» »

С кем граничит россия. Граница и карта российской федерации Южная граница рф

31.01.2024

Россия - самая большая страна в мире по площади территории, которая составляет 1/7 часть от всей суши. Канада, которая находится на втором месте, почти в два раза уступает нам по размерам. А что насчет протяженности границ России? Какая она?

Длиннее, чем экватор

Границы России тянутся от Тихого океана через все окраинные моря Северно-Ледовитого океана на севере, через Амур, многокилометровые степи и горы Кавказа на юге. На западе они простираются сквозь Восточно-Европейскую равнину и финские болота.

По данным на 2014 год (без учета присоединения Крымского полуострова), общая протяженность границ России равна 60932 км: на 22125 км простирается сухопутная (в том числе 7616 км по рекам и озерам) и на 38807 км - морская.

Соседи

Россия также является рекордсменом среди стран с наибольшим числом пограничных государств. Российская Федерация соседствует с 18 странами: на западе - с Финляндией, Эстонией, Литвой, Латвией, Польшей, Беларусью и Украиной; на юге - с Грузией, Азербайджаном, Казахстаном, Китаем, Монголией и КНДР; на востоке - с Японией и США.

Пограничное государство

Протяженность сухопутной границы, включая речную и озерную (км)

Протяженность только сухопутной границы (км)

Норвегия

Финляндия

Беларусь

Азербайджан

Южная Осетия

Казахстан

Монголия

Северная Корея

Протяженность морских границ России - около 38807 км, включающих в себя отрезки по океанам и морям:

  • Северный Ледовитый океан - 19724,1 км;
  • Тихий океан - 16997,9 км;
  • Каспийское море - 580 км;
  • Черное море - 389,5 км;
  • Балтийское море - 126,1 км.

История изменений территории

Как изменялась протяженность границы России? К 1914 году протяженность территории Российской империи составила 4675,9 км в направлении с севера на юг и 10732,4 км - с запада на восток. На тот момент общая протяженность границ составляла 69245 км: из них на долю морских приходилось 49360,4 км, а сухопутная равнялась 19941,5 км. Тогда территория России была на 2 миллиона км 2 больше, чем современная площадь страны.

Во времена СССР площадь союзного государства достигала 22402 миллиона км 2 . Страна тянулась на 10000 км с запада на восток и на 5000 - с севера на юг. Протяженность границ на тот момент была наибольшей в мире и равнялась 62710 км. После развала СССР Россия потеряла около 40% территорий.

Протяженность границы России на севере

Северная ее часть проходит по побережью морей Северного Ледовитого океана. Российский сектор Арктики ограничивается условными линиями, идущими на западе от полуострова Рыбачий и на востоке от острова Ратманова к Северному полюсу. 15 апреля 1926 года было принято постановление ЦИКа и СНК о разделе Арктики на секторы на основании Международной концепции. В нем провозглашалось полное право СССР на все земли, в том числе и острова в арктическом секторе СССР.

Южный рубеж

Сухопутная граница начинается от который соединяет Черное и Азовское море, проходит по территориальным водам Черного моря до кавказской реки Псоу. Далее идет преимущественно по Большому Водораздельному хребту Кавказа, потом по реке Самур и дальше до Каспийского моря. В этом районе проходит сухопутная разграничительная линия между Россией, Азербайджаном и Грузией. Протяженность кавказской границы составляет более 1000 км.

На этой территории существует огромное количество проблем. Во-первых, это конфликт между Грузией и Россией из-за двух самопровозглашенных республик - Южной Осетии и Абхазии.

Далее граница проходит по периферии Каспийского моря. На этом участке действует российско-иранское соглашение о разделе Каспия, т. к. во времена СССР только эти два государства делили Каспийское море. Прикаспийские государства (Казахстан, Азербайджан и Туркменистан) требуют равного раздела вод Каспийского моря и его шельфа, который богат нефтью. Азербайджан уже приступил к разработке месторождений.

Граница с Казахстаном самая протяженная - более 7500 км. Между двумя государствами существует еще старая межреспубликанская граница, которая была провозглашена в 1922 году. Поднимался вопрос о передаче Казахстану частей соседствующих со страной областей: Астраханской, Волгоградской, Омской, Оренбургской, Курганской и Алтая. Казахстан же должен был уступить часть следующих территорий: Северо-Казахстанскую, Целиноградскую, Восточно-Казахстанскую, Павлодарскую, Семипалатинскую, Уральскую и Актюбинскую. Из данных по переписи населения на 1989 год следует, что на вышеперечисленных территориях Казахстана проживает более 4,2 миллиона русских, а на упомянутых территориях России - больше чем 470 тысяч казахов.

Граница с КНР практически везде проходит по рекам (около 80% от всей протяженности) и простирается на 4300 км. Западная часть российско-китайской границы делимитирована, но не демаркирована. Лишь в 1997 году произошла демаркация этого участка. В результате несколько островов, чья общая площадь составляет 400 км 2 , были оставлены в совместном хозяйственном правлении. А в 2005 году все острова в пределах акватории рек были демаркированы. Претензии на некоторые участки российской территории были представлены в их максимальном объеме в начале 1960-х годов. Они включали в себя весь Дальний Восток и Сибирь.

На юго-востоке Россия соседствует с КНДР. По реке Туманная проходит вся граница, протянувшаяся всего на 17 км. Далее по долине реки она выходит к берегам Японского моря.

Западный рубеж

Практически по всей своей протяженности граница имеет яркую выраженность природных рубежей. Она берет начало от Баренцева моря и простирается до долины реки Паз. Протяженность сухопутных границ России на этой территории составляет 200 км. Немного южнее на 1300 км протянулась погранлиния с Финляндией по сильно заболоченной местности, которая тянется до Финского залива Балтийского моря.

Крайней точкой Российской Федерации является Калинградская область. Она соседствует с Литвой и Польшей. Общая протяженность этого рубежа составляет 550 км. Большая часть границы с Литвой проходит по реке Нямунас (Неман).

От Финского залива до Таганрогского в Азовском море протянулась на 3150 км погранлиния с четырьмя государствами: Эстонией, Латвией, Беларусью и Украиной. Протяженность границы России составляет:

  • с Эстонией - 466,8 км;
  • с Латвией - 270,6 км;
  • с Белоруссией - 1239 км;
  • с Украиной - 2245,8 км.

Восточный рубеж

Как и северная часть границ, восточная полностью морская. Она простирается по акваториям Тихого океана и его морей: Японского, Берингова и Охотского. Граница между Японией и Россией проходит по четырем проливам: Советскому, Измены, Кушанирскому и Лаперуза. Они отделяют русские острова Сахалин, Кушанир и Танфильева от японского Хоккайдо. Япония предъявляет право на владение этими островами, но Россия считает их своей неотъемлемой частью.

Госграница со США проходит через Берингов пролив по островам Диомида. Всего 5 км отделяет русский остров Ратманова от американского Крузенштерна. Она является самой протяженной морской границей в мире.

Российская Федерация - огромная страна, занимающая первое место в мире по площади занимаемой территории. Государства, граничащие с Россией, находятся от неё со всех сторон света, а сама граница достигает почти 61 тыс. км.

Виды границ

Граница государства - это линия, ограничивающая фактическую его площадь. К территории относятся участки земли, воды, подземные ископаемые и воздушное пространство, находящееся в пределах страны.

В Российской Федерации существует 3 вида границ: морские, сухопутные и озерные (речные). Морская граница самая длинная из всех, она достигает около 39 тыс. км. Сухопутная граница имеет длину 14,5 тыс. км, а озерная (речная) - 7,7 тыс. км.

Общая информация обо всех государствах, граничащих с Российской Федерацией

С какими государствами Федерация признает свое соседство с 18 странами.

Название государств, граничащих с Россией: Южная Осетия, Республика Беларусь, Республика Абхазия, Украина, Польша, Финляндия, Эстония, Норвегия, Латвия, Литва, Казахстан, Грузия, Азербайджан, Соединенные Штаты Америки, Япония, Монголия, Китайская Здесь перечислены страны первого порядка.

Столицы граничащих с Россией государств: Цхинвал, Минск, Сухум, Киев, Варшава, Осло, Хельсинки, Таллин, Вильнюс, Рига, Астана, Тбилиси, Баку, Вашингтон, Токио, Улан-Батор, Пекин, Пхеньян.

Южная Осетия и Республика Абхазия являются частично признанными, потому что не все страны мира признали эти страны независимыми. Россия сделала это в отношении этих государств, следовательно, одобрила соседство с ними и границы.

Некоторые государства, граничащие с Россией, спорят о правильности этих границ. В большей части разногласия появились после окончания существования СССР.

Сухопутные границы Российской Федерации

Государства, граничащие с Россией по суше, находятся на материке Евразия. В их число входят также и озерные (речные). Не все они на сегодняшний день охраняемые, некоторые из них можно беспрепятственно переходить, имея только паспорт гражданина Российской Федерации, который не всегда в обязательном порядке проверяется.

Государства, граничащие с Россией на материке: Норвегия, Финляндия, Белоруссия, Южная Осетия, Украина, Республика Абхазия, Польша, Литва, Эстония, Казахстан, Латвия, Грузия, Азейбарджан, Монголия, Китайская Народная Республика, КНДР.
С некоторыми из них также существует граница по воде.

Имеются российские территории, которые со всех сторон окружены иностранными государствами. К таким участкам относятся Калининградская область, Медвежье-Саньково и Дубки.

В Республику Беларусь можно проехать без паспорта и какого-либо пограничного контроля по любой из возможных дорог.

Морские границы Российской Федерации

С какими государствами граничит Россия по морю? Границей по морю считается линия, удаленная от берега на 22 км или 12 морских миль. В территорию страны входят не только 22 км воды, но и все острова на этом морском участке.

Государства, граничащие с Россией по морю: Япония, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Эстония, Финляндия, Польша, Литва, Абхазия, Азербайджан, Казахстан, Украина, КНДР. Их всего 12. Протяжённость границ - более 38 тысяч км. С США и Японией Россия имеет только морскую границу, по суше разграничительная линия с этими странами не проходит. С другими государствами существуют границы как по воде, так и по суше.

Урегулированные спорные участки границы

Во все времена существовали споры между странами за территории. Некоторые из спорящих стран уже договорились и больше не поднимают этот вопрос. К ним относятся: Латвия, Эстония, Китайская Народная Республика и Азербайджан.

Спор между Российской Федерацией и Азербайджаном произошел из-за гидроузла и водозаборных сооружений, которые принадлежали Азербайджану, а находились по факту в России. В 2010 году спор разрешился, и границу перенесли на середину данного гидроузла. Сейчас водными ресурсами этого гидроузла страны пользуются в равных долях.

После распада СССР Эстония посчитала несправедливым, что правый берег реки Нарвы, Ивангород и Печорский район остались собственностью России (Псковская область). В 2014 году страны подписали договор об отсутствии территориальных претензий. Заметных изменений граница не понесла.

Латвия, так же как и Эстония, начала претендовать на один из районов Псковской области - Пыталовский. Договор с этим государством был подписан в 2007 году. Территория осталась в собственности Российской Федерации, граница изменений не понесла.

Спор между Китаем и Россией закончился демаркацией границы по центру Амура, что привело к присоединению к Китайской Народной Республике части спорных территорий. Российская Федерация передала южному соседу 337 квадратных километров, в том числе два участка в районе и Тарабаров и один участок возле острова Большой. Подписание договора состоялось в 2005 году.

Неурегулированные спорные участки границы

Некоторые споры за территорию не закрыты и по сей день. Когда будут подписаны договоры, еще не известно. Такие споры Россия имеет с Японией и Украиной.
Спорной территорией между Украиной и Российской Федерацией является Крымский полуостров. Украина считает референдум 2014 года незаконным, а Крым оккупированным. Российская Федерация установила свою границу в одностороннем порядке, в то время как Украина издала закон о создании на полуострове свободной экономической зоны.

Спор между Россией и Японией ведётся из-за четырех Курильских островов. Страны не могут прийти к компромиссу, потому что обе считают, что эти острова должны принадлежать именно ей. К этим островам относятся Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи.

Границы исключительных экономических зон Российской Федерации

Исключительной экономической зоной называется полоса воды, прилегающая к границе территориального моря. Она не может быть шире 370 км. В этой зоне страна имеет право на разработку недр, а также на разведывание их и сохранение, на создание искусственных сооружений и их использование, на изучение воды и дна.

Другие страны имеют право свободно передвигаться по этой территории, проводить трубопроводы и иначе использовать эту воду, при этом они должны учитывать законы прибрежного государства. Россия имеет такие зоны в Черном, Чукотском, Азовском, Охотском, Японском, Балтийском, Беринговом и Баренцевом морях.

Азербайджан

Граница установлена договором, подписанным в Баку 3 октября 2010 года. Он вступил в силу в день обмена ратификационными грамотами (18 июля 2011 года ). Проведённая линия границы вызвала в России критику депутатов Госдумы от КПРФ ; глава Дагестана заявил, что «Дагестан не то что ничего не потерял, а приобрел гораздо больше» .

В 1952 году для обеспечения маловодных районов Азербайджана, по ходатайству Азербайджанской ССР, на территории Магарамкентского района Дагестанской АССР был выделен участок земли под строительство гидроузла и водозаборных сооружений Самур-Дивичинского (позже Самур-Апшеронского) канала (административная граница проходила по правому берегу реки, и весь гидроузел располагался на территории Дагестана). Строительство было закончено в 1956 году. После распада СССР Самурский гидроузел был объявлен собственностью Азербайджана (хотя располагался на территории РФ).

С начала 1990-х годов встала проблема по делимитации границы между Россией и Азербайджаном. 28 августа 2010 года было подписано Соглашение № 1416-р о делимитации границы между РФ и РА, а также о рациональном использовании и охране водных ресурсов реки Самур, по которым граница между РФ и РА переносилась с правого берега реки Самур на середину гидроузла и стороны договорились деление водных ресурсов впредь производить в равных долях и установить размер экологического сброса равным 30,5 % .

Эстония

Латвия

Латвия претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области . 27 марта 2007 года Россией был подписан договор о границах с Латвией, район остался в составе России.

Китайская Народная Республика

Открытые

Украина

Россия считает бо́льшую часть полуострова Крым неотъемлемой частью своей территории. В соответствии с результатами общекрымского референдума , состоявшегося 16 марта 2014 года , 18 марта 2014 года подписан Договор о вхождении Республики Крым в состав Российской Федерации . Украина считает Крым «временно оккупированной территорией Украины»

Российская Федерация является самым большим по площади государством на планете. Она занимает более 30% евразийского континента.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Рекордсменом является и по числу стран-соседей, которых насчитывается 18 с учетом частично-признанных республик. Проходит российская граница с другими государствами, как по суше, так и по морю.

Главные термины

Государственной границей называют линию, которая определяет пространственный предел суверенитета конкретной страны.

Фактически именно она определяет территорию страны, ее воздушного пространства, недр и суши.

Государственная граница играет огромную роль для любой страны. Именно внутри этой линии действуют законы конкретного государства, устанавливаются его права на осуществление добычи полезных ископаемых, рыболовство и т. д.

Выделяют два основных вида государственных границ и один дополнительный:

Возникновение государственных границ происходило вместе с возникновением и самих государств.

В современном мире большинство государств контролирует пересечение своих территорий и допускает это делать лишь через специализированные пункты пропуска.

Лишь государственные границы некоторых стран могут пересекаться свободно (например, стран-участниц Шенгенского соглашения).

Российская Федерация осуществляет их охрану с помощью подразделений Пограничной службы Федеральной Службы Безопасности России, а также ВС РФ (подразделениями ПВО и Военно-Морского Флота).

Общая протяженность

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, каковы сухопутные и морские границы России следует обязательно определить их общую длину.

Надо учитывать, что в большинстве источников она приводится без учета территорий, которые появились у Российской Федерации после того, как в 2014 году в ее состав вошел Крым.

По данным Федеральной Службы Безопасности России общая протяженность с учетом тех, что возникли после присоединения Крыма, составляет 61667 км, до этого момента их длина составляла 60932 км.

Факт. Протяженность границ России больше, чем длина экватора.

Сколько по морю

Общая протяженность российских морских границ составляет с учетом присоединенного Крыма 39374 км.

Северные полностью приходятся на моря Северного Ледовитого океана. Всего на долю него приходится 19724,1 км. Еще 16997,9 км составляют границы по Тихому Океану.

Замечание. Важно правильно определять морскую границу. Она располагается на расстоянии 12 морских миль. Исключительная экономическая зона составляет — 200 морских миль.

На этой территории Россия не может запретить другим странам свободное судоходство, но имеет единоличное право заниматься промыслом, добычей ископаемых и т. д.

Судоходство по морям Северного Ледовитого океана — довольно сложная задача. Они круглый год находятся под дрейфующими льдами.

Фактически плавать в этих водах способны исключительно атомные ледоколы. С водами Тихого Океана ситуация с судоходством обстоит значительно проще.

По территории суши

Непосредственно по территории суши границы России имеют продолжительность 14526,5 км. Но следует знать, что к сухопутным относятся также речные и озерные.

Их протяженность у России составляет еще 7775,5 км. Наиболее длинной сухопутной границей является российско-казахстанская.

С какими странами

Россия является не только самой большой страной с огромной протяженностью границ, она еще и лидер по числу стран-соседей.

Всего РФ признает существование границ с 18 государствами, включая 2 частично признанные республики — Абхазию и Южную Осетию.

Замечание. Мировое сообщество считает Абхазию и Южную Осетию частью Грузии. Из-за этого государственные границы России с ними также не признаются.

РФ же эти регионы считает полностью отдельными самостоятельными государствами.

Приведем полный перечень государств, с которыми РФ имеет государственную границу:

  • Норвегия;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Латвия;
  • Литва;
  • Польша;
  • Белоруссия;
  • Украина;
  • Абхазия;
  • Грузия;
  • Южная Осетия;
  • Азербайджан;
  • Казахстан;
  • Монголия;
  • Китай (КНР);
  • КНДР;
  • Япония;

Япония и Соединенные Штаты Америки не имеют с Российской Федерацией сухопутных границ, а только морские.

С США они проходят по Берингову проливу и составляют всего 49 км. Протяженность российско-японской также не велика — 194,3 км.

Граница России с Казахстаном наиболее длинная. Она протянулась на 7598,6 км причем на морскую ее часть приходится лишь 85,8 км.

Еще 1516,7 км — это речная российско-казахстанская граница, 60 км — озерная.

Непосредственно на сухопутную ее часть приходится 5936,1 км. Самая короткая граница у России с Северной Кореей. Ее длина всего меньше 40 км.

Ответвление Транссибирской магистрали Улан-Удэ — Улан-Батор — Пекин пересекает российско-монгольскую границу. Ее общая протяженность также довольно велика и составляет 3485 км.

Отдельного внимания заслуживает и сухопутная граница с Китаем, протяженностью 4209,3 км.

Она является непосредственно сухопутной только на протяжении 650,3 км. А большая часть российско-китайской проходит по рекам — 3489 км.

Территориальные споры

Российская Федерация старается мирно решать вопросы относительно границ со своими соседями и большинство территориальных споров, возникших после распада СССР и даже во времена его существования были решены за последние 28 лет. Но все же полностью избежать подобных вопросов не удается.

В настоящее время действующие территориальные споры имеются у России со следующими странами:

  • Япония;
  • Украина.

Территориальный спор с Японией возник еще во времена существования Советского Союза, фактически сразу после окончания Второй Мировой Войны и попыток стран начать мирное сосуществование.

Касается он исключительно южных Курильских Островов (в Японии – «северных территорий»).

Япония настаивает на их передаче ей и отрицает установления над ними суверенитета СССР по итогам Второй Мировой Войны.

Наличие территориального спора с Японией привело к тому, что СССР, а позднее и Россия так и не смогли договориться с этим государством о подписании мирного договора.

В разное время предпринималось множество попыток разрешения спорного территориального вопроса, но все они не привели к результатам.

Но переговоры между государствами продолжаются и вопрос решается исключительно в их рамках.

Территориальный спор России с Украиной возник совсем недавно, после вхождения Крыма в состав РФ.

Новые украинские власти отказались признавать референдум, проведенный на полуострове, и объявили перешедшую к России территорию «временно оккупированной».

Подобную позицию заняли и многие страны Запада. В результате РФ попала под самые разные санкции.

Граница между Крымом и Украиной была установлена российской стороной в одностороннем порядке.

В апреле 2014 года уже после присоединения Республики Крым и Севастополя к Российской Федерации.

Украина в ответ объявила на территории региона свободную экономическую зону и установила соответствующие таможенные правила.

Хотя военного конфликта из-за территориальной принадлежности Крыма не последовало, отношение между РФ и Украиной стали крайне напряженными.

Со стороны последней предпринимались различные попытки дестабилизировать ситуацию в регионе. Мировое сообщество присоединение Крыма к России также практически не признало.

Со следующими странами территориальные споры были разрешены в ходе переговоров уже в истории современной России:

Латвия Она претендовала на территорию Пыталовского района Псковской области. Но по договору от 27.03.2007 г. он остался в составе РФ
Эстония Эта страна претендовала на территорию Печерского района Псковской области, а также на Ивангород. Вопрос разрешился 18.02.2014 г. подписанием соответствующего соглашения с указанием об отсутствии территориальных споров между странами
КНР Эта страна получила участок в 337 квадратных километров спорных территорий. После этого вопрос демаркации границ завершился в 2005 году
Азербайджан Спорный вопрос касался раздела гидроузла на реке Самур. Вопрос разрешился в 2010 году сдвигом границы с правого (российского) берега на середину реки

В большинстве случаев разрешения вопроса о спорных территориях проходит путем переговоров.

Большое усилие к этому прикладывают все стороны, включая Россию. Но иногда подобные вопросы поднимаются вновь, и все согласования приходится начинать заново.

Протяженность границ

Протяженность российских рубежей составляет более 60,9 тысячи километров, которые охраняют примерно 183 тысячи пограничников. Более 10 тысяч военнослужащих погранвойск расположены на границе Таджикистана и Афганистана, оперативные группы Федеральной пограничной службы России охраняют границу Киргизии и Китая, Армении, Ирана и Турции.

Современные границы России с бывшими советскими республиками в международно-правовом отношении оформлены не до конца. Например, граница между Российской Федерацией и Республикой Украина до сих пор так и не демаркирована, хотя делимитация сухопутной границы была завершена давно.

Россия граничит с 16-ю государствами

  • Длина границы с Норвегией составляет 219,1 километра,
  • с Финляндией- 1325,8 километра,
  • с Эстонией- 466,8километра,
  • с Латвией - 270,5 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 288,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью)- 236,3 километра,
  • с Белоруссией - 1239километров,
  • с Украиной - 2245,8километра,
  • с Грузией - 897,9 километра,
  • с Азербайджаном- 350 километров,
  • с Казахстаном - 7 598,6 километра,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 39,4километра,
  • с Японией - 194,3 километра,
  • с США - 49 километров.

Сухопутные границы России

На суше Россия граничит с 14-ю государствами, 8 из которых - бывшие союзные республики.

Длина сухопутной границы России

  • с Норвегией составляет 195,8 километра (из них 152,8 километра - граница, проходящая по рекам и озерам),
  • с Финляндией - 1271,8 километра (180,1 километра),
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 204,1 километра (0,8 километра),
  • с Монголией - 3 485 километров,
  • с Китаем - 4 209,3 километра,
  • с КНДР - 17 километров по рекам и озерам,
  • с Эстонией - 324,8 километра (235,3 километра),
  • с Латвией - 270,5 километра (133,3 километра),
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 266 километров (236,1 километра),
  • с Белоруссией- 1239 километров,
  • с Украиной - 1925,8 километра (425,6 километра),
  • с Грузией - 875,9 километра (56,1 километра),
  • с Азербайджаном - 327,6 километра (55,2 километра),
  • с Казахстаном - 7 512,8 километра (1 576,7 километра).

Калининградская область представляет собой полуанклав: территорию государства, со всех сторон окруженную сухопутными границами других государств и имеющую выход к морю.

Западные сухопутные границы не привязаны к каким-либо природным рубежам. На участке от Балтийского до Азовского моря они проходят по заселенным и освоенным равнинным территориям. Здесь границу пересекают железные дороги: Санкт-Петербург-Таллин, Москва-Рига, Москва-Минск-Варшава, Москва-Киев, Москва-Харьков.

Южная граница России с Грузией и Азербайджаном проходит по горам Кавказа от Черного до Каспийского моря. Железные дороги проложены по кромке берегов, через центральную часть хребта проходят две автодороги, которые зимой часто закрываются из-за снежных заносов.

Самая протяженная сухопутная граница - с Казахстаном - проходит по степям Заволжья, Южного Урала и юга Сибири. Граница пересекается множеством железных дорог, связывающих Россию не только с Казахстаном, но и со странами Средней Азии: Астрахань-Гурьев (далее в Туркмению), Саратов-Уральск, Оренбург-Ташкент, Барнаул-Алма-Ата, небольшой участок Транссибирской магистрали Челябинск-Омск, Среднесибирская и Южносибирская магистрали.

Вторая по протяженности - граница с Китаем - проходит по протоку реки Амур, его притоку реке Уссури, реке Аргунь. Она пересекается Китайско-Восточной железной дорогой (КВЖД), построенной еще в 1903 году, и магистралью Чита-Владивосток, проложенной по китайской территории, чтобы кратчайшим путем связать Дальний Восток и Сибирь.

Граница с Монголией проходит по горным районам Южной Сибири. Монгольскую границу пересекает ответвление Транссибирской магистрали - Улан-Удэ-Улан-Батор-Пекин.

Через границу с КНДР проходит железная дорога на Пхеньян.

Морские границы России

По морю Россия граничит с 12-ю государствами.

Длина морской границы России

  • с Норвегией составляет 23,3 километра,
  • с Финляндией - 54 километра,
  • с Эстонией - 142 километра,
  • с Литвой (граница с Калининградской областью) - 22,4километра,
  • с Польшей (граница с Калининградской областью) - 32,2 километра,
  • с Украиной - 320 километров,
  • с Грузией- 22,4 километра,
  • с Азербайджаном - 22,4километра,
  • с Казахстаном- 85,8 километра,
  • с КНДР - 22,1километра.

Только морскую границу Россия имеет с США и Японией. Это узкие проливы, которыми отделяются Южные Курилы от острова Хоккайдо и остров Ратманова от острова Крузенштерна. Длина границы с Японией - 194,3 километра, с США - 49 километров.

Самая протяженная морская граница (19 724,1 километра) проходит вдоль побережья морей Северного Ледовитого океана: Баренцева, Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского. Круглогодичное судоходство без ледоколов возможно только у северных берегов Кольского полуострова. Все северные порты кроме Мурманска работают только во время короткой северной навигации: 2–3 месяца. Поэтому северная морская граница не имеет большого значения для связей с другими странами.

Вторая по протяженности морская граница (16 997 километров) проходит вдоль побережья морей Тихого океана: Берингова, Охотского, Японского. Юго-восточное побережье Камчатки выходит непосредственно к океану. Главные незамерзающие порты - Владивосток и Находка.

Железные дороги выходят к побережью лишь на юге Приморского края в районе портов и в Татарском проливе (Советская гавань и Ванино). Приморские территории тихоокеанского побережья слабо освоены и заселены.

Протяженность морского побережья Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов невелика (126,1 километра и389,5 километра соответственно), но используется с большей интенсивностью, чем побережья северных и восточных рубежей.

В СССР большие порты в основном строились в прибалтийском регионе. Сейчас Россия может использовать их мощности только за плату. Самый крупный морской торговый флот страны - Санкт-Петербург, в Финском заливе ведется строительство новых портов и нефтеналивных терминалов.

В Азовском море морская граница проходит от Таганрогского залива до Керченского пролива, а затем вдоль Черноморского побережья Кавказа. Главные порты Черноморского побережья - Новороссийск (самый большой порт России) и Туапсе. Азовские порты - Ейск, Таганрог, Азов мелководны и недоступны для крупных судов. К тому же Азовское побережье ненадолго замерзает и судоходство здесь поддерживается ледоколами.

Морская граница Каспийского моря точно не определена и оценивается российскими пограничниками в 580 километров.

Приграничное население и сотрудничество

В приграничных регионах России и сопредельных государствах проживают представители почти 50 национальностей. Из 89-ти субъектов Российской Федерации 45 представляют приграничные регионы страны. Они занимают 76,6 процента всей территории страны. В них проживает 31,6 процента населения России. Население приграничных районов - 100 тысяч человек (по состоянию на 1993 год).

Под приграничным сотрудничеством обычно понимается государственно-общественная структура, включающая в себя Федеральные ведомства, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, деятельность населения, общественные инициативы.

В развитии приграничного сотрудничества заинтересованы как старые приграничные регионы, так и новые. В последних периодически возникают проблемы, связанные с внезапным разрывом налаженных связей соседних регионов. В ряде случаев граница «разрывает» ресурсные (водные, энергетические, информационные и др.) коммуникации экономических объектов (например, энергозависимость Омской области от Казахстана). С другой стороны, в новых приграничных регионах постоянно увеличивается поток грузов, который может принести немало выгод, при условии больших вложений в соответствующую инфраструктуру.

Таким образом, приграничные регионы государств нуждаются в совместном социально-экономическом развитии, совместном использовании источников ресурсов, налаживании информационной инфраструктуры и восстановлении коммуникаций между населением.
Базой успешного развития приграничного сотрудничества являются добрососедские отношения сторон на государственном уровне, развитая законодательная база (рамочные соглашения о сотрудничестве, законодательное регулирование таможенных правил, отмена практики двойного налогообложения, упрощение процедуры перемещения грузов) и желание регионов участвовать в развитии сотрудничества

Проблемы сотрудничества в граничных районах

Несмотря на несовершенство федерального законодательства России в отношении приграничного сотрудничества ее регионов, на уровне муниципального и местного самоуправления, оно, так или иначе, осуществляется во всех 45 приграничных регионах.

Не налаженные добрососедские отношения со странами Балтии не дают возможности для широкого развития приграничного сотрудничества на региональном уровне, хотя его необходимость остро ощущается населением приграничных районов.

Сегодня на границе с Эстонией для приграничного населения применяется упрощенный порядок пересечения границы. Но с 1 января 2004 года Эстония перешла на жесткий визовый режим, установленный Шенгенским соглашением. Латвия отказалась от упрощенного порядка еще в марте 2001 года.

Что касается регионального сотрудничества, то еще в июле 1996 года в Пылве (Эстония) был создан Совет по сотрудничеству приграничных регионов, вкоторый вошли представители Выруского и Пылвского уездов Эстонии, Алуксненского и Балвского районов Латвии, а также Палкинского, Печерского и Псковского районов Псковской области. Основными задачами Совета являются разработка совместной стратегии приграничного сотрудничества и реализация проектов в вопросах совершенствования инфраструктуры и охраны окружающей среды. На территории Псковской области действует более двухсот предприятий с участием эстонского и латвийского капитала.

Литва ввела визы для граждан России, следующих транзитом через ее территорию. Это решение затрагивает интересы жителей российского полуанклава, Калининградской области. Экономические проблемы у области могут возникнуть также из-за введения визового режима со стороны Польши. Большие надежды на решение визовых вопросов власти Калининградского региона связывают с только что ратифицированной Россией Европейской рамочной конвенцией о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей.

На договорной основе Калининградская область взаимодействует с семью воеводствами Польши, четырьмя уездами Литвы и округом Борнхольм (Дания).

В 1998 году область присоединилась к многостороннему приграничному сотрудничеству в рамках еврорегиона «Балтика», а три ее муниципальных образования - к работе по созданию еврорегиона «Сауле» (с участием Литвы и Латвии). Во второй половине 90-х годов подписан ряд соглашений по линии межрегионального сотрудничества Калининградской области и Клайпедского, Паневежисского, Каунасского, Мариямпольского уездов Литвы.

Довольно напряженные отношения установились в кавказском регионе России и Грузии. В 2000 году были введены ограничения по перемещению между Грузией и Россией, что ощутимо ударило по жителям обеих республик Осетии. Сегодня на региональном уровне районы Северной Осетии установили приграничные связи с Казбекским районом Грузии, с августа 2001 года их жители могут пересекать границу без оформления виз.

Ситуация на дагестанском участке границы обстоит лучше: в 1998 году усилиями правительства Дагестана были сняты ограничения по пересечению государственной границы России с Азербайджаном, что способствовало снижению напряженности и активизации хозяйственных связей. Во исполнение межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Дагестаном и Азербайджаном подготовлено отраслевое соглашение - о сотрудничестве в агропромышленном комплексе.

Расширение сотрудничества соседних регионов Казахстана и России связывается с вопросами окончания процессов делимитации и демаркации границ. Например Алтайский край активно сотрудничает с Китаем, Монголией и среднеазиатскими республиками СНГ (Казахстан, Узбекистан, Киргизия и Таджикистан). Основные партнеры в приграничном сотрудничестве Алтайского края - Восточно-Казахстанская и Павлодарская области Республики Казахстан. Объем внешнеторгового оборота Алтая с Казахстаном составляет около трети всего внешнеторгового оборота края. В качестве необходимой правовой базы для развития такого рода приграничного сотрудничества Россией рассматриваются двусторонние Соглашения о сотрудничестве между администрацией края и регионами Казахстана.

Характер приграничных связей РФ с Монголией определяется неразвитостью западных аймаков Монголии. В торговле с Монголией преобладают мелкие контракты. Перспективное направление в приграничном сотрудничестве России с Монголией - освоение месторождений рудных ископаемых, разведанных на западе страны. В случае реализации проектов прямого транспортного сообщения, возможного строительства газопровода между Россией и Китаем через Монголию создадутся необходимые энергетические и инфраструктурные условия для участия сибирских регионов в освоении сырьевых ресурсов Монголии. Этапом в развитии отношений стало открытие в феврале 2002 года Генерального консульства Монголии в Кызыле.

На приграничное сотрудничество регионов России и Японии влияет интерес японской стороны к островам Южной Курильской гряды. В 2000 году на государственном уровне была подписана «Программа японо-российского сотрудничества в области развития совместной хозяйственной деятельности на островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи».

Бывшие жители островов и члены их семей - японские граждане могут посещать острова по упрощенному визовому режиму. Уже много лет существуют безвизовые обмены между сторонами. МИДом Японии организуются курсы японского языка.

Объективные сложности связаны с тем, что японцы не признают острова российскими. Помощь японской стороны в строительстве электростанций иполиклиник можно рассматривать как акт доброй воли, а не как сотрудничество равноправных сторон.

Наиболее активными в развитии сотрудничества являются северо-западное и юго-восточное направления - «старые» приграничные регионы.

Сотрудничество в российско-финляндском пограничном регионе

Мурманская и Ленинградская области, Республика Карелия - участники приграничного сотрудничества с регионами финской стороны. Существует несколько программ сотрудничества: программа Совета министров Северных стран, программа Интеррег и Северное Измерение. Основополагающими документами являются Договоры об установлении дружественных связей между регионами и двусторонние планы сотрудничества.

В 1998 году на международном семинаре «Внешние границы ЕС - мягкие границы» в Йоэнсуу (Финляндия) правительство Республики Карелия предложило создать еврорегион «Карелия». Идея была поддержана лидерами приграничных региональных союзов и одобрена на высшем уровне обоих государств в том же году.

Цель проекта - создание новой модели трансграничного сотрудничества между региональными союзами Финляндии и Республикой Карелией. Задача - снятие барьеров, существующих в сотрудничестве между территориями, в первую очередь, развитие общения между жителями сопредельных регионов.

В структуре экономики еврорегиона «Карелия» основной отраслью является сфера услуг, как на территории финляндских региональных союзов, так и в Республике Карелия (по меньшей мере две трети работающего населения заняты в этой сфере). Вторыми по величине отраслями идут промышленность и строительство, затем сельское и лесное хозяйство.

Слабыми сторонами российской части региона, которые могут негативно повлиять на сотрудничество и должны непременно учитываться при тесном взаимодействии с финской стороной, являются сырьевая направленность промышленности, слабое развитие коммуникаций, локальные экологические проблемы и низкий уровень жизни.

В октябре 2000 года Карелия приняла «Программу приграничного сотрудничества Республики Карелия на 2001–2006 годы».

Правительство Финляндии одобрило и направило в ЕС Программу «Интеррег-III A-Карелия» на территории Финляндии. Тогда же, в2000году, была одобрена общая Программа действий на 2001–2006 годы и план работы на следующий год, в соответствии с которым для реализации намечено 9 приоритетных проектов. В их числе строительство Международного автомобильного пропускного пункта, развитие научного сотрудничества, развитие пограничных территорий Беломорской Карелии.

В январе 2001 года деятельность еврорегиона получила поддержку по линии программы ЕС Тасис - Еврокомиссия выделила 160 тысяч евро на проект еврорегион «Карелия».

На российско-финской границе существует упрощенный визовый режим.

Сотрудничество в российско-китайском пограничном регионе

Приграничное сотрудничество на российско-китайском участке границы имеет многовековую историю.

Юридической базой для межрегиональных связей является подписанное10 ноября 1997 года Соглашение между правительствами РФ и КНР о принципах сотрудничества между субъектами России и провинциями, автономными районами и городами центрального подчинения КНР. Развитию приграничной торговли способствуют значительные льготы, предоставляемые Китаем ее участникам (снижение импортного тарифа на 50 процентов).

В 1992 году Госсовет КНР объявил четыре сопредельных с Россией города (Маньчжурия, Хэйхэ, Суйфэньхэ и Хуньчунь) «городами приграничного сотрудничества». С этого времени китайская сторона активно ставит вопрос о совместных «зонах свободной торговли» на границе в районе основных пунктов пропуска.

В 1992 году был введен упрощенный порядок пересечения китайско-российской границы.

В конце ноября 1996 года открылись китайские торговые комплексы на границе, куда по спецпропускам доставляются российские граждане (списки составляются местной администрацией).

Для облегчения индивидуальной коммерческой деятельности жителей приграничных районов России в феврале1998 года путем обмена нотами заключено российско-китайское Соглашение об организации упрощенного пропуска российских граждан в китайские части торговых комплексов.

1 января 1999 года вступило в силу Положение о новых правилах регулирования приграничной торговли, в частности, жителям приграничных районов разрешается беспошлинно ввозить в Китай товары на три тысячи юаней (ранее - на одну тысячу).

Среди перспективных проектов - развитие сотрудничества в области лесопромышленного комплекса, строительства инфраструктурных объектов, строительства трубопроводных сетей по межгосударственным проектам и т. д.

Сотрудничество между приграничными регионами России и Китая развивается и по линии программ ЮНИДО, ПРООН. Наиболее известным является региональный проект ПРООН развития экономического сотрудничества в районе бассейна реки Туманная (Tumen River Area Development Program) с участием России, Китая, КНДР, Республики Корея и Монголии. Основные направления сотрудничества - развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры.

В прошлом году два крупнейших банка сторон Внешторгбанк России и Промышленно-торговый банк Китая заключили соглашение о расчетах по приграничной торговле двух стран. Соглашение предполагает возможность проведения двусторонних расчетов по приграничной торговле в течение одного дня на базе взаимно установленных кредитных линий.

На государственном уровне проводится политика культурного сближения стран-соседей: в Хабаровске открыто Генеральное консульство КНР, в средних и высших учебных заведениях преподается китайский язык, проводятся фестивали, научные конференции, двусторонние встречи региональных властей и экономических партнеров.

Основной проблемой региона является опасение российской стороны демографического давления со стороны китайского населения. Плотность заселения приграничных районов с российской стороны крайне низка в абсолютных и относительных значениях по сравнению с плотностью заселения китайской стороны.

Из истории взаимоотношений приграничного населения

Российско-китайский и российско-корейский участки границы.

Хозяйственно-экономическая деятельность и торговля на границе Китая и Российской империи регулировалась следующими основными документами:

  • Айгуньский договор - разрешал взаимную пограничную торговлю проживающих по рекам Уссури, Амуру и Сунгари подданным обоих государств.
  • Пекинский договор - разрешал свободную и беспошлинную меновую торговлю на протяжении всей приграничной линии подданным России и Китая.
  • «Правила для сухопутной торговли между Россией и Китаем», подписанные на правительственном уровне в 1862 году на 3 года и подтвержденные затем в1869году, установили беспошлинную торговлю на расстоянии 50 верст по обе стороны русско-китайской границы.
  • Петербургский договор 1881 года подтвердил все статьи о «Правилах русско-китайской торговли на Дальнем Востоке», которые были зафиксированы в прежних договорах.

К концу XIX века приграничная сухопутная торговля являлась основной формой экономических отношений русского населения Дальнего Востока и Маньчжурии. Она, особенно в начальный период освоения края, играла исключительно важную роль. Первые поселенцы нуждались в самых насущных предметах личного и хозяйственного обихода. Казаки получали из Маньчжурии табак, чай, просо, хлеб, сбывая, в свою очередь, сукно, ткани. Китайцы охотно приобретали меха, посуду, серебро в монетах и изделиях.

Торговый оборот русского Дальнего Востока с Маньчжурией в 1893–1895 годах составлял 3 миллиона рублей и распределялся соответственно по областям: Амурская - один миллион рублей, Приморская - 1,5–2 миллиона рублей, Забайкальская - не более 0,1 миллиона рублей.

Установленный в приграничной полосе режим порто-франко (режим беспошлинной торговли), наряду с положительными моментами способствовал развитию контрабанды, которую китайские купцы широко использовали в своей деятельности. Ежегодно контрабандная утечка золота в Маньчжурию в конце XIX века равнялась100 пудам (что составляло 1 344 тысячи рублей). Стоимость контрабандного вывоза пушнины и других товаров (кроме золота) равняласьприблизительно 1,5–2 миллионам рублей. А на территорию Дальнего Востока из Маньчжурии контрабандой доставлялась китайская водка ханшин и опиум. В Приморскую область основной ввоз шел по реке Сунгари. Например, в 1645 году в Приморскую область было завезено 4 тысячи пудов опиума на сумму до 800 тысяч рублей. Контрабанда спирта из Приамурья в Китай в 1909–1910 годы оценивалась приблизительно в 4 миллиона рублей.

В 1913 году Российское правительство продлило Петербургский договор (1881) на 10 лет, исключив статью, предусматривающую беспошлинную торговлю в пределах 50-верстной приграничной полосы.

Помимо приграничной торговли казаки сдавали в аренду китайцам и корейцам земельные паи. Происходило взаимовлияние земледельческих культур китайцев, корейцев и русских. Казаки научились выращивать сою, бахчевые культуры, кукурузу. Китайцы использовали казачьи мельницы для помола зерна. Еще одна форма сотрудничества - наем в казачьи хозяйства китайских и корейских сельскохозяйственных работников, особенно в сезонные периоды с/х работ. Отношения между хозяевами и работниками были хорошие, бедные китайцы охотно использовали возможности для заработков в казачьих хозяйствах. Это тоже формировало добрососедские отношения по обе стороны границы.

Казаки, проживавшие на границе, имели крепкие, экономически развитые войсковые, станичные и поселковые хозяйства, хорошо налаженные хозяйственные, торговые и культурные связи с населением сопредельной территории, что позитивно сказывалось и на общей обстановке в русско-китайском приграничье, и на самой границе. Многие уссурийские и амурские казаки хорошо говорили на китайском языке.

Добрососедские отношения проявлялись в совместном праздновании русских, православных и китайских праздников. Китайцы приходили в гости к своим знакомым казакам, казаки ходили праздновать китайский Новый год. Особых проблем с посещением знакомых на сопредельной стороне не было, граница в этом плане была больше условной, все посещения были под контролем казачьего населения и местного начальства.

Конечно, на местном уровне возникали и конфликты. Известны случаи воровства скота, сена, использования сенокосных угодий другой стороной. Отмечались случаи контрабандного провоза спирта казаками на сопредельную территорию и сбыта его через своих знакомых. Нередко возникали споры по рыбной ловле на реке Уссури, озере Ханка. Конфликты разбирались атаманами и станичными правлениями или через пограничного комиссара Южно-Уссурийского края.

Все данные о протяженности государственной границы по информации Федеральной пограничной службы РФ.

Общая оценка материала: 5

АНАЛОГИЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (ПО МЕТКАМ):

Северное ожерелье. По рекам и озерам северо-запада России