» »

Торпедный катер комсомолец. Торпедный катер пр.123, шифр «Комсомолец. Тактико-технические характеристики торпедных катеров «Комсомолец»

13.01.2024

Торпедный катер «Комсомолец»

Победные атаки «Комсомольцев»

Весна на Балтике - время неспокойное. То заштормит, то вдруг ляжет туман, да такой густой, что и в двух шагах ничего не увидишь. Но морякам-балтийцам непогода только на руку: она и с воздуха от фашистов прикроет, и от постов береговой обороны спрячет.

Той ночью над морем тоже стоял туман, и пятибалльный ветер, задувавший с норд-веста, разводил крупную зыбь. Катера шли на самом малом ходу. Это маскировало, но требовало от экипажей железной выдержки и самообладания. К косе Хель удалось подойти незамеченными, и вскоре по внезапно умерившейся волне стало ясно, что катера находятся в акватории порта.

Когда туман чуть рассеялся, вражеские корабли оказались неожиданно близко. Их было три - на якорной стоянке у Порта Хель стояли эсминец (как потом было установлено - Z-34), переоборудованный из рыболовецкого судна сторожевик, а силуэт третьего едва угадывался во мгле. Теперь оставалось только ждать, пока дистанция до них не сократится буквально до «пистолетной» - тогда промах будет исключен наверняка.

Не увеличивая скорости, торпедоносцы приближались к врагу. Наконец долгожданная команда: «Атака!» И в ту же минуту с ТК-131, которым командовал лейтенант Н. Короткевич, последовал двухторпедный залп. Катер повернул на юг, а за его кормой стала вспухать густая облачная пелена, - завершив атаку, экипаж начал постановку дымовой завесы.

Несколько томительных секунд - и позади катера раздается оглушительный взрыв: торпеды попали в цель. Следом за ним с небольшим запозданием грохочет второй - это разряжает аппараты ТК-133 капитан-лейтенанта В. Солодовникова.

И сразу же моторам - форсаж! Прикрываясь завесами, участники дерзкого налета, устремились к выходу из бухты, оставив в ней серьезно поврежденный эсминец Z-34 и тонущий сторожевик.

Этот скоротечный бой с фашистскими кораблями вели новые советские торпедные катера типа «Комсомолец». Они вступили в строй в августе 1944 года, когда война все дальше откатывалась на запад. Строились они на добровольные взносы советских людей, и поэтому некоторые из них, помимо номеров, получили наименования: «Тюменский рабочий», «Тюменский комсомолец», «Тюменский пионер».

Это были реданные катера совершенно новой конструкции, существенно отличавшиеся от своих собратьев типов Г-5 и Д-3 и превосходившие их по целому ряду боевых качеств. В отличие от старых, деревянных, новые имели дюралюминиевый корпус длиной 18,7 и шириной 3,4 м, разделенный на пять отсеков водонепроницаемыми переборками при шпации, равной 20-25 см; стандартное водоизмещение 20,5 т и полное 23 т. По всей длине корпуса проходила полая кильбалка, игравшая роль киля. Два авиационных двигателя типа «паккард» мощностью по 1200 л. с. обеспечивали катеру скорость хода до 48 узлов. Моторы располагались в корпусе один за другим так, что длина левого гребного вала составляла 12,2 м, а правого - 10. Для уменьшения качки на подводной части корпуса были предусмотрены бортовые кили. Максимальная мореходность торпедоносца составляла 4 балла.

В вооружение входили две пулеметные установки - «спарки» крупнокалиберных ДШК (на катерах XIII серии более поздней постройки их заменили на спаренные 20-мм автоматы ШВАК), шесть больших глубинных бомб и два торпедных аппарата калибра 450 мм. Торпеды образца 1938 года имели массу 950 кг и несли по 200 кг взрывчатого вещества. Дымовая аппаратура - баллон емкостью 40 л, рассчитанный на давление 200 атмосфер. Боевая автономность составляла 36 часов. В отличие от остальных катеров отечественной постройки на «Комсомольцах» была бронированная (из листа толщиной 7 мм) рубка. Экипаж насчитывал 7 человек.

Свои высокие боевые качества эти торпедоносцы в наибольшей степени проявили весной 1945 года, когда части Красной Армии уже завершали разгром гитлеровских войск, с тяжелыми боями продвигаясь к Берлину. С моря советские сухопутные войска прикрывали корабли Краснознаменного Балтийского флота, причем вся тяжесть боевых действий в водах южной Балтики легла на плечи экипажей подводных лодок, морской авиации и торпедных катеров.

Пытаясь хоть как-то оттянуть свой неизбежный конец и как можно дольше сохранить порты для эвакуации отступающих войск, фашисты предприняли лихорадочные попытки резко увеличить число поисково-ударных и дозорных групп катеров. Эти срочные меры в какой-то степени обострили положение на Балтике, и тогда в помощь действующим силам КБФ была переброшена четверка «Комсомольцев», вошедшая в состав 3-го дивизиона торпедных катеров.

Ночью 21 апреля поиск кораблей противника в районе косы Хель был продолжен отрядом катеров, которым командовал капитан-лейтенант П. Ефименко. Но напрасно утюжили море торпедоносцы - обнаружить противника не удалось. И тогда П. Ефименко принял решение идти в глубину Данцигской бухты - к устью Вислы. Задача в тот период перед катерниками ставилась одна: находить и топить корабли врага, продолжавшие интенсивно перебрасывать войска по морю.

Наконец удача: обнаружены три БДБ - быстроходные десантные баржи с сильным артиллерийским вооружением.

В небольшом отдалении за ними следовали пять сторожевых катеров. Атаковать? А вдруг это авангард большого конвоя? Пожалуй, имеет смысл уклониться от боя... Потекли томительные часы ожидания. Но интуиция и расчет капитан-лейтенанта оказались верными. Лишь только предрассветные сумерки рассеяли ночную тьму, из дымки показался караван. Он состоял из предельно перегруженного транспорта, шедшего в охранении миноносцев, сторожевиков и торпедных катеров. Замыкали походный ордер две БДБ.

Вот теперь можно было и выпускать торпеды! Распределив цели, командир отряда отдал приказ.

Первым ринулся вперед ТК-135 старшего лейтенанта А. Аксенова. Сработали оба торпедных аппарата, и через несколько минут сокрушительный сдвоенным взрыв буквально разломил транспорт пополам: охваченное огнем судно на глазах у моряков затонуло. Дальше действия Аксенова были почти автоматическими - разворот, постановка дымовой завесы и уход на форсаже... Однако на этот раз катерникам не повезло: при выходе из боя в моторный отсек угодил снаряд. Двигатели тут же заглохли, и «сто тридцать пятый» беспомощно закачался на волнах...

Шли бесконечные минуты. В тесноте, бензиновом угаре моторного отсека двигателисты «латали» порванные осколками магистрали. Время от времени сюда, в отсек, доносились скупые пулеметные очереди, да нетерпеливые вопросы командира. Наконец в рубку доложили: «Повреждение устранено, можем идти на одном моторе».

А тут и помощь подоспела, ТК-131 лейтенанта Н. Короткевича, прикрыв дымовой завесой «Комсомолец» А. Аксенова, взял аварийный катер на буксир. Однако быстроходная десантная баржа фашистов, открыв артиллерийский огонь, преградила торпедоносцам путь. И сейчас же в ответ заговорили наши пулеметные установки: БДБ загорелась, затем последовал взрыв, и через несколько минут на поверхности воды остались лишь обломки баржи. Путь к родной базе был свободен.

Это были последние дни Великой Отечественной войны, последние победные атаки торпедных катеров. Окончится война, и символом отваги - потомкам в пример, врагам в назидание - навечно застынут на постаментах овеянные боевой славой «Комсомольцы».

Н. Федоров


1 - носовая мачта, 2 - релинг, 3 - радиоантенна, 4 - палубные поручни, 5 - стойка, 6 - съемный люк моторного отсека, 7 - щиток дефлектора моторного отсека, 8 - прицел торпедной стрельбы, 9 - прожектор, 10 - электросирена, 11 - ветровое стекло, 12 - мачта, 13 - рей, 14 - фонарь клотикового огня, 15 - штыревая радиоантенна, 16 - вымпел, 17 - талреп, 18 - спаренный крупнокалиберный пулемет, 19 - рубочный стрингер, 20 - торпедный аппарат, 21 - съемный люк топливного отсека, 22 - фонарь кильватерного огня, 23 - дымовая аппаратура, 24 - флагшток, 25 - военно-морской флаг, 26 - кольцо с восемью дымовыми форсунками, 27 - консоли, 28 - рули с транцевой поворотной системой, 29 - гребной винт, 30 - кронштейн гребного вала, 31 - гребной вал (в кожухе), 32 - вентиляционные карманы, 33 - бортовой стрингер, 34 - бортовые кили, 35 - выхлопное отверстие правого двигателя, 36 - бортовое вентиляционное отверстие, 37 - выхлопное отверстие левого двигателя, 38 - входной люк таранного отсека (форпика), 39 - входной люк моторного отсека, 40 - командирский люк, 41 - рубочные поручни, 42 - входной люк топливного отсека, 43 - входной люк кормового отсека (ахтерпика), 44 - стойка, 45 - леер, 46 - дымовой буй, 47 - турель спаренного пулемета, 48 - рубка, 49 - ввод радиоантенны, 50 - фонарь бортового огня, 51 - штурвал, 52 - спонсон, 53 - крыша рубки, 54 - палубный иллюминатор с ограждением, 55 - кнехт, 56 - битенг, 57 - цеповая планка


Советы по моделированию

Корпус модели катера «Комсомолец» проще всего выполнить из целого бруска мягкого дерева (липа, осина или тополь) без трещин и сквозных сучков. Проведя линию диаметральной плоскости ДП), брусок разбивают на шпации и вычерчивают контур палубы. После обработки рубанком по контуру палубы вычерчивается форштевень и из фанеры вырезается транец. Его смазывают клеем и прибивают гвоздями к кормовой части.

Выдалбливая корпус, сверлят ряд отверстий в палубе. Затем с помощью стамесок выбирают древесину, оставляя толщину бортов 5 - 7мм. После нанесения линий расположения шпангоутов корпусу модели по шаблонам придается требуемая форма.

Надстройки собирают из фанеры толщиной 1 мм, оргстекла, жести или латуни.

Самый простой движитель модели - резиномотор. Лучше использовать крупный резиновый жгут с редуктором или два последовательно соединенных резиномотора, включенных через шестеренчатый редуктор с передаточным числом 1:1.

На более крупной модели катера (изготовленной, например, в масштабе 1:25) лучше установить электродвигатель типа МУ-25, МУ-30, МУ-50. Так как эти двигатели являются высокооборотными, необходим редуктор с шестернями, модуль зацепления которых 0,6; 0,7; 08.

Электродвигатель монтируют на деревянных основаниях («подушках») или привертывают к усиленной переборке корпуса. Можно прикрепить его и непосредственно к редуктору.

Для гребных валов подойдет прутковая сталь 0 2-4 мм, велосипедные и мотоциклетные спицы.

Гребные валы вставляют в дейдвудные трубы, в конце которых впрессованы латунные, бронзовые или фторопластовые втулки (или подшипник) с внутренним диаметром, соответствующим диаметру гребного вала. Для набивки дейдвуда тавотом припаивается короткая трубка (длиной 30-40 мм) с винтом для поджатия тавота по мере его расходования.

Простейшее соединение двигателя с гребным валом - пружиной или резиновой трубкой. Но более надежное звено между двигателем и редуктором, а также между редуктором и гребным валом - шарнир Кардана.

Окраска: подводная часть корпуса - зеленая, бортовой номер - белый, битенг, кнехты, пулеметы - черные. Надводная часть корпуса окрашивалась на Тихоокеанском и на Краснознаменном Балтийском флоте - в шаровый цвет, на Черном море - в светло-шаровый с голубым оттенком, на Севере - темно-шаровый с оттенком зеленого цвета. Ватерлиния - белая.

Заключительная операция - полировка. Для этого наиболее подходит полировочная паста для легковых автомобилей или паста ГОИ. Ее накладывают на мягкую ветошь, кусок фетра или войлока и круговыми движениями доводят поверхность до блеска. Затем ее протирают полировочной водой, керосином или жидким маслом.

Спроектированы группой конструкторов завода №194 имени Андре Марти под руководством главного конструктора П.И. Таптыгина в 1939 году и предназначались для ведения торпедных атак в стесненных прибрежных районах.

Корпус катера дюралевый с реданными обводами в носовой части и прямой транцевой кормой. В днище по всей длине корпуса проходила полая балка, которая играла роль киля. По бортам, в средней части корпуса, ниже ватерлинии имелись боковые плоские кили, уменьшавшие качку. Расстояние между шпангоутами в носовой части (шпация) равнялось 20 см, а в кормовой части - 25 см. Палуба выполнялась прямой в кормовой части с незначительными скосами у бортов для лучшего слива воды, и покатой с небольшим подъёмом её уровня в носовой части корпуса. В середине корпуса находилась закрытая ходовая (боевая) рубка с смотровыми стеклами. Внутри рубки устанавливались приборы управления: штурвал, машинный телеграф, два тахометра (по одному на двигатель), приводы к дросселям регулировки газа, магнитный компас, планшет с картами, коробка автоматической стрельбы для пуска торпед.
Непотопляемость обеспечивалась делением корпуса водонепроницаемыми переборками, на 5 отсеков:

  1. Форпик;
  2. Моторный;
  3. Управления;
  4. Топливный;
  5. Ахтерпик.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными бензиновыми авиационными моторами ГАМ-34Ф по 1000 л.с. каждый с реверс-редукторами, с максимальной скоростью вращения до 1850 об/мин. Скорость полного хода катера можно было использовать не более часа. Максимальное число оборотов двигателя в действиях боевой подготовки разрешалось не свыше 1600 об./мин. Исправный мотор запускался через 6-8 сек. после включения. Максимально допустимое число оборотов на заднем ходу - 1200. Время работы двигателя на задний ход - 3 минуты. В качестве топлива использовался бензин Б-70. После 150 часов работы нового мотора требовалась его полная переборка.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 бугельных торпедных аппаратов БС-7 для двух 533-мм торпед. Торпедные аппараты (ТА) представляют собой захваты для торпед (мин), аналогичные применяемым в военной авиации захватам для подвески боеприпасов под фюзеляж самолетов и вертолетов. Для бортового сбрасывания торпед служило гальваническое запальное устройство, которое состояло из двух запалпатронов, установленных в торпедном аппарате, электропровода и гальванического элемента (батареи) при замыкании цепи которой ток подавался на запал. Достоинство ТА было в том, что они позволяли производить залп и со "стопа".
  2. Из 1 крупнокалиберного 12,7-мм пулемёта ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, который располагался на крыше рубки. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 4 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
Катера комплектовались магнитным компасом КИ-6 и радиостанцией "Штиль-К".

Радиостанция "Штиль-К" могла работать в телефонном режиме, имела мощность 10-20 Вт и работала в диапазоне 75-300 метров с дальностью действия 20 миль.

Строительство проводилось на заводе №194 в Ленинграде.


Тактико-технические данные ТКА проект 123 "Комсомолец" Водоизмещение: стандартное 15,27 тонны, полное 17,2 тонны. Длина наибольшая: 18 метров
Ширина наибольшая: 3,4 метра
Осадка полная: 1,2 метра
Силовая установка: 2 бензиновых мотора ГАМ-34Ф по 1000 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода: полная 52 узла, экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 345 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 1х1 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное: 2 бугельных 533-мм ТА
противолодочное: 1 бомбосбрасыватель, 4глубинные бомбы БМ-1
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
Экипаж: 6 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1939 г. по 1940 г. - 1 единица.

    Торпедные катера проекта 123бис
- это улучшенный вариант катеров разработанный группой Ф.Л. Ливенцева при ЦКБ-32 в 1942 году, отличались от предыдущей версии усиленной конструкцией корпуса, ленд-лизовскими американскими бензиновыми моторами "Паккард", усиленным артиллерийским и обновлённым торпедным вооружением. Рубку и пулеметные установки защитили 7-мм броней.

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя бензиновыми авиационными моторами "Паккард" по 1200 л.с. каждый. Скорость полного хода катера достигала 48 узлов. Исправный мотор запускался через 5-6 сек. после включения.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
  2. Из 2 спаренных крупнокалиберных 12,7-мм пулемётов ДШК с длинной ствола 84,25 калибра, которые распологались один на крыше рубки и один в кормовой части катера. Режим огня - только автоматический, построенный на газоотводном принципе, имеет дульный тормоз. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, дальность стрельбы до 3,5 км, потолок до 2,4 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 50 патронов на ствол. Стрельба ведется очередями до 125 выстрелов после чего требуется охлаждение. Расчёт пулемёта включал 2 человека. Для удобства наводки предусмотрен наплечник с регулируемыми плечевыми упорами. Пулемёты имели систему ручного управления с оптическим прицелом. Масса установки - нет данных.
  3. Из 6 глубинных бомб БМ-1, расположенных в корме. Общий вес бомбы составлял 41 кг, а вес тротила 25 кг при длине в 420 мм и диаметре 252 мм. Скорость погружения доходила до 2,3 м/с, а радиус поражения -- до 5 метров. Бомба применялась для профилактического бомбометания, в том числе, для подрыва донных магнитных и акустических мин с катеров и тихоходных кораблей.
В итоге водоизмещение катеров возросло на 5 тонн, скорость полного хода снизилась на 4 узла. Но главный "минус" заключался в том, что дальность плавания сократилась на 100 миль! Такой оказалась плата за более мощное вооружение, бронирование рубки и усиление корпуса.

Катера комплектовались дымаппаратурой ДА-7, которая монтировалась на корме и являлась кислотной - в качестве дымообразующего вещества в них использовалась смесь C-IV (раствор сернистого ангидрида в хлорсульфоновой кислоте), которая с помощью сжатого воздуха подавалась к форсункам и распылялась в атмосферу.

Строительство проводилось на заводе №639 в г. Тюмени.

Головной катер вступил в строй в 1944 году.


Тактико-технические данные ТКА проект 123бис Водоизмещение: стандартное 19,2 тонны, полное 20,5 тонны. Длина наибольшая: 18,7 метра
Ширина наибольшая: 3,44 метра
Осадка полная: 0,75 метра
Силовая установка: 2 бензиновых мотора "Паккард" по 1200 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода: полная 48 узлов, экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 250 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное:
противолодочное: 1 бомбосбрасыватель, 6 глубинных бомб БМ-1
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
химическое: дымаппаратура ДА-7
Экипаж: 7 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1944 г. по 1955 г. - 118 единиц.

    Торпедные катера проекта М-123бис
- это модернизиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1946 году и отличались от предыдущей версии отечественными дизелями М-50, которые были менее пожароопасными, чем бензиновые моторы "Паккард".

Силовая установка механическая, двухвальная с двумя отечественными дизелями М-50 по 900 л.с. каждый с реверс-редукторами и максимальной скоростью вращения в 1600 об/мин.

Головной катер вступил в строй Черноморского флота в 1949 году.


Тактико-технические данные ТКА проект М-123бис Водоизмещение: стандартное 20,2 тонны, полное 21,5 тонны. Длина наибольшая: 18,7 метра
Ширина наибольшая: 3,44 метра
Осадка полная: 0,76 метра
Силовая установка: 2 дизеля М-50 по 900 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода:
Дальность плавания: 500 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 2х2 12,7-мм пулемёта ДШК
торпедное: 2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45
радиотехническое: 1 радиостанция "Штиль-К"
навигационное: 1 магнитный компас КИ-6
химическое: дымаппаратура ДА-7
Экипаж: 7 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1949 г. по 1951 г. - 50 единиц.

    Торпедные катера проекта 123К
- это корректиронный вариант катеров разработанный группой В.М. Бурлакова при ЦКБ-19 в 1950 году и отличались от предыдущей версии тем, что управление катером вынесли из ходовой рубки на открытый мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками - МДШ, а броневую защиту рубки убрали. Кроме этого на катера установили две РЛС: госопознавания "Факел" и обнаружения целей "Зарница" за счет снятия пулеметной установки.

Морская дымовая шашка МДШ, принятая на вооружение в 1935 году, предназначалась для кораблей, не имеющих стационарной дымовой аппаратуры. В качестве дымообразователя в шашке используется твердая дымовая смесь на основе нашатыря и антрацена. При длине 487 мм и массе 40-45 кг, время ее работы составляет восемь минут, а создаваемая дымовая завеса достигает 350 метров в длину и 17 метров в высоту.

РЛС «Зарница», предназначенная для обнаружения надводных целей и низко летящих самолетов. Станция сантиметрового диапазона с мощностью излучения 80 кВт обслуживалась одним оператором. Антенна размещалась на мачте, а основные блоки – на палубе катера. РЛС имела дальность обнаружения эскадренного миноносца до 14 км, тральщика до 11 км, торпедного катера до 6,3 км, подводной лодки в надводном положении до 5 км, в подводном положении с поднятым перископом до 3,7 км, самолета на высоте 100–300 метров до 17–30 км (в зависимости от курса полета). Максимальная ошибка определения координат по дистанции составляла 255 метров, по курсовому углу – 2°. Мертвая зона – до 315 метров. Разрешающая способность станции по дальности – 157 метров, а по направлению – 20°.

Вооружение катеров состояло:

  1. Из 2 однотрубных торпедных аппаратов ТТКА-45-52 для двух 457-мм торпед. Трубные аппараты обеспечивали более благоприятный микроклимат для торпеды, которая находилась в ТА.
  2. Из 1 спаренного 14,5-мм пулемёта 2М-5 с длинной ствола 138 калибра, который распологался в кормовой части катера. Установка имела 2 горизонтально установленных пулемета КПВ, которые наводились вручную стрелком, механизмы приводов наведения отсутствовали. Расчёт включал 3 человека. Для предохранения расчета от пуль и мелких осколков установка снабжалась горизонтальной броней толщиной 8 мм для передней стенки и 4 мм для - задней. Скорострельность установки составляла 600 выстрелов/мин. на ствол при начальной скорости патрона 850 м/с, прицельная дальность стрельбы до 2,5 км, потолок до 2 км. Питание пулемётов ленточное, в ленте по 80 патронов на ствол. Стрельба велась только очередями. Прицел позволял вести огонь по воздушным целям, движущимся со скоростью до 250 м/с. Вес установки - 550 кг.

Строительство проводилось на заводе №831 в г. Феодосии.

Головной катер вступил в строй флота в 1951 году.


Тактико-технические данные ТКА проект 123К Водоизмещение: стандартное 21,1 тонны, полное 22,5 тонны. Длина наибольшая: 19,3 метра
Ширина наибольшая: 3,6 метра
Осадка полная: 0,8 метра
Силовая установка: 2 дизеля М-50 по 900 л.с.,
2 винта, 2 руля
Скорость хода: полная 50 узлов, экономическая 17 узлов
Дальность плавания: 400 миль при 17 узлах
Мореходность: 4 балла
Автономность: 1 сутки
Вооружение: .
артиллерийское: 1х2 14,5-мм пулемёт 2М-5
торпедное: 2 однотрубных 457-мм ТА ТТКА-45-52
радиотехническое: 1 радиостанция
навигационное: 1 магнитный компас КИ-11
химическое: 3 дымовые шашки МДШ
Экипаж: 7 человек (1 офицер)

Всего построено катеров с 1951 г. по 1955 г. - 205 единиц.

Памятник установлен в Санкт-Петербурге на территории выставочного комплекса Ленэкспо (Большой проспект Васильевского острова, 103).
Проехать к памятнику можно на городском общественном транспорте, более десяти маршрутов которого проходят в непосредственной близости.
Остановка "Средний проспект (улица Наличная)".
Рядом расположена бесплатная парковка.

Доступ свободный (даже слишком свободный), можно трогать, лазить. Охраны нет (кроме охраны Ленэкспо).

В этот день на территории Ленэкспо был "Праздник корюшки". Площадь была заполнена выставками, торговыми рядами, уличными кафе.
Поэтому в кадре много людей.

В 400 метрах к северу от катера, расположен другой военно-морской мемориал - "Подводная лодка Д-2 "Народоволец".

все фото кликабельны до 3648х2736


02. Катер мы обнаружили совершенно случайно, когда зашли на упомянутый праздник, после осмотра "Народовольца".



03. Никаких признаков типа/проекта/номера/названия на самом катере и его постаменте нет.
Для определения корабля я перечитал несколько справочников, любезно выложенных на сайте Энциклопедия кораблей Андрея Пупко.
Кстати, по моему мнению, самая лучшая русскоязычная энциклопедия на корабельную тематику.



04. Также, путём итеративного поиска мне удалось предположительно определить какой именно катер установлен в качестве этого памятника.
В нескольких источниках, например http://russian-ships.info/katera/123.htm , этот катер обозначается как ТК-23 проекта 123-К.
Про номер других подтверждений не нашёл, но по найденным мной в справочниках чертежам и описанию вооружения (тип пулемётов, наличие РЛС, общая компоновка), это действительно "Торпедный катер пр.123-К".



05. Проект 123-К стал развитием проектов реданных торпедных катеров проектов 123 "Комсомолец" (первый катер спущен на воду в 1940 году) и 123-бис (1944).
123-К - это послевоенная серия (1949-55 гг.), улучшенная по сравнению с предыдущими.
Увеличена скорость, изменено вооружение.



06. Всего было построено 205 катеров этого проекта.
Это последняя серия МТКА (Малых Торпедных КАтеров) выпускавшаяся в СССР



07.




08. Несколько десятков катеров 123-К было отправлено на экспорт в Китай, Египет, Кипр, КНДР и другие страны.
Некоторые были установлены в качестве памяти о войне. Точно такой же катер стоит у морского вокзала в Новороссийске.



09. На постаменте, рядом с крупной надписью "1941-1945 Героическим морякам торпедных катеров Балтики", есть
маленькая табличка с кратким описанием героических эпизодов и подвигов моряков-катерников.
(сам катер, напомню, был выпущен в 1950-х годах и участия в боях Великой отечественной не принимал)



10. Спаренные крупнокалиберные пулемёты Владимирова (КПВ) в установке 2М-5. Ленточное питание (80 выстрелов в каждой ленте).
Установки 2М-5 выпускались на Тульском машиностроительном заводе.
Младший на месте стрелка.



12. Носовая часть палубы (бак).
Под большой прямоугольной крышкой должен быть моторный отсек с двигателем.

Торпедный катер "Комсомолец":
сделано в Тюмени

70 лет спустя рассказы о выпускаемых в Тюмени быстроходных торпедных катерах типа 123 «Комсомолец», которые наводили ужас на врага, нам, сибирякам, живущим вдалеке от моря, кажутся мифом. Кроме небольшого кораблика на барельефе у Вечного огня и «школьного» макета в краеведческом музее, большинству горожан и показать-то нечего. Мы нашли в Тюмени тех людей, которые ещё помнят об этом оружии.

К началу военных действий советский москитный флот располагал торпедными катерами двух основных типов. Судоверфи Тюмени и Рыбинска продолжали спускать на воду катера типа Г-5, а катера типа Д-3 строили заводы в Ленинграде и Сосновке (Вятско-Полянский район Кировской области). По своим функциям эти корабли удачно дополняли друг друга. Малые Г-5 из кольчугалюминия являлись катерами прибрежного действия. Мореходные Д-3 с корпусом, изготовленным из дерева, могли действовать в удаленных районах, на расстоянии до 240 миль (445 км) от базы.

Чертежная схема "Комсомольца"

Этот 23-тонный дюралевый корабль во многом превосходил своего предшественника Г-5. Изменения в конструкции обусловили неплохую мореходность нового катера - до 4 баллов включительно. В днище по всей длине корпуса "Комсомольца" проходила полая балка, которая выполняла роль киля. Кроме того, по бортам ниже ватерлинии имелись дополнительные кили, уменьшавшие качку. Число водонепроницаемых отсеков
возросло до шести. На "Комсомольце" впервые появилась бронированная рубка из листовой 7-мм стали.

Наконец, значительно изменилось вооружение корабля - спаренные пулеметы взамен одинарных и трубчатые торпедные аппараты на палубе вместо кормовых желобов. В отличие от Г-5, "Комсомольцы" могли атаковать противника торпедами на самом малом ходу. Первый катер нового проекта (собственно "Комсомолец") был заложен 30 июля 1939 года, за один месяц до начала Второй Мировой войны. На воду его спустили 16 мая 1940 г., в строй он вступил 25 октября того же года.
Летом 1940 г., когда "Комсомолец" проходил испытания, его проект попытались улучшить. За модификацию корабля взялась конструкторская группа В.М. Бурлакова. Первым делом усилили зенитное вооружение, вместо одного пулемета ДШК поставили четыре. Водоизмещение корабля при этом увеличилось на 3 тонны, а скорость хода уменьшилась с 51 узла до 46-48. Пришлось также уменьшить калибр торпедных аппаратов. Три десятка
катеров данного типа вступили в строй действующего флота в 1948-45 гг.

За годы войны на мощностях эвакуированных за Урал заводов из Ленинграда, Рыбинска, Херсона, Керчи Тюменский судостроительный завод изготовил передал фронту 165 торпедных катеров.

О том, как катера зарекомендовали себя в морских боях в открытом письме к тюменцам в 1985 году накануне 40-летия Победы рассказал Герой Советского Союза, председатель президиума Совета ветеранов-моряков торпедных катеров Балтийского флота: "Считаю своим долгом выразить всем тюменцам глубокую благодарность и признательность за все, что они сделали в годы войны для Победы. Торпедные катера, построенные рабочими, инженерами, техниками, служащими Тюменского судостроительного завода, в невероятно трудных условиях, в годы войны сыграло важную роль в обороне Ленинграда, на ближних и дальних подступах к нему. Славные героические моряки на торпедных катерах громили врага, потопили 119 и повредили 34 корабля и транспорта фашисткой Германии. За героические подвиги многие командиры и матросы торпедных катеров были удостоены звания Героя Советского Союза и награждены орденами и медалями".

Тюменский пенсионер Юрий Анатольевич Буйносов был одним из тех, кто в годы войны строил торпедные катера типа 123 бис "Комсомолец" на Тюменском судостроительном заводе. Пришел на завод в 15 лет, стал плазовым разметчиком - чертил на коленках детали будущего катера в натуральную величину: шпангоуты, балки. Когда теоретический чертеж был готов, его отправили на утверждение в Москву. Торпедный катер типа 123 разрабатывался в Ленинграде. Изучив чертежи, инженеры внесли изменения в проект, так он получил приставку "бис" и был запущен на тюменском заводе в серию.

"Когда началась война, из Феодосию в Тюмень на железнодорожных платформах были эвакуированы недостроенные торпедные катера типа 116, - рассказал "Вслух.ру" Юрий Анатольевич Буйносов. - Но они были далеки от совершенства. Перед запуском торпед катера этого типа должны были развернуться кормой к противнику, и во время боя, поворачиваясь бортом, становились уязвимыми. Их расстреливали как воробьев. Поэтому уже в Тюмени был построен новый тип торпедного катера. Вместе с нами работали специалисты из Ленинграда. Торпедный катер имел много общего с самолетом: обтекаемое днище, дюралюминиевые корпус, в качестве силовых установок использовались два авиационных двигателя. Сначала пробовали ставить наши двигателя, но они не "тянули". Поэтому решили ставить американские паккардовские".

В Тюмени также были изготовлены гребные винты особой конструкции. Испытания катера на Туре превзошли все ожидания. По воспоминаниям Юрия Анатольевича, перед выходом катера директор завода прошел на судне вниз по течению и лично убедился, что на реке никого нет.

В те годы главной проблемой для всех речников были плывущие бревна, их сплавляли по реке, часть бревен терялась, - пояснил ветеран трудового фронта. - Намокая, они практически полностью скрывались под водой. При ударе о борт такое бревно могло запросто потопить судно, поэтому вдоль берега на реке были устроены специальные "гавани" для отлова топляка. Так вот когда по реке прошел торпедный катер, все эти "гавани" оказались на берегу. После этого случая испытания катеров проводились только на море".

По словам Юрия Анатольевича, винты раскручивались так, что позади себя катер оставлял не просто водный след, а глубокую канаву. Поэтому не трудно себе представить, какая была волна на берегу.

Завод хорошо охранялся, а в цехе, где работал Юрий Анатольевич, была дополнительная охрана. Катера строили в тайне от большинства горожан. Там же на заводе на каждую боевую единицу устанавливалось вооружение. Катера забирали матросы, которым после боя давали 10 дней отдыха. Торпедные катера грузили на платформы и вывозили с завода только ночью. На каждой платформе с катером был каркас, который по всему периметру обтягивался брезентом.

"Понять, что скрывается под брезентовой коробкой, даже находясь вблизи, было невозможно, - отметил Юрий Анатольевич. - Вот такие посылки мы и отправляли на фронт".

Борис Мишатин

На 50 узлах « Комсомолец » шел , по сути , на винтах, все остальное было в воздухе, – рассказывает ветеран Борис Мишатин . – Такую скорость катер мог набрать за минуту. Ощущения не передать! Если рот откроешь – порвет щеки. Катер поднимает брызги, плюс ветер и как будто тебя пожарный поливает мощной струей из брандспойта, поэтому мы все время на катерах были в водолазных костюмах. Быт, конечно, был спартанский: мотористы спали на моторах, радист склонял голову на рацию, а мы из верхней команды – командир, боцман, торпедист, пулеметчики – независимо от погоды, и в дождь, и в снег спали прямо на палубе. На Г-5 ложились прямо на торпеды. В Vesper же было все: кубрики, камбуз и даже холодильник. Впрочем, торпедный катер создавался не для длительных переходов – а таковал и ушел. Как у нас говорили: « Здравствуй, враг, и « будь здоров » , вечного покоя » .

Разработка проекта 123бис, являвшегося корректировкой проекта 123 (ТКА «Комсомолец») была выполнена КБ завода №639 в Тюмени (гл. конструктор Ф.Л. Ливенцев) в 1943 году.

Корректированным проектом предусматривалась установка торпедных аппаратов трубчатого типа с обогревом торпед, усиление пулеметного вооружения, повышение мореходных качеств путем увеличения развала носовых шпангоутов и длины катера.

Серийное строительство катеров проекта 123бис велось в Тюмени. Головной катер проекта флот получил 31 октября 1944 года. Всего в период с 1944 по 1948 год было построено 120 катеров этого проекта.

Проект М-123бис : Послевоенная корректировка проекта выполнялась ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков). Проектные работы были завершены в 1946 году. Их основным направлением стала замена пожароопасных бензиновых моторов «Паккард» на отечественные дизели М-50.

Серийное строительство катеров этого проекта началось в 1947 году на Тюменском заводе №639. Дальнейшую постройку вел завод №831 в Феодосии, куда в 1948 году доставили из Тюмени 16 недостроенных катеров.

На испытаниях головного катера (зав. №400), проводившихся весной 1948 года в районе Севастополя, выявилась недостаточная прочность корпуса, что стало следствием более высокой скорости катера на волне по сравнению с катерами проекта 123бис, имевшими бензиновые двигатели. Необходимое усиление корпуса, состоявшее в установке в носовой части промежуточных шпангоутов, дополнительных ребер жесткости и местных карлингсов выполнили сначала на одном катере (зав. №419), а затем, после испытаний и сдачи его ВМФ 25 ноября 1949 года, и на всех ранее построенных.

Катер проекта A-10
По результатам испытаний катера зав. №419 ЦКБ-19 в 1950 году разработало сокращенный исполнительный проект М-123бис, по которому строительство продолжалось заводом №831 до 1951 года. Всего отечественная судостроительная промышленность сдала ВМФ 50 катеров этого проекта.

В 1950 году один из катеров оборудовали носовым подводным крылом (проект А-10 ), а еще один - двумя подводными крыльями (проект А-11 ). Работы выполнялись заводом «Красное Сормово» (гл. конструктор Р.Е. Алексеев). На испытания катера показали скорость наибольшего хода 55 и 56 уз, соответственно.

Кодовое обозначение НАТО : KOMSOMOLETS class.

Проект 123К : Этот вариант стал последним этапом модернизации проекта 123. Проект разрабатывался ЦКБ-19 (гл. конструктор В.М. Бурлаков) и был закончен в 1950 году. Управление катером вынесли из ходовой рубки на мостик, дымаппаратуру ДА-7 заменили дымовыми шашками, ликвидировали броневую защиту. Одним из вариантов проекта предусматривалась установка двух РЛС опознавания и обнаружения за счет снимаемой пулеметной установки.
Проект 123К
Завод-строитель серии - Феодосийский судостроительный завод №831 построил два головных катера в соответствии с вариантами вооружения: «А» - без радиолокационного вооружения и «З» - с ажурной мачтой для размещения совмещенного антенного поста РЛС «Зарница» и станции опознавания «Факел-М».

Во время испытаний первоначально установленные 12,7-мм пулеметы заменили 14,5-мм. Оба головных катера вошли в строй 31 ноября 1951 года. Катер «А» достиг проектной скорости 50 уз, а «З» - только 49 уз, что было объяснено некачественным изготовлением корпуса. В серийную постройку приняли катера варианта «З» при доведении скорости до 50 уз.

Строительство катеров по проекту 123К велось заводом №831 с 1950 по 1955 год. Всего ВМФ получил 205 таких катеров.

Катер проекта А-10бис

В целях дальнейшего улучшения ТТЭ катеров проекта 123К, в соответствии с постановлением Совмином СССР от 17 апреля 1951 года №1235-621, головной катер (зав. №432) оборудовали носовым подводным крылом, разработанным КБ завода «Красное Сормово» (проект А-10бис , главный конструктор Р.Е. Алексеев). При этом водоизмещение катера возросло на 0,8 т, а скорость хода доходила до 54 уз.

После испытаний, проведенных в 1953 году и его доработки, подобной крыльевой конструкцией дооборудовали еще 5 серийных катеров.

Постройкой катеров проекта 123К закончился выпуск в нашей стране глиссирующих реданных торпедных катеров, начатый в 1927 г. катером «Первенец». Невозможность существенного повышения мореходности реданных катеров привела к их вытеснению более перспективными в этом отношении безреданными катерами.

Кодовое обозначение НАТО : P-4 class или KOMSOMOLETS class.

Характеристики Проект 123бис Проект М-123бис* Проект 123К**
Год утверждения техпроекта 1943 1946 1950
Год сдачи головного катера 1944 1948 1951
Число построенных катеров 120 50 205
Нормальное водоизмещение, т 19,2 20,0 21,1
Полное водоизмещение, т 20,5 21,5 22,5
Длина наибольшая, м 18,7 19,3
Ширина наибольшая по корпусу, м 3,4 3,6
Высота борта на миделе, м 1,8
Осадка средняя, м 0,75 0,76 0,80
Скорость хода наибольшая, уз 48,1 50
Главные двигатели:
тип, число х мощность, л.с.
бензиновые «Паккард»
2 х 1200
дизельные М-50
2 х 1000
Дальность плавания
(на скорости, уз), миль
242 (13,5) 530 (37,5) 450 (35)
Автономность, сут. 1-1,5 1,5
Торпедные аппараты:
число х калибр, мм, тип
2 х 450
ТТКА-45
2 х 450
ТТКА-45-52
Пулеметы: число установок х
число стволов - калибр, мм, тип
2 x 2 - 12,7
УК-2
2 х 2 - 12,7
2УК-Т
1 х 2 - 14,5
2М-5
Глубинные бомбы:
число х тип
6 х БМ-1 нет
Экипаж, чел. 7
* ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1950 г.
** ТТЭ в соответствии с сокращенным исполнительным проектом 1954 г.

37 Кб Проект 123бис .
Схема из коллекции