» »

Проекты небоскребов за последние 3 года. Пять километровых небоскрёбов, которые уже строятся или планируются. Самые известные небоскребы мира

22.02.2024

Небоскребы предназначены для жизни и работы людей, но в один прекрасный день ситуация может измениться, и тогда высотные здания могут помочь в решении таких проблем, как загрязнение воздуха, борьба с пожарами и сбор отдохов. Журнал Evolo провел конкурс, по итогам которого из более чем 600 работ из 43 стран мира были отобраны самые безумные и сумасшедшие проекты небоскребов будущего.

В то время как большинство концепций было разработано для строительства в городах, некоторые проекты были созданы с учетом специфики более отдаленных областей. К примеру, «Страж дождевого леса» китайских архитекторов предлагается разместить на краю Амазонки для сбора воды в сезон дождей, которая в дальнейшем поможет в борьбе с пожарами в сезон засухи. Вдобавок, проект может быть также использован в качестве лаборатории для учёных, изучающих данную область.

Большинство этих идей не осуществимо в настоящее время, но со 100-процентной уверенностью можно сказать, что подобного рода «провокации» в конечном итоге могут стимулировать реальные изменения.

LAUNCHSPIRE

В этом проекте небоскреба используется вертикальный электромагнитный ускоритель, который служит для запуска самолетов, и, как следствие, экономит топливо при взлете. При этом следует отметить, что при запуске используются только возобновляемые источники электрической энергии.

CAR AND SHELL SKYSCRAPER

Эта конструкция предлагает жителям пригородов Детройта перебраться в огромный небоскреб, в рамках которого в вертикальную сетку укладываются десятки домов, а новые дороги проходят через все здание.

CLIMATOLOGY TOWER

Этот гигантский пузырь представляет собой исследовательский центр для изучения и наблюдения городской среды, измерения данных, таких как загрязнение воздуха, и дальнейшего информирования жителей города. Весьма спорный момент, но авторы проекта утверждают, что башня также в состоянии контролировать погоду.

HYPER FILTER SKYSCRAPER

Фильтры по бокам этой конструкции всасывают углекислый газ и другие вредные газы из городского воздуха, а выпускают концентрированный кислород. Собранные загрязнения сохраняются для использования в химической промышленности.

PROJECT BLUE

Небоскреб может не только устранять загрязнения, но и создавать новое топливо для автомобилей.

PROPAGATE

Этот небоскреб не просто поглощает смог, но использует его для дальнейшего роста. Идея экологически чистого проекта основана на использовании в строительстве диоксида углерода.

SAND BABEL

Согласно концепции проекта, небоскреб может быть построен из песка с помощью 3D-принтера на солнечных батареях.

URBAN ALLOY TOWER

В Нью-Йорке и других мегаполисах практически не осталось места для новых зданий, но люди все еще испытывают необходимость в новых небоскребах для жизни, развлечений и работы. Подобные конструкции предлагается возводить на пересечении железнодорожных линий.

BAMBOO FOREST

Бамбуковые строительные леса предлагается сделать постоянной частью зданий в Азии, что предполагает некоторый бонус — возможность создания вертикальных садов.

SEAWER

Этот плавучий небоскреб предназначен для сбора пластиковых отходов, тогда как на его вершине будут располагаться дома, офисы и сады, а также завод по переработке собранного мусора. Все работает на возобновляемых источниках энергии, генерируемых солнцем, океаном и самим пластиком.

Начинаем обзор проектов небоскребов с поистине исторического события. Спустя 42 года после возведения последнего высотного здания — башни Монпарнаса — Париж получит новый небоскреб (деловой район Дефанс формально не входит в границы города). По проекту Херцога и де Мерона будет построена 180-метровая башня-треугольник. Проект небоскреба стал возможен после итого, как в 2010 году в городе отменили высотные ограничения на строительство зданий выше 32 метров.

Впрочем, даже с отменой этих ограничений проект швейцарцев был под большим вопросом. Год назад при первом обсуждении небоскреба члены городского совета отклонили проект: 78 человек проголосовало «за» и 83 «против». Лишь спустя год удалось выполнить все требования чиновников и получить разрешение на строительство.

В 42 этажах нового здания разместится отель на 130 номеров, ресторан и 70 тысяч кв. м офисных пространств. По словам архитекторов, треугольная форма здания обусловлена желанием минимизировать падающую на окружающую застройку тень. Также одним из ключевых особенностей проекта станут полностью остекленные фасады, которые, по утверждениям архитекторов, буквально растворят здание в силуэте города.

Башня 53W53 в Нью - Йорке . Ateliers Jean Nouvel

Жан Нувель, которому последнее время не так везет на родине, как Херцогу и де Мерону (француз со скандалом от здания Парижской филармонии), близок к реализации своего первого небоскреба в Нью-Йорке. Проект башни 53W53 был впервые представлен публике еще в 2007 году, однако из-за финансового кризиса его пришлось отложить.

Новый 320-метровый небоскреб расположится по соседству с музеем современного искусства MoMA, который получит три этажа башни в свое распоряжение. Всего же в здании запланировано размещение 139 апартаментов ценой от 3 до 70 млн. долларов, включая дуплексы с приватными лифтами и пентхаусы размером с целый этаж.

Главной особенностью небоскреба станет зигзагообразный несущий каркас. Благодаря сужению формы здания кверху каждая квартира будет иметь свои уникальные размеры. На наклонные поверхности фасадов установят специальные .


2 World Trade Center в Нью - Йорке . BIG

Еще один проект небоскреба для Нью-Йорка в отличие от предыдущего возник буквально из ниоткуда. Последнюю из четырех башен на месте Всемирного торгового центра должно было строить бюро Нормана Фостера — под здание уже даже возвели фундамент. Однако, судя по слухам, в дело вмешался один из главных девелоперов проекта Ларри Сильверстайн, которому небоскреб британца явно не нравился.

В итоге спустя месяц кулуарных обсуждений было официально объявлено, что последнее здание в комплексе вместо Нормана Фостера возведет BIG. Проект датского бюро представляет собой семь поставленных друг на друга параллелепипедов, размер которых снизу вверх постепенно уменьшается. Представил проект сам Бьярке Ингельс в посредством анимированного видеоролика:




Июнь для BIG выдался крайне успешным. Спустя несколько недель после получения проекта в Нью-Йорке стало известно о победе компании в конкурсе на 185-метровый небоскреб во Франкфурте.

За основу формы взят объем параллелепипеда, в котором архитекторы начинают двигать отдельные уровни. Так, в середине башни, где офисы сменяются жильем, уровни сдвигаются в сторону юга, образуя тем самым открытые террасы. А на первых этажах подвижки уровней связаны с желанием разбить объем небоскреба на сомасштабные человеку элементы.




Turm mit Taille в Вене . MVRDV

Еще один небоскреб в Европе, заслуживающий отдельного внимания, предложило голландское бюро MVRDV. Подобно датским коллегам архитекторы из простого параллелепипеда путем незатейливых преобразований получают новую самостоятельную форму. В данном случае архитекторы закрутили объем вокруг своей оси, получив форму, напоминающую песочные часы.

Впрочем, случайный на первый взгляд силуэт продиктован исключительно сложностями участка. Поскольку по соседству расположена станция метро, то в регламенте (ради обеспечения достаточной освещенности и минимизации тени от новой постройки) было четко прописано: 75-метровая башня трапециевидной формы.

Архитекторы же предложили увеличить высоту здания до 110 метров, но сузили площадь застройки, тем самым уменьшив отбрасываемую небоскребом тень. А закручивание первых 10 этажей не только позволило снизить время затенения до двух часов в день, но и открыть виды на знаменитые венские Газгольдеры.



О том, как можно полностью избавиться от падающей тени небоскребов, читайте в .

Gold Coast Towers в Австралии .




Jenga Tower в Ванкувере . Büro Ole Scheeren

В смысле экспериментов с формой немецкий архитектор Оле Шерен в проекте для Ванкувера пошел дальше своих коллег. Предложенный им проект позиционируется как «будущее видение вертикального жилья», а само здание переставляет собой систему модулей, сдвинутых в различных горизонтальных направлениях, чтобы оживить пространство города и разнообразить силуэт, забитый строгими вертикалями других высоток.

Впрочем, о каких-то конкретных сроках реализации пока речи не идет, и вполне возможно, что проект присоединится к «небоскребам мечты», которые каждый год выставляются на конкурсе высотного жилья будущего eVolo. Кстати, в этом году в конкурса попал и студент из России. Егор Орлов предложил проект под названием «Киберотопия. Смерть аналоговых городов».




Sky City в Китае . Broad Sustainable Building

Пока остальные архитекторы работали с формой и придумывали будущие типологии высотного строительства, компания из Китая Broad Sustainable Building совершенствовала существующие технологии возведения. Мы уже о том, как фирме удалось построить небоскреб высотой в 57 этажей за 19 дней. Теперь же основатель компании Чжан Юэ (Zhang Yue) ставит перед собой более амбициозную цель. Уже в начале 2016 года должно начаться строительство 838-метровой башни Sky City, которую строители обещают возвести всего за 7 месяцев. Чтобы успеть в намеченный срок, необходимо будет строить по 4 этажа в день. И, судя по прошлым успехам Чжан Юэ, ему это вполне по силам.


В этот раз было прислано 525 проектов из 43 стран со всех континентов земного шара. Жюри, состоящее из профессионалов в области архитектуры и дизайна, выбрало троих победителей, а 20 работ заслужили отдельного упоминания.

Конечно, ни один из этих проектов не будет реализован в ближайшее время, но они предлагают новые идеи, которые вполне могут быть воплощены в небоскребах будущего.

Первое место, Vernacular Versality. Йонг Джу Ли, США

Главный приз забрал проект небоскреба, в котором сочетаются особенности традиционной корейской архитектуры и обычных американских высоток.

Второе место, Car and Shell Skyscraper, Марк Талбот, Дэниел Маркевич, США

Этот проект предлагает размещение жилых домов, зон отдыха и офисов в одном гигантском кубе.

Третье место, Propagate Skyscraper: Carbon Dioxide Structure, Ю Хао Лю, Рю Ву, Канада

Этот экологически безопасный небоскреб уничтожает в атмосфере газы, уменьшая парниковый эффект.

Жюри также особо отметило двадцать других впечатляющих проектов:

Sand Babel: Solar-Powered 3D Printed Tower, Кью Сонг, Канг Пангфей, Бай Йинг, Рен Нуойа, Гу Шен, Китай

Эти похожие на огромные грибы небоскребы должны образовать научно-исследовательскую базу, построенную прямо посреди пустыни. Самое интересное, что все здания предлагается построить из песка, обожженного в работающем от солнечных батарей 3D-принтере. При создании дизайна авторы вдохновлялись уникальными особенностями пустынной флоры и фауны.

Climatology Tower, Юан-Сунг Хсяо, Юко Очиай, Джиа-Вей Лю, Хунг-Лин Хсиэ, Япония

Climatology Tower представляет собой «теплицу», которая будет функционировать как исследовательский метеорологический центр города.

Launchspire, Генри Смит, Адам Вудварт, Пол Эткинс, Великобритания

Этот небоскреб является стартовой площадкой для космических аппаратов. Только в космос ракеты запускаются с него благодаря силам электромагнетизма.

Hyper-Speed Vertical Train Hub, Кристофер Кристофи, Лукас Мазарраса, Великобритания

Этот проект демонстрирует вертикальную транспортную систему 2075 года.

Rainforest Guardian Skyscraper, Джи Хуанг, Кяован Танг, Йивей Ю, Же Хао, Китай

Эта массивная водонапорная башня накапливает дождевую воду и может расходовать ее для тушения пожаров и орошения растительности в засушливый период.

The New Babel Tower, Петко Стоевски, Германия

«Новая Вавилонская башня» — это гигантская стальная конструкция, располагающаяся в центре пустыни и предлагающая концепцию «открытого» города.

Bamboo Forest: Skyscraper and Scaffoldings in the Symbiosis, Тибаут Дэпрез, Франция

В этом проекте перекрытия полностью сделаны из бамбука. Это сделает возможным создание висячих садов, а также защитит здание в случае землетрясения.

PieXus Tower: Maritime Transportation Hub Skyscraper For Hong Kong, команда дизайнеров из США

PieXus предлагается к строительству в Гонконге. Нижняя часть будет отдана под нужды города, а верхняя — под частные квартиры.

Hyper Filter Sky, Алексей Умаров, Россия

Проект от нашего соотечественника мало того что выглядит отлично, так еще и должен приносить пользу людям: этот небоскреб очищает атмосферу от вредных веществ и обогащает ее концентрированным кислородом.

“Project Blue”, Янг Сики, Жан Бейди, Жао Ренбо, Жанг Тиансуо, Китай

Это похожее на зонт строение создает мощные воздушные потоки.

“Liquefactor: The Sinking City”, Эрик Накадзима (Новая Зеландия)

Это здание способно пережить сильное землетрясение. В случае стихийного бедствия оно просто уйдет в почву и не будет разрушено.

“Urban Alloy Tower”, Мэтт Боулз, Чад Келлог, США.

Эти здания должны создать большое количество свободного пространства на пересечении железнодорожных линий в крупных городах.

“Skyvillage For Los Angeles”, Зивей Сонг, США

«Небесная деревня», пожалуй, самый необычный проект из подборки, предложена к постройке в пригороде Лос-Анджелеса.

“Here.After: The Material Processing Machine”. Тсанг Арон Вай Чун, Гонконг

Этот проект должен превратить заброшенную шахту в университетский кампус.

“The Blossom Tower”. Энтони Филдман, RAFT Architects (United States)

«Башня Цветения» в Малайзии включает в себя скульптурный парк, площадки для активного отдыха и пару музеев.

“Seawer: The Garbage-Seascraper”, Сунг Джин Чо, Южная Корея

Этот небоскреб отличается от остальных, что строить его нужно под водой. В его функции входит очистка океанского дна от больших объемов мусора.

“Infil Aquifer”, Джейсон Орбе-Смит (США)

Это здание обладает способностью к регенерации и восстановлению запасов грунтовых волн.

“Re-Silence Skyscrpaper”, Диего Эспиноза Фигероа, Хавьера Валензуэла Гонсалез (Чили)

“Re-Silence Skyscraper” полностью состоит из биомассы.

“21st Century Neoclassical Skyscraper”, Джон Хаузер, Парк МакДауэлл, США

Этот небоскреб будет расположен в заброшенной части Чикаго.

Посмотрим, что ждет жителей мегаполисов в будущем.

Девон Паттерсон, дизайн-директор архитектурной фирмы в Чикаго. Речь идет не только о высоте, мы стремимся к максимальной производительности и комфорту.

Теория против практики

Уже существуют технологии, которые позволяют возводить здания до трех километров высотой. Почему же их до сих пор не строят? Ответ прост: проблема в лифтах. Стальные шнуры недостаточно надежны, и скорость недостаточно высока. Технологии позволяют разгонять лифт до 20 метров в секунду, но это вызывает дискомфорт у пассажиров.

Инженеры предлагают избавить лифт от канатов. Двигаясь за счет воздействия магнитного поля, кабина сможет быстрее добраться до последнего этажа.

Строительству зданий-гигантов мешают и природные условия. Высотки постоянно проходят испытания на прочность порывами ветра, что уж говорить про землетрясения.

Лучшие из лучших

Каждый год архитектурный журнал eVolo подводит итоги конкурса небоскребов. В нем участвуют только самые смелые и оригинальные идеи, но их вряд ли воплотят сегодня или завтра. Большинство проектов - это работа на далекую перспективу.

Расположение 100 самых высоких небоскребов в мире

Большую часть XX века все небоскребы были сконцентрированы в США, в 1980-х годах впервые появились азиатские многоэтажки, сегодня в гонке лидирует Ближний Восток. Самое высокое здание в мире Бурдж-Халифа расположено в .

Традиционный хай-тек

Джон Хаузер и Парк МакДауэлл назвали свой небоскреб неоклассическим. Его планируют возвести в исторической части Чикаго: благодаря аркам он удачно впишется в облик города.

Ренцо Пиано, итальянский архитектор, один из основателей стиля хай-тек. Архитектура - опасная работа. Если писатель пишет плохие книги, люди их просто не читают. Но если архитектор делает свою работу плохо, он обрекает какое-нибудь место на уродство.

А вот каким мир видит будущее корейской архитектуры: традиционные для Азии мотивы, выполненные из современных конструкций. Архитектор Юн Джу Ли назвал свое творение Vernacular Versatility - дословно, «народная многогранность». В 2014 году проект этого небоскреба занял первое место в конкурсе небоскребов eVolo.

Экология и высота

Недалек тот день, когда небоскребы из живого символа индустриализации превратятся в борцов за будущее Земли. Огромные здания станут фильтрами воздуха, научными станциями и даже зонтиками.

Перед тобой китайский проект Rainforest Guardian. Небоскреб похож на летающий остров: вогнутая крыша собирает воду в сезон дождей, чтобы сливать ее вниз во время засухи и пожаров. Защитник джунглей обходится практически без персонала - островом может управлять небольшая команда ученых.

А в это здание нельзя войти. Архитектор Алексей Умаров проектировал Hyper Filter Skyscraper не для того, чтобы сдавать в нем квартиры. Небоскреб в прямом смысле будет очищать окружающий его воздух. Внутри расположены фильтры, которые задерживают углекислый газ, а взамен «выдыхают» чистый кислород.

Polar Umbrella - это плавучий небоскреб, который будет дрейфовать в полярных водах. Архитектор Дерек Пироцци задумался о таянии ледников и подарил планете зонтик. Его полупрозрачный купол укрывает льдины от солнца. С помощью систем опреснения и заморозки воды небоскреб будет бороться с последствиями глобального потепления. Со временем десяток таких сооружений полностью восстановит ледяной покров полюсов. Полярный зонтик выиграл конкурс eVolo в 2013 году.

Место для жизни

Перенаселённость крупных городов - это проблема мирового масштаба, но у архитекторов есть решение. Этот небоскреб называется Монстр Маринетти. По сути, это огромный город, со своими магазинами, парками и автострадами. Здание разделено на небольшие участки - каждый со своим домиком и садом. Получился типичный американский пригород, надежно упакованный внутрь небоскреба.

Рассел Гилкрист, дизайн-директор архитектурной фирмы Gensler. При словах «высотное здание» все сразу вспоминают «Бегущего по лезвию». Я думаю, что дело не в высоте: небоскреб может выглядеть как угодно.

О небоскребах-городах задумались и во Франции. Футурологи Дарьюс Майкофф и Элоди Годо предлагают построить пиксельный небоскреб в Париже. Здание имеет жесткий каркас, на котором закреплены сменные модули. Когда-нибудь люди избавятся от необходимости переезжать: чтобы увеличить квартиру, достаточно будет установить новый модуль.

Эдвард Орловски, профессор архитектуры. Небоскребы должны меняться и подстраиваться под нужды людей.

Skyvillage архитектора Цивей Сонг должен объединить между собой четыре района Лос-Анджелеса. Поднявшись по одной «лапе», человек может спуститься по другой, миновав дорожную развязку. Внутри небоскреба планируется оборудовать жилые помещения, парки и кафе. Деревья, растущие внутри лап, будут очищать воздух от автомобильных выбросов.

В арктической гавани Диксон архитекторы Николай Зайцев и Елизавета Лопатина хотят построить небоскреб-порт. Внутри здания есть все условия для жизни работников порта - здесь они изолированы от сурового арктического климата.

Для души

Сделать небоскреб местом отдыха для горожан - трудная задача. Что будет, если поставить гигантов на службу искусству?

Юй Мин Пэй, архитектор, создатель Пирамиды Лувра. Я считаю, что архитектура - прагматичное искусство. А для того чтобы стать искусством, она должна быть возведена на фундаменте необходимости.

Творение польских архитекторах «Сущность» выиграло конкурс eVolo в этом году. Внутри небоскреба - фантастический сад, созданный из разнообразных природных ландшафтов. Здесь есть водные этажи, джунгли, леса и даже пустыни. Природу внутри здания не отличишь от настоящей, есть даже ветер и звуки.

Недалекое будущее

Рано или поздно высотные здания прочно закрепятся в архитектуре нашей планеты. Станут ли они новыми городами, местами отдыха или верными помощниками ученых? Увидим через 20 лет.

Черно-белые кадры тридцатых или сороковых. Пароход, перегруженный эмигрантами из Европы, приближается к восточному побережью Соединенных Штатов. С раннего утра пассажиры стоят на холодной, продуваемой всеми ветрами палубе, и вглядываются в горизонт. Вдруг по толпе пробегает многоязычный шум, раздаются крики, и сотни будущих американцев видят, как из-за свинцовой непогоды выступают шпили и башни Манхэттена. Здесь, на улицах-ущельях Большого Яблока, начнется их новая жизнь. Эти тянущиеся к небу здания, эти пестрые толпы далеко внизу - настоящий Вавилон двадцатого века.

Ветхозаветный Вавилон был первым городом, где люди задумали воздвигнуть башню до небес. По известным причинам этого им не удалось, но можно сказать, что уже в Библии содержится идея небоскреба. И хотя ненормально высокие сооружения люди строили уже 4,5 тысяч лет назад (Великая пирамида в Гизе поднимается на 145 метров, что соответствует современному 40-этажному дому), настоящие небоскребы появились только в конце 19 века в США - и почти на сто лет стали визитной карточкой этой страны. Однако глобализация не обошла вниманием и сверхвысокие здания. Сегодня не только Нью-Йорк или Чикаго - Сингапур, Дубай, Шанхай, Гонконг и даже Москва могут претендовать на звание самых небоскребных городов мира. Стремление строить «все выше, выше и выше», похоже, захватило весь мир, и в недалеком будущем сильно изменит облик нашей планеты. Посмотрим, подобно европейским эмигрантам, что за небоскребы окружают нас сегодня - и будут окружать считанные годы спустя.

Тщеславие из стекла и бетона

Что такое небоскреб? Казалось бы, ответ прост - высокое здание. Не составит труда «на глазок» определить небоскребы в городском ландшафте. В теории все несколько сложнее.

За тысячелетия своей истории человечество построило множество высоких сооружений. Долгое время над городами высились религиозные здания - колокольни, храмы, минареты. В средневековом Эдинбурге строили дома высотой в 11 и даже 14 этажей. Потрясла мир своими 300 метрами Эйфелева башня - а к концу 20 века телевышки и радиомачты пришли даже в небольшие города. Но все-таки слово «небоскреб» впервые прозвучало именно в США, применительно к заурядным по нынешним меркам офисным зданиям ростом в 7-10 этажей.

Задолго до появления высотных зданий британские моряки называли небоскребом (skyscraper) самую высокую мачту на корабле.

Вплоть до конца 19 века строить высотные дома было экономически невыгодно. Чтобы 16-этажное здание из камня или кирпича не развалилось под собственным весом, толщина его стен на уровне земли должна была составлять целых 2 метра. Мало удовольствия сулила и постоянная беготня по лестницам, а лифты в то время постоянно падали: первый аварийный тормоз изобрели только в 1852.

Ситуация изменилась в 1870-80-х годах. За десять лет стоимость земли в центре Чикаго подскочила в семь раз. Подешевели сталь и железо, которые стали использоваться в качестве легкого (по сравнению с камнем) и прочного каркаса для зданий. Да и предприниматели поняли, что квартировать в небоскребе, шпиль которого может поспорить высотой с церквями, по меньшей мере престижно. Именно в Чикаго и Нью-Йорке впервые оформились инженерные задачи, которым должен был соответствовать настоящий небоскреб. Назначение таких зданий - обеспечить постоянное нахождение как можно большего числа людей на небольшой (и очень дорогой!) территории. Ни Останкинская телебашня, ни Собор Парижской богоматери для такой задачи не строились - и потому небоскребами считаться не могут. Небоскреб должен быть снизу доверху заполнен офисами, квартирами, гостиничными номерами, на худой конец - магазинами и ресторанами, а иначе это никакой не небоскреб, а просто высотное сооружение.

Сингапур

На третьей смотровой площадке Эйфелевой башни, на высоте 276 метров, инженер Густав Эйфель оборудовал свои апартаменты и рабочий кабинет. При этом никому не приходит в голову называть главную достопримечательность Парижа небоскребом.

Второй столь же простой и одновременно сложный вопрос - как измерять высоту небоскреба? Международную остроту он приобрел только в 1990-е годы: до того все твердо знали, что самые высокие здания находятся в Соединенных Штатах. После того как в малазийской столице Куала-Лумпур построили башни-близнецы Петронас Тауэрс, они стали претендовать на звание самого высокого здания мира. Антенны, установленные на плоской крыше тогдашнего рекордсмена Сирс Тауэр, при расчете высоты не учитывались (и справедливо: ведь можно построить пятиэтажку с 500-метровой антенной и объявить ее высочайшим зданием мира). У Петронас Тауэрс антенн нет, зато есть шпили, расположенные выше, чем крыша чикагского небоскреба. С другой стороны, верхний этаж куала-лумпурского здания находится ниже, чем верхний этаж Сирс Тауэр.

Решать нетривиальную задачу - кому же принадлежит первенство? - пришлось Совету по высотным зданиям и городской среде (Council on Tall buildings and Urban Habitat, CTBUH), признанному авторитету в области небоскребов. В итоге было озвучено целых четыре, в общем-то, равноправных подхода к измерению зданий:

  • основной критерий, который использует Совет при создании списков самых высоких зданий, и заодно самый расплывчатый - высота здания как архитектурного целого, шпили, статуи и прочие украшательства учитываются, антенны (за редким исключением) - нет;
  • высота до уровня пола верхнего обитаемого этажа (пожалуй, наиболее разумный критерий, поскольку главное отличие небоскреба от башни - именно этажность; где кончаются этажи, заканчивается и небоскреб);
  • высота до уровня крыши (для зданий с неплоской крышей - до потолка последнего этажа);
  • высота до верхней точки здания, будь то крыша, шпиль или антенна (самый практичный критерий - используется летчиками и авиадиспетчерами).

Во всех случаях точкой отсчета служит уровень земли со стороны главного входа в здание.

Петронас Тауэрс все-таки были официально признаны самыми высокими зданиями мира, что вызвало волну протестов, прежде всего в США. В частности, энтузиасты указывали на то, что при строительстве Сирс Тауэр были смонтированы заделы под будущие антенны (выше, чем шпили Петронас Тауэрс) - чем не архитектурное целое?

Двусмысленное (а точнее - четырехсмысленное) мнение Совета по высотным зданиям о том, как измерять небоскребы, оставляет мэрам городов и высотным энтузиастам громадное поле для споров о том, чье кунг-фу выше. Частенько в спор включаются сооружения, которые небоскребами вовсе не являются. Поэтому - пара слов о таких конструкциях.

Высотные сооружения делятся на свободно стоящие и поддерживаемые. К первым относятся телебашни и дымовые трубы; ко вторым - передающие мачты и антенны, которые держатся в вертикальном положении за счет тросов-растяжек. А самые «вертикально длинные» рукотворные сооружения - морские нефтяные платформы, высота которых скрыта под водой.

Исходя из всего вышесказанного, можно дать определение интересующего нас предмета. Небоскреб - это свободно стоящее сооружение, равномерно разделенное по вертикали на этажи, предназначенные для жизни и работы людей, с высотой последнего этажа не менее 150 метров. Небоскребы высотой свыше 300 метров называют сверхвысокими. К концу 2007 года в мире будет насчитываться больше полутора тысяч небоскребов, четыре десятка из них - сверхвысокие.

Что нам стоит дом построить?

Небоскребы появились на свет по экономическим соображениям, но их строят и по другим причинам. Подсчитано, что оптимальная высота здания с точки зрения его окупаемости - 65-70 этажей. А если финансовая оправданность небоскреба сомнительна?

С одной стороны, небоскребы поднимают престиж города и даже страны. Вовсе не из-за недостатка земли в нашей столице воздвигли семь сталинских высоток. Они украсили Москву - но вместе с тем продемонстрировали: советский строй ничуть не уступает капиталистическому. Главное здание МГУ (высота шпиля - 240 метров) вплоть до 1985 года было высочайшим небоскребом за пределами США.

С другой стороны, небоскребы часто служат символом развития и процветания. Самый известный пример - арабский эмират Дубай. Прослеживается символичность и в пресловутых Петронас Тауэрс, сочетающих высоту с мусульманской архитектурной традицией, и в самом высоком здании планеты - Тайбэй 101.

Эмпайр Стейт Билдинг

Легендарный небоскреб, дольше всех бывший самым высоким зданием в мире, был сооружен в 1931 году, в разгар Великой депрессии. Дешевый рабочий труд, в том числе иммигрантов, позволил за 14 месяцев построить 381-метровую высотку с 86 полноценными этажами (еще 16 приходятся на неиспользуемую верхушку). Планировалось, что к 102 этажу Эмпайр Стейт Билдинг будут приставать дирижабли (причальные мачты сохранились до наших дней), но сильные потоки воздуха вокруг здания и катастрофа «Гинденбурга» поставили крест на этой идее. В 1952 году на небоскреб установили антенну, которая увеличила высоту до 443 метров. Только 20 лет спустя звание высочайших в мире перешло к башням-близнецам ВТЦ (крыша - 417 метров, антенна - 526 метров).

За 70 с лишним лет существования Эмпайр Стейт Билдинг более 30 человек покончило с жизнью, спрыгнув с небоскреба. Но больше всех отличилась некая Элвита Адамс: ветер задул ее обратно в здание, и неудавшаяся самоубийца отделалась переломом бедра.

С самого начала истории небоскребов и вплоть до 1974 года самое высокое здание в мире находилось в Нью-Йорке. И причина тому не только в богатстве «города желтого дьявола». Только в 60-х годах в Чикаго - главном сопернике Нью-Йорка - было запрещено строить здания выше 40 этажей. Аналогичные ограничения существовали и в Европе: власти опасались, что небоскребы разрушат архитектурный облик городов, а во время пожара эвакуация из них будет почти невозможна.

В Сингапуре до сих пор нельзя строить здания высотой более 280 метров, чтобы не мешать авиации. Как следствие, в городе-государстве не одно самое высокое здание, а сразу три.

Но постепенно небоскребы распространились по миру. Активнее всего за их строительство взялись азиаты и арабы; внесли свою лепту жители Латинской Америки, Австралии, Европы и даже Африки. В Азии к списку требований безопасности прибавилась сейсмоустойчивость: например, внутри «Тайбэй 101» в этих целях подвешен исполинский маятник-противовес. Вместе с тем небоскреб должен чуть изгибаться под дующими на высоте ветрами, иначе потоки воздуха попросту сломают высотку. Некоторые инженеры даже определяют высотные сооружения как здания, при расчете запаса прочности которых ветер - более существенный фактор, чем собственный вес.

Лифты - пожалуй, главная головная боль высотных зданий. Чтобы добраться до верхней площадки нью-йоркских башен-близнецов, требовалось сделать две пересадки на этажах, полностью отданных под подъемное хозяйство. В современных небоскребах «лифтовую проблему» часто решают многоярусными кабинами.

Уже сегодня технически возможно создать небоскреб высотой в три километра - но такое здание никогда не окупится. Однако неуклонный рост населения городов заставляет архитекторов разрабатывать все новые проекты сверхвысоких зданий. Еще в 1956 году американец Фрэнк Ллойд Райт предложил воздвигнуть в Чикаго 528-этажный небоскреб «Иллинойс» высотой в милю. Полвека назад такое сооружение было немыслимо - но уже строящийся сейчас Бурж Дубай будет всего в два раза ниже «Иллинойса».

Даже если не принимать во внимание Вавилонскую башню, история так и не построенных небоскребов идет рука обо руку с историей высотных зданий вообще. В 1908 году известный испанский архитектор Антони Гауди предложил воздвигнуть в Нью-Йорке 360-метровый отель - однако в те времена такая высота казалась недостижимой. Многочисленные проекты московских высоток так и остались на бумаге из-за Великой отечественной войны и смерти Сталина (подробнее - в октябрьском «МФ» за 2005). В 2000 году из-за финансовых трудностей в Чикаго отменили строительство 478-метрового 7 Саут Дирборн (высота антенн 656 метров); год спустя в Панаме по тем же причинам остановлено сооружение 318-метрового Торре Генерали, с вершины которого можно было бы любоваться Тихим и Атлантическим океанами. А запроектированный в Торонто 342-метровый жилой Сапфир Тауэр был запрещен, так как отбрасывал бы тень на городскую ратушу.

Один из самых необычных так и не построенных небоскребов - Центр изучения Вед в городе Джабалпур, географическом центре Индии. Массивное 677-метровое здание, созданное в традициях индийской храмовой архитектуры, должно было стать самым тяжелым сооружением в мире. Финансировать строительство собирался религиозный лидер Махариши Махеш Йоги.

Впрочем, подобные отмены запланированных сооружений - норма на рынке недвижимости, не обязательно высотной. В сущности, построить небоскреб не сложнее, чем любое другое здание, а иногда даже проще, ведь проекты высотных зданий всегда привлекают внимание властей и городского населения. Посмотрим, на какие высоты занесет нас ближайшее десятилетие.

Самые высокие...

Си-Эн Тауэр (1977).

Нефтяная платформа - Петрониус, Мексиканский залив (640 метров)

Телерадиомачта (поддерживаемая) - KVLY-TV, США, Бланчард (629 метров)

Телерадиобашня (свободно стоящая) - Си-Эн Тауэр, Канада, Торонто (553 метра)

Небоскреб (по антеннам) - Сирс Тауэр, США, Чикаго (527 метров)

Небоскреб (по шпилю) - Тайбэй 101, Тайбэй, Тайвань (509 метров)

Небоскреб (по крыше) - Тайбэй 101 (449 метров)

Небоскреб (по верхнему этажу) - Тайбэй 101 (439 метров)

Труба - ГРЭС-2, Казахстан, Экибастуз (420 метров)

Опора моста - Виадук Мийо, Франция (341 метр)

Плотина - Нурекская ГЭС, Таджикистан (300 метров)

Офисное здание - Тайбэй 101

Жилой дом - Куинсленд 1, Австралия, Сёрферс Парадайз (323 метра)

Отель - Бурж аль-Араб, ОАЭ, Дубай (321 метр)

Образовательное учреждение - Главное здание МГУ, Россия, Москва (240 метров)

Небоскреб в Австралии - Куинсленд 1

Небоскреб в Азии - Тайбэй 101

Небоскреб в Африке - Карлтон Центр Офис Тауэр, Йоханнесбург, ЮАР (223 метра)

Небоскреб в Европе - Триумф-палас, Россия, Москва (264 метра)

Небоскреб в Северной Америке - Сирс Тауэр

Небоскреб в Южной Америке - Парк Централ Торре Осте, Каракас, Венесуэла (221 метр)

Стройки века

Единственный континент, на котором в ближайшие лет пятьдесят не будет построено ни одного небоскреба, - ледяная Антарктида. Оправившись от 11 сентября, снова взялись за покорение высоты США. Готовится вонзиться в чикагское небо 610-метровый штопор Чикаго Спайр, спроектированный Сантьяго Калатравой. По его же проекту в Нью-Йорке построят 255-метровый 80 Саут Стрит: 12 кубических «домиков» на внешнем каркасе. Вокруг бывших башен-близнецов ВТЦ (сами фундаменты останутся нетронутыми) встанут новые хайтековские корпуса, главный из которых, Фридом Тауэр, дотянется шпилем до 541 метра.

В Южной Корее строят 550-метровый Инчхон Тауэр. Как грибы после дождя, плодятся небоскребы в китайском Шанхае: Всемирный финансовый центр в этом городе достигнет высоты 492 метра. Австралийская компания EnviroMission грозится построить на Зеленом континенте то ли километровую, то ли 400-метровую башню для улавливания солнечной энергии. Рассказывать о сверхвысотных проектах можно бесконечно, поэтому обратим внимание только на самые интересные «стройки века».

Сорок сороков

Если в 19 веке Москва считалась городом церквей, то в наступившем столетии она вполне может стать мегаполисом небоскребов. Еще в начале девяностых годов столичные власти постановили сделать Москву городом мирового уровня, а какой уважающий себя мегаполис обходится без высотных зданий? Под будущий Москва-сити выбрали промзону недалеко от центра, торжественно заложили первый камень, изготовили красивые макеты - и на долгие годы Краснопресненская набережная превратилась в крупнейшую стройплощадку Европы. До последних лет строительство велось ни шатко, ни валко, да и проекты постоянно менялись. К началу 2007 года было сдано всего три здания, даже не самых высоких в Москве. Однако уже лет через пять Деловой центр обещает радикально изменить силуэт города.

Ближе к концу 2007 года планируется закончить комплекс «Башня на набережной» высотой 285 метров, который отнимет у «Триумф-паласа» звание самого высокого небоскреба Европы. Впрочем, ненадолго. В конце 2007 - начале 2008 должно быть сдано новое здание правительства Москвы - комплекс из четырех 308-метровых башен, соединенных между собой в виде буквы М. Уже достроена малая башня комплекса «Федерация», сдача которого тоже запланирована на 2008. Внутри 448-метрового прозрачного шпиля этого небоскреба будет действовать панорамный лифт. Кульминацией градостроительного бума станет башня «Россия», которая будет завершена в 2010-2011 годы. Представляя проект трехкрылой пирамиды, британец Норман Фостер сказал, что ее запаса прочности хватит и на 750, и на 900 метров высоты - чтобы гарантированно обогнать Бурж Дубай, - однако в итоге решили остановиться на 612 метрах.

Однако Москва не станет типичным американским или европейским мегаполисом: высотная «сердцевина» и малоэтажные пригороды. В 1999 году принята программа «Новое кольцо Москвы», в рамках которой до 2015 года должно быть возведено шесть десятков небоскребов на периферии столицы. Первые «ласточки» этого проекта уже возвышаются над окрестностями.

Московское высотное строительство вызывает много споров. Консерваторы опасаются, что исторически сложившийся облик города будет безвозвратно испорчен «монстрами из стекла и бетона». Зарубежные архитекторы указывают на неопытность московских инженеров и строителей в небоскребном деле, а также советуют учитывать солнечное освещение, воздушные потоки, суровую российскую зиму. Многие москвичи уверены, что «скоро все это рухнет» - якобы элитные «Алые паруса» сползают в реку, Москва-сити строится на болоте, а в фундаменте «Федерации» образовалась трещина.

Еще больший общественный резонанс вызвал проект первого сверхвысокого здания Санкт-Петербурга - 300-метровой башни «Газпром-сити» на стрелке Невы и Большой Охты. Территория предполагаемого небоскреба входит в исторический центр города, где по действующим нормам нельзя строить дома выше 48 метров. Однако это не помешает газовому монополисту обзавестись штаб-квартирой в северной столице уже к 2012 году.

Сэр Норман Фостер

Британский архитектор Норман Фостер - одна из ключевых фигур в современном небоскребостроении - не стремится покорить мир высотой. Его козырь - функциональность зданий. В лондонской штаб-квартире корпорации «Суисс Ре» Фостер применил двойную внешнюю облицовку, которая способствует естественной вентиляции небоскреба, остужает его летом и нагревает зимой. Результат - двойная экономия электроэнергии. В нью-йоркском «Херст Тауэр» Фостер отказался от прямоугольных опор и заменил их более прочными треугольными, сэкономив 20% стали. Кроме того, здесь использована новая система лифтов: пассажир выбирает этаж, куда хочет переместиться, и компьютер выдает ему номер кабины, которая быстрее всего отвезет к месту назначения. В чис

ле проектов Фостера - самый высокий мост в мире «Виадук Мийо», экс-высочайший небоскреб Европы Коммерцбанк Тауэр во Франкфурте-на-Майне, купол над берлинским Рейхстагом и башня «Россия» в Москве.

Минареты 21 столетия

Объединенные Арабские Эмираты - это море, беспошлинные товары и большая пыльная стройка. Заложив основы благополучия торговлей и нефтедобычей, шейхи решили инвестировать капиталы в будущее. На побережье Персидского залива за последние годы построены не только десятки небоскребов, но и целые рукотворные архипелаги.

На главной улице Дубая, Шейх-Заед-Роуд, строится самое высокое здание мира - Бурж Дубай (в переводе - «Дубайская башня»). Его высота держится в секрете, но, по некоторым источникам, шпиль поднимется на 808, а крыша - на 643 метра. Таким образом, это будет не просто самый высокий небоскреб, но и самое высокое сооружение на планете. Открыть супервысотку планируется летом 2009 года. Впрочем, по ходу строительства может измениться как высота Бурж Дубая (уже сейчас ходят слухи, что она превысит километр), так и сроки его сдачи.

Ближайший - и по высоте, и по расположению - конкурент Бурж Дубая - небоскреб Аль-Бурж, который будет построен прямо на побережье Персидского залива. Шпили «Башни» превзойдут отметку 700 метров, а этажей в ней будет не меньше 160. Впрочем, как и в случае с Бурж Дубаем, окончательные габариты Аль-Буржа держатся в секрете.

Пример Дубая заражает весь арабский мир. В маленьком, но очень нефтедобывающем Кувейте разрабатывается проект 1001-метровой башни Мубарак аль-Кабир, который будет реализован не раньше 2011 года. А вот в священной для мусульман Мекке уже идет строительство комплекса Абрай аль-Бейт, в семи башнях которого (центральная - высотой 485 метров) разместятся квартиры, гостиницы, торговый центр и молельня на 4 тысячи человек. Небоскреб расположится у стен мечети Аль-Харам, куда ежегодно совершают паломничество миллионы последователей Мухаммеда.

Уже построенные и запроектированные на Ближнем Востоке небоскребы красноречиво говорят: западный мир, по крайней мере, на ближайшие десятилетия потерял инициативу в «высотном деле». С этим остается только смириться. В конце концов, именно этот регион почти три тысячи лет был родиной самого высокого сооружения рук человеческих - Великой пирамиды в Гизе.

Страна восходящих высоток

Мега-сити Пирамид.

Токио «не везет» с небоскребами: здесь больше семидесяти зданий выше 150 метров, но самый высокий небоскреб Японии, 296-метровый Лэндмарк Тауэр, находится в соседней Иокогаме. Однако уже в конце восьмидесятых появилось несколько проектов, призванных решить демографические проблемы одной из самых перенаселенных столиц мира.

Проект «Скай Сити 1000», представленный в 1989 году, предлагает собрать километровую башню из 14 «блюдец», установленных на нескольких опорах наподобие нью-йоркского 80 Саут Стрит. В здании общей площадью 8 квадратных километров разместятся 35 тысяч жителей, 100 тысяч рабочих мест и заведения на любой вкус.

Многие проекты супернебоскребов в японской столице должны быть построены над водами Токийского залива. Самый дерзкий такой проект, «Икс-Сид 4000», может стать «старшим братом» Фудзиямы - его высота должна составить 4 километра. На 800 этажах рукотворной горы разместится до миллиона жителей. Создателям предстоит справиться, помимо всего прочего, с уменьшением атмосферного давления и погодными условиями на альпийской высоте.

Еще более рассчитывают на технический прогресс разработчики Симизу Мега-сити Пирамид. Фактически это будет нависающий над морем двухкилометровый каркас из углеродных нанотрубок, на котором закрепят отдельные сооружения. Разумеется, строительство отложено как минимум до эры расцвета нанотехнологий.

Среди других подобных проектов - «Аэрополис 2001» (2 километра, 500 этажей), MOTHER (1321 метр, 200 этажей), «Спираль» (1000 метров, 200 этажей) и «Миллениум Тауэр», разработанный все тем же Норманом Фостером. Последний небоскреб не пытается взять размерами (840 метров и 180 этажей), но практическая возможность сооружения и мировое имя создателя делают его фаворитом в токийской «высотной гонке».

Бетонные джунгли будущего

В фантастике небоскребы - такой же частый образ будущего, как звездолеты или киберимплантанты. Уже в фильме «Метрополис» (1927 год) режиссер Фриц Ланг, вдохновленный прогулками по Манхэттену, показал готическую «Новую Вавилонскую башню». «Бегущий по лезвию» Ридли Скотта (1982) рисует мегаполис, в котором 500-метровые здания стали нормой, а штаб-квартира корпорации «Тирелл» поднимается на несколько километров. Айзек Азимов в романе «Академия» (1951) придумал планету-город Трентор, а много лет спустя Джордж Лукас показал на большом экране аналогичный планетополис Корускант. Небоскребы появляются на страницах всех книг киберпанка - от романов Уильяма Гибсона до «Анклавов» Вадима Панова.

Превратится ли когда-нибудь наша старушка-Земля в бесплодный каменный шар, ощетинившийся небоскребами? Это столь же маловероятно, как и сфера Дайсона - построенная из материала планет Солнечной системы оболочка вокруг нашего светила. Однако стремление человека ввысь, пусть и в такой «приземленной» форме, как высотные здания, неистребимо. И поэтому небоскребы, подобно средневековым дворцам и храмам, будут возвышаться над земными городами, символизируя благосостояние, экономическое процветание и превосходство их хозяев над теми, кто, задрав головы, смотрит на них снизу.

Интернет

ctbuh.org - сайт Совета по высотным зданиям и городской среде.

emporis.com - самый авторитетный ресурс о высотных зданиях.

skyscraperpage.com - изображения небоскребов в масштабе, форум.

urbany.ru - русский ресурс о небоскребах и городском строительстве.