» »

Проект вирджиния. Самая современная атомная подводная лодка США класса «USS Virginia. современная подводная лодка «USS Virginia»

13.01.2024

Несколько дней назад военно-морские силы США получили новую многоцелевую атомную подлодку. В ближайшее время субмарина USS Illinois (SSN-786) должна пройти ряд необходимых процедур, после чего ее официально введут в боевой состав флота, и начнется полноценная эксплуатация. Ожидается, что введение в строй новой подлодки позволит дополнительно повысить потенциал подводных сил ВМС США, в составе которых уже служит большое количество субмарин-систершипов «Иллинойса». Кроме того, по разным оценкам, начало службы очередной многоцелевой АПЛ может иметь некоторые последствия для международной обстановки.

Новая субмарина USS Illinois (SSN-786) была построена по проекту Virginia Block III и является представителем самого нового и совершенного на данный момент семейства американских многоцелевых подлодок. Она стала третьей подлодкой версии Block III и 13-м кораблем класса «Вирджиния». Задачей «Иллинойса» в будущем станет патрулирование указанных акваторий с поиском различных подводных и надводных целей и, при получении соответствующего приказа, их уничтожение. Также имеется возможность атаки береговых объектов противника. Одной из главных целей подобной боевой работы подлодки станет поиск стратегических подводных ракетоносцев вероятного противника.

Решение о строительстве подлодки USS Illinois (SSN-786) и нескольких других субмарин было принято в середине прошлого десятилетия. 22 декабря 2008 года решение о строительстве привело к появлению договора между военным ведомством и предприятиями судостроительной промышленности. Контракт на строительство лодок новой серии получили компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard. Им заказали четыре и три подлодки соответственно. Строительство субмарины «Иллинойс» должно было проходить на предприятии General Dynamics Electric Boat в г. Гротон (шт. Коннектикут).

Многомиллиардный контракт на подлодки серии Block III подразумевал строительство нескольких субмарин одинаковой стоимости. По последним сообщениям, на постройку USS Illinois (SSN-786) военное ведомство Соединенных Штатов потратило 2,7 млрд долларов.

Церемония закладки АПЛ USS Illinois (SSN-786) состоялась 2 июня 2014 года. Попечителем нового корабля стала первая леди США Мишель Обама, уроженка штата Иллинойс, в честь которого названа подлодка. Благодаря налаженному производству, строительство субмарины заняло всего 14 месяцев. Уже 8 августа 2015 года лодку вывели из цеха и спустили на воду. После этого экипаж и специалисты промышленности приступили к проведению испытаний и прочих необходимых работ, предшествующих передаче подлодки заказчику.

Испытания и доводка новейшей многоцелевой АПЛ заняли около года, после чего представители военного ведомства подписали приемный акт. Очередная подлодка типа Virginia Block III была передана заказчику 27 августа. В ближайшее время военно-морские силы планируют провести некоторые необходимые работы, после чего подлодку официально включат в боевой состав флота. Церемония ввода лодки в эксплуатацию запланирована на 29 октября. В этот день подводные силы ВМС США официально пополнятся новой боевой единицей.


Подлодка USS Illinois (SSN-786) во время строительства. Фото Ussillinois.org

АПЛ USS Illinois (SSN-786) была построена по самой новой из существующих версий проекта «Вирджиния» и является подлодкой четвертого поколения. Использованный проект основывается на базовых наработках предыдущих проектов, однако имеет ряд характерных отличий, связанных с необходимостью повышения тех или иных параметров. В первую очередь, подлодки типа Block III отличаются от предшественников гидроакустическим комплексом и пусковыми устройствами для ракетного вооружения. В остальном проект является улучшенным вариантом предыдущих разработок. Конструкторские работы по проекту Virginia Block III начались в 2009 году, уже после подписания контракта на постройку серии новых субмарин.

В соответствии с проектом, субмарина «Иллинойс» имеет длину 114,9 м, ширину 10,3 м и нормальную осадку 9,8 м. Полное водоизмещение достигает 7900 т. Лодка имеет характерный внешний вид с обтекаемым цилиндрическим корпусом большого удлинения, в носовой части которого имеются горизонтальные рули. На верхней поверхности корпуса предусматривается сравнительно небольшое ограждение рубки. На сужающейся кормовой части находится набор рулей и гребной винт, помещенный внутри кольцевого канала.

В центральном отсеке прочного корпуса лодки располагается водо-водяной ядерный реактор типа S9G, обеспечивающий выработку электроэнергии для всех систем. В качестве силовой установки для перемещения проектом предусматривается электромотор мощностью 30 тыс. л.с. Используется одновальная схема с единственным гребным винтом.

В рамках проекта Block III значительным изменениям подвергся носовой отсек легкого корпуса, вмещающий в себя вооружение и гидроакустическую станцию. Основными задачами при переделке отсека было повышение характеристик лодки, а также снижение стоимости ее производства и эксплуатации. За счет отказа от некоторых ранее применявшихся решений, а также при помощи применения унифицированных агрегатов, заимствованных из существующих проектов, удалось решить обе поставленные задачи.


Подлодка в сухом доке, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

Было решено изменить конструкцию главной антенны гидроакустического комплекса. Вместо ранее использовавшейся системы, состоявшей из большого числа отдельных элементов, закрепленных на общей основе в виде отсека с воздухом, было решено использовать сферическое устройство, полностью окруженное водой. Такой вариант комплекса получил обозначение LAB (Large Aperture Bow). Отсутствие необходимости в создании герметизированной основы, заполненной воздухом, позволило заметно сократить стоимость производства носовой части лодки. Переделка конструкции позволила дополнительно сократить стоимость корпуса на 11 млн долларов.

В составе системы LAB имеется два основных компонента. Первый представляет собой пассивную станцию повышенной производительности, а второй является активной системой, работающей в среднем диапазоне частот. В составе комплекса LAB применяются гидроакустические датчики, ранее применявшиеся на подлодках типа Seawolf. Обеспечен максимально возможный ресурс комплекса, равный ресурсу всей субмарины.

Первые версии проекта Virginia предлагали использование 12 вертикальных пусковых установок, помещенных перед прочным корпусом в носовой части лодки. Проектом модернизации Block III был предложен иной вариант транспортировки и запуска ракетного вооружения. С целью упрощения конструкции и удешевления производства новые многоцелевые АПЛ должны оснащаться пусковыми установками, заимствованными из проекта модернизации стратегических подлодок типа Ohio. При помощи такого решения удалось улучшить экономические параметры проекта без каких-либо проблем иного рода.

Заимствованная у Ohio пусковая установка представляет собой цилиндрический агрегат, по габаритам вписывающийся в шахту баллистической ракеты Trident II. Установка вмещает шесть шахт сравнительно малого диаметра, каждая из которых может транспортировать по одной крылатой ракете. Также в корпусе установки имеется различное специальное оборудование, необходимое для использования ракетного вооружения.


Схема нововведений проекта Block III. Рисунок Defenseindustrydaily.com

В случае с проектом Virginia Block III имеет место удаление старых раздельных пусковых установок, вместо которых устанавливается некое подобие шахт стратегических лодок «Огайо». На корпусе помещаются две откидные крышки пусковых установок, под которыми находятся две вертикальные пусковые установки. Таким образом, модернизированные субмарины, как и лодки предыдущих версий, способны перевозить и запускать до 12 крылатых ракет.

Несмотря на замену пусковых установок, обновленные «Вирджинии» сохраняют прежнюю номенклатуру вооружений. Основным ударным этих кораблей остаются крылатые ракеты BGM-109 Tomahawk, способные поражать цели, в зависимости от модификации, на расстояниях до 2500 км.

В остальном «Иллинойс» почти не отличается от лодок своего проекта предыдущих серий. За исключением комплекса вооружения и гидроакустических средств, все имеющиеся изменения незначительны и направлены на исправление ранее выявленных недостатков, упрощение эксплуатации техники и т.д. Это позволило улучшить требуемые параметры, а также обойтись без неприемлемого удорожания строительства и заметно сэкономить на эксплуатации унифицированной техники.

В частности, без значительных изменений осталось дополнительное вооружение подлодок в виде торпед. USS Illinois (SSN-786) имеет четыре торпедных аппарата калибра 533 мм. В торпедном отсеке может перевозиться до 27 торпед нескольких типов. Подобное оружие, в первую очередь, предназначается для защиты от подлодок противника.


USS North Dakota (SSN-784) - головная подлодка серии Block III. Фото US Navy

Сохранен ранее использовавшийся подход к сбору информации об окружающей обстановке. В частности, Block III по-прежнему не использует традиционный перископ, вместо которого лодка получает мачту с оптико-электронным оборудованием, связанным с экранами на центральном посту. Также предусматривается использование других средств наблюдения, основанных на современных технологиях и элементной базе.

Любопытной особенностью подлодок типа Virginia была возможность перевозки боевых пловцов. Актуальный проект сохраняет специальный шлюзовый отсек, позволяющий субмарине перевозить и высаживать в заданном районе до девяти бойцов с вооружением и специальным оборудованием. Также субмарина может нести сравнительно крупные аппараты, необходимые водолазам.

Собственный экипаж лодки состоит из 134 человек, в том числе 14 офицеров. При необходимости, в зависимости от типа поставленной боевой задачи, состав экипажа может меняться тем или иным образом. В ходе автономного плавания обеспечивается максимально возможный комфорт работы и быта.

Подлодки типа Virginia, независимо от серии и конкретного состава оборудования, способны погружаться на предельную глубину 488 м и развивать скорость не менее 26 узлов. По некоторым данным, максимальная подводная скорость таких субмарин превышает 30-32 узла. Дальность плавания ограничивается только запасом продовольствия и боекомплектом. Реакторы последних моделей, применяемые на лодках новых серий, позволяют не менять ядерное топливо в течение всего срока службы.


Вторая субмарина серии USS John Warner (SSN-785) в ходе церемонии сдачи заказчику, 1 августа 2015 г. Видна открытая крышка одной из пусковых установок. Фото US Navy

К настоящему времени военно-морские силы США получили и ввели в строй 12 многоцелевых атомных подводных лодок типа «Вирджиния». В соответствии с первым заказом от 1998 года были построены четыре субмарины первой серии. Их служба началась в 2004-2008 годах. В 2003 году Пентагон заказал строительство кораблей второй серии (Block II), в результате чего в 2008-13 годах получил еще шесть подлодок. Строительство субмарин Block III ведется с 2012 года. В позапрошлом и прошлом годах в строй вступили АПЛ USS North Dakota (SSN-784) и USS John Warner (SSN-785) соответственно. В октябре боевой состав подводных сил США пополнится еще одной подлодкой, USS Illinois (SSN-786).

После получения 13-й лодки серии ВМС США намерены приобрести еще полтора десятка аналогичных субмарин. В течение нескольких следующих лет компании Huntington Ingalls Industries и General Dynamics Electric Boat Shipyard должны будут достроить и передать заказчику пять следующих лодок Virginia Block III. Еще десять субмарин будут строиться позже. Они должны будут относиться к новой версии проекта с обозначением Block IV. Контракт на их строительство был подписан в апреле 2014 года. Сроки поставок техники по этим контрактам должны быть уточнены позже.

Многоцелевые АПЛ типа Virginia всех серий рассматриваются в качестве замены для остающихся в строю субмарин аналогичного назначения, созданных и построенных в течение нескольких последних десятилетий. Помимо «Вирджиний» задачи поиска подводных и надводных целей решаются лодками типов Los Angeles и Seawolf. На данный момент в строю остается 39 подлодок первого типа и 3 второго. Примечательно, что изначально планировалось построить серию из трех десятков «Сивулфов», но по причине высокой стоимости проект подвергся значительному сокращению. Со временем все имеющиеся подлодки должны будут уступить свое место более новым кораблям типа Virginia трех существующих и одной планируемой к строительству серии.

Как и другие многоцелевые атомные подлодки различных типов, эксплуатируемые несколькими странами мира, новейшая USS Illinois (SSN-786) должна будет решать достаточно широкий круг боевых задач, связанных с поиском и уничтожением различных целей. Предусматривается возможность скрытного слежения за надводными, подводными и береговыми целями с последующим их уничтожением при помощи наиболее эффективного в имеющейся ситуации оружия. Основным вооружением «Иллинойса» и его систершипов при этом являются крылатые ракеты BGM-109. При необходимости могут использоваться торпеды нескольких типов.


USS Illinois (SSN-786) на испытаниях, 29 июля 2016 г. Фото Ussillinois.org

В контексте слежения за подводными целями подлодки типа Virginia прежде всего являются «охотниками» за стратегическими подводными ракетоносцами. В такой роли американские субмарины представляют определенную опасность для российских подлодок, осуществляющих дежурство в интересах стратегических ядерных сил. Количественные и качественные особенности подводных сил США, а именно их составляющей, основанной на многоцелевых АПЛ, могут быть серьезным поводом для беспокойства. Имея в боевом составе флота более полусотни таких субмарин, Соединенные Штаты могут разворачивать сравнительно мощную группировку, следящую за различными районами Мирового океана. Как следствие, имеется определенная вероятность вскрытия районов и маршрутов патрулирования.

Для борьбы с подобной угрозой требуются соответствующие меры. Защита корабельных соединений и подводных ракетоносцев может осуществляться самыми разными средствами. Эта задача может возлагаться как на противолодочные корабли, так и на авиацию. Кроме того, весьма эффективным средством для выслеживания подлодок, угрожающих нашим кораблям, должны стать существующие и перспективные многоцелевые АПЛ, прежде всего, новых проектов.

На фоне общей численности многоцелевых атомных подлодок в подводных силах Соединенных Штатов передача новой субмарины USS Illinois (SSN-786) смотрится не слишком угрожающе. Тем не менее, даже одна лодка, оснащенная самым новым оборудованием и вооружением, может заметно повысить потенциал всех подводных сил в целом. Кроме того, необходимо помнить, что в планах Пентагона имеется строительство еще полутора десятков лодок типа Virginia, большая часть которых будет относиться к новой версии проекта с условным обозначением Block IV.

Последние достижения и планы американского военного кораблестроения представляют определенный интерес с технической точки зрения, а для США также являются настоящим поводом для гордости. Для других стран, в свою очередь, они могут быть поводом для беспокойства и материалом для анализа и прогнозирования. Существующее и планируемое развитие подводных сил Соединенных Штатов может затруднять модернизацию флотов других стран, или даже представлять для них серьезную угрозу. Поэтому радостные для зарубежных военных должны получить требуемую оценку, а также учитываться другими странами, в том числе и нашей, при планировании своих действий в обозримом будущем.

По материалам сайтов:
http://flot.com/
http://sudostroenie.info/
http://janes.com/
http://defenseindustrydaily.com/
http://ussillinois.org/
http://public.navy.mil/
http://history.navy.mil/
http://military.com/
http://military-today.com/

Тактико-технические характеристики

Тип Виржиния»
Водоизмещение: подводное 7800 т.
Размереиия: длина 114,9 м (377 футов); ширина 10,4 м (34 фута); осадка 9.3 м (30 футов 6 дюймов).
Силовая установка: ядерный реактор с водяным охлаждением под давлением «Дженерал электрик» S9G, питающий две паровые турбины мощностью 29 825 киловатт (4000 л.с.), передающие вращательный момент на один вал и водометный движитель.
Скорость и автономность: подводного хода 34 уз; ограничена только потребляемыми запасами.
Вооружение: четыре: 1 дюймовых (533-мм) торпедных аппарата для 26 управляемых по проводам торпед Мк 48 ADVCAP Mod 6 и/или противокорабельных ракет «Гарпун», или мин Мк 67 Мобайл и/или Мк 60 Кэптор а также 12 крылатых ракет «Томагавк» класса «подводная лодка - земля».
Радиоэлектронное вооружение: навигационная РЛС BPS-16, БИУС CCSM, комплект аппаратуры РЭР WLQ 4(V) система акустического противодействия WLY-1,14 размещенных вне и одна внутри прочного корпуса пусковых установок ложны целей, усовершенствованный ГАК с активно-пассивными носовыми акустическими антеннами, двумя обширными встроенными бортовыми гидрофонами, активными килевой и рубочной акустическими антеннами, буксируемыми акустическими гидрофонами ТВ-16 и ТВ-29А.
Летательный аппарат: нет.
Экипаж: 134 человека.

Атомные ударные подводные лодки ВМС США типа «Виржиния», которые также называют «новые ударные подводные лодки», задумывались как усовершенствованный «бесшумный» многоцелевой тип лодок как для действий в открытом океане в противолодочном варианте, так и в мелководных районах для решения всего спектра задач применения оружия против берега. Разработка этого типа сразу же вслед за предназначавшимися для замены лодок типа «Лос-Анджелес» лодками типа «Сивулф», ввод в строй головной лодки которого состоялся в июле 1997 г., может показаться немного странным. Однако тип «Сивулф» оказался слишком дорогим и недостаточно гибким в период после дезинтеграции СССР и создания СНГ, ликвидации стратегической угрозы от советских сил и формирования нового мирового порядка, потребовавших менее затратных решений для отражения всего спектра угроз более низкого, оперативного уровня.

Поэтому ВМС США потребовалась АПЛ нового поколения меньших размеров, чем «Сивулф». Министерством обороны США головным разработчиком определена компания «Электрик боутдивижн» корпорации «Дженерал дайнемикс», которая должна построить первую и третью лодки, получившие названия «Виржиния» и «Гавайи», заложенные в 1999 и 2001 гг. со сроками сдачи в 2006 и 200В гг. соответственно. Компания «Нор-троп Грумман Ньюпорт-Ньюс» строит вторую и четвертую лодки - «Техас» и «Северная Калифорния». Они должны быть заложены в 2000 и 2002 гг. со сроками сдачи в 2007 и 2009 гг. соответственно. Реализация программы строительства осуществляется в тесном сотрудничестве: «Электрик боут» производит цилиндрическую центральную часть корпуса.
«Ньюпорт-Ньюс» - носовую и кормовую секции, а также три отсека, встраиваемые в центральную часть корпуса; каждая компания полностью собирает реакторный отсек.
Корпус содержит структурно объединенные секции с оборудованием двух стандартных размеров по ширине для облегчения установки, обслуживания, ремонта и замены основных систем более совершенными устройствами. Конструкция включает также функционально интегрированные отдельные палубы: командный центр, например, оборудован всем необходимым для работы и отдыха. Управление основывается на применении вычислительной техники с сенсорными датчиками, управление вертикальными и горизонтальными рулями производится посредством двухосевого «джостика» с четырьмя кнопками.
Технические требования включали акустические характеристики не хуже, чем у известных своей малошумностью лодок типа «Си-вулф», поэтому на лодках типа «Виржиния» было использовано новое шумопоглощающее покрытие, изолированные палубные структуры и новая конструкция водометного движителя.

Командование и управление.
За системы «три С» (Command. Control, Commun cation and Intelligence - командование, управление, связь и разведка) отвечает занимающая лидирующее положение компания «Локхид Мартин нейвл электронике» и «Севейленз системз - андеси си-стемз», которые, основываясь на комплексах открытого типа, полностью объединяют их в единые системы управления и применения подводной лодки (средства обнаружения, радиопротиводействия, навигации и управления оружием). Управление оружием производится с помощью варианта боевого комплекса «Рейсе-он» CCS Мк 2. Пуск средств поражения осуществляется из 12 вертикальных пусковых шахт для КРМБ «Томагавк» и четырех 21-дюймовых (533-мм) торпедных аппаратов. Последние предназначены для применения 26 управляемых по проводам тяжелых торпед Мк 48 ADCAP Mod 6 и противокорабельных ракет UGM-84 «Гарпун» с подводным стартом. Через торпедные аппараты может осуществляться также постановка мин Мк 60 «Кэп-тор».

Каждая лодка оснащается системой акустического противодействия «Нортроп Грумман» WLY-1. которая обеспечивает выдачу данных о дальности и пеленге цели на систему управления огнем, а также установленной на выдвижном устройстве аппаратурой РЭР «Локхид Мартин» BLQ-10.
Для действий сил специальных операций в прибрежных районах лодки обеспечены шлюзовой камерой для выброски и приема боевых пловцов. Эта камера может также использоваться в целях обеспечения деятельности сверхмалых подводных лодок, таких, как «Нортон Грумман» ASDS (Advanced SEAL Delivery System - усовершенствованная система доставки групп ССО ВМС), для переправки с борта на борт групп сил специальных операций


Многофункциональная ГАС.
Главным средством обнаружения при ведении подводной войны является гидроакустический комплекс, который включает акустическую систему выработки данных BQQ-10 и активно-пассивные носовые акустические антенны, два обширных встроенных бортовых гидрофона, активные высокочастотные килевую и рубочную акустические антенны, буксируемые акустические гидрофоны ТВ-16 и тонкую линейную антенну ТВ-29А. Для обеспечения навигации в надводном положении предполагается использовать РЛС BPS-16. Каждая лодка обеспечена двумя универсальными модульными выдвижными «фотоновыми» устройствами, которые не пронизывают лодку, как обычные оптические перископы. Средства обнаружения на выдвижных «фотоновых» устройствах включают камеры телевизионной системы ночного видения и теплового пеленгатора с электронно-оптическим преобразователем, а также лазерный дальномер. Универсальные модульные выдвижные устройства созданы компанией «Коллморген энд Калзони», субсидируемой Италией.
Разработанный компанией «Боинг» комплекс LMRS (Long-term Mine Reconnaissance System) долгосрочная система минной разведки) состоит из двух автономных необитаемых подводных аппаратов длиной 6 м (19 футов В дюймов), автоматизированной подъе

мной стрелы длиной 1В м (59 футов) и необходимой электронной аппаратуры.
Основу энергетической установки составляет ядерный реактор «Дженерал электрик» S9G с водяным охлаждением под давлением с активной зоной, расчетный срок службы которого совпадает со сроком службы подводной лодки, и поэтому не нуждается в перезагрузке. Производимый реактором пар поступает на два турбозубчатых агрегата, вращающих один вал и водометный движитель.

Многоцелевые АПЛ ВМС США четвёртого поколения.

Предназначены для борьбы с подводными лодками на глубине и для прибрежных операций. Помимо стандартного вооружения, лодка имеет также оборудование для специальных операций - необитаемые подводные аппараты, шлюзовую камеру для легководолазов, палубное крепление для контейнера или сверхмалой подводной лодки.

История

Проектирование серии началось в конце 1980-х годов, головная лодка нового типа - SSN-774 «Вирджиния» вошла в состав флота в 2004 году. Предполагается, что в течение ближайших 20 лет ВМС США получит 30 лодок типа «Вирджиния», которые сменят в составе флота АПЛ типа «Лос-Анджелес», которые выпускались с 1976 года по 1996 год. С самого начала планировалась замена АПЛ типа «Лос-Анджелес» на АПЛ типа «Сивулф» («Морской волк»), но из-за слишком высокой стоимости и изменения стратегических приоритетов было отдано предпочтение АПЛ типа «Вирджиния».

5 мая 2007 года во время торжественной церемонии по вводу АПЛ SSN 776 «Гавайи» в боевой состав флота министр ВМС Дональд Винтер заявил:

«Вступление подлодки «Гавайи» в ряды ВМС дает необходимые возможности для борьбы с вызовами будущего. Малозаметность, дальность плавания без пополнения запасов, маневренность (при выполнении самых различных задач) и смертоносность вкупе с высокопрофессиональным и боеготовым экипажем делает эту подлодку самой сильной на подводном театре военных действий».

Планируется, что «Гавайи» будет нести службу в Азиатско-тихоокеанском регионе.

3 мая 2008 года в Уилмингтоне (штат Северная Каролина) торжественно введена в состав ВМС США четвёртая АПЛ SSN 777 «Норт Кэролайн».

В июне 2008 года закончено строительство пятой подводной лодки. Ей стала SSN 778 «Нью-Гэмпшир». Принятие на вооружение состоялось 28 августа 2008 года.

28-29 августа 2008 года в Мексиканском заливе были проведены испытания во время которых из вертикальных пусковых установок были запущены две ракеты Томагавк модификации Block III и Block IV, также из торпедного аппарата была запущена ракета модификации Block III. Во время испытаний в реальном масштабе времени отрабатывалось перепрограммирование цели.

В 2010 году сообщалось, что звукопоглощающее покрытие на подводных лодках оказалось неустойчивым к воде. Происходит отслоение материала от корпуса подлодок, что значительно снижает звукопоглощение. При неполном отслоении листы покрытия сами становятся источником шума.

7 августа 2011 года в городе Ньюпорт состоялась передача восьмой в серии подводной лодки SSN 781 "Калифорния" ВМС США. Включение в состав флота намечено на октябрь.

В апреле 2014 года был заключён контракт с компаниями General Dynamics Electric Boat и Huntington Ingalls Industries Newport News Shipbuilding на постройку десяти атомных подводных лодок модернизированной версии Block IV. Сумма сделки составила $17,6 млрд и стала крупнейшей для контрактов на строительство подводных лодок.

Состав серии

Название
Верфь
Заказан
Начало
работ
Заложен
Спущен
В строю
Порт
приписки
1.
SSN-774 «Вирджиния»

GDEB 30.09.1998 08.1997 02.09.1999 16.08.2003 23.10.2004 Гротон
2.
SSN-775 «Техас»

NNSB 30.09.1998 09.1998 12.07.2002 09.04.2005 09.09.2006 Перл-Харбор
3.
SSN-776 «Гавайи»

GDEB 30.09.1998 10.1999 27.08.2004 17.06.2006 05.05.2007 Перл-Харбор
4.
SSN-777 «Норт Кэролайн»

NNSB 30.09.1998 03.2001 22.05.2004 05.05.2007 03.05.2008 Перл-Харбор
5.
SSN-778 «Нью-Гемпшир»

GDEB 14.08.2003 01.2004 30.04.2007 21.02.2008 25.10.2008 Гротон
6.
SSN-779 «Нью-Мексико»
NNSB 14.08.2003 01.2004 12.04.2008 18.01.2009 27.03.2010 Гротон
7.
SSN-780 «Миссури»
GDEB 14.08.2003 12.2004 27.09.2008 20.11.2009 31.07.2010 Гротон
8.
SSN-781 «Калифорния»

NNSB 14.08.2003 01.2006 01.05.2009 14.11.2010 29.10.2011 Гротон
9.
SSN-782 «Миссиссиппи»

GDEB 14.08.2003 02.2007 09.06.2010 13.10.2011 02.06.2012 Гротон
10.
SSN-783 «Миннесота»

NNSB 14.08.2003 02.2008 20.05.2011 03.11.2012 07.09.2013 Гротон
11.
SSN-784 «Норт Дакота»

GDEB 22.12.2008 03.2009 11.05.2012 29.08.2013 29.08.2014 Гротон
12.
SSN-785 «Джон Уорнер»
NNSB 22.12.2008 03.2010 16.03.2013 10.09.2014 01.08.2015
13.
SSN-786 «Иллинойс»
GDEB 22.12.2008 03.2011 02.06.2014 11.10.2015
14.
SSN-787 «Вашингтон»
NNSB 22.12.2008 09.2011 22.11.2014
15.
SSN-788 «Колорадо»
GDEB 22.12.2008 06.2012 07.03.2015
16.
SSN-789 «Индиана»
NNSB 22.12.2008 22.12.2008 16.05.2015
17.
SSN-790 «Южная Дакота»
GDEB 22.12.2008
18.
SSN-791 «Делавэр»
NNSB 22.12.2008
19.
SSN-792 «Вермонт»
GDEB
20.
SSN-793 «Орегон»
GDEB
21.
SSN-794 «Монтана»
NNSB
22.
SSN-795 «Хайман Джордж Риковер»
GDEB
23.
SSN-796 «Нью-Джерси»
GDEB
24.
SSN-797 «Айова»
GDEB

Конструкция

Уровень шумности АПЛ класса «Вирджиния» находится на уровне АПЛ «Сивулф», и более низкий чем у российских АПЛ 3-го поколения проекта 971 «Щука-Б». Для достижения этого уровня в конструкции «Вирджиния» применяются новые «глушащие» покрытия, система изолированных палуб и новая конструкция энергетической установки. Для уменьшения уровня шума гребной винт установлен в кольцевом обтекателе (фенестроне), глубиною примерно соответствующем диаметру винта.

Впервые в мировой практике на лодке отсутствует традиционный перископ. Вместо него используется многофункциональная телескопическая мачта, не проникающая в прочный корпус, на которой установлены телекамера, передающая по волоконно-оптическому кабелю изображение на экран в центральном посту, антенны радиоэлектронной разведки и связи, датчик инфракрасного наблюдения. Инфракрасный лазер применяется в качестве дальномера.

Для обнаружения мин применяется необитаемые автоматические аппараты с временем автономной работы до 18 часов и разрешающей способностью сонара 10 см.

За рубкой располагается шлюзовая камера, через которую могут выйти на поверхность 9 боевых пловцов.

Серия подводных лодок «Вирджиния Блок III», примерно на 20% переработана для снижения цены и повышения эксплуатационных характеристик. Изменения коснулись носовой части, где двенадцать индивидуальных ракетных пусковых установок были заменены на две установки большого диаметра револьверного типа, каждая из которых способна запустить до шести крылатых ракет типа «Томагавк». Подобная схема пусковых установок уже применяется на АПЛ «типа Огайо», переоборудованных под крылатые ракеты «Томагавк».

ТТХ

Основные характеристики

Тип корабля: МПЛАТРК
-Кодификация НАТО: Virginia
-Скорость (подводная): полного подводного хода - 34 узла.
-Предельная глубина погружения: до 1600 футов (488 метров)
-Экипаж: 100-120 человек в зависимости от решаемых задач

Размеры

Водоизмещение надводное: 7800 т
-Длина наибольшая (по КВЛ): 114,9 м
-Ширина корпуса наиб.: 10,5 м

Силовая установка

Атомная типа GE S9G,
-две турбины,
-гребной винт в кольцевом обтекателе (фенестроне)

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: 4 торпедных аппарата, 26 торпед
-Ракетное вооружение: 12 вертикальных ПУ КР «Томагавк» (лодки серии Block I и Block II); 2 ПУ револьверного типа по 6 КР «Томагавк» (лодки серии Block III)

С изменением геополитической обстановки находящиеся в по­стройке АПЛ типа "Seawolf" превратились в своеобразных "ре­ликтов Холодной войны": с распадом СССР и стремительным падением боевого потенциала главная задача многоцелевых АПЛ ВМС США - поиск, слежение и уничтожение АПЛ ВМФ РФ - утрати­ла, в значительной степени, приоритетный характер. Резкое изменение геополитической обстановки породило кризис в подводных силах США. Преодолеть этот кризис можно было только определив новые задачи АПЛ, которые могли стать доминирующими, по крайней мере, в первом десятилетии XXI века.

Уже в январе 1991 года начальник морских операций адмирал Фрэнк Келсо приказал начать разработку проекта подводной лодки умеренной стоимости, которая стала известной как "Centurion" (подводная лодка сле­дующего столетия). В феврале 1991 года министр ВМС официально санк­ционировал выполнение проектных работ. До некоторой степени новый проект опирался на исследования по определению облика подводной лодки, следующей за типом "Seawolf", которые начались, по крайней мере, уже в 1988 году. В октябре 1991 года адмирал Келсо одобрил ее модель боевого использования, а в январе следующего года дал ход документу, содержа­щему диапазоны требований по уровням тактико-технических характе­ристик. Заявленная планируемая стоимость лодки "Centurion" составляла половину таковой для лодки типа "Seawolf" (стоимость, приближающаяся к величине стоимости последних лодок типа "Los Angeles" или приблизи­тельно 600 млн. долл. для серийных кораблей конца 80-х годов).

Для обеспечения снижения стоимости новой многоцелевой АПЛ в ее проект по сравнению с предыдущей АПЛ (тип "Seawolf") вносились суще­ственные изменения. Во-первых, было решено ограничить водоизмеще­ние новой лодки, что привело к сближению этого проекта с АПЛ типа "Los Angeles". Во-вторых, специальным актом конгресса в проекте было разрешено использовать имеющееся коммерческое оборудование. В первую очередь, это относилось к самой дорогой составной части проекта - РЭВ. В комплексах РЭВ должны были использоваться коммерческие процессо­ры и программное обеспечение.

Кроме снижения стоимости постройки единичного корабля большое внимание при разработке проекта уделялось снижению стоимости его эксплуатации. Во-первых, при разработке нового ядерного реактора для новой серии многоцелевых АПЛ, головная из которых получила название "Virginia", ставилась задача не только упростить его конструкцию и повы­сить надежность (за счет снижения количества арматуры и других меха­нических элементов), но и обеспечить работу без перезарядки активной зоны в течение всего жизненного цикла АПЛ. Срок службы активной зоны нового ядерного реактора, получившего обозначение S9G, составляет 30 лет (по некоторым данным - 33 года). Вторым мероприятием, обеспе­чивающим снижение стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia", стало уменьшение численности личного состава АПЛ.

Внутреннее устройство АПЛ "Virginia"

Большое значение для снижения стоимости эксплуатации АПЛ типа "Virginia" имеет также конструктивно обеспеченная ремонтопригодность корабля и приспособленность его к модернизации. С этой целью на АПЛ принята открытая архитектура системы боевого управления, а также использование погрузочных люков большого диаметра, через которые может осуществляться погрузка-выгрузка достаточно крупного обору­дования и электронных блоков. Впервые это техническое решение было реализовано на стратегических ракетоносцах типа "Ohio", что позволяло существенно снизить продолжительность их нахождения в базе и, за счет этого, повысить их боевую устойчивость в случае первого ракетного уда­ра противника по пункту их базирования.

Вторым важным направлением в разработке проекта АПЛ типа "Virgi­nia" стало обеспечение возможности решения АПЛ этой серии более ши­рокого перечня задач. При этом задача борьбы с малошумными лодками противника не снималась, а становилась одной из прочих задач этих АПЛ. Как следствие этого, требования по скрытности, предъявлявшиеся ранее к АПЛ типа "Seawolf", остались неизменными.

Многозадачность АПЛ типа "Virginia" стала основным ее отличитель­ным признаком по отношению ко всем ранее спроектированным АПЛ ВМС США. В число главных задач, которые должны решать лодки этого типа, включены:

  • противолодочные и противокорабельные действия;
  • нанесение ударов по береговым объектам;
  • выполнение минных постановок;
  • радиоэлектронная разведка и мониторинг тактической обстановки в районе боевых действий (или районе потенциальных боевых действий);
  • прямая поддержка действий надводных кораблей (в том числе, );
  • скрытная высадка на побережье противника ударно-диверсионных групп.

В соответствии с решаемыми задачами изменилось оружие АПЛ типа "Virginia". От использования 8 торпедных аппаратов как на АПЛ типа "Seawolf отказались и вернулись к 4 ТА и 12 вертикальным пусковым установкам крылатых ракет "Tomahawk". Также было решено вернуться к торпедным аппаратам старого калибра (533 мм). При этом для стрельбы по малошумным целям, действующим на мелководье (дизель-электриче­ские ПЛ), предполагалось использовать "легкие" торпеды малого калибра (324 мм, типа Мк. 50 или Мк. 54 LHT). Стрельба этими торпедами, разраба­тывавшимися для использования с авиационных и надводных носителей, должна была осуществляться по методу "самовыхода".

Для решения задачи радиоэлектронной разведки и мониторинга обстановки в районе боевых действий АПЛ типа "Virginia" оснащаются новыми средствами РЭБ, выдвижные устройства которых выполнены в модульном исполнении без прохода внутрь прочного корпуса корабля.

Для обеспечения скрытной высадки ударно-диверсионных групп на занятое противником побережье в конструкцию АПЛ типа "Virginia" включена девятиместная шлюзовая камера, обеспечивающая выход и прием водолазов и бойцов сил спецподразделений при нахождении АПЛ в подводном положении (на глубинах, обеспечивающих проведение та­ких операций). Шлюзовая камера размещена в верхней части кофферда­ма, образованного двумя плоскими переборками, отделяющими первый отсек АПЛ (ГКП, выгородка ТРВ, РЭВ, вероятно, АБ) от второго (жилого отсека). Вероятно, шлюзовая камера может использоваться не только для выхода и приема водолазов, но и в качестве средства аварийного поки­дания ПЛ, лежащей на грунте. Также как на АПЛ предыдущих типов ("Los Angeles" и "Seawolf") люк шлюзовой камеры АПЛ типа "Virginia" обору­дован комингс-площадкой для посадки спасательного аппарата и может использоваться для выхода подводников из затонувшей лодки методом свободного всплытия.

Кроме шлюзовой камеры в конструкции АПЛ типа "Virginia" предусмо­трены также специальные хранилища для оборудования и снаряжения сил спецопераций, размещенные в ограждении выдвижных устройств. Размещение команд спецопераций на борту АПЛ предусмотрено в вы­городке ТРВ, которая в отличие от лодок предыдущих типов обладает большими возможностями по изменению конфигурации (в выгородке могут размещаться до 41 чел.). Также, как АПЛ типа "Los Angeles", лодки типа "Virginia" могут транспортировать сухие палубные ангары DDS (на комингс-площадке шлюзовой камеры) и аппараты для доставки подраз­делений амфибийных сил ASDS (на комингс-площадке кормового ава­рийно-спасательного люка).

С целью эффективного решения противолодочной задачи АПЛ типа "Virginia" оснащены мощным гидроакустическим комплексом. В состав гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia" входит гидроакусти­ческий комплекс с носовой ГАС AN/BQQ-10, прошедший проверку на АПЛ типа "Seawolf". Использование этого комплекса гидроакустики на лодках типа "Virginia", вероятно, определяется не только желанием сократить затраты на создание нового РЭВ, но и необходимостью уменьшить риск срыва программы постройки новых лодок. Однако это решение, веро­ятно, привело к определенным трудностям. Диаметр корпуса АПЛ тип "Virginia" заметно меньше диаметра лодок типа "Seawolf (10,4 вместо 12,9 метра, т.е. на 2,5 метра меньше), что неизбежно должно было привести к необходимости большей полноты носовой оконечности.

Проблемы, с которыми, в частности, столкнулись ВМС США на ис­пытаниях головной АПЛ "Seawolf", привели к дальнейшим изменениям в составе гидроакустического вооружения АПЛ типа "Virginia": от при­мененных на АПЛ "Seawolf" бортовых широкоапертурных гидроакусти­ческих антенн (AN/BQG-5D) отказались в пользу облегченного образца AN/BQG-5A.

Требование по использованию АПЛ типа "Virginia" в районах с малы­ми глубинами, где минная опасность существенно выше, потребовало дальнейшего совершенствования активных средств гидроакустического наблюдения. В архитектурном облике АПЛ типа "Virginia" это выразилось в появлении заметного "подбородка" в носовой оконечности, в котором размещена новая антенна активной ГАС. Имея высокую разрешающую способность, эта антенна позволяет АПЛ не только уверенно маневри­ровать вблизи неровного грунта, но и осуществлять поиск заякоренных мин, установленных над грунтом. Возможности антенны, размещенной в "подбородке", дополняются антенной, размещенной в носовой части ограждения (поиск мин в толще воды).

Состав протяженных гидроакустических буксируемых антенн АПЛ типа "Virginia", вероятно, также несколько изменится. Их будет также две: "толстая" антенна ТВ-16, размещенная в ангаре по правому борту вдоль прочного корпуса, аналогично АПЛ типа "Los Angeles" и "Seawolf" и "тонкая" антенна, которая должна прийти на замену антенне ТВ-29 (вероятно, антенна ТВ-29А). Планировавшаяся ранее антенна TB-29 была отклонена из-за неприемлемо высокой цены.

Кроме перечисленных гидроакустических средств АПЛ типа "Virginia" оснащаются приемниками системы Acoustic Threat Detection System (аку­стическая система обнаружения угрозы).

Стремление проектантов АПЛ типа "Virginia" создать корабль, способ­ный полностью контролировать окружающую подводную обстановку по всем направлениям, не увенчалось успехом, но в этом направлении им удалось добиться определенного прогресса.

Преемственность проектных подходов, реализованных на АПЛ типа "Virginia", АПЛ типа "Los Angeles" и типа "Seawolf" отчетливо проявляется в наружном облике последней серии АПЛ. Также как на АПЛ типа "Seawolf ограждение лодки "Virginia" сильно смещено в направлении носа, а по­грузка торпедного боезапаса осуществляется через торпедо-погрузочный люк, расположенный в корму от ограждения.

С лодками типа "Los Angeles" АПЛ "Virginia" сближает размещение в носовой оконечности контейнеров крылатых ракет "Tomahawk", однако их установка внутри ЦГБ выполнена по несколько иной схеме. Если на АПЛ типа "Los Angeles" контейнеры были установлены в четыре ряда па­раллельно диаметральной плоскости корабля (по два ряда на борт), то на лодках типа "Virginia" четыре носовых контейнера (по два на борт) разне­сены более широко, чем ближние к ДП кормовые контейнеры. Это может указывать на размещение в этой части носовой оконечности каких-либо прочных конструкций (например, продолжения шахты носовой сфери­ческой капсулы ГАК).

Конструктивно близко к АПЛ типа "Seawolf" и последним АПЛ типа "Los Angeles" реализована кормовая оконечность АПЛ типа "Virginia", в которой сохранена схема кормового оперения и водометный движитель-ный комплекс, аналогичный примененному на АПЛ "Seawolf". Также как на лодках типа "Seawolf" выполнено и ограждение выдвижных устройств, имеющее в носовой части обтекатель для уменьшения подпорного вихря. Использованы в проекте АПЛ типа "Virginia" и технические решения по убирающимся носовым горизонтальным рулям.

Удовлетворить требования по стоимости АПЛ типа "Virginia" (обе­спечить стоимость АПЛ, близкую к стоимости АПЛ типа "Los Angeles") не удалось. В декабре 1996 года были установлены следующие стоимости АПЛ этого типа: головная - 3,272 млрд. долл., вторая - 2,543 млрд. долл., третья - 2,093 млрд. долл., четвертая - 2,112 млрд. долл.

Программа постройки лодок типа "Virginia" подвергается критике не только из-за существенного роста стоимости лодок, но и из-за их недоста­точно высоких боевых качеств. При водоизмещении АПЛ типа "Virginia", составляющем ок. 85% от водоизмещения АПЛ "Seawolf, их стоимость приблизительно такая же, суммарный боезапас составляет приблизитель­но 2/3 от боезапаса лодок типа "Seawolf, мощность торпедного залпа - 50% от залпа "Seawolf. Кроме того, лодки типа "Virginia" хуже приспосо­блены к действиям в Арктике и имеют меньшую глубину погружения.

Работы над совершенствованием АПЛ типа "Virginia" продолжаются. Планами предусмотрен переход на схему полного электродвижения на серийных АПЛ (пока не известно, с какого корпуса), рассматриваются ва­рианты с применением конформных гидроакустических антенн, ведутся работы по созданию новых датчиков и оборудования. Предполагается, что лодки типа "Virginia", также как лодки предшествующих проектов, будут строиться подсериями, в которых будут внедряться более совер­шенные системы и комплексы. Этому должно способствовать модульное построение корабля и его подсистем (в первую очередь, РЭВ).

Головная лодка типа «Вирджиния» SSN-774 вошла в строй в 2004 году. В настоящее время в ВМС США имеется 8 АПЛ типа «Вирджиния», всего планируется построить 30 подлодок этого типа.

Тактико-технические характеристики АПЛ типа «Вирджиния»:

  • тип корабля – по российской классификации: многоцелевая атомная подводная лодка, торпедная с крылатыми ракетами (МПЛАТАРК), по классификации НАТО: SSN (Ship Submarine Nuclear);
  • скорость подводная – 25 узлов;
  • предельная глубина погружения – 250 м;
  • автономность плавания – неограниченная;
  • экипаж – 134 человека;
  • подводное водоизмещение – 7925 т.;
  • длина – 114,8 м;
  • вооружение – 12 ракетных шахт, 4 торпедных аппарата калибра 533 мм.

ПЛА типа «Вирджиния» - это новейшие, технологически - самые передовые подводные лодки ВМС Соединенных Штатов.


Первая «Вирджиния» вышла в море всего восемь лет назад, за это время было построено только девять кораблей данного типа.

На строительство одной подлодки уходит пять лет и 2,4 млрд. долларов.

Здесь мы пройдем по ПЛА типа «Вирджиния» от кормы до носа и узнаем, что делает эти корабли уникальными.

Мы начнем наше путешествие в машинном отделении, затем побываем в реакторном отсеке, в кубрике, в командном центре и спустимся вниз, в торпедный отсек.

ПЛА типа «Вирджиния» - это новое поколение высокотехнологичных подводных лодок, появившееся после окончания холодной войны

Christina Shaw / US Navy

Длина лодки – около 400 футов, ПЛА типа «Вирджиния» состоят на вооружении с 2003 года.


US Navy

Лодка спроектирована таким образом, чтобы она могла успешно действовать как на больших океанских глубинах, так и на прибрежном мелководье.


David Nagle / US Navy

На настоящий момент в строй введено 9 подлодок этого типа. На снимке Шерил Макгинесс, вдова одного из пилотов погибших 11 сентября, на церемонии присвоения названия кораблю при спуске его на воду (USS New Hampshire)


John Narewski / US Navy

Двигатели USS Virginia вращают не обычный винт, а гидрореактивный движитель насосного типа.


US Navy / Wikimedia Commons

Такая конструкция значительно уменьшает коррозию и делает корабль малошумным.


Tosaka / wikimedia

В машинном отделении субмарины, здесь энергия, полученная от ядерного реактора SG9, приводит подлодку в движение (почти 32 миль в час, в подводном положении).


James Pinsky / US Navy

Этот переход – идущий от машинного отделения, над реактором, через кубрик в центральную часть корабля, погружен в темноту, чтобы моряки могли спать.


James Pinsky / US Navy

Корабль имеет шлюзовую камеру с помещением для 9 «морских котиков» (диверсантов-аквалангистов)


James Pinsky / US Navy

Через эту шлюзовую камеру «морские котики» могут покидать подлодку, находящуюся в подводном положении.


Andrew McKaskle / US Navy

Шлюзовая камера расположена в центральной части подлодки.


Andrew McKaskle / US Navy

Подводники питаются хорошо, меню составлено таким образом, чтобы снять стресс и облегчить тяготы многомесячной жизни под водой.


Roadell Hickman / US Navy

Как сказал один из моряков: «Это всё равно как если иметь вкусную еду 24 часа в день».


Jennifer A Villalovos / US Navy


Kevin S O"Brien / US Navy

Командный центр ПЛА типа «Вирджиния» гораздо более просторный, чем у старых подлодок


Kevin O"Brien / US Navy

Командный центр расположен не непосредственно под рубкой, потому что у «Вирджинии» нет перископа.


Peter Lawlor / US Navy

Монитор, на который смотрит командир – это «перископ» ПЛА, современная фотоэлектронная система, которая в режиме реального времени позволяет видеть больше, чем мог бы охватить человеческий глаз.


Jeremy Lambert / US Navy

На «Вирджинии» отсутствуют традиционные - рулевой, плазовщик, вахтенный командир и офицер, следящий за балластом. Их обязанности выполняют два офицера, работающие на двух станциях.


James Pinsky / US Navy

Подлодка оборудована сферическим сонаром который сканирует все 360 градусов.


Jennifer Villalovos / US Navy

Полнокомплектная команда «Вирджинии» состоит из 134 моряков


Kevin O"Brien / US Navy

Несмотря на наличие компьютерной навигационной системы, маршрут подлодки прокладывается также и вручную.


Roadell Hickman / US Navy

Под командным центром расположено торпедное отделение, где временно могут располагаться члены подразделения специальных операций


James Pinsky / US Navy

Вооружение подлодки – 12 ракет вертикального взлёта «Томагавк» и 38 торпед


Kevin O"Brien / US Navy

На снимке: офицер USS Texas выполняет тестирование торпедных аппаратов


Roadell Hickman / US Navy

ПЛА типа «Вирджиния» были спроектированы таким образом, чтобы нести Advanced SEAL Delivery system, сверхмалые подлодки для доставки «морских котиков» на задание.


Jennifer Villalovos / US Navy

Единственная вещь, которая находится перед торпедным отделением, это носовой отсек, в нём смонтирован сонар, а сам он спроектирован таким образом, чтобы сделать подлодку как можно менее шумной.


James Pinsky / US Navy

Даже после окончания строительства в конструкцию подлодок вносятся усовершенствования и обновления.


US Navy

Вот это то, что Соединённые Штаты имеют в морских глубинах