоит проявить смекалку и творческий подход в решении различных задач.

В XVIII в. эта часть Гатчинского леса была охотничьими угодьями императорской фамилии. В документах местность называли Малый Зверинец. В 1798 г. было решено сделать из лесного хозяйства парк в английском стиле, для чего с Туманного Альбиона был приглашен архитектор Джеймс Гекет.

Под руководством Гекета рабочие осушили болота, углубили и очистили озера, удалили лишний лес, проложили аллеи и разбили в новом парке газоны. Английский мастер стремился придать Приорату естественности – и у него это получилось.

В 1840 г. парк расширился, в нем появилось больше тропинок, дорожек. Вместе с тем, территорию полностью закрыли для случайных посетителей, для чего по всему периметру насыпали земляной вал, на котором посадили липовую аллею. На въездах в парк были выставлены караулы.

Во времена Великой Отечественной войны гитлеровцы вырубили много деревьев, холмы и газоны парка сильно пострадали от разрывов снарядов. В конце 70-х в парке высадили саженцы лип, дубов и кленов, но пока дендрарий не достиг довоенного уровня.

Парк отлично подходит для пеших прогулок, отдыха на природе, катания на лодке по озерам Черному и Филькино.

Видео:

Кроме внушительного Гатчинского замка и великолепного парка в Гатчине под Санкт-Петербургом можно посетить еще один небольшой, но очень любопытный Приоратский дворец, который построили специально для Мальтийского ордена. Интересна не только история его возникновения, но и технология строительства, так как на данный момент это единственное здание в России, построенное из прессованной земли.

Гатчинский дворец: фото и видео интерьеров

Добраться до Приоратского замка можно на электричке или поезде с Балтийского вокзала Санкт-Петербурга. Ехать надо до остановок либо «Гатчина Балтийская», либо «Гатчина Варшавская». Также до Гатчины идут маршрутки и автобус от станции метро «Московская». Далее до дворца можно дойти пешком, следуя по указателям к улице Чкалова. Приоратский замок находится в одноименном парке на берегу Черного озера. С разных сторон он выглядит по-разному. Его внешний облик нетипичен для наших мест, напоминает скорее или средневековый европейский замок с башенкой, или католический монастырь.


Гатчина в Ленинградской области: что посмотреть помимо дворца

Его построили в 1799 г. при императоре Павле I.


Этот дворец должен был служить летней резиденцией приора Мальтийского ордена принца Конде. Дело в том, что после французской революции и захвата Наполеоном Мальты орден потерял свои земли, и рыцари попросили убежище у российского императора Павла I. Он предоставил им Воронцовский дворец в Петербурге и распорядился о строительстве еще одного замка. Архитектором нового сооружения в Гатчине стал Николай Александрович Львов, которого называли «русским Леонардо да Винчи».


Он увлекался многими направлениями и овладел множеством профессий. Львов был архитектором и инженером, переводчиком и музыкантом, садоводом и художником. Многие усадьбы под Торжком, такие например как Знаменское-Раек и Никольское-Черенчицы, построены по проекту этого разностороннего человека. Среди прочих своих занятий, переживая о сохранении леса, он активно стал внедрять землебитное строительство. В соответствии с этой технологией здания строились из прессованной земли, смоченной известковым раствором. Так сложилось, что самой известной и сохранившейся постройкой, выполненной таким способом остается Приориатский дворец в Гатчине.



Скептики пророчили этому сооружению 25 лет жизни, Львов уверял, что дворец простоит пятьдесят лет. Но, как мы видим, зданию уже больше двухсот лет, а оно все еще радует нас своей красотой и романтичными очертаниями.


Из прессованной земли выполнен не только сам дворец, но и его ограда. Чудом эти уникальные постройки уцелели о время Великой Отечественной войны, и после многолетней реставрации Приоратский дворец открыл свои двери для посетителей.


Существует легенда о подземном ходе, соединяющим Приоратский и Гатчинский замки. Так ли это до сих пор никто не знает. Интерьеры Приоратского дворца довольно скромные, ведь он так и не использовался по назначению, так как императора Павла I вскоре убили, а при Александре I про сооружение практически забыли и предоставляли его придворным для временного проживания.



В настоящее время можно попасть внутрь Приоратского замка. Для этого надо приобрести билеты в одной из пристроек, которая служила раньше караульной будкой. Фотосъемка внутри платная, но по одному билету можно снимать и внутри Гатчинского дворца тоже. Для осмотра интерьеров можно заказать экскурсию, а можно воспользоваться аудиогидом. В экспозиции присутствуют множество интересных картин и предметов, о которых можно узнать из расказа гида.

Вот, например, картина-карикатура о переделе Польши с участием Екатерины II.


А это уникальные деньги времен Павла I.


Сохранились даже игральные карты.


Первая комната в Приоратском дворце называется «Капелла».


Она обладает хорошей акустикой благодаря своему необычному потолку, и в настоящее время здесь периодически устраивают концерты и музыкальные вечера.


В остальных залах размещаются выставки, посвященные истории Мальтийского ордена, архитектору Н.А. Львову и технологии землебитного строительства.

В одной из комнат мы видим огромный портрет императора Павла I с регалиями Мальтийского ордена. В другой обращает на себя внимание макет Мальтийского госпиталя. Рыцари из Амальфи на свои средства организовали такое учреждение в Иерусалиме, затем госпиталь перемещался вслед за орденом и в итоге обосновался на Мальте. В связи с этим рыцари Мальтийского ордена получили свое второе название «госпитальеры».


Медицинская помощь в этом госпитале оказывалась на самом высоком уровне для тех времен, и, что не менее важно, абсолютно бесплатно. В залах второго этажа выставлены экспонаты, рассказывающие об истории строительства и дальнейшей судьбе Приоратского дворца. Кроме того здесь можно увидеть рисунки, изображающие этот замок и его макет. К сожалению, вход на башню замка, с которой наверняка открываются потрясающие виды на окрестности, пока закрыт.

Приоратский дворец конечно довольно скромен по сравнению с другими царскими резиденциями, однако он уникален своей самобытностью. Его связь с Мальтийским рыцарским орденом и необычный внешний вид уже сами по себе довольно любопытны. Отсутствие внутренней отделки компенсируется интересными экспонатами и прекрасным парком, в котором можно прогуляться после экскурсии. К тому же посещение этого замка можно совместить с визитом в Гатчинский императорский дворец и таким образом получить наиболее полное представление о любимом загородном имении Павла I.

Павел I и Мальтийский орден... Кажется, уже столько об этом написано, рассказано, снято телепрограмм... Гатчинский Приоратский дворец давным-давно стал символом города Гатчины, в советские времена он красовался на многочисленных значках и вымпелах, изготовляемых в качестве сувениров или по случаю научных конференций, соревнований и так далее... И сейчас его силуэт можно увидеть на экскурсионных проспектах, на плакатах, перетяжках через проспект, который когда-то, в начале XX века, носил имя одного из Магистров Мальтийского ордена - Павла I, даже на эмблеме гатчинского кинофестиваля...

Долгое время стоящий в руинах символ нашего города заставлял обливаться кровью сердца тех людей, которые любят свой город и ценят его значение в истории России. Но, к сожалению, такой, казалось бы, известный факт, как постройка этого уникального здания в качестве резиденции одного из приоров Мальтийского ордена, сейчас известен далеко не каждому гатчинцу, и исправить этот недостаток должны мы сегодня, сейчас...

Мальтийский орден - один из древнейших духовно-рыцарских орденов. Однако современное своё название он получил сравнительно недавно. «Мальтийскими» рыцарей Суверенного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского стали называть лишь со времени их появления на острове Мальта. Это пребывание длилось недолго - всего 268 лет из почти 900-летней истории Ордена госпитальеров. На протяжении всей своей истории рыцари несколько раз меняли место своего обитания, и часто их называли по географическому признаку: «рыцарями Кипра», «рыцарями Родоса», а затем и «рыцарями Мальты».

Полное название Ордена звучит: Суверенный Военный Орден Госпитальеров Святого Иоанна Иерусалимского Родоса и Мальты. Так оно звучит сегодня, но через мгновение мы переместимся во времени и окажемся...

В VII веке Сирия, Палестина, Месопотамия и персидское государство были завоёваны арабами - выходцами с Аравийского полуострова. После долгой осады, в 637 году, арабами был взят и Иерусалим...

Уже с начала IV века Иерусалим и Палестина стали местом паломничества. Со всех концов Старого Света шли люди поклониться заповедным местам, по, согласно Евангелию, провёл свои последние земные дни Иисус Христос. После завоевания Иерусалима и Палестины арабами потоки паломников даже не уменьшились! А такие путешествия были изнуряющими для всех без исключения, и многие уже не просто доходили - они доползали, часто чуть живые. К чести арабов необходимо заметить, что они очень терпимо относились к паломникам и не препятствовали их шествиям. (Эта ситуация в корне переменилась после завоевания Палестины турками-сельджуками).

В середине XI века один итальянский купец, которого звали Мауро, получил разрешение от калифа египетского Боменсора, владетеля Палестины, на открытие в городе Иерусалиме, вблизи от Гроба Господня, госпиталя - дома для странников-пилигримов. Этот госпиталь (от лат. gospitalis - гость) был посвящён святому Иоанну Элеймону, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке. Паломники называли этот дом госпиталем Иоанна Милостивого. Древний хронист Гийом Тирский отмечал, что имя Иоанна Элеймона было латинянами переиначено на Иоанн Лемонье (Милостивый), откуда и пошло название иоаннитов. Уже позже покровителем иоаннитов стал святой Иоанн Креститель - Иоанн Иерусалимский.

Со временем госпиталь превращается в небольшой монастырь. Во время первых крестовых походов (XI - XII века) монастырь активно помогал христианам. Он превратился в настоящий госпиталь в том смысле, в каком мы его сейчас воспринимаем. После первого крестового похода 1097 г. иерусалимский король Готфрид Бульонский обратил своё внимание на госпиталь и стал всячески ему помогать. Уже в 1099 г. братство иоаннитов было преобразовано в Орден, главой которого стал тогдашний настоятель монастыря - Жерар де Торн. Вскоре Орден сам стал участвовать в войнах и принимать в свои члены рыцарей, обязывая их защищать паломников в пути. В 1120 г. он стал военно-духовным (духовно-рыцарским) орденом, а такие ордена, кроме обычных монашеских обетов (бедности, послушания и целомудрия), принимали ещё один немаловажный обет - обет борьбы с неверными. Рыцари, как отмечал исследователь средневекового монашества Л.П. Карсавин, были защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против неверных и еретиков. Рыцарский идеал был уже идеалом христианским.

Рыцари Ордена участвовали во всех последующих походах. Когда же последний, восьмой, поход закончился поражением христиан, рыцари-иоанниты были вынуждены покинуть Палестину. И в конце XIII века они перебрались на Кипр. Однако здесь они оставили о себе память лишь тем, что постоянно ругались с местными феодалами и 20 лет набирались сил для дальнейших подвигов. Именно тогда у иоаннитов появился флот, и они избрали местом своего обитания остров Родос.

Почти 4 года рыцари воевали, пока не укрепились на Родосе. Здесь был открыт госпиталь (иоанниты всегда открывали странноприимные дома там, где обитали), были выстроены шикарный дворец и мощная крепость.

На Родосе рыцари усовершенствовали свой флот, который по праву мог считаться одним из лучших в мире. И именно здесь окончательно сложилась иерархическая структура Ордена иоаннитов.

Владения Ордена были такими огромными, а состав настолько многочисленным, что было решено разделить его на 8 составных частей по национальному признаку - на «Нации». В них входили: Прованс, Овернь, Франция, Италия, Арагония с Каталонией и Наваррой, Кастилия с Португалией, Германии, Англии с Шотландией и Ирландией. Каждая «Нация» состояла из Приоратов, Великих Приоратов, бальяжей и командорств - земельных владений Ордена, приносивших ему доход. Каждое командорство отчисляло в орденскую казну часть своих доходов. Рыцари, управляющие ими, назывались командорами, они подчинялись непосредственно приорам или Великим приорам-провинциалам, которые контролировали все командорства. Командорства могли сдавать рыцарям в аренду, а те ежегодно платили налог в казну за пользование землёй. Приорства состояли из командорств и объединялись в судебные округа -бальяжи. Управляли бальяжами судьи - бальи. Каждую из «Наций» представлял Столп «Наций», которого выбирали из монастырских бальи.

Главой - правящим государем Ордена - был Великий Магистр, который избирался пожизненно рыцарями, воевавшими не менее 3 лет и служившими Ордену не менее 13 лет. У Магистра был решающий голос во всех делах Ордена. Он мог осуществлять назначения на должности и присваивать почётные звания.

Верховную власть Ордена осуществлял Священный Капитул, а ему в свою очередь подчинялся постоянный Совет, управлявший Орденом. Он состоял из Великого Магистра, Восьми столпов Наций, провинциальных приоров и капитульских бальи.

Великий Магистр совместно со столпами «Наций» руководил Священным Капитулом и Советом. У каждого из столпов были свои функции. Столп Прованса - Великий Командор - был первым заместителем Великого Магистра. Столп Франции - Великий Госпитальер - исполнял роль министра здравоохранения. Столп Арагона - Великий Консерватор - был интендантом, он также выплачивал рыцарям ежегодные деньги на их личные потребности. Столп Кастилии - Великий Канцлер - был министром иностранных дел, а также руководил архивом. Столп Италии - Великий Адмирал - командовал всеми морскими судами, и вместе с Командором заведовал снабжением вооружённых сил. Столп Оверни - Великий Маршал - командовал пехотинцами и был третейским судьёй в спорах рыцарей. Столп Англии - Туркополиер - командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами Ордена. Столп Германии - Великий Бальи - отвечал за обеспечение боеприпасами и продовольствие и за сохранность оборонительных сооружений. Значительно позже - в XV веке - была введена должность Инфермерария - Главного санитара...

Тем временем турки завоевали всё восточное Средиземноморье. Единственным препятствием на пути на запад оказался Родос. Турки дважды штурмуют крепость: в 1480 и 1522 годах. Первый поход оказался неудачным для турок. Это оказалось настолько неожиданным, что было заключено перемирие, во время которого - в 1484 г. - султан Баязид II подарил Ордену десную руку его небесного покровителя - Иоанна Крестителя...

Однако второй поход турок удался... Родос капитулировал...

Следующие 18 лет Орден не имел постоянного пристанища. Но в 1530 г. Карл V, Император Священной Римской Империи, с благословения папы Климента VII подарил ему острова Мальта, Комино и Гоцо, а также крепость Триполи в Ливии... И буквально за несколько лет Орден восстановил прежнее могущество и отстроил заново мощный морской флот.

Но турки и тут не оставили рыцарей в покое. В 1547 и 1551 гг. турецкие десанты ограбили острова Гоцо и Мальта. Иоаннитам удалось отбить последнее нападение. Турки же захватили порт Триполи, который рыцарям не удалось вернуть. В 1565 г. турецкий флот вновь повторил попытку захватить Мальту, но был разбит. А в 1566 г. Великий Магистр (этот титул носил уже преемник Жерара де Торна - Раймон де Пюи) Ла Валетт заложил новую столицу, которую, уже после смерти Магистра, назвали Лавалеттой.

К концу XVII века Орден превратился в независимую державу, с которой считались и которую уважали в Европе. Флот мальтийских рыцарей постоянно отражал нападения неприятелей, стремившихся к берегам Старого Света. За это Орден стал заслуженно называться «морским щитом Европы».

В конце XVII - начале XVIII века Мальтийский орден стал общаться и с Россией. В этом был заинтересован царь-реформатор Пётр I, строивший в это время российский флот. На Мальту прибывали русские гости, а потом и полномочные представители Российского государства. В 1698 г. в ходе путешествия по Европе Мальту посетил Б.П. Шереметев в качестве официального представителя России. По указанию Петра он пытался наладить дипломатические и военные контакты с Орденом для борьбы с турками. Союз заключён не был, но с тех пор между Россией и Мальтой была налажена постоянная переписка... Но существует и ещё один факт, заслуживающий внимания - Б.П. Шереметев стал первым русским кавалером Мальтийского ордена Большого Креста с бриллиантами, который был вручён ему вместе с патентом на орден самим Великим Магистром!..

С особенно сильным интересом на Мальтийский Орден взирала с высоты своего трона и Екатерина II. Именно при Екатерине завязываются постоянные дипломатические отношения.

Русский историк М. Морошкин утверждал, что «Екатерина II питала политическую любовь к этому ордену и передала её и сыну своему».

Приоратский дворец не так роскошен, как другие дворцы пригородов Санкт-Петербурга, однако он - архитектурный символ Гатчины, его своеобразная визитная карточка. Это уникальное строение было сооружено в 1799 году по замыслу архитектора Н.А.Львова для рыцарей Мальтийского ордена и является в России единственным памятником землебитного строительства конца 18 века. Кроме необычной технологии строительства дворец привлекает своим оригинальным обликом, удивительным сочетанием с окружающей природой и почти сказочной поэтичностью. При этом здание, которому более 200 лет - яркий образец экоустойчивого развития и "зеленой" архитектуры.


Название дворца, восходящее к старинному монастырскому и рыцарскому должностному чину, связано с принятием императором Павлом I в 1798 году титула главы - гроссмейстера, или Великого Магистра, духовного рыцарского ордена Иоанна Иерусалимского (еще в 1797 году он утвердил в России "великое приорство" ордена Мальтийских рыцарей).
После занятия острова Мальты войсками революционной Франции резиденция ордена была перенесена в Петербург.

Для справки:
В католической Европе приорство - это маленький монастырь, подчиненный аббатству. Возникают приорства около XII века на базе отдаленных ферм и мыз, находящихся в собственности крупных монастырей. Что касается Ордена Святого Иоанна Иерусалимского, именуемого также Мальтийским, для нужд которого возводился гатчинский Приорат, то изначально он был основан в Иерусалиме для обслуживания паломников, направлявшихся к христианским святыням, но уже вскоре из-за политической обстановки на Востоке превратился в военно-рыцарское объединение, сохранившее, однако, монашеское обличье. Сохранились у него, как и у любого католического монастыря, земельные владения, которые стали именовать Великими Приорствами. Контролировались они воинами-рыцарями, носившими титул Великих Приоров.Одно из таких владений в 1797 году появилось и в России, а для пребывания рыцарей в Гатчине построили приорство, маленький монастырь. Не случайно в павловское время его называли «игуменством» или просто Приоратом. Наименование «дворец» закрепилось за ним только в XX веке, а замком его вообще никогда не называли.

Павел пожелал, чтобы в его любимой загородной резиденции Гатчине появился дворец для, находившегося в эмиграции, принца Конде - приора рыцарского ордена.


Н.А. Львов. Фасад Приоратского дворца. 1797год.
(из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина»).


В. Л. Боровиковский: Портрет Павла I в одеянии гроссмейстера Мальтийского ордена.


Николай Александрович Львов. Портрет работы Д. Г. Левицкого, 1780-е, холст, масло.

Проектирование поручили Н. А. Львову. Он подготовил проект небольшого дворца, который стилистически ассоциировался со старинными швейцарскими замками (но никоим образом не копировал их!). Николай Александрович Львов, вошел в историю русского искусства не только как архитектор. Львов проявил себя как популяризатор народной музыки, тогда еще почти неизвестной. В кругу друзей его знали как поэта, драматурга и рисовальщика, а также как человека, интересовавшегося различными техническими новшествами. Исходя из задания, Львов возвел целый архитектурный комплекс, расположенный на насыпной террасе и напоминающий монастырь, чьи высокие вальмовые (четырехскатные) крыши, башня со шпилем и одноэтажная пристройка с готическими окнами (Капелла) создают впечатление, католической старины. Рядом с главным зданием находится одноэтажная кухня. Со стороны Капеллы устроен миниатюрный садик, который когда-то украшали две мраморные статуи Юпитера и Цереры, аллегорически связанные с личностью самого императора (Юпитер символизировал верховную власть, Церера - изобилие). Во внутренний двор ведут ворота, расположенные между двумя караульными будками.

Разумеется, архитектор обращался не к самому Павлу. При строительстве ему приходилось иметь дело с фаворитом царя - генерал-прокурором П. Х. Обольяниновым, грубым, малообразованным, бесталанным, да к тому же еще и завистливым служакой, штатским двойником Аракчеева. Когда пришла пора выбора места под приорат, Обольянинов спросил, где Львов думает его построить, но на указанном месте строить не разрешил. Другое место, предложенное архитектором, он тоже отклонил. "Тогда укажите сами", - сдерживаясь, сказал Львов. Обольянинов показал на болото возле Черного озера - самое бросовое место. "Хорошо, - невозмутимо ответил Львов, - я построю дворец и там, но это будет стоить государю намного дороже..."

Пришлось прокопать рвы и канавы, осушить болото. На образовавшемся из вынутой земли пригорке и был возведен Приоратский дворец. Архитектор великолепно справился с заданием, превратив непригодное для строительства место в площадку, которую поддерживала подпорная стена. Для отвода грунтовых и талых вод Львов устроил подземный канал длиной 34 метра, который впоследствии, вероятно, и породил легенды о существовании подземного хода, идущего от Приората прямо к Большому Гатчинскому дворцу.

Все исследователи отмечают точность расположения Приората, оригинальную композицию, характерный отказ от симметрии. Оригинальность Приората в том, что в нём нет повторов, каждая точка обзора каждая точка обзора рождает ощущение новизны восприятия.. Со стороны Чёрного озера создается иллюзия, будто дворец расположен на острове. Подпорная стена придает дворцу черты крепости. С юга Приорат имеет сходство с готической капеллой. Северный фасад словно вырастает из воды. Со стороны главного входа — это загородная усадьба. Здание кухни выполнено в форме русской избы.


Вид на приоратский дворец со стороны Черного озера. Фото нашего времени.

Приоратский дворец имеет еще одно название - Земляной дворец . Это второе его наименование раскрывает не менее примечательную, чем художественно-архитектурная, строительно-инженерную особенность здания. Дело в том, что дворец, стена и кухня построены Н.А. Львовым с применением "землебита" - прессованной и просушенной земли. Ограда и сторожки у ворот построены из землебитного кирпича, размером 15х30 см. Причём стены ограды сложены, как обычно на извести.

Львов был одним из наиболее активных и последовательных проповедников земляного строительства, внедряя его самым широким образом в строительство и готовя для этой цели специальные кадры (школа обучения крестьян землебитному строительству была организована в районе деревни Тярлево под городом Павловск в пригороде Санкт-Петербурга). Самым лучшим способом доказать прочность этого строительного материала и убедить в его достоинстве было выполнение "высочайшего заказа" в царской резиденции. Сначала в 1797 году вблизи Павловска по проекту Львова строят землебитную "хижину" для фаворитки Павла I фрейлины Е.И. Нелидовой. Затем в Гатчине проводится публичный опыт. По указанию архитектора за несколько дней возвели землебитную стену. Придворные дамы пытались продырявить ее зонтиками, а офицеры разрушить палашами. Стена выдержала натиск, и Львов получил возможность без дальнейших задержек выполнить свой смелый замысел.

Строительство Приората имело для Львова огромное значение. Он хотел доказать возможность возведения крупных архитектурных сооружений по технологии землебита, в России практически неизвестной. Ее преимущества заключались в дешевизне и простоте использования, ибо строительный материал - суглинок - был под ногами. Землю набивали в специальные «станки»-опалубки и прессовали. Хорошо просеянный, освобожденный от растительных примесей (корешков, стеблей растений), слегка увлажненный материал, если он успевал просохнуть, засыпали слоем около десяти сантиметров и утрамбовывали до толщины шести сантиметров. Далее засыпали следующий слой, трамбовали и так слой за слоем до карниза. Для связки между слоями использовали известковый раствор. Высота зданий, построенных из землебита, не должна была превышать два этажа, а стены для большей устойчивости могли быть устроены наподобие контрфорсов, то есть слегка расширяться книзу (в Приорате стены под карнизом на 13 см тоньше стен над цоколем). Описание вышеуказанной технологии было опубликовано в 1790 году в Париже французским архитектором Франсуа Куантеро. Спустя несколько лет книгу перевели на русский язык. Некоторые просвещенные дворяне опробовали новый материал в своих усадьбах, но широкого применения в России он не получил. Только Львов, освоивший землебит у себя в тверском имении Никольское, раскрыл его преимущества. Достоинством этого нового строительного материала Львов считал его пожаробезопасность. К тому же, повсеместное внедрение землебита привело бы, по мнению Львова, к сохранению леса, что расширило бы возможности традиционного российского строительства.

Летом 1798 года за баснословно короткий срок - три месяца (с 15 июня по 12 сентября), было возведено здание дворца.

15 января 1799 года Гатчинское городовое правление приняло законченный дворец, а летом его полностью меблировали.

Стоимость стен составила 2000 руб., в то время как стоимость аналогичных каменных стен была бы 25000 руб.

Приорат был принят императором 22 августа 1799 году, а 23 августа пожалован Мальтийскому Ордену. К этому времени император Павел I был de facto уже великим магистром — главой ордена, таким образом став полноправным владельцем Приората.

Несмотря на обилие документов, только непосредственное изучение Приоратского дворца в связи с подготовкой реставрации позволило точно исследовать его конструкции и соотношение примененных материалов, главный из которых - землебит. Н.А. Львов подобрал такой состав грунтомассы, что по прочности она по сей день соперничает с железобетоном. Объемный состав этой грунтомассы следующий: гравий крупностью от 3 до 7 мм - 4%; песок - 58%; пыль (мелкая земля) - 20%; глина - 18%. Органические примеси не добавлялись. Прочность землебита у Львова через 20-30 лет после возведения здания составила 10-12 МПа, хотя цемент в состав грунтомассы не вводился. Фундамент дворца сложен из известкового камня на известковом растворе на глубину около двух метров. Над ним идет каменный цоколь, образующий пояс до начала оконных проемов. Сверху проложен слой глины, смешанной с соломой, который служит до сих пор отличной гидроизоляцией.

Выше идут стены, которые изготовлялись методом набивки: земля насыпалась в передвижную опалубку слоем не более 16 сантиметров, а затем прессовалась трамбовками, уменьшаясь в объеме в два раза (по другим сведениям - до толщины 5-6 см). Этот уплотненный слой покрывался известью и прослойкой измельченного кирпича толщиной до 6 мм и превращался в основание следующего слоя. Так поднимались стены до высоты двух этажей (около 8,5 м). Толщина стен на уровне подоконника 1-го этажа - 78 см, на уровне подоконника 2-го этажа - 62 см.

Чтобы обеспечить большую прочность и плотность связи землебитных частей и каменной башни, была запроектирована внутренняя кирпичная стена с декоративными нишами. Кроме того, по всему периметру здания на уровне перекрытий проложен пояс из кирпичной щебенки, а над ним - дощатая обвязка. Опорные концы балок подкреплены кирпичными вставками. Все эти и ряд других кирпичных и деревянных конструктивных элементов стали прочным каркасом для землебитных стен и обеспечили их необычайную выносливость.

"Все строение, - писал Львов, - сделано из чистой земли, без всякой примеси и без всякой другой связи, кроме полов и потолка, особым образом для того устроенных... Главный корпус, сверх фундамента, построен весь из земли, набитой в переносные станки, ни снутри, ни снаружи (кроме окон) не оштукатурен, а затерт только по земле скипидарною водою".

Наверное, в назидание сомневающимся Львов не стал штукатурить стены дворца. Так они простояли до 1887 года, и лишь тогда их оштукатурили. Штукатурка произведена по дранке, прибитой к земляным стенам большими коваными гвоздями.

Следует отметить конструктивные особенности подпорной стены. В ее основание горизонтально положены бревна диаметром 27 сантиметров, пропитанные особой каменноугольной смолой, изобретенной Львовым. Над бревнами идет ряд нещадных плит. На плитном слое сложены из блоков известнякового камня две стены - вертикальная задняя и наклонная передняя. Между ними засыпана забутовка - камень и известь. Поверх подпорной стены устроен изоляционный слой из глины, смешанной с соломой.


Н.А. Львов. Фасад Приоратского дворца. 1797год. (из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина»).


Н.А. Львов. Планы первого и второго этажей Приоратского дворца. 1797 (из фонда чертежей Государственного музея-заповедника «Гатчина»).

Цифры на плане 1 этажа добавлены редактором:

1. Ворота
2. Караульные будки
3. Внутренний двор
4. Садик
5. Одноэтажная кухня
6. Башня и винтовая лестница
7. Одноэтажная пристройка (Капелла)
8. Вход во дворец


В очищенной от штукатурки стене видна "землебитная" кладка. Фото нашего времени.

Приоратский дворец не стал летней резиденцией принца Конде - приора Мальтийского ордена. Вступивший на престол император Александр I не стал продолжать дело отца и оставил за собой звание протектора Ордена. 26 февраля 1810 года своим указом он перевел орденские финансы и его недвижимую собственность в государственную казну. Отныне Приорат стал запасным дворцом. Долгие годы он служил обычным запасным гостевым дворцом, которым почти не пользовались, но тщательно сохраняли.

Члены императорской семьи редко выезжали во дворец, в основном на краткий отдых. В 1810 году вдовствующая императрица Мария Федоровна посетила Приорат вместе со своей дочерью Анной и статс-дамами, чтобы осмотреть макет города Риги, а в 1822 году у стен дворца она устроила праздник для сельских жителей Гатчины; через несколько лет с ее разрешения в одном из помещений Приората временно разместили лютеранский храм. Некоторое время здание использовали для хранения книг и старых картин из Большого дворца, а в 1840-е годы Николай I предоставлял его генералитету, приезжавшему в Гатчину на маневры. 3 сентября 1840 года в Приорате произошло важное событие: состоялась первая встреча принцессы Марии Гессенской, высоконареченной невесты наследника престола Александра Николаевича (император Александр II), в честь которой императрица Александра Федоровна приготовила парадный обед.

После вступления на престол Александра III и переезда императорской семьи в Гатчину, в Приорате решили разместить певчих придворной Капеллы. Для этих целей в 1884-1887 годах провели капитальный ремонт и дворец приспособили для круглогодичного проживания пятидесяти человек. Было реконструировано отопление, устроены водопровод и канализация, а также укреплены перекрытия. Именно тогда в помещениях первого этажа появились чугунные колонны, сохранившиеся до наших дней. Эти работы на долгие годы предотвратили разрушение дворца, который без серьезных ремонтов смог просуществовать еще сто лет и пережить войну.

Тогда же Приоратский дворец начал привлекать к себе внимание путешественников и художников: его запечатлели в своих произведениях Василий Жуковский, Андрей Мартынов и Тарас Шевченко. В начале 20ого века романтический облик Приората - сказочного, спрятавшегося в лесной глуши замка - привлекал Валериана Каменева, Мстислава Добужинского и Николая Лансере. (сейчас эти картины находятся в коллекциях российских музеев и частных собраниях).

Только в предреволюционные годы Приорат стал постепенно открываться для гатчинской публики. По инициативе Гатчинского церковно-приходского братства и с разрешения вдовствующей императрицы Марии Федоровны в 1913 и 1914 годах в его стенах были организованы две благотворительные выставки с участием известных художников. Газеты сообщали, что помещения Приората, «наполненные живыми цветами и хорошо освещенные солнцем», «очень подходят для экспозиций».

В годы Первой мировой войны здесь размещался военный госпиталь, а в 1917 году пустовавшее здание заняли местные партийные органы. После 1917 года Приорат использовался в основном как дом отдыха, как районный краеведческий музей.

Время пощадило дворец, и в немалой степени этому способствовал выбор материала, который с возрастом становится прочнее. В дни Великой Отечественной войны здесь шли ожесточённые бои. От снарядов и авиабомб рушились даже массивные каменные постройки, а землебитный дворец выстоял, но оккупанты нанесли ему существенный ущерб. Проведенные в спешке консервационно-восстановительные работы не принесли долговременных результатов, и здание пришло в упадок. В 2004 году Приоратский дворец полностью восстановлен и открыл свои двери для посетителей, как музей. В зале Приоратского дворца под названием "Капелла" проводятся концерты.



Фото 1910 года.


Фото до 1917 года.


Фото конца 19 века.



Чертеж. Планы, фасад Приоратского дворца 1887 г. Николай Всеволодович Дмитриев. 1820-е гг.
Из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина».


Рисунок из альбома обмеров. Из фонда архитектурной графики Государственного музея-заповедника «Гатчина».


М.В. Добужинский. Гатчина. Приорат. 1914. Открытое письмо.

Н.А. Львов в свое время писал: "Земляное битое строение, как для удобности в постройке, так и для прочности своей, требует почти особого рода архитектуры, хотя простой, но в простоте своей довольно красивой и прочной". Слова зодчего полностью соответствуют истине: Приоратский дворец, образец высокой простоты и подлинной красоты, несмотря на непритязательность материала, выстоял и вызывает восхищение каждого, кто его видит.

Стоит отметить, что выбор "землебита" для строительства Приоратского дворца, а так же, возможно, интерес Львова к земляному строительству, появились не просто так. Выбор материала для строительства Приоратского дворца символичен и связан с Библией. Дело в том, что в книге «Исход» в 20 главе есть 24 и 25 стихи, и там Господь через Моисея, обращаясь к народу говорит: сделайте мне жертвенник из земли. А если будете — это следующий стих — делать его из камней, то нетесанных, чтобы железа не касалось. Возможно Павлу в этом Приоратском дворце видился, призрак будущего храма Соломона, который он хотел восстановить. Пожелания заказчика дворца - Павла I - наверняка учитывались. Да и сам Львов — яркий представитель Русского Просвещения: архитектор, график, поэт, переводчик, музыкант - был верующим человеком, увлекался массонством, и при проектировании каждого здания скурпулезно изучал стилистику первоисточников, углублялся в историю. (Стоит вспомнить хотя бы его знаменитые