» »

Софийский собор 1037.  Софийский Собор - История. Паломнические поездки к Софийскому собору в г. Киев

28.01.2024

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 44 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывание святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

В центре столицы Украины, в городе Киеве, находится архитектурно-исторический заповедник София Киевская. Территория его составляет 5 гектаров земли. Там размещен и памятник отечественного зодчества XI-XVIII веков. Среди них особенно выделяют всемирный памятник архитектуры и монументальной живописи XI века Софийский собор. Он величественно находится в центре архитектурного ансамбля. Строительство Софийского собора в Киеве припало на период расцвета Киевской Руси, колыбели трех народов: белорусского, украинского, русского.

История сооружения Софии Киевской

Наибольшего развития государство достигло за время правления Владимира Святославовича, а также его сына Ярослава Мудрого. В 988 году в Киевской Руси было введено христианство. Это укрепило и дало новый толчок для развития отношений с Византией и прочими европейскими государствами.

Сразу после этого началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. Для их сооружения использовались самые новые достижения эпохи, привлекались лучшие строители и художники. Стены украшались каменной резьбой, разнообразными произведениями искусства, настенными росписями. Именно в тот момент и был воздвигнут Софийский собор — митрополичий храм, который стал основным монументальным строением города.

Точной даты строительства в летописях не указано, но известно, что это было между 20-30-ми годами 11 века. Вокруг Софийского собора находилось большое количество различных храмов, дворцов, жилищ горожан. До наших же дней дошли только руины Золотых Ворот и Софийский собор. Название пошло от греческого слова «София», что означает мудрость. В нем проводили церемонию «посадки» князей на престол, а также прием иностранных послов.

Под его стенами проводили народное вече. Со временем тут была основана первая библиотека. За свое существование она не раз потерпела от грабежей, пожаров, ремонтов, разрушений. Самое сложное время было во время набегов хана Батыя. Часть архитектуры города была разрушена, а собор уцелел и был действующим храмом.

Все последующие года храм то разрушали, то реставрировали и восстанавливали. Но с каждым разом он обретал какую-то неповторимую красоту.

Внутреннее убранство храма

Внутренняя архитектура Софийского собора в Киеве практически не изменилась с 11 века. Очень хорошо передал впечатление от интерьера советский историк Греков. Он сказал, что как только Вы попали в собор, то сразу попадаете во власть его великолепия и грандиозности.

Поражает величественный размер внутреннего помещения, четкие пропорции, а фрески и мозаики Софийского собора в Киеве поразят Вас своим совершенством, над всем этим трудилось большое количество известных мастеров:

  • Фресками называют росписи водяными красками по сырой штукатурке. Они украшали хоры, галереи и башни. Во время ремонта они частично обновлялись клеевой краской. Со временем поврежденные были оштукатурены и забелены.
  • Мозаика украшает главный алтарь и купол собора. Все части мозаики, которые сохранились – это оригиналы 11 века. Основной фон, на котором выполнены мозаики – золотой. Ему характерен перелив красок, яркость и насыщенность тонов. Каждый раз при проведении реставрационных работ, проводят очищение от грязи и укрепляют места отслоения.

Как добраться

Адрес Софийского собора в Киеве: улица Владимирская 24.

Доехать до него можно несколькими вариантами:

  1. Выйти на станции метро «Золотые ворота» и пройти пешком вверх по улице до Софиевской площади.
  2. Выйти из метро на станции «Майдан Независимости» и немного пройти вверх по улице Софиевской до собора.

Софийские соборы в Киеве и Новгороде относятся к тем храмам, которые строились на Руси только в 11 веке. также к ним относят собор в Полоцке. Так как таких памяток архитектуры осталось немного, то их обязательно стоит посетить. Не зря говорят, что Софийский собор считают жемчужиной архитектуры.

Храни Вас Господь!

Знаменитая София Киевская — главный храм Киевской Руси, заложенный князем Ярославом Мудрым в 1037 году, переживший столетия и дошедший до нашего времени.

По преданию храм был возведен именно на том месте, где князь одержал победу над язычниками печенегами. Более десяти лет строили и украшали здание византийские и местные мастера. София Киевская стала главным храмом страны — здесь Ярослав основал первую на Руси библиотеку, здесь велась летопись, переписывание и перевод книг, проводились церемонии восхождения князей на киевский престол, приемы послов, тут находились усыпальницы великих князей. В XI-XIII веках собор неоднократно разорялся — половцами, печенегами, а особенно сокрушительному разрушению собор подвергся при захвате Киева в 1240 году татаро-монголами хана Батыя. Храм был разрушен, но не уничтожен — войска Батыя пощадили его дивную красоту.

Угроза разрушения нависла над древним храмовым комплексом в XX столетии. В начале 1930-х годов советская власть приняла решение об уничтожении Софии, лишь вмешательство Франции, которая помнила о том, что королева Анна (жена Генриха I) была дочерью основателя храма Ярослава Мудрого, не позволило уничтожить эту реликвию. Коммунисты побоялись международного скандала — так появился основанный в 1934 году Софийский музей-заповедник, здесь были начаты научно-исследовательские и реставрационные работы.
Софийский собор первоначально представлял собой грандиозное 13-купольное сооружение. Крестово-купольный храм имеет 5 нефов и окружен с юга, запада и севера двойным рядом галерей. С запада размещены хоры для великокняжеской семьи, на которые можно попасть через две лестничные башни, примыкающие к западному фасаду.

Собор сложен в византийской технике из чередующихся рядов камня и плинфы (широких, тонких кирпичей), снаружи кладка была покрыта раствором-цемянкой. Для того чтобы можно было представить исходный облик собора, на фасадах реставраторами оставлены участки раскрытой древней кладки.

Длина собора без галерей 29,5 м, ширина — 29,3; с галереями: 41,7 и 54,6. Высота до вершины главного купола 28,6 м, величина центрального подкупольного квадрата 7,6 м.
В результате реставраций и перестроек XVII—XVIII веков собор существенно изменил свой облик. Наружные галереи были надстроены, появились новые приделы, увенчанные дополнительными куполами (всего сейчас их 19). Собор был побелен. Древняя полусферическая форма глав была заменена на характерную для украинского барокко высокую грушевидную форму.

В интерьере Софийского собора господствует хорошо освещённое центральное подкупольное пространство, имеющее форму креста. Восточная его ветвь заканчивается главной апсидой, а боковые отделены от боковых нефов двухъярусными трехпролётными аркадами. Третьей такой же аркадой заканчивалась и западная ветвь подкупольного креста. Западная аркада не сохранилась, так как была разобрана при ремонте собора. Столпы собора имеют в сечении крестообразную форму. Боковые нефы собора и всю его западную часть занимают обширные хоры, соединяющиеся со вторым этажом галереей. Многочисленные купола собора на прорезанных окнами барабанах дают хорам хорошее освещение.

Мозаики и фрески Софийского собора были созданы в середине XI века специально приглашенными Ярославом Мудрым из Константинополя византийскими мастерами. Христианские сюжеты развернутые на стенах собора были призваны просветить неграмотных людей из языческой, в недавнем прошлом страны. На стенах храма изображены сцены из жизни Христа и Богородицы, апостолов Петра и Павла, Георгия Победоносца, покровителя Киева — архистратига Михаила и многих православных святых.

София неоднократно горела, перестраивалась, в XV-XVI веках стояла вообще без крыши — все это пагубным образом сказалось на фресках. До наших дней из 5000 м² фресок созданных в XI веке уцелело чуть более двух тысяч. В конце XVII века старинные фрески были забелены известью и были вновь случайно обнаружены в 1843 году когда отвалился кусок штукатурки. Однако расчистка стен велась непрофессионально и рабочие кое-где удалили и фресковую роспись.

Главной светской композицией собора был групповой портрет семьи Ярослава Мудрого, написанный на трех стенах центрального нефа, против главного алтаря. Он представлял собой парадный выход князя, его жены Ирины, дочерей — будущих королев Франции, Норвегии, Венгрии — и сыновей, ставших известными политическими деятелями Древнерусского государства второй половины XI века. Сам Ярослав Мудрый был изображен с макетом заложенной им Софии Киевской. От этой огромной композиции частично уцелели только портреты сыновей и дочерей князя.

Уникальный ансамбль фресок светского содержания сохранился на стенах и столбах двух лестничных башен — княжеского хода на "полати" (хоры). Это разнообразные сцены охоты, фигуры акробатов, музыкантов, танцоров, борцов, всадников и т. п. Большое место занимает композиция "Ипподром" в южной башне собора. Здесь представлены четверки лошадей, готовых к состязаниям, распорядители, дающие сигнал к началу скачек, мчащиеся колесницы и ложи на ипподроме, где присутствуют византийский император и его свита, многочисленные гости.

Фрески — интереснейший источник сведений о жизни княжеского двора, о различных сторонах тогдашнего быта. Они являются единственным сохранившимся собранием бытовой монументальной живописи времен Древнерусского государства Киевская Русь.

Мозаики первоначально занимали огромную площадь, однако сохранилась лишь их третья часть. Все мозаики Софийского собора выполнены на сияющем золотом фоне. Им присущи богатство красок, яркость и насыщенность тонов. Мозаичная палитра насчитывает 177 оттенков. Синий цвет состоит 21 оттенков, зеленый из 34, желтый из 23, красный из 19, золотой из 25, серебряный из 9, что свидетельствует о высоком профессиональном уровне мастеров. Кусочки смальты ставились под разным наклоном таким образом, что лучи света, на них падающие, отражались под различными углами и создавали искрящуюся, светоносную поверхность что придает мозаикам собора особорую выразительность. Смальта изготовлена из стекла, окрашенного в разные цвета добавлением солей и окислов металлов. Изображения выполнены непосредственно на стене путем вдавливания в сырую штукатурку кубиков смальты, размеры которых в среднем около 1 куб. см. В наборе лиц часто встречаются мелкие кубики - около 0,25 куб. см. Основа под мозаиками трехслойная, общая толщина ее 4 - 6 см. Кроме смальты, использованы кубики из природного камня.

В зените центрального купола в медальоне диаметром 4,1 м,— огромное поясное изображение Христа-Вседержителя. Вокруг медальона были расположены четыре архангела. Сохранилась лишь одна мозаичная фигура в голубом одеянии, а три остальные дописаны маслом в 1884 году М. А. Врубелем.


Замечательный ансамбль мозаик украшает главный алтарь. Взгляд входящего в собор приковывает величественная монументальная фигура молящейся богоматери — Оранты (премудрость Божия), известная под именем «Нерушимая стена». Высота ее - около 6 метров. Многие века в народе существует поверье, что доколе не разрушится «Нерушимая стена», стоять и Киеву. Сочетание синего цвета ее одеяния и теплого золотого фона является основным принципом колористического замысла живописного убранства собора.

Из двенадцати изображений апостолов в рост, помещенных в простенках светового барабана, уцелела только верхняя часть мозаичной фигуры Павла. Ниже, на сферических парусах, поддерживающих центральный купол собора — четыре евангелиста (полностью сохранилось лишь изображение Марка).

На подпружных арках уцелело пятнадцать мозаичных медальонов с изображениями севастийских мучеников.

На двух столбах восточной арки размещена мозаичная сцена "Благовещение".

Мозаики главного алтаря, предалтарных колонн и главного купола — шедевр искусства.
В архитектурный комплекс Софийского собора входит колокольня, дом митрополита, бурса, трапезная, южная въездная башня, западные ворота, братский корпус, кельи и консистория.
Колокольня Софийского собора была построена по заказу гетмана Мазепы.
Высота - 76 м. 1699-1706 - трехъярусная, в 1744-48 - разобрана и перестроена, арх. И.Г. Шедель, в 1851-1852 - достройка четвертого яруса, арх. П.И. Спарро.

До сегодняшнего дня сохранился колокол, отлитый в 1705 году также по его заказу, который находится на втором этаже колокольни и носит название «Мазепа».


Это самый большой из сохранившихся старинных бронзовых колоколов Украины. Вес колокола 13 т, его диаметр — 1,55 м, высота — 1,25 м. Высота самой короны — 0,28 м. Колокол покрыт пышным орнаментом с изображением ангелочков. На колоколе отлит герб гетмана Мазепы и надпись, что этот колокол отлит «иждевением ясновельможного гетмана Иоанна Мазепы».
Комплекс зданий Софии Киевской включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор и поныне сохраняет статус историко-культурного музея-заповедника. В соборе изредка совершались богослужения, в 1990-х годах здесь проводились богослужения Украинской автокефальной церкви. Власти не решились передать собор УАПЦ Киевского патриархата, но и канонической УПЦ собор тоже не был передан.

Софийский собор – выдающийся храмовый комплекс XI века в Киеве, исторический памятник-музей, в состав которого входят: Колокольня XVIII столетия, Дом Митрополита, бурса (школа), Брама Зборовского и сам древний храм. Кроме того, он находится рядом с самыми престижными гостиницами Киева .

История

Этот красивейший памятник ведет свою историю от XI века. София была вторым каменным сооружением Киева, она была возведена Ярославом, сыном князя Владимира. Строительство началось в 1037 году, продлилось сравнительно недолго – всего 3 года, в результате чего на перекрестке четырех ведущих дорог появился величественный храм в византийском стиле.

Софийский собор был задуман не только как религиозный центр, но также культурный и общественный. Помимо того, что в течении двух веков он был домом для митрополита Всея Руси, в нем также принимали посольские делегации, а также основали бурсу – школу для детей, где обучали грамоте и Закону Божьему.

На протяжении веков храм не раз подвергался разрушению, разграблению и страдал от пожаров. В 1169 не пожалел Софию Андрей Боголюбский, а в 1240 году – Батый. В 1280 году собор горел. С 1497 по 1630-ые история Софии была бесславной: после очередного разорения татарами храм долго был недействующим, и только в середине XII века митрополит Петр Могила вернул храм в лоно православной церкви.

В советские годы храм не действовал, и только ближе к концу XX века начались работы по реставрации и превращению его в музейно-храмовый комплекс: были расчищены сотни фресок, мозаика, восстановили внутреннее убранство. Сейчас собор ежегодно принимает тысячи туристов, которые могут увидеть монументальный собор в первозданном виде.

Киевская София: а знаете ли вы, что..?

Существует множество интересных фактов:

  • сейчас София белого цвета, но древние мастера не штукатурили ее;
  • собор в Киеве – один из трех мировых Софий («мудрость» в переводе с греческого). Один собор находится в Полоцке (Беларусь), второй - в Стамбуле, ныне он не действует;
  • все Софии, в том числе, киевская, являются памятниками мирового наследия, охраняемые Unesco;
  • когда-то в соборе стояли саркофаги видных политических деятелей Руси: Владимира Мономаха, Ярослава Мудрого и других;
  • святая София стала местом, где была основана Ярославом Мудрым первая древняя библиотека княжества.
  • когда был открыт и очищен медальон купола, стало понятно, что окружающие Христа-Вседержителя четыре архангела почти не сохранились («спасся» только один в голубой одежде). Остальные написал великий русский художник Врубель в 1884 году. Это не единственный храм, где есть работы кисти этого мастера.

Святая София: информация для туристов

Софийский собор, как и Киево-Печерская Лавра , является красивейшим музейно-храмовым комплексом, вход на территорию которого платный, как и на любую другую экспозицию.

Ежегодно множество людей прибывают в Киев, чтобы увидеть настоящие сокровища храма, бережно восстановленные для потомков в их первозданном виде. Это не только 260 квадратных метров смальтовой мозаики и почти 3000 квадратных метров фресок, воссозданных талантливыми мастерами XIX-XX веков, но также и уникальная мозаика Богоматери Оранты. В картине собраны кусочки смальты, имеющие 177 оттенка. Она интересна тем, что это одно из немногих изображений Божьей Матери без младенца, в молитвенной позе с простертыми вверх руками.

Софийский собор в Киеве (Украина) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Предыдущая фотография Следующая фотография

Софийский собор в Киеве - храм, в котором богослужения проводятся по графику. Один из символов украинской столицы фактически стал музеем. Молиться Богу здесь можно только в строго отведенные дни. Остальное время отведено для туристов и простых зевак.

История создания

Приказ о строительстве собора отдал в 11 веке Ярослав Мудрый. Одна из версий гласит, что возведение храма было связано с приездом в город митрополита Феопемпта - будущий предстоятель русской церкви, грек, переезжал из Константинополя.

Изначально собор представлял собой 13-купольное сооружение, к которому через несколько веков добавили еще 6 глав. А к 17 веку здание реконструировали в стиле украинского барокко.

На протяжении десяти веков своего существования собор не раз подвергался нападкам захватчиков. В 13 веке он пережил нашествие Батыя - его орды разрушили чуть ли не все здание и вынесли драгоценную утварь. Два века спустя храм грабили уже крымские татары, убившие митрополита Киевского святого Макария.

В 14 веке уже добивали собор униаты. В храме к этому времени уже прекратились богослужения, а само здание держалось, как говорится, на честном слове. Ключевую роль в восстановлении собора сыграл Митрополит Петр, который в 1633 году привлек к работам итальянского архитектора Октавиано Манчини. Конец 17 века стал временем окончательного возвращения Софийского собора, когда были восстановлены иконы, фрески, а само здание приобретает главы грушевидной формы и украшенные лепниной стены.

Октябрьская революция напрямую повлияла на Софийский собор. До 1917 года он оставался кафедральным собором митрополитов Киевских и Галицких, а с наступлением советского режима здесь началась настоящая борьба за власть - кто из митрополитов может называть себя настоящим. Раскол в церкви мог привести к расколу в обществе, поэтому собор решили быстро закрыть и превратить его в музей-заповедник.

После выхода Украины из состава Советского Союза в соборе возобновились богослужения. Однако вскоре здание попало в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, в соответствии с которым в храме были запрещены все службы. Исключения составляют только некоторые религиозные праздники.

Архитектура и интерьер

Софийский собор знаменит своей архитектурой и интерьером. Изначально он строился как главный храм Руси, поэтому очень сложно найти аналогичные здания, например, в Византии. Хотя строители были выписаны прямо из Константинополя.

С точки зрения символики высокий купол храма напоминает прихожанам об Иисусе Христе. Двенадцать небольших куполов - об апостолах, а четыре из них символизируют евангелистов, которые проповедовали учение Христа.

Центральное подкупольное пространство собора выполнено в форме креста. Такую же - крестообразную форму - имеют в сечении столпы собора. Для хоров здесь было создано прекрасное освещение - знать очень любила слушать богослужения.

Сегодня в Софийском соборе можно увидеть мозаику, которая сохранилась с 11 века. Палитрой более чем в 170 оттенков, она украшает центральный купол, арки, столпы.

Самая известная мозаика называется Богородица «Нерушимая стена». Она находится в сводчатой части центральной алтарной апсиды и изображает причащение апостолов Христом.

Также собор богат фресками, на которых изображены различные сцены из Библии - детство Богоматери, деяния апостолов, житие и образы святых, сцены страстей Христовых и многие другие.

Собор святой Софии в Киеве

Альтернативная версия создания собора

Ученые из 12 стран весной 2012 года заявили о том, что Софийский собор был построен на 26 лет раньше, чем гласит официальная версия. Новая дата - ориентировочно 1011 год - была зашифрована в настенных надписях. Соответственно, основателем собора не может быть Ярослав Мудрый.

Исследование костей, которые находились в саркофаге великого князя, показали, что они принадлежат женщине. Куда делись останки Ярослава Мудрого, неизвестно. По одной из версий, они хранятся в Бруклинской церкви.

Адрес: ул. Владимирская, д. 24

ЛАИШЕВСКИЙ ПРИХОД

История

Лаишевский приход теснейшим образом связан с двумя храмами - Софийским собором и Троицкой церковью - судьба которых, во многом трагичная, повторяет судьбу большинства церквей и монастырей России. Условно в истории Лаишевского прихода можно выделить дореволюционный, послереволюционный и современный периоды. Этого условного деления будем придерживаться при изложении материала.

Софийский собор (1767-1917)

Первое каменное зданиесобора во имя Премудрости Божией Софии было построено в 1767 году к предполагаемому приезду в Лаишево императрицы Екатерины II. К середине XIX столетия Софийский собор сильно обветшал, поэтому в 1853 году был разобран. В 1870 году было завершено строительство и 20 августа состоялось освящение нового каменного пятипрестольного одноименного собора. В помещении главного храма были приделы: Святой Екатерины и Пророка Ильи - освещены в 1895 году. В холодной трапезной были приделы: Николая Чудотворца и Казанской Божьей Матери - освящены соответственно в 1855 и 1858 гг. Над западным входом в храм была возведена массивная колокольня. После ремонта в 1899 году разобрана внутренняя арка, центральный объем соединен с трапезной. В подвалах устроены два калорифера для отопления собора. В 1901 году были перестроены пять барабанов и глав на центральном объеме храма.

Софийский собор (1767-1917)


Софийский собор представляет собой массивное здание с последовательным размещением четырех объемов (Три полукруглых апсиды, центральный кубический объем, прямоугольная одноэтажная трапезная, нижний ярус колокольни) на оси восток-запад. Храмовая часть церкви - массивный куб с тремя полуциркульными апсидами.


Большая протяженная трапезная - одноэтажная. Нижний кубический ярус колокольни вплотную примыкает к трапезной. Окна трапезной части и входы имеют арочную форму и оформлены валиками. Окна апсид, трапезной, нижней части колокольни и дверные проемы - прямоугольной формы. Стены храма расчленены плоскими и обработанными рустом лопатками. Карнизы небольшого выноса, под ним широкий пояс.


Наиболее богато декорирован нижний ярус колокольни, под карнизом идет ряд кокошников. Декоративное оформление выполнено в стиле эклектики, с использованием элементов русского теремного зодчества XVII в. Главный западный вход обрамлен профилированными пилястрами, поддерживающими карниз. Окна на запад оформлены романскими полуколоннами, на которые опираются треугольные карнизики. По западному фасаду также протянут аркатурный пояс с арочными окнами в нем, выше - две арочные ниши в окаймлении сгруппированных по три опоясанных полуколонок и встроенных кокошников. В интерьере стены были расписаны известным мордовским художником-скульптором С. Эрзьей (С.Д. Нефедовым).

К собору были приписаны три каменных часовни: первая - у южной стены храма, построенная в 1735 году (перестройка в 1867 году) богомольцем Т. Яковлевым над гробницей "убиенного схимонаха Варсонофия", особенно почитавшегося лаишевцами, вторая -в виде молитвенного дома (на прежней Базарной площади), построенная в 1875 году в ознаменование 25-летия царствования императора Александра II; третья - в виде усыпальницы, на кладбище.

Среди наиболее чтимых святынь, находившихся в соборе -икона Казанской Божьей Матери "в ризе украшенной жемчугом и драгоценными камнями и на ней чеканные письмена".

В приходе Софийского собора в начале XX столетия насчитывалось 513 дворов, с населением 2709 чел. Долгие годы настоятелем собора был священник Иосиф Андреевич Богданов (родился в 1774 году). До 1800 года он служил в Никольской городской церкви и в Иоанно-Предтеченском женском монастыре Свияжска, затем переведен в Софийский собор Лаишева, где в 1803 году был возведен в сан протоиерея - и служил до 1842 года. Священник Александр Львович Высотский (родился в 1801 году) окончил Московскую Духовную Академию служил Ректором Чебоксарского Духовного училища (с 1834 года), в Софийском соборе с ноября 1841 года. Протоиерей Василий Семенович Вельский (родился в 1850 году в Самаре) окончил Уфимскую Духовную семинарию, в Софийский с обор был направлен настоятелем в октябре 1874 года, состоял гласным Лаишевского уездного земского собрания. Последний настоятель собора Святой Софии - Леонид Евстафьевич Скворцов (родился в 1878 году). Он окончил Казанскую Духовную семинарию, в 1906 году стал настоятелем собора.

Троицкая церковь (1911-1917)

7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская общежительская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин.

Церковь Святой Троицы - главный храм монастыря. В 1888 году губернским архитектором Федором Николаевичем Малиновским был подготовлен (по типовым разработкам) проект этого храма. Вероятно, прототипом Троицкой церкви стал Морской собор в г. Кронштадте. По архитектуре почти совпадает с Богородице-Скорбященской церковью в Свияжске. В1901 году закладывается фундамент (блоками по 20 пудов). Подрядные работы выполнял мастер Захаров. На вспомогательных работах использовался труд монахинь. На завершающей стадии строительства - при возведении барабана церкви «49 монахинь (подносили кирпичи) рухнули вниз вместе с лесами, 17 тут же скончались... захоронены в черте собора». В 1905 году строительство завершено. В1911 году были закончены отделочные работы. Весной 1912 года состоялось освящение Троицкой церкви, приуроченное к 300-летию царствования дома Романовых.

Монументальный объем храма стал существенной силуэтообразующей доминантой в архитектурной застройке Лаишева. Композиционно-пространственная структура храма представлена пирамидальным нарастанием симметрично расположенных подкупольных объемов. Относится к типу симметрично-осевых пятиглавых четырехстолпных, одноапсидных церквей. Собственно храм двусветный четверик с высоким центральным световым барабаном под сферическим куполом с маковокой на барабане и четырьмя угловыми глухими барабанами с луковичными главками. На восоточном фасаде выступают три полукруглые апсиды под конхой. С запада примыкает односветная под двускатной крышей трапезная, почти равная по ширине храму и нижнему ярусу колокольни, замыкающей ось восток-запад. Трехнефная структура храма выделена на фасадах рустованными лопатками. Арочные окна второго света храма обрамлены профилированной полочкой с килевидным завершением. Килевидным архивольтом завершены дверные порталы храма на южном и северном фасадах. Шесть прямоугольных окон трапезной на фасадах по оси разделены двумя дверями. В оформлении нижнего яруса колокольни использованы: полукруглые и треугольные аркатуры, "городковый" карниз, полубалясины, лопатки, пилястры, трехлопастные килевидные архивольты, и др.

В1909 году в монастыре, согласно штатам, пребывали: одна игуменья, семь монахинь, восемьдесят девять послушниц. Первой настоятельницей Троицкого монастыря была монахиня Чистопольского женского монастыря Анфия - находилась во главе обители в 1884-1897 гг. При ее непосредственном участии началось создание Свято-Троицкого монастыря. Вторая во времени настоятельница - игуменья Варвара (1900-1905 гг.). Монахиня Мария (Людмила Богоявленская) в должности настоятельницы с июня 1905 года по 1909 год. Последней настоятельницей была монахиня Иннокентия, определенная в Лаишевский Троицкий монастырь из Казанского Богородицкого монастыря в возрасте 56 лет (1909-1917 гг.).

Софийский собор (1917-1956)

После установления советской власти в Лаишево многих священнослужителей постигла трагическая участь. По постановлению Лаишевской ЧК 8 октября 1918 года в 8 часов утра «за подстрекательские действия, против Советское власти и оказание помощи белогвардейцам» Л.Е. Скворцов был расстрелян в алтаре храма. Пострадал и Софийский собор. Его закрыли в 1930 году. В этом же году сняли колокола. В 1956 годуСофийский собор оборудовали как кинотеатр «Заря». Верхние ярусы колокольни, барабаны и главы храма снесли.


Троицкая церковь (1917-1992)

Немногим лучшей была судьба Свято-Троицкого монастыря. Монастырь был закрыт в 1923 году. Произошло раскольничество, игуменью убили внутри храма, а 200 монахинь и послушниц выгнали на улицу. Их же обложили налогом в размере 10 рублей. Так же многие из них оказались лишенными прав голоса. В Троицкой церкви организовали Машинно-Тракторную Станцию, а кельи отдали под культурное учреждение (библиотека). Как памятник архитектуры Троицкая церковь принята на государственную охрану в 1983 году постановлением №273 Совета Министров ТАССР .

Возрождение

В настоящее время кинотеатр «Заря» (все, что осталось от бывшего храма Софийского собора) закрыт и находится в аварийном состоянии. Восстановление его требует больших затрат.

В 1992 году Троицкую церковь (с прилегающими постройками) отдали верующим.


Сразу после возвращения храма Русской Православной Церкви началось его восстановление. Были перекрыты купола храма, обновлены поврежденные фрагменты стен, выстроен каменный забор. В 2001 году президент Татарстана Минтимер Шаймиев организовал для храма пожертвования на сумму 500 тысяч рублей. На них были восстановлены четыре киота и три иконостаса. На роспись центрального иконостаса денег уже не хватило, и пришлось привлекать казанских предпринимателей.

До настоящего времени, по восстановлению Свято-Троицкого храма, была проведена очень большая работа.

В частности, в 2008 году завершилась работа по установке теплых полов в Храме.

В 2011 году были покрыты новой кровлей все купола Храма.

В начале 2012 года была установлена система стоков Храма.

Силами прихожан ведется внутреннее обновление Храма.