» »

Морские порты сирии на карте. Россия арендует порт тартус в сирии, заходя в средиземное море как экономическая держава. Правовой режим аренды

28.01.2024

Немецкое издание Contra Magazin задается вопросом, из-за чего Россия прикладывает в Сирии столько усилий? Стоит ли кусок пустыни, немного нефти (немного больше, чем необходимо для самообеспечения), немного средиземноморского пляжа такого вложения сил. Нет, это само по себе не стоило бы усилий.

Вы можете подумать, что Сирия является важным этапом в контексте китайской инициативы нового Шелкового пути, так что, возможно, речь идет об экономических интересах. Китай уже очень силен в Ливане и теперь может стать очень экономически сильным в Сирии. Это может быть причиной, но это не так. На самом деле есть еще одна, гораздо более важная причина.

Проблема для НАТО. Россия подписала соглашения о базах в Сирии — для Латакии как базы военно-воздушных сил и для Тартуса — военно-морской базы. Соглашения будут работать с 2017 года — на 49 лет.

У России есть противовоздушные батареи типа С-400 — размещены в Латакии. Эти зенитные батареи закрывают турецкую базу НАТО Инджирлик, а также базу ВВС Великобритании Акротири на Кипре. То есть авиация НАТО летает там только потому, что русские пассивно это позволяют — они могут перехватить любой самолет, вылетающий оттуда.

Сирийский порт Тартус всегда был важен для России. Ранее, в советское время, здесь находился экипаж из 50-60 человек с ремонтным судном, который в случае необходимости выходил в Средиземное море, чтобы помочь военным кораблям. Это своего рода база поддержки для военных кораблей, это было раньше, а не во время войны.

В настоящее время Россия расширяет Тартус — в военный порт, чтобы принять любой военный корабль ВМФ России, в том числе и подводные лодки (с аккумуляторной станцией).

Тартус должен стать главным морским портом для Черноморского флота России, после которого Россия больше не нуждается в Черном море. С одной стороны, Черное море контролируется Россией наземными самолетами, а с другой стороны наземными батареями.

Российские батареи С-400 и Бастион доминируют на Черном море. Больше не нужны свои военные корабли в Черном море. Кстати, одна и та же система работает в Балтийском море — все перекрывается с земли авиацией и батареями.

Российский Черноморский флот может использовать Россией как «Восточно-средиземноморский флот» с главным портом в Тартусе, чтобы бросить вызов морскому правлению НАТО или даже отнять военно-морское господство НАТО в этом районе.

Связанное с этим доминирование России над восточным Средиземноморьем — и, следовательно, над северным входом в Суэцкий канал — является военное присутствие ближайшего союзника России. Китай имеет военную базу в Джибути — ВМС и ВВС — с разрешением на развертывание до 10 000 человек. Китай контролирует южный вход в Суэцкий канал.

На севере Суэцкого канала русские, на юге, китайцы, реальность, которая является кошмаром для НАТО. Кошмар, из которого НАТО хотели бы как можно быстрее выбраться. Вот почему Запад прикладывает все усилия, чтобы уменьшить влияние России в Сирии.

Заявил, что в течение недели должен быть подписан контракт, после которого сирийский порт Тартус на 49 лет перейдет «в эксплуатацию российского бизнеса». Об этом сообщает РИА «Новости.

«Ключевой вопрос, который должен дать положительную динамику, — это вопросы по использованию порта Тартус. Поездка закрепила все эти договоренности. Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан, и на 49 лет порт Тартус перейдет в эксплуатацию российского бизнеса», — отметил вице-премьер после встречи с сирийским президентом .

Кроме того, российский политик выразил надежду, что это подписание документа пойдет на пользу сирийской экономике. Он добавил, что договор в значительной степени повлияет на сирийско-российский товарооборот.

В конце 2018 года сирийские власти сообщили о том, что российские компании построят аэропорт в портовом городе Тартус. Об этом сообщил глава сирийского управления по планированию и международному сотрудничеству Имад ас-Сабуни газете Al-Watan.

По его словам, на месте сельскохозяйственного аэродрома будет возведен аэропорт. Данное решение принято в рамках сотрудничества BOT (Build-operate-transfer).

Как ожидается, 30 проектов, которые вошли в «дорожную карту» соглашения о промышленном и торговом сотрудничестве с Россией, будут реализованы с 2019 по 2021 год. Строительство будет вестись в рамках договоренностей, заключенных на заседании межправительственной комиссии.

Кроме постройки аэропорта, как отметил чиновник, будут обновлены железные дороги от фосфатных шахт до порта Тартуса, Кроме того, будет приведен в действие один из самых важных в сфере промышленности, по словам ас-Сабуни, проект по восстановлению шинного завода в Хаме. Помимо этого, будут построены цементный завод в Алеппо и российско-сирийская лаборатория по производству вакцин.

Еще в начале 2017 года Россия и Сирия подписали соглашение о размещении российского Военно-морского флота в порте Тартус на 49 лет.

Этот соглашение «автоматически продлевается на последующие 25-летние периоды, если ни одна из сторон не менее чем за один год до истечения очередного периода не уведомит в письменной форме по дипломатическим каналам другую сторону о своем намерении прекратить его действие», говорится в документе, опубликованном на официальном интернет-портале правовой информации.

Согласно документу, в порту одновременно могут находиться 11 военных кораблей, включая корабли с ядерной энергетической установкой.

В октябре 2016 года статс-секретарь — заместитель министра обороны России Николай Панков заявил о том, что в Тартусе Россия планирует создать военно-морскую базу, действующую на постоянной основе. «В Сирии у нас будет на постоянной основе военно-морская база в Тартусе. Соответствующие документы подготовлены, они проходят процедуры межведомственного согласования», — сказал он тогда.

В конце 2017 года президент России подписал закон о ратификации соглашения с Сирией, согласно которому предусматривается расширение территории пункта материально-технического обеспечения российского Военно-морского флота (ВМФ) в районе сирийского порта Тартус.

Акватория и территория порта перешли под российскую юрисдикцию. Таким образом имущество российской базы стало в этом месте неприкосновенным и было освобождено от обыска, досмотра и ареста. Россия, в свою очередь, обеспечивает защиту с воздуха и охрану морских границ территории, а Сирия занимается внешней охраной базы.

Тогда же в сообщили, что на расширение базы ВМФ в сирийском Тартусе потребуется 3,2 млрд руб. ежегодно. «Расходы — 3,2 млрд руб. в год. Они предусмотрены в бюджете», — сообщили в министерстве.

Отметим, что еще в 1971 году СССР и Сирия подписали документ о размещении военной базы в Тартусе. Создавалась она, прежде всего, для ремонта кораблей, снабжения их топливом и расходными материалами. В 1977 году база ВМФ начала там функционировать.

Замглавы правительства России сообщил, что порт в сирийском городе в скором времени перейдет в ведение российского бизнеса, передает агентство РИА Новости. Срок его эксплуатации составит 49 лет. Другие подробности - в материале Федерального агентства новостей (ФАН) .

На прошлой неделе вице-премьер РФ посетил арабскую республику, где, в частности, встретился с президентом САР Башаром Асадом . По его словам, данная поездка подтвердила прежние договоренности с сирийской стороной по поводу Тартуса, и все вопросы относительно использования порта были решены. Соответственно, в течение ближайших нескольких дней с большой долей вероятности будет подписан итоговый контракт.

Напомним, ранее представители сирийского руководства сообщали, что российская сторона планирует построить аэропорт в Тартусе. Об этом в конце 2018 года сообщил руководитель управления по планированию и международному сотрудничеству САР Имад Ас-Сабуни местному изданию Al Watan.

На территории порта с начала 2017-го уже действует база ВМФ РФ. Соглашение о размещении морской группировки российских вооруженных сил тоже было подписано сроком на 49 лет с возможностью автоматической пролонгации на последующие периоды в 25 лет.

Заведующий кафедрой политологии и социологии Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова, военный эксперт Андрей Кошкин уверен, что, опираясь на Тартус, Россия сможет реализовать массу проектов, прибыльных как для Москвы, так и для Дамаска. Такое предположение он высказал в комментарии для ФАН.

«Переговоры по Тартусу между Россией и Сирией шли с 2016-го года, были заключены отдельные договоренности, но сейчас наконец должен быть подписан контракт, который окончательно утвердит юридический статус порта. После этого, я думаю, российский бизнес будет представлен там во всем многообразии - и малый, и средний, и крупный. Уже разработаны проекты по строительству аэропорта, по восстановлению железной дороги от Тартуса до месторождений фосфатов в Хомсе . Безусловно, теперь будут и другие. Несомненно, будет перспективно развиваться целый пакет экономических услуг, которые может предоставить порт», - уверен наш собеседник.

Данный контракт с сирийским правительством обеспечит России выход в средиземноморский регион теперь уже не только в военном плане, но и в экономическом, добавил он.

«Также там остается пункт материально-технического обеспечения ВМФ РФ. Там может поместиться сразу 11 кораблей, в том числе с ядерными установками. Туда могут заходить и российские подлодки. То есть на сегодняшний день мы пришли в Средиземное море, но теперь уже не только в военном смысле - сейчас мы также готовы и к широкому экономическому сотрудничеству в этом регионе», - подчеркнул эксперт.

С помощью порта в Тартусе российская сторона сможет как существенно укрепить экономические связи с Сирией, так и найти новых близких партнеров на Ближнем Востоке. РФ так или иначе сотрудничает с некоторыми региональными державами, и теперь непосредственный выход в Восточное Средиземноморье поможет ей полноценно развить торговые и другие отношения.

«Прямое российское экономическое присутствие в регионе значительно поспособствует восстановлению и развитию потенциала САР, и, бесспорно, будут налаживаться связи с другими ближневосточными государствами. Соответственно, РФ сможет утверждать свою роль там не только в качестве военной державы, способной обеспечивать безопасность и уничтожать террористов, но и как страну, которая способна выстраивать взаимовыгодные экономические отношения со многими странами. Все это окончательно переведет вооруженный конфликт в Сирии в плоскость полноценного политического урегулирования и экономического возрождения», - подытожил Андрей Кошкин.

Объявлено более чем официально, на уровне вице-премьера российского правительства: порт Тартус в Сирии в течение ближайшей недели будет передан в аренду России. На 49 лет. Об этом заявил вице-премьер Юрий Борисов после своей встречи с президентом Сирийской республики Башаром Асадом.

Порт для военных и порт для бизнесменов

Мы очень хорошо продвинулись в этом вопросе и надеемся, что в течение недели контракт будет подписан и на 49 лет порт Тартус перейдёт в эксплуатацию российского бизнеса,

Объявил Юрий Борисов.

При этом он обозначил интересы не только России и её военных, которые уже несколько десятилетий используют Тартус в качестве пункта материально-технического обеспечения флота: «Я надеюсь, что это будет играть в пользу, в первую очередь, сирийской экономики».

Как это будет выглядеть конкретно, вице-премьер не объяснил, но отметил, что использование порта Тартус - «ключевой вопрос, который должен дать положительную динамику».

Ю. Борисов. Фото: www.globallookpress.com

Борисов рассказал, что соответствующее решение было принято на заседании межправительственной комиссии в декабре 2018 года. Нынешняя его поездка в Сирию «закрепила все эти договорённости», что, впрочем, указывают некоторые аналитики, может означать на деле, что «эти договорённости» не были всё же закреплены на надёжном официальном уровне, и нынешний анонс такого значительного события со стороны в целом не очень разговорчивого вице-премьера означает некий дополнительный узелок ради укрепления достигнутых позиций.

Напомним, что Россия ещё в советские времена держала в Тартусе пункт материально-технического обеспечения (ПМТО) флота. Хотя это часто называют базой, на деле это именно место стоянки и заправки-загрузки кораблей, нисколько не экстерриториальное по отношению к стране пребывания. То есть никак не военная база с соответствующим правовым положением, оборонительными структурами, собственной военной администрацией и так далее.

Шаг в направлении развития ПМТО к статусу военно-морской базы был сделан в начале 2017 года, когда было подписано соглашение о расширении и модернизации пункта обеспечения в Тартусе. Оно было заключено на 49 лет, а далее должно было автоматически продлеваться на очередные 25 лет, если ни одна из сторон не уведомит другую в письменной форме и - что важно - по дипломатическим каналам о намерении прекратить его действие.

Правовой режим аренды

С точки зрения международного законодательства все обитаемые территории нашей планеты подразделяются на 3 типа: государственная территория, территории с международным режимом и территории со смешанным режимом.

Тартус. Фото: www.globallookpress.com

Аренда же территории - это «временное предоставление одним государством другому государству права пользоваться на договорных началах частью своей территории». В этих обстоятельствах арендованный участок продолжает оставаться государственной территорией арендодателя, но государство-арендатор может осуществлять на этом участке свою юрисдикцию в соответствии с соглашением об аренде.

Это означает, что порт Тартус становится территорией со смешанным режимом, а по факту - территорией, где будут действовать законы Российской Федерации и осуществляться российская юрисдикция.

Между прочим, на похожих условиях - за исключением того, что на арендуемой территории действует российское законодательство с некоторыми исключениями, - по договору от 1962 года Финляндия арендует у России русскую часть Сайменского канала, соединяющего бассейн Сайменской озёрной системы в Финляндии с Выборгским заливом. Это самый крупный канал у соседей, часть которого проходит по нашей территории и за эксплуатацию которого они платят нам арендную плату.

Говоря проще, Россия получает свой порт в Средиземном море. Можно сказать, личный. Пусть и под верховным правом государства-суверена, то есть в данном случае - Сирии.

Дальше конкретики договорённостей мы не знаем, но, надо полагать, в самом Тартусе тоже должен быть выделен - или построен - отдельный район для проживания персонала российского порта, с соответствующими инфраструктурными, общественными, образовательными, правоохранительными и оборонительными пунктами. То есть в некотором смысле Россия получает и свой город в Средиземноморье и на Ближнем Востоке.

Корабли ВМС России. Фото: www.globallookpress.com

Геостратегический и геополитический момент

Итак, порт Тартус становится портом российским. Причём не только военным, но и гражданским. Что это означает для российских геополитических интересов?

Читайте также:

"Но как, Холмс?!": в США не могут поверить, что русские подлодки "загоняли" британцев в Средиземном море Спустя почти год после инцидента в Средиземном море эксперты в США не могут поверить в то, что русские...

С точки зрения военной всё достаточно понятно и даже, как ни странно, прозрачно. В порту остаётся пункт МТО для ВМФ России, но теперь это становится чисто техническим понятием. На деле русский флот - на фактически своей территории - может развернуть полноценную военно-морскую базу. Это, в свою очередь, означает большие возможности увеличить радиус действия русских подлодок класса «Варшавянка», которые пока обладают ограниченной автономностью. Это означает возможность постоянного присутствия надводных кораблей - как стержня будущей Средиземноморской флотилии. Эта флотилия с этой базы будет в состоянии в течение суток поставить завесу вплоть до острова Крит. То есть всё Восточное Средиземноморье становится подконтрольным русским.

Для Сирии арендованный русскими Тартус становится дополнительным гарантом безопасности. Это тоже достаточно очевидно.

Менее очевидно место здесь для бизнеса, о чём, однако, не преминул специально упомянуть Юрий Борисов. Однако и тут прослеживаются довольно очевидные следствия принятого решения.

Разумеется, первыми в Тартус придут закрепляться не Джамал и не Гурген со своими беляшами и хачапури. Хотя и не исключено, что и весь город за портом будет объявлен зоной свободной торговли. Этакой Одессой времён XIX века.

Фото: www.globallookpress.com

Но всё же первым туда откроет дорогу явно крупный государственный бизнес - нефтяные и газовые корпорации, транспортные компании, торговые трейдеры. Довольно прозрачно просматривается перспектива сделать Тартус большим нефте- и газотранспортным хабом, куда будет подаваться, например, иранская, иракская, а то и кувейтская нефть. А далее, глядишь - и саудовская. И катарский газ. В конце концов, эти бородатые ребята в белых бурнусах так долго кормили гражданскую войну в Сирии как раз для того, чтобы проложить через неё продуктопроводы для своих природных ресурсов. Теперь им могут сказать «пожалуйста!» - только уже под сирийской (точнее, сирийско-российской) юрисдикцией и контролем.

В будущем Тартус вполне может стать одним из важных центров для китайского транспортного проекта «Один пояс - один путь».

Наконец, порт Тартус может - скажем, и должен - стать воротами на Ближний Восток для грузов из России. Зерна, машин, оружия. В общем, того, чем мы богаты и рады - получить за это денежки.

Ну, и из Сирии, конечно, есть что вывезти. Особенно, если путём определённых скидок и известных бизнес-технологий поднаправить сюда экспортные потоки с Ближнего Востока.

Говорят, первые корабли с товарами уже пошли…