» »

Костел святого Симеона и святой Елены: исторические вехи. Костёл Св. Симеона и Св. Елены Расписание служб в Красном костеле

09.01.2024

В Костёл святого Симеона и святой Елены в Минске. Беларусь.

В октябре одним днём удалось побывать в Минске. Понятное дело, было запланировано множество мест для съёмки, но осенняя погода непредсказуема - весь день небо было затянуто облаками и камеру из рюкзака доставать не хотелось...

Ближе к вечеру, появились тучи. Сделал несколько кадров "для корзины" (типа этого внизу №1). Оставалась надежда на вечер, когда включат подсветку.

1.

Мы базировались на вокзале в ожидании продолжения поездки. Я пошёл на вечернюю съёмку и проходя мимо костела на площади Независимости увидел, как небо начало разгораться. На западе горизонт очистился от облаков и солнце подсветило облака снизу закатным светом.
Когда достал камеру, небо уже полыхало малиновым!

2.

После малинового, цвет неба стал меняться на оранжевый

3.

Обернувшись спиной к закату я увидел радугу над городом среди розовых облаков! Никогда не видел радугу на закате, да ещё и в октябре! Пришлось бегать бегом, чтобы найти какой-нибудь интересный ракурс.

4.

Радуга быстро растаяла повисев около 5 минут, но яркое малиново-оранжевое небо ещё некоторое время освещало здания розовым светом и красный костёл стал ещё более красным.

5.

Закат закончился и пришлось ждать около часа, пока стемнеет и включатся фонари вечерней подсветки. Как всегда бывает, поднялся холодный ветер и начал капать дождь...

6.

7.

На нижнем фото нахватал "зайцев" объективом, но, на мой взгляд, так даже интереснее вышло.

8.

Небо почернело - значит пора заканчивать съёмку.

9.

Собственно про костел из Википедии:

Костёл святого Симеона и святой Елены (белор. Касцёл святога Сымона і святой Алены, польск. Kościół św. Szymona i Heleny), часто называемый также Красным костёлом — наиболее известный католический храм Минска.


Административно относится к юго-восточному деканату Минско-Могилёвской архиепархии. Памятник архитектуры, включён в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. В ряде источников, включая воспоминания самого строителя храма Эдварда Войниловича, стиль храма характеризуется как неороманский, в ряде других, как неоготика с чертами модерна.


Костёл размещается на площади Независимости в непосредственной близости от Дома Правительства.


Строительство храма началось в 1905 году. Строительством руководил минский дворянин Эдвард Войнилович, он же пожертвовал крупную сумму на строительство храма. Автором проекта стал польский архитектор Томаш Пайздерский. Костёл получил имена святых Симеона и Елены в память двух рано умерших детей Войниловича. Осенью 1908 года были завершены основные строительные работы, в 1909 году на башню подняты колокола, а 20 сентября 1910 года архиепископ Ключинский освятил храм. Храм был целиком построен из красного кирпича, что принесло ему народное прозвище «Красный костёл».


В 1923 году почти все храмовые ценности были экспроприированы, а окончательно костёл был закрыт в 1932 году. Сначала в нём располагался Государственный польский театр БССР, затем он переоборудован под киностудию. В 1942 году во время оккупации города немецкими войсками храм был вновь открыт, но сразу после войны был закрыт и уже надолго. Существовали планы полного уничтожения здания, которые не были реализованы. В здании размещались службы киностудии, затем — Дом Кино Союза кинематографистов БССР и Музей истории белорусского кино.


В советское время здание подверглось перестройке — появились пристройки на левом боковом фасаде; три апсиды были соединены в одну. Вся живопись в интерьере была закрашена, но несмотря на это храм был объявлен памятником архитектуры республиканского значения. В 1970-е гт. сделаны новые витражи, которые воплощали аллегории пяти искусств, автором которых был белорусский художник-монументалист Гавриил Ващенко, а также люстры из меди.


В 1990 году костёл святых Симона и Елены был возвращён Католической церкви. В ходе немедленно начавшихся реставрационных работ на сводах и в пресвитерии были расчищены росписи. В 1996 году у костёла была установлена скульптура Архангела Михаила, пронзающего змея. В 2000 году был установлен памятник «Колокол Нагасаки».

Достойные Храмы Минска расположены по всем районам города. Собрали для вас интересные факты, историю и фотографии в нашем материале. А про все достопримечательности столицы смотрите вот .

Костел Святого Симеона и Святой Елены

Отыскать костел святого Симеона и Святой Елены не сложно, он расположен около Дома Правительства. В одних источниках, стиль храма определяется как неороманский , в других – неоготический , с элементами модерна.

Начало строительства датируется 1905 годом. Спроектировал “Красный костёл” Томаш Пайдзерский , а само строительство проходило под руководством известного Эдуарда Войниловича , которому храм и обязан своим официальным именем.

Войнилович подарил храму имена своих детей, утрата которых стала для него слишком болезненным ударом. Живопись и витражи в костеле дело рук живописца Франциско Бруздовича . Храм украшен скульптурами Зигмунда Отто. В храме также расположены три колокола. При установке, каждому из них было присвоено определенное имя – Симон и Михаил.

Костёл Святого Роха: тайны Золотой Горки

В самом центре Минска за Дворцом искусств укромно затаился, пожалуй, самый древний костёл города – костёл Святого Роха . В романе Владимира Короткевича «Каласы пад сярпом тваім» Кастусь Калиновский говорит, что облюбовал Золотую горку и часовню старого Роха. Какие же секреты хранит это место?

Существует несколько версий происхождения названия Золотая Горка . Согласно самой поэтической из них, место получило название от золотых осенних листьев кленовой рощи, которая раскинулась на возвышенности. Вторая версия свидетельствует, что купцы и разбойники с большой дороги частенько закапывали тут свои запасы.

Еще одна версия говорит о том, что один из католических священников объявил сбор средств для возведения костёла и расстелил на возвышенности свой плащ, на который прихожане начали складывать принесенные пожертвования – монеты и драгоценности.

Так около 1790 г. на Золотой во всех смыслах Горке появилась деревянная часовня.

Начиная с XVIII века на территории Золотой Горки образовалось кладбище, на котором хоронили людей, преимущественно умерших от эпидемий.

Однако Вторая мировая война и современная застройка оставили от старого золотогорского кладбища только несколько могил, которые и по сей день можно найти на территории костёла.

В послевоенные годы, когда часть кладбища сносили, на этом месте находили очень богатые могилы. Говорят, в том числе было найдено тело молодой девушки, завернутое в собственное платье. Она была похоронена заживо.

Святой Рох издавна считался защитником от эпидемий чумы и холеры. Согласно городским легендам, когда Минск страдал от тяжелой эпидемии, одному из горожан приснился вещий сон. Якобы город могут спастись, если найти статую Святого Роха, потерянную под обломками одного из костелов. После длительных поисков статуя была извлечена на свет, и эпидемия отступила. Было решено установить чудотворную статую в деревянной часовне на Золотой Горке. Во время Второй мировой войны статуя бесследно исчезла.

Костел Святого Роха был основан в Минске еще в XIV в. князем Ягайлой. Изначально здание находилось в районе современного оперного театра и было деревянным. Но после страшного пожара в 1809 г. костёл не выстоял, и было принято решение перенести парафию в золотогорскую часовню. В 1861 г. на Золотой Горке был возведен каменный костёл.

Размеры храма достаточно скромные, но под ним таятся подземелья с многочисленными захоронениями в нишах. Некоторые историки предполагают, что в низовой части подземелий могут быть погребены и останки основателей костела.

В анналах городских хроник можно встретить упоминания о необычной иконе, находившейся в костеле Святого Роха. Будто бы один богач, совершая конную прогулку, наехал на мольберт художника и так рассердился, что ударил живописца хлыстом по лицу. Некоторое время спустя толстосум решил отреставрировать старый костел на Золотой Горке и нанял художника для того, чтобы написать величественную икону. Иконописцем оказался тот самый человек со шрамом на лице. Не отказавшись от работы, художник попросил Всевышнего наказать своего обидчика.

Икона получилась настолько одухотворенной, что богач, не удержавшись, забрал её и повесил в собственной спальне. В ту же ночь в городе разразилась страшная гроза, и богач вдруг ощутил, как с иконы на него падают обжигающие слезы. Несчастный бросился бежать, но образ неотступно следовал за ним. В итоге магнат бросился с обрыва в реку и утонул, а икону обнаружили утром в стенах костела. Поговаривают, что призрак богача до сих пор бродит по округе Золотой Горки.

Во дворике костела можно наблюдать группу скульптур, в том числе и «Обнаженного мальчика» , что нетипично для католического прихода. На самом деле, во времена СССР в здании костела располагался зал камерной музыки, и скульптуры сохранились в напоминание об этом периоде городской истории.

Сегодня сложно отличить правду об истории костёла Святого Роха и золотогорской возвышенности от домыслов. Ясно одно: тайны этого уголка в сердце Минска еще долгое время будет будоражить пытливые умы.

Здание костела не единожды горело в Минских пожарах, но его регулярно восстанавливали. Возведя в очередной раз святыню, жители города нарекли ее Троицкий костел, но простоял он до 1809 г. и сгорел в страшном пожаре вместе с половиной города.

И только в 1991 г. про костел святого Роха на Золотой горке вновь заговорили, как о культовом сооружении и в свободное время от концертов стали проводить богослужения. С 2006 г. концертный зал закрыли и вернули сооружение римско-католическому приходу.

Отныне паломники со всех стран, туристы и жители Минска приходят в костел к святому Роху – самоотверженному монаху, жившему во Франции в XIII веке и ухаживавшему за больными – поклониться и попросить за здоровье и скорое выздоровление родных людей.

Церковь Марии Магдалины

Церковь Марии Магдалины построена в 1847 году, в русско-византийском стиле, на месте своей деревянной предшественницы, которая была полностью уничтожена в пожаре 1835 года. Новую церковь строили на деньги прихожан и добровольных взносов. Церковь постоянно развивалась и расширялась новыми строениями, а на заре 19 века была достроена Сторожевская брама .

Во время октябрьской революции храм Святой Марии Магдалины неоднократно подвергался расхищением и вандализму, несколько раз закрывался.

В период великой отечественной войны храм действовал, но в 1949 году было принято решении о закрытии церкви. Позже ее частично реконструировали, а на территории был устроен архив.

Собор святых апостолов Петра и Павла

Древней православной достопримечательностью Беларуси является Собор святых Петра и Павла в Минске , построенный в 1612 году благодаря денежным пожертвованиям 52 горожан, на земле, подаренной княжной Друцкой-Горской «на вечные времена».

Стоит собор на Немиге рядом с и в 300 метрах от другого религиозного строения - . Храм, выстроенный в стиле барокко, открыт ежедневно с 7, а по церковным праздникам и воскресениям богослужение начинается с 6 утра. При храме есть воскресная школа. В 1992 году открыли библиотеку и хоры, а с 1997 года в Соборе размещается редакция газеты «Церковное слово».

Правда, история этого храма не всегда была светлой и радужной. В давние времена его существование и судьба служителей собора была неоднозначной, а порой весьма трагичной. Католическая шляхта, препятствующая распространению православной веры, несколько раз приказывала свернуть возведение храма с мужским монастырём при нём. А в 1617, когда при соборе появилась школа для детей христиан, то униатские священники просто устроили избиение учеников. Вплоть до 1787 года фанатичные униаты и польские шляхтичи несколько раз громили монастырь и собор. Из-за этого храм пришёл в упадок. Только в 1795 году, уже при управлении Екатерины II, на восстановление собора ею было передано 7000 серебром, а 1797 году Павел Первый лично присутствовал на богослужении в обновлённом храме, названном Екатерининским.

Недолго собор переживал хорошие времена, так как уже в 1812, во время оккупации французами, его превратили в лазарет Наполеоновской армии. Все убранство было расхищено и испорчено. После изгнания французов собор восстановили, а к 1875 году храм перестроили, расписали стены, воздвигли купол и переосвятили в честь Николая Чудотворца. Это был период истории, когда все соборы Беларуси переживали свои лучшие времена.

При становлении Советской власти храмы и церкви Минска подверглись гонению. В 1933 году Петропавловский собор закрыли, внутреннее убранство вынесли, а в помещении устроили склад сельди. Церковный двор был заставлен бочками из-под рыбы.

Во время Отечественной войны, когда Минск захватили немецкие войска, жители самовольно расчистили храм от склада и возобновили богослужения. За это в 1944 году советские власти арестовали и осудили настоятеля и служащих, а в здании храма устроили в архив. И это стало последним осквернением Собора за его многовековую историю.

Начиная с 1972 года, здание Собора только восстанавливали и реконструировали, и сегодня он имеет предположительно свой первоначальный облик. В течение последних 40 лет Петропавловский собор пополнился известными иконами, была полностью восстановлена архитектура: воссоздана северная башня, снесённая зарядом ещё во время ВОВ , а фасад освободили от пристроек, сделанных в разные времена. У алтаря установили кованный позолоченный крест и подняли 8 колоколов. Теперь колокольный перезвон призывает людей к богослужению в 400-летний Собор святых апостолов Петра и Павла в Минске, как в стародавние времена.

Архикафедральный костел Пресвятой Девы Марии

Архикафедральный костел (1700 – 1721) обязан своим возведением иезуитам, которые начали деятельность в Минске в XVII веке. Их активная работа вылилась сперва в строительство иезуитской школы, которая помогала просвещению и грамотности детей города, а затем и самого храма. И внешнее и внутреннее оформление костела пресвятой Девы Марии в стиле барокко вызывало восхищение.

Фрески, красивые росписи, орнаментальная живопись, деревянные фигуры 12 апостолов – всё это делало костёл величественным и вызывало трепет прихожан. В 1773 году костёл переформировали в приходской из-за упразднения ордена иезуитов.


cтарое фото: костел пресвятой девы марии

Когда Минск находился в Российской империи, костёл стал носить статус собора. Вторая мировая война стала причиной сильного разрушения этого памятника архитектуры города Минска. Его даже перестроили для спортивного общества “Спартак”. Древние фрески, росписи просто закрасили краской. Здание костёла стало местом, где тренировались спортивные секции. В послесоветское время храм вернули верующими, реконструировали и освятили в 1997 году.


Храм Всех Святых

В 1991 г. на Всехсвятской улице был заложен первый камень будущего храма Всех Святых , но активное строительство началось лишь в 2006 году. 2 июля 2010 г. церкви и храмы Минска пополнились новым, красивейшим и современным культовым сооружением, одним из самых высоких на территории СНГ.

Всехсвятская церковь построена в форме шатра, увенчанного пятью золотыми куполами с крестами, высотой в 74 метра. Это не только один из самых высоких храмов, но и самый вместительный - во время богослужения может принять до 1200 человек.

Храм Всех Святых в Минске стал храмом-памятником 10 млн белорусам погибшим в войнах, революциях и насильственных переселениях.

Церковь поражает своим великолепием и богатством убранства. Храм украшают иконостасы уникальные и неповторимые. Это работы палехских мастеров. Все деревянные панели, церковная утварь и убранство выполнено вручную и являются произведениями современного искусства.

Церковь Александра Невского

Единственный православный храм, полностью сохранивший свой первоначальный внешний вид находится на улице Козлова 11, на территории Военного кладбища. Уникальная церковь Александра Невского была освящена в 1898 году.

Храм спроектирован белорусским архитектором Струевым Виктором в 1896 году в стиле барокко XVIІ -XVIII веков. На возведение было определено более 11 тысяч рублей войсками местного военного подразделения, родными погибших воинов.

Внутри церкви размещены имена 118 погибших бойцов 30-й артиллерийской бригады и 119-го Коломенского полка на мемориальных досках. Погибли воины-белорусы во время захвата болгарской Плевны . Церковь строилась в 1877–1878 годы в почтение победы России над Турецкой Республикой.

Удивительным есть тот момент, что во время Великой Отечественной войны внутрь храма попало взрывное оружие и, к счастью, не взорвалось. Бомба проникла в помещение через купол и упала возле иконы Николая Угодника. В наше время в минской церкви Александра Невского проходят богослужения, упоминаются все имена погибших воинов во время российско-турецкой войны.

Церковь Святого Духа

Одним из выразительных культовых строений центральной части столицы стала церковь Святого Духа, построенная в стиле виленского барокко в 1633 году.

Изначально это был костел, входящий в комплекс женского монастыря бернардинок . После того как все монахини его покинули, в 1860 году костел осветили в память Мефодия и Кирилла и он стал православной церковью. Во времена Советской России церковь Сошествия Святого Духа, как и костел Пресвятой Девы Марии и Петропавловский собор, была отобрана у христиан. В ней разместили пожарную команду со спортивным залом, а затем и вовсе устроили архив.

Во время ВОВ в храме возобновилась служба, а когда гонения веры прекратились, церковь Святого Духа не только восстановила богослужение в полном объеме, но и в 1961 году стала главным храмом Беларуси .

В 2009 году началась реконструкция храма и восстановление его в первоначальный вид. За основу взяли набросок неизвестного художника изобразившего храм в 1800 году.

Сегодня церковь встречает верующих во всем своем великолепии, полностью восстановленная и реставрированная. Залы освещают люстры и бра XVII века, воссозданы витражи витражные двери. При соборе открыта воскресная школа и размещен концертный зал детской филармонии «Верхний город». Посетить церковь Сошествия Святого Духа в Минске вы можете ежедневно с 9, а по праздничным дням богослужение начинается в 7 утра.

Собор Сошествия Святого Духа

Наиболее яркие достопримечательности Минска относятся к православным сооружениям прошлых столетий, например таким можно считать Кафедральный собор Сошествия Святого духа Минска, в народе – Свято-Духов .

Построенный первоначально как бернардинский католический монастырь, впоследствии перестроен в православную церковь. Однако ныне, уже в период независимости Беларуси , это чудесное сооружение, возведенное в стиле, именуемом сарматское барокко, – важная достопримечательность столицы Беларуси .

Собор очень ценится паломниками из-за чудотворной иконы Божьей Матери и мощей св. С. Слуцкой . Для не слишком религиозных туристов будет приятным времяпровождением изучение архитектуры церкви и ее внутреннего убранства.

Приятным дополнением к композиции собора становится площадь перед входом, позволяющая оценить всю величественность этого красивого творения профессиональных зодчих прошлых лет.

Костел Святого Иосифа

Монастырь Бернардинцев, построенный в 1630 г. был деревянным и, к сожалению, мы никогда не узнаем, как выглядело первоначальное строение. В последующие годы костел во многом повторил судьбу церкви Святого Духа, расположенной в 50 метрах от него: он трижды горел, но всякий раз перестраивался.

После последнего пожара в 1835 г. монастырь Бернардинцев приобрел черты барокко. А в 1864 г. здание костела забрали у церкви и монастырь упразднили. Но, в отличие от других культовых сооружений, посещаемых туристами, богослужения в костеле так и не возобновились.

Тем не менее монастырь Бернардинцев ремонтировали и восстанавливали, стараясь сохранить его. Сегодня в здании находятся архивы, а в монашеских кельях еще совсем недавно были прокуратура и военная комендатура.

Несмотря на земное использование здания духовного предназначения, Костел Святого Иосифа в Минске не утратил своих отличительных черт трехнефной без башенной базилики с выделенными высокими пилястрами. Выделенные ниши по обе стороны утратили установленные ранее в них скульптуры, но вход в костел с трех лепестковым окном над ним, сохранились в былом виде.


Приход храма иконы Божией Матери “Всецарица”

Приход храма иконы Всецарица приглашает всех верующих увидеть и дотронуться к чудодейственной иконе Божией матери, что c греческого переводится как “Пантанасса “.

На ней изображена Пречистая Дева с сыном на руках, восседающая на троне. В левой руке у Матери находится свиток, а правой рукой она указывает всем на своего Сына, спасителя всего человечества.

Сзади – два ангела, осеняющие крыльями Пречистую. Икона не большая, но очень древняя: написана была в XVII веке, а своё благословение получила на горе Афон.

Из века в век передаётся сказ, что однажды к иконе подошёл молодой парень, и что-то невнятно бормотал про себя. И тут лик Богоматери озарился дивным светом, и непонятная сила отбросила юношу в угол. Когда он поднялся, то тут же в отчаянье и страхе подбежал к другим иконам, признаваясь перед ликом святых в греховном бытие и колдовстве.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Костёл святого Симеона и святой Елены (Красный костёл) — уникальная белорусская достопримечательность. Здание католического храма, построенное в 1910 году из красного кирпича, сразу стало одним из главных религиозных и туристических объектов в Минске.

Его удивительная архитектура асимметрична, но при этом преисполнена гармонии, которую дополняет пылающий цвет красного кирпича. Здесь проводится ряд культурных мероприятий: концерты, спектакли, экскурсии, праздники, а в другие дни можно посетить религиозные службы. Привлекает также интересная и драматичная история его возникновения.

Костёл святого Симеона и святой Елены на панораме — Google Maps

Расписание служб в Красном костеле

Службы проводятся преимущественно на белорусском языке, а 1 час в день на польском. Действует следующее расписание:

  • будние дни: 7:00—19:00;
  • выходные и праздники: 8:00—21:00;
  • Ризница: 8:00—20:00;
  • Воскресная школа: 10:00—20:00.

Для всех желающих присоединиться к службе на расстоянии ведется видеотрансляция . Часовой пояс в в Минске такой же, как и в Москве, при желании смотреть трансляцию, ориентируйтесь по нему.

Концерты и культурные мероприятия

Эдвард Войнилович с самого начала хотел, чтобы задуманное им строение выполняло не только религиозную функцию, но и эстетическую и просветительскую. В итоге здание Красного костела сейчас считается одним из главных символов Минска, а в самом храме, помимо религиозных, проходят ещё и культурные мероприятия.

Регулярно здесь проводятся концерты органной музыки, выставки и экскурсии, связанные с жизнью купца Войниловича и с религиозной тематикой. Также в большом зале воспроизводит религиозные сюжеты театр «Священный огонь», исполняет песни хор «Голос души».

Панорама внутри Красного костела в Минске — Google Maps

Все католические праздники отмечаются с красотой и размахом. Например, незадолго до Рождества храм обильно украшают, что делает его вид еще более впечатляющим. На видном месте горят свечи: сколько стоит свечей, столько недель осталось до Рождества.

История

История Красного костела зародилась чуть больше века назад — в начале XX в. В Минске на тот момент остался только один храм для христиан, и тот уже не вмещал всех прихожан. Остро встал вопрос о строительстве нового религиозного сооружения, но он долго не мог решиться: постоянные проблемы с вопросом его размещения, финансирования и т. д.

Состоятельный купец Эдвард Войнилович, заметив, что в городе возникла такая проблема, решил, что судьба подала ему знак. Он очень рано потерял своих детей: Елене (Алёне) было 18 лет, а младшему, Симону, только 12. Обоих забрала болезнь. При жизни дочери Эдварда однажды приснилась Дева Мария, окружённая ангелами, и указала на некий несуществующий храм. Девушка поспешила схематично нарисовать его и показать отцу.

И вот, спустя годы, убитый горем отец смотрит на этот эскиз и понимает: всё, что теперь он может — достойно почтить память своих детей и помочь своему народу. Он заражается идеей возвести подобное сооружение и в 1904 г. обращается к властям с предложением взять на себя инициативу по возведению нового костела в Минске.

Эдвард ручался взять на себя руководство строительством и его полное финансирование, а в ответ попросил одного: возможности делать всё это без постороннего вмешательства. Ему дали добро и полную свободу. После длительных поисков купец натыкается на работы польского архитектора Томаша Пояздерского.

Он привозит творца на свою родину и начинает работу над храмом, которая продлилась 6 лет. Здание получило 2 названия: Костёл святого Симеона и святой Елены, в честь покровителей погибших детей Войниловича, и Красный костел, ввиду специфичного цвета храма, выполненного из красного кирпича.

В советские годы и в период Второй мировой войны костёл оставался на удивление цел и невредим, разорен, но не осквернен. В военные годы там было разрешено проводить службы, а в годы коммунистического режима здание было культурным центром — в нём обустраивали то театр, то академию, то музей кино. В 1990 году Красный Костёл получил прежний статус католического храма.

Архитектура

Проект костёла святого Симеона и святой Елены был доверен польскому архитектору Томашу Пояздерскому. Войнилович был очарован одной из его предыдущих работ, и в срочном порядке доставил его в Минск. Из Польши пришлось везти не только архитектора, но и материал для строительства — тот самый красный кирпич.

Костел представляет собой смешение стилей, что характерно для архитектуры рубежа XIX—XX вв. Смесь неоготики и модерна дала на выходе актуальный в те годы неороманский стиль. Здание построено как базилика с тремя башнями и пятью нефами.

Трансепт — часть строения, которая делает его крестообразным — выстроен довольно внушительного размера. Фасады и торцы трансепта украшены круглыми окнами в виде цветов под треугольными фронтонами. Крыши — двускатные и четырехскатные.

Основное внимание притягивает прямоугольная четырехъярусная башня-колокольня 50 метров в высоту, возвышающаяся в юго-восточной части сооружения. По бокам алтарной части — еще две 36-метровые башни. С точки зрения классической композиции, это необычное решение: обычно малые башни украшают собой главный фасад, но не в этом случае.

Ещё одним необычным решением стала центральная апсида в форме полуцилиндра. Изначально на её месте было 3 других апсиды, поменьше, но в советские годы здание видоизменили, подстроили под формат академии киноискусств.

Алтарь, ограждения, двери, белые скульптуры детей выполнил скульптор Зигмунд Отто. Уже в девяностых годах у храма появилась 4,5-метровая скульптура архангела Михаила, побеждающего змея, её автор — Игорь Голубев. Живопись на сводах и стенах и идеи для оконных витражей создавал художник Франциск Бруздович.

В 1909 году на главную башню костела были подняты 3 массивных колокола, каждый со своим именем: Михаил, Эдвард и Симеон. Во время реконструкции храма в 2017 году их спускали на землю, и прохожие смогли увидеть их вблизи.

Как добраться до Красного костела в Минске

Костёл найти нетрудно — он находится на Площади Независимости , крупнейшей площади центра города Минска. Если вам удобнее воспользоваться общественным транспортом, то быстрее всего доберетесь до места на метро — нужно доехать до станции «Площадь Ленина» (Московская линия). До площади ходят и автобусы: вам подойдут маршруты № 100, 69, 1, остановка «Площадь Независимости ».

Маршрут до Красного костела от ж/д вокзала Минска пешком — Google Maps

Владельцы автомобиля могут доехать по координатам: 53.896393 , 27.547624 или по адресу ул. Советская 15. Можно воспользоваться услугами такси: работают международные службы Uber, Kiwitaxi, Яндекс.Такси и местные организации.

Видео: аэросъемка Костела святого Симеона и святой Елены в Минске

Костёл Святого Людовика Французского - один из двух действующих католических храмов Москвы наряду с собором Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии .

С 1763г., после указа Екатерины II о привилегиях иностранцам, французы, спасавшиеся от революции, стали переезжать в Москву. Между Большой и Малой Лубянкой образовалась своеобразная французская колония.


Надумав построить для себя католическую церковь, французы направили уполномоченных к московским властям. Переговоры были долгими, так как правительство не соглашалось на строительство в центре города иноверческого храма и требовало, чтоб его строили в Немецкой слободе. Наконец, разрешение было получено, и французская католическая церковь св. Людовика Нэрийского была построена в 1789-91гг. иждивением членов французской колонии. Освящена церковь была 30 марта 1791г.


Первоначально она была скромной: маленькая деревянная постройка в глубине двора, без колокольни.


В XIX веке было осуществлено строительство современного здания храма на месте прежнего. Строительство было начато в 1833 году, а закончено двумя годами позже. был сооружён по проекту известного архитектора А. О. Жилярди. Освящение состоялось, однако, лишь 17 июня 1849 года, о чём напоминает мраморная доска в алтарной части церкви.


Здание сохранило до наших дней пространственное решение, первоначальный декор фасадов и интерьера.


При храме Св. Людовика существовали две гимназии - мужская гимназия св. Филиппа Нери и женская гимназия св. Екатерины; а также благотворительный приют св. Доротеи.


К 1917 году число прихожан насчитывало 2700 человек.


###Страница 2

После революции 1917 года для храма Святого Людовика Французского наступили тяжёлые времена, храм многократно разорялся, настоятель был выслан из страны. До 1926 года французский приход опекался отцом Зелинским, настоятелем храма Св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке. В 1926 году епископ Мишель д’Эрбиньи в тайне от советских властей рукоположил в епископы в храме Святого Людовика ассумпциониста П. Э. Невё и ещё двух священников - А. И. Фризона и Б. Слосканса. Однако его тайна была раскрыта и Д’Эрбиньи был выслан из СССР. Предпринимались попытки выслать и епископа Невё, однако его оставили в стране после протестов французского посольства.


Всё время существования СССР храм Св. Людовика оставался единственным открытым католическим храмом Москвы и одним из двух (наряду с храмом Лурдской Божией Матери в Ленинграде) католических храмов в РСФСР.

С начала 90-х годов в жизни храма начался новый период. 13 апреля 1991 г. папа Иоанн Павел II объявил о создании Апостольской администратуры для католиков латинского обряда европейской части России. Торжественное вступление в должность апостольского администратора архиепископа Тадеуша Кондрусевича состоялось в храме Святого Людовика 28 мая 1991 г.

В настоящее время, в связи с тем, что третий католический храм Москвы - храм Св. апостолов Петра и Павла в Милютинском переулке так и не был возвращён Церкви, в храме Святого Людовика проводят службы как приход Святого Людовика (преимущественно франко- и англоязычный), так и приход Св. Петра и Павла (преимущественно русскоязычный).

Храм Святого Людовика Французского построен в стиле классицизм, представляет собой трёхнефную базилику с высоким центральным и более низкими боковыми нефами. Вход оформлен колоннадой, по обеим сторонам колоннады расположены невысокие колокольни. Если Вы все же решились посетить Москву и этот храм в частности, советую Вам заказать гостиницу где-нибудь поблизости (к примеру, отель Oxus), чтоб было проще добираться к таким удивительным местам


В 90-е годы была проведена масштабная реконструкция внутреннего пространства храма. Над главным алтарём находится живописное изображение Преображения Господня. На алтаре левого нефа в центре расположена статуя св. Людовика слева от него - статуя св. Бернара Клервосского, справа св. Франциска Сальского. Немного правее, на отдельном постаменте статуя св. Антония Падуанского. Также в алтаре левого нефа установлены небольшие статуи святых покровительниц Франции: св. Жанны д’Арк и св. Терезы из Лизьё. Правый алтарь посвящён Богородице, эдесь установлена статуя Девы Марии Лурдской. После советского периода сохранился лишь один старинный витраж с изображением св. Иосифа, находящийся в правой части храма.

При церкви действует воскресная школа, скаутское движение. Регулярно проводятся благотворительные органные концерты.

Находится храм на ул. Малая Лубянка, 12а