» »

Военно-морская мощь российского каспия. Про выход в каспийское море Вспомогательный флот каспийской флотилии

13.01.2024

КАСПИЙСКАЯ ВОЕННАЯ ФЛОТИЛИЯ: фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море; фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года.

1) Фор-ми-ро-ва-ние российского ВМФ, соз-дан-ное по ука-зу императора Пет-ра I в 1722 году и пред-на-зна-чав-шее-ся для дей-ст-вий на Кас-пий-ском море и в дель-те реки Вол-га.

Соз-да-нию фло-ти-лии пред-ше-ст-во-ва-ла дли-тель-ная борь-ба за ов-ла-де-ние Кас-пий-ским по-бе-режь-ем, окон-ча-тель-но за-вер-шив-шая-ся в 1556 году, по-сле при-сое-ди-не-ния Ас-т-ра-хан-ско-го хан-ст-ва к Русскому государству. Пер-вая по-пыт-ка соз-да-ния по-сто-ян-но-го фор-ми-ро-ва-ния сил во-енного фло-та на Кас-пий-ском море бы-ла пред-при-ня-та в 1669 году, ко-гда по-стро-ен-ные по ука-зу ца-ря Алек-сея Ми-хай-ло-ви-ча ко-рабль «Орёл», ях-та, бот и 2 шня-вы при-бы-ли в Ас-т-ра-хань. Од-на-ко в 1670 году они бы-ли за-хва-че-ны от-ря-да-ми С.Т. Ра-зи-на. По окон-ча-нии Се-вер-ной вой-ны 1700-1721 годов зи-мой 1721/22 года, в го-ро-дах Ниж-ний Нов-го-род, Тверь, Уг-лич, Яро-славль ве-лась по-строй-ка су-дов для Каспийской военной флотилии. В ию-ле 1722 года фло-ти-лия (274 суд-на) с де-сан-том вы-шла в Пер-сид-ский по-ход 1722-1723 годов, ре-зуль-та-том ко-то-ро-го ста-ло за-вое-ва-ние го-ро-дов Дер-бент, Ба-ку с при-ле-гаю-щи-ми к ним об-лас-тя-ми. По-сле смер-ти Пет-ра I российские за-вое-ва-ния на Кас-пии бы-ли ут-ра-че-ны. В Ас-т-ра-ха-ни бы-ли ос-тав-ле-ны ог-ра-ниченные си-лы, ко-то-рые обес-пе-чи-ва-ли безо-пас-ность ком-мерческого су-до-ход-ст-ва на Кас-пий-ском мо-ре. Воз-ро-ж-де-ние Каспийской военной флотилии про-изош-ло в 1781 году, ко-гда по пред-пи-са-нию императрийцы Ека-те-ри-ны II в Ас-т-ра-хань при-был от-ряд во-енных ко-раб-лей. В конце XVIII - начале XIX веков фло-ти-лия при-ни-ма-ла ак-тив-ное уча-стие в вой-нах и по-хо-дах российских войск в при-кас-пий-ском ре-гио-не, вы-са-жи-ва-ла морские де-сан-ты, ог-нём ко-ра-бель-ной ар-тил-ле-рии ока-зы-ва-ла со-дей-ст-вие вой-скам в ов-ла-де-нии при-мор-ски-ми кре-по-стя-ми. В 1796 году дей-ст-вия ко-раб-лей Каспийской военной флотилии спо-соб-ст-во-ва-ли ов-ла-де-нию российской ар-ми-ей го-ро-да-ми Дер-бент и Ба-ку. По-сле русско-персидской вой-ны 1804-1813 годов (смотрите Рус-ско-пер-сид-ские вой-ны) Российская им-пе-рия при-об-ре-ла мо-но-поль-ное пра-во на со-дер-жа-ние в Кас-пий-ском море во-енного фло-та. С 1867 года главной ба-зой Каспийского военного флота стал Ба-ку. По ме-ре ста-би-ли-за-ции об-ста-нов-ки в ре-гио-не со-став фло-ти-лии по-сте-пен-но со-кра-щал-ся, и к началу XX века она со-стоя-ла из 2 ка-но-нер-ских ло-док и не-сколь-ких воо-руженных па-ро-хо-дов. В но-ябре 1917 года лич-ный со-став Каспийской военной флотилии пе-ре-шёл на сто-ро-ну советской вла-сти, уча-ст-во-вал в бое-вых дей-ст-ви-ях про-тив турецких войск и от-ря-дов му-са-ва-ти-стов (азербайджанских на-цио-на-ли-стов), в бо-ях по ов-ла-де-нию го-ро-да-ми Пет-ровск-Порт (ны-не Ма-хач-ка-ла), Лен-ко-рань и Дер-бент. В ию-ле 1918 года часть ко-раб-лей Каспийской военной флотилии уш-ла в Ас-т-ра-хань, ос-таль-ные ос-та-лись в Ба-ку и бы-ли вклю-че-ны в со-став фло-та Азербайджанской Де-мо-кра-тической Рес-пуб-ли-ки. Для со-дей-ст-вия вой-скам РККА в апреле - ию-не 1918 года в Ас-т-ра-ха-ни сфор-ми-ро-ван Во-енный флот Ас-т-ра-хан-ско-го края, уси-лен-ный дос-тав-лен-ны-ми с Бал-ти-ки ми-но-нос-ца-ми и подводными лодками, ко-то-рый в ок-тябре был пе-ре-име-но-ван в Ас-т-ра-хан-ско-Кас-пий-скую во-енную фло-ти-лию. В ию-ле 1919 года, по-сле объ-еди-не-ния с Волж-ской во-ен-ной фло-ти-ли-ей, она по-лу-чи-ла название Волж-ско-Кас-пий-ской во-енная фло-ти-лии. В апреле 1919 года с по-мо-щью анг-ли-чан бы-ла соз-да-на Кас-пий-ская фло-ти-лия ВСЮР (смотрите Бе-лый флот), главная ба-за - в городе Пет-ровск-Порт. На-сту-п-ле-ние войск РККА на Северном Кав-ка-зе в апреле 1920 года вы-ну-ди-ло ко-раб-ли Кас-пий-ской фло-ти-лии ВСЮР пе-рей-ти в Ба-ку, а за-тем уй-ти в иранский порт Эн-зе-ли, ко-то-рый на-хо-дил-ся под кон-тро-лем английских войск. В мае 1920 года на ба-зе Волж-ско-Кас-пий-ской во-енной фло-ти-лии был сфор-ми-рован Кас-пий-ский во-енный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на, си-лы ко-то-рых уча-ст-во-ва-ли в Эн-зе-лий-ской опе-ра-ции 1920 года, в ре-зуль-та-те ко-то-рой ко-раб-ли и во-енное иму-ще-ст-во Каспийской военной флотилии бы-ли воз-вра-ще-ны РСФСР и Советскому Азер-бай-джа-ну. В ию-ле 1920 года Кас-пий-ский военный флот РСФСР и Крас-ный флот Советского Азер-бай-джа-на пре-об-ра-зо-ва-ны в Морские си-лы Кас-пий-ско-го мо-ря.

2) Фор-ми-ро-ва-ние советского ВМФ, соз-дан-ное 27.06.1931 года из Морских сил Кас-пий-ско-го мо-ря.

К ию-ню 1941 года в её со-ста-ве на-хо-ди-лись 5 ка-но-нер-ских ло-док, 4 ка-те-ра, отдельная бе-ре-го-вая артиллерийская ба-та-рея, 12 са-мо-лё-тов, ра-дио-ро-та Войск на-блю-де-ния, опо-ве-ще-ния и свя-зи и ряд бе-ре-го-вых час-тей. С на-ча-ла Великой Отечественной вой-ны Каспийская военная флотилия обес-пе-чи-ва-ла эко-но-мические и во-ин-ские морские пе-ре-воз-ки. В августе 1941 года на её ко-раб-лях бы-ли пе-ре-бро-ше-ны в Иран советские вой-ска. В Мо-с-ков-ской бит-ве 1941-1942 годов уча-ст-во-ва-ла сфор-ми-ро-ван-ная из лич-но-го со-ста-ва фло-ти-лии 75-я отдельная морская стрелковая бри-га-да, став-шая впо-след-ст-вии 3-й гвардейской морской стрелковой бри-га-дой. В августе 1942 года Каспийская военная флотилия вклю-че-на в со-став дей-ст-вую-щих сил ВМФ. К это-му вре-ме-ни её бое-вой со-став был уве-ли-чен до 40 бое-вых ко-раб-лей и ка-те-ров, ко-то-рые со-про-во-ж-да-ли транс-пор-ты, осу-ще-ст-в-ля-ли бое-вое тра-ле-ние, вы-пол-ня-ли за-да-чи ПВО в зо-не сво-ей от-вет-ст-вен-но-сти и другое. Все-го за 1942-1943 годы бы-ло пе-ре-ве-зе-но 21 миллион тонн неф-те-про-дук-тов и около 3 миллионов тонн других гру-зов. К 1943 году в Каспийской военной флотилии на-счи-ты-ва-лось 175 ко-раб-лей. Осо-бен-но боль-шое зна-че-ние дея-тель-ность фло-ти-лии име-ла в пе-ри-од Ста-лин-град-ской бит-вы 1942-1943 годов и Бит-вы за Кав-каз 1942-1943 годов. За бое-вые за-слу-ги Каспийская военная флотилия в 1945 году бы-ла на-гра-ж-де-на ор-де-ном Крас-но-го Зна-ме-ни. По-сле рас-па-да СССР был про-из-ве-дён раз-дел ко-раб-лей, другой бое-вой тех-ни-ки, во-енного иму-ще-ст-ва и бе-ре-го-вой ин-фра-струк-ту-ры ме-ж-ду РФ и Азер-бай-джа-ном, а в мае 1992 года Каспийская военная флотилия бы-ла об-ра-зо-ва-на уже в со-ста-ве ВМФ РФ (главная ба-за - в городе Ас-т-ра-хань).

Ко-ман-дую-щие Каспийской военной флотилией (с 1931 года): Ф.С. Аве-рич-кин (1931-1932 годы), Г.И. Лев-чен-ко (1932-1933 годы), Г.П. Ки-ре-ев (1933 год), Д.П. Иса-ков (1933-1938 годы), А.Г. Го-лов-ко (1938-1939 годы), контр-адмирал Ф.С. Се-дель-ни-ков (1939-1944 годы), контр-адмирал Ф.В. Зо-зу-ля (1944-1946 годы), адмирал С.Г. Ку-че-ров (1946-1951 годы), контр-адмирал А.В. Кузь-мин (1951-1955 и 1956-1960 годы), контр-адмирал С.Е. Чур-син (1955 год), контр-адмирал Г.Г. Олей-ник (1955-1956 и 1960-1967 годы), контр-адмирал Г.К. Чер-но-бай (1967-1971 годы), контр-адмирал Я.М. Ку-дель-кин (1971-1973 годы), контр-адмирал Л.Д. Ряб-цев (1973-1977 годы), ви-це-адмирал Г.Г. Ка-сум-бе-ков (1977-1984 годы), контр-адмирал В.В. Тол-ка-чёв (1984-1987 годы), ви-це-адмирал В.Е. Ля-шен-ко (1987-1991 годы), контр-адмирал Б.М. Зи-мин (1991-1996 годы), ви-це-адмирал В.В. Ма-со-рин (1996-2001 годы), контр-адмирал Ю.В. Стар-цев (2002-2004 годы), контр-адмирал В.П. Крав-чук (с 2005 года).

Розин Александр.

Раздел и передислокация Каспийской военной флотилии в 1992 г.

В 2012 г. исполнилось двадцать лет, как Каспийская военная флотилия перебазировалась из Баку в Астрахань, в город своего исторического рождения. Тогда решался вопрос о сохранении Каспийской флотилии как боевой единицы, необходимой для обеспечения политических, экономических и военных интересов России в Каспийском море.

К 1991 г. суда Каспийской военной флотилии (КФл ) дислоцировались таким образом:

Баку: 73-я бригада кораблей охраны водного района и 106-я бригада надводных кораблей в составе - 227-й дивизион ОВР; 33-й, 34-й и 250-й дивизионы тральщиков; 93-й дивизион противолодочных кораблей и 613-й дивизион ГИСУ. Кроме того в Баку находился учебный дивизион катеров Высшего военно-морского училища им.К ирова.

Махачкала: 469-й дивизион ОВР.

Каспийск: 236-й дивизион экранопланов .

Астрахань: 804-й дивизион ОВР, 606-й дивизион ГИСУ.

Баутино (Казахстан): 284-й дивизион ОВР.

Красноводск (Туркмения): 228-й дивизион ОВР.

Понимая что все движется к развалу СССР командованием КФл были предприняты меры по сохранению флотилии. Делалось это, понятно, очень осторожно, дабы не дать повода властям в ту пору Азербайджанской и Туркменской союзных республик для нежелательных разговоров. Например,дивизион кораблей консервации в 1990 г. под благовидным предлогом тихо и мирно был переведён из Баку в Россию. Вполне удобное объяснение нашли и при перебазировании в 1990 г. с Апшеронского полуострова дивизиона кораблей на воздушной подушке: мол, к старому месту дислокации «подушечек» подкрались воды разливающегося Каспия.

В декабре 1991 г. факт распада СССР получил свое юридическое подтверждение. 25 декабря 1991 г. Президент СССР М.С.Горбачев объявил о прекращении своей деятельности на посту Президента СССР «по принципиальным соображениям», подписал указ о сложении с себя полномочий Верховного главнокомандующего Советских Вооруженных Сил и передал управление стратегическим ядерным оружием Президенту России Б.Н.Ельцину. 26 декабря сессия верхней палаты Верховного Совета СССР, приняла декларацию № 142-Н о прекращении существования СССР.

Все это совпало со сменой руководства на КФл . 24 декабря 1991 г. командующий Каспийской флотилии вице-адмирал Владимир Ефимович Ляшенко был назначен заместителем начальника Главного штаба ВМФ СССР (он умер в Москве в 1994-м). В должность командующего флотилией вступил контр-адмиралБорис Михайлович Зинин, занимавший должность начальника штаба флотилии. Первое, что он сделал, - отправил в Россию из Красноводска (Туркмения) якобы для ремонта последние находившиеся там корабли и суда флотилии. С Азербайджаном всё было сложнее.

Официальный Баку еще до развала СССР приступил к созданию собственных вооружённых сил. Решение о создании вооруженных сил республики было принято 9 октября 1991 г. президентом Аязом Муталибовым под давлением Народного фронта. Одновременно со свертыванием и вывозом, а нередко и уничтожением военного оборудования и техники бывшей Советской Армии в республике начало функционировать Министерство обороны Азербайджана. Поначалу оно действовало чисто формально и параллельно со штабом ЗакВО , но постепенно набирая силу они начинали претендовать на все что находилось на территории Азербайджана.Так что дальнейшее пребывание КФл в чужой стране стало рискованным. Между тем в Баку располагались главные силы флотилии - штаб, управление, службы, склады, целая 73-я бригада кораблей охраны водного района, гидрографическая служба со своими судами и многое другое. Но главное - это семьи военнослужащих.

Вывести незаметно хотя бы небольшое подразделение или даже торпедный катер уже не представлялось возможным. Но никто из моряков не стал давать присягу Азербайджану.Ни из главного командования Вооружённых Сил СНГ (было такое до образования Минбороны РФ), ни из главкомата ВМФ приказов или указаний относительно дальнейшей судьбы флотилии не поступало. Уже после официального распада Советского Союза, многие генералы и офицеры еще надеялись на сохранение единых Вооруженных Сил в рамках СНГ. Но на местах понимали, что это не так и пытались донести эту информацию до руководства. В феврале 1992 г. в Азербайджан для ознакомления с ситуацией прилетел Главкомом Военно-Морского флота адмирал Чернавин, 17 февраля при встрече с ним начальник отдела военной контрразведки по Каспийской флотилии капитан 1 ранга Г. А. Угрюмов прямо ему заявил: «Не надо строить никаких иллюзий, надо четко осознать: ситуация в Азербайджане и в Чечено-Ингушетии нами упущена.» В Баку не действует ни военная прокуратура, ни военный трибунал, ни комендатура, ни военная автоинспекция. За нашими частями со стороны азербайджанцев было установлено оперативное наблюдение. Министерство безопасности Азербайджана проводило операции по вербовке военнослужащих для контроля за выводом оружия и техники.

Но было ощущение, что Москву судьба Каспийской флотилиимало волновала. Шутка ли, целые округа и флота становились предметом торга между суверенами и Россией, а тут какая-то маленькая флотилия. Так что решение коренного вопроса - быть или не быть флотилии российской - целиком и полностью зависело только от командующего Зинина.

В первой половине 1992 г. Зинин принимает ряд решительных мер по организации передислокации флотилии из Баку. Встал вопрос о месте создания новой главной базы для флотилии. Отличным местом для базирования мог стать порт Махачкала - хорошие глубины, оборудованные пирсы, благоприятный выход кораблей в море при любых погодных условиях. Однако в создавшихся политических условиях было принято решение о создании главной базы Каспийской флотилии в Астрахани, несмотря на имеющиеся недостатки. Выход в море затруднен, так как более 100 км проходит по малым глубинам. Зимой фарватер замерзает и выход в море возможен только с помощью ледоколов, при этом существует опасность повреждения корабля льдинами. И к тому же в Астрахани была плохо развита военная инфраструктура. В конце февраля Зимин летит в Астрахань и заручается поддержкой губернатора Астраханской области по вопросу передислокации сил КФл в дельту Волги.

19 марта 1992 г. выходит Указ Президента РФ № 260 "О переходе Закавказского военного округа и Каспийской флотилии Военно-Морского Флота временно под юрисдикцию Российской Федерации", он гласит: «В целях поддержания устойчивого управления и обеспечения функционирования Закавказского военного округа и Каспийской флотилии Военно-Морского Флота, обеспечения сохранности вооружения и военной техники, защиты жизни, чести и достоинства военнослужащих и членов их семей от преступных посягательств и предотвращения вовлечения войск Закавказского военного округа и сил Каспийской флотилии в межнациональные конфликты постановляю:

1. Перевести Закавказский военный округ и Каспийскую флотилию Военно-Морского Флота временно под юрисдикцию Российской Федерации с подчинением Главнокомандующему Объединенными Вооруженными Силами СНГ.

2. Правительству Российской Федерации совместно с Главнокомандующим Объединенными Вооруженными Силами СНГ сформировать правительственные делегации и немедленно приступить к переговорам с Республикой Азербайджан, Республикой Арменией и Республикой Грузией о правовом положении и условиях пребывания войск Закавказского военного округа и сил Каспийской флотилии на территории указанных государств.

3. Установить, что до определения правового положения и заключения соглашения о совместном финансировании финансирование Закавказского военного округа и Каспийской флотилии осуществляется за счет бюджета Российской Федерации.

4. Назначить генерал-полковника Патрикеева Валерия Анисимовича уполномоченным Российской Федерации по вопросам пребывания войск округа и сил флотилии на территории Республики Азербайджан, Республики Армении и Республики Грузии.

5. Уполномоченному Российской Федерации по вопросам пребывания войск округа и сил флотилии принять меры по пресечению попыток захвата вооружения, военной техники и военных объектов округа и флотилии, вовлечения войск в межнациональные конфликты и недопущению их вмешательства во внутренние дела независимых государств.

6. Указ вступает в силу с момента подписания.

Президент Российской Федерации

Б. Ельцин »

В Азербайджане как и во всем Закавказье ситуация была непростая, против военных совершаются вооруженные провокации. Так утром 28 апреля в Баку группа из 10 человек напала на КПП морских пограничников, был убит один из матросов и двое ранены, пропал пистолет.

В подобной обстановке командующий КФл предпринимает смелую попытку подписать на уровне глав государств России и Азербайджана договор о разделе флотилии во время саммита СНГ в Ташкенте в мае того же года. В Ташкенте все складывалось как нельзя лучше, и Ельцин был готов подписать документ. Но попытка эта не удалась из-за совершившегося в те дни переворота в Баку, когда на смену прежнему руководителю Азербайджана пришел Муталибов , который свое прибытие на саммит в Ташкенте не планировал. Следующим шагом Зинина стала подготовка постановления Правительства России о создания пункта базирования Каспийской флотилии в Астрахани и Астраханской области. «Пробивать» это постановление Зинину помогали многие должностные лица в Министерстве обороны РФ, главнокомандующий ВМФ адмирал Чернавин. И такое постановление за номером 436, подписанное первым вице-премьером Егором Гайдаром, увидело свет 28 июня 1992 года. Зинин получил главное - правовую основу для начала перевода флотилии в Россию. Оставалось только договориться с Азербайджаном. Казахстан как и Туркмения, тогда отказался от своей доли при разделе флотилии. Бывший командующий ВМС Республики Казахстан контр-адмирал Ратмир Комратов вспоминал: «Казахстан в то время официально отказался от дележа флота, полагаясь на то, что наши интересы на Каспии будет защищать Россия ». Но переговоры были непростыми.

На переговорах, проходивших в Баку, азербайджанская военная делегация потребовала для себя 100 процентов кораблей и имущества. Но руководитель делегации от министерства обороны республики Газиев допустил при этом промашку, позволив себе в запальчивости невежливо отозваться о Президенте России. Чем и воспользовался Зинин, демонстративно уведя нашу делегацию с переговоров. Как ни странно, демарш подействовал. В переговорный процесс вынужден был вмешаться тогдашний президент Азербайджана. И все условия Зинина уже на следующий день были приняты: России - 75 процентов кораблей и имущества бывшей союзной флотилии, Азербайджану - 25.

Раздел Краснознаменной Каспийской флотилии бывшего ВМФ СССР между Баку и Москвой состоялся в июле 1992 г. Кроме боевых кораблей и судов практически всех имевшихся у флотилии классов и вспомогательных судов Азербайджан получил в свое распоряжение обустроенную Бакинскую военно-морскую базу с большими запасами боеприпасов и материальных средств, военный судоремонтный завод № 23 и другие элементы флотской инфраструктуры. Первым кораблем, поднявшим государственный флаг Азербайджана, стал сторожевой корабль проекта 159А «СКР-16» - «Бакинец». Произошло это 26 июля 1992 г. Эта дата ознаменовала возрождение национальных ВМС Азербайджана. На начала августа уже на трех кораблях были подняты флаги республики. Азербайджанская сторона в лице начальника штаба ВМС Азербайджана капитана 1 ранга Рафика Аскерова в августе 1992 г. заявила, что переданные корабли в плохом состоянии.И это при том , что наших моряков буквально вынуждали выполнять все требования принимающей стороны. Доходило до того, что им приходилось разукомплектовывать свои уходящие корабли, снимая с них некоторые приборы иагрегаты, и ставить их на оставляемые.По поводу проблем на азербайджанских кораблях, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Борис Зимин ему пояснил, что техническое состояние кораблей плохое из-за недействующего ремонтного завода ВМФ в Баку (СРЗ № 23 ВМФ СССР), который простаивает по вине азербайджанских властей. Всего в результате раздела Азербайджан получил 15 боевых кораблей - сторожевой корабль «СКР-16» (получил наименование «Бакинец») проекта 159А (что интересно, второй корабль этого проекта, отошедший на Каспии России - «Комсомолец Дагестана» - был в 1992 г. сдан на слом), ракетный катер проекта 205У «Р-173», 2 артиллерийских катера проекта 205П «АК-234» и «АК-374» (еще два-три их аналога проекта 205П были, по некоторым сведениям, оставлены Азербайджану пограничниками), патрульный катер проекта 1400М «АКА-55», 3 базовых тральщика проекта 12650 «БТ-16», «БТ-103», «БТ-155» и 2 рейдовых тральщика проекта 1258 «РТ-136» и «РТ-473», 4 малых десантных корабля: 3 проекта 770 «МДК-36», «МДК-37», «МДК-68» и 1 проекта 771А «МДК-107»,танкодесантный катер проекта 1785 «Д-603». Азербайджанским ВМС также достались учебный корабль «Ока» проекта 888, 2 противопожарных судна проекта 1893 «ПЖС-551», «ПЖС-552» и 2 противопожарных катера проекта 364 «ПЖК-12» и «ПЖК-179», малое кабельное судно проекта 1172 «Эмба», гидрографическое судно «Резонанс» и ряд других судов.

Но им этого было мало, они старались, где только возможно взять еще. Азербайджанские военные захватили иугнали в неизвестном направлении целый железнодорожный состав с техникой и имуществом автобронетанковой службы КФл , подготовленный к отправке в Россию.

Но главной проблемойруководства флотилии было осуществить эвакуацию личного состава и их семей с имуществом из независимого Азербайджана в Россию. Как вспоминал командующий флотилией вице-адмирал Б.Зимин: «Флотилия - это не только и не столько сами корабли, суда обеспечения, склады, оружие, это прежде всего люди - офицеры и мичманы, гражданский персонал, их семьи, родные. Наравне с судьбой флотилии решалась и их судьба ». С вывозом имущества семей офицеров возникли проблемы. Для решения этой проблемы было принято решение использовать для этого суда морского флота. Главнокомандующий ВМФ адмирал флота В.Чернавин помог в выделении флотилии контейнеровозов. Офицеры уезжали в Астрахань, по сути, на пустое место - квартир нет, общежитий нет - контейнеры долго стояли не распакованными.И при этом новые Азербайджанские власти как могли осложняли жизнь и отъезд наших военных. Офицеры и их семьи уезжали, бросая удобные квартиры, годами нажитое добро, потому что в портах и на причалах, где шла погрузка контейнеров с личным имуществом на транспорты, действовали грабительские таможенные правила.

Эвакуация оборудования и снаряжения флотилииосуществлялась какспец . операции, многие из которых возглавлял начальник Особого отдела Каспийской флотилии капитан 1 ранга Угрюмов Герман Алексеевич. Как вспоминал сослуживец Угрюмова , сотрудник Особого отдела КВФ капитан 2 ранга Вячеслав Авт-ов : «Герман Алексеевич почувствовал, что ситуация в какой-то мере упущена, поскольку глобального значения вопросы решались на уровне Москвы - и тут он был бессилен. И он начал прорабатывать вопрос о выводе нашей спецтехники - инициатива была его! - о передислокации отдела. Делёжка шла тяжело. Азербайджанская сторона сначала предлагала 50 на 50%, потом заговорили иначе и жёстче: мол, а при чем тут Россия? Мы объявили о суверенитете, стало быть, всё нам - и никаких разговоров-переговоров!

От слов легко переходили к делу. Много нападений было на воинские части, воровали автомобили - причем не скрываясь, средь бела дня. Останавливали машину, выбрасывали людей, избивали их и спокойно уезжали. И Герман Алексеевич разработал план вывода автотранспорта. Мы вывели его в два этапа. Герман Алексеевич подключил людей из числа местных, которых мы хорошо знали. Пустили слух, что должны в такой-то день ехать в Махачкалу, а сами в другое время уехали совсем в другую сторону иным маршрутом. “Дезу ” мы запускали регулярно. Помогали в этом простые люди. КГБ Азербайджана уже работал только на себя: как себя обезопасить. Русских, армян повыгоняли, начали делить портфели. Их менталитет сыграл в нашу пользу: мы всё время работали на опережение.

Архивы мы вывезли средь бела дня, в обеденный перерыв, в субботу, зная, что это время азербайджанской сиесты - как в шуточной песне: “Все лежат на солнцепёке, чешут пятками живот”.

Если бы мы не вывезли архивы, нас бы постигла участь “Штази ”. 3 августа 1992 года погрузили на разведкорабль “Анемометр” всё, что считали нужным, и взяли курс на Астрахань. На полных парах, сколько могли выжать узлов, рванули из бухты. Я был старшим на переходе.

На тот момент техники у нас практически не было. На запросы НФА Герман Алексеевич отвечал, что техника в командировке, через неделю вернётся. Людей, которые помогали с вывозом, мы надежно спрятали. “Где такие-то люди?” - “Сказано: в командировке. Скоро будут”.» И это не просто лесть подчиненного. Тогдашний начальником военной контрразведкивице-адмирал Александр Владиславович Жардецкий вспоминал: «С Особым отделом Каспийской флотилии Москву связывал отдельный кабель. Народный фронт, придя к власти, имел возможность прослушивать любые телефонные разговоры - из здания ЦК, Совмина, КГБ республики, прокуратуры. Спецсвязь с Германом была единственной защищенной нитью, куда они не могли проникнуть. По этой связи он докладывал о ситуации, по ней же получал из Центра распоряжения.

В Каспийском училище было много секретной документации. В частности, по АПЛ, поскольку там готовили химиков для атомного флота. (Дурацкое решение, говоря задним числом, но что поделаешь - так было.) Я помню, что говорил ему: “Герман, сделай всё возможное, чтобы в сейфах не осталось ни одного листочка!” Герман занимался не только своим отделом, он вывез и все документы командования Каспийской флотилии.

Выход из бухты им пытались блокировать. Угрюмов предложил выделить несколько кораблей, которые бы, скажем так, проложили судну с архивами чистый фарватер. Стрельба была, но жертв не было: стреляли на испуг - под форштевень, поверх голов.

Всё оружие вывезти, естественно, не смогли, но большую часть - да. Там же были стационарные установки, береговая артиллерия еще с П ервой мировой войны - чуть ли не с картузным заряжанием. Их взорвали вместе с капонирами.

ГРУшники базировались не в военном городке, а в самом Баку. За городом, километрах в пятнадцати, у них был небольшой отряд - порядка ста человек: в основном слухачи - слушали эфир. Их и документацию тоже вывозили на кораблях Каспийской флотилии.»

Перебазирование флотилии проходило в течение нескольких месяцев. Корабли переводились своим ходом или на буксире. Так дивизион кораблей под командованием капитана 2 ранга Мелованцева Виктора Ивановича провел передислокацию с июля по ноябрь 1992 г. Первым в середине лета под командованием капитан-лейтенанта А.Кипарисова ушел «ПДК-179». За ним в конце августа - артиллерийский катер «АК-232» под руководством капитан-лейтенанта В.Бабенко. Некоторые проблемы былис торпедным катером «Т-118», ремонт которого на заводе по различным причинам не смогли закончить, а его командир капитан-лейтенант А.Зверев перевелся на Украину. Переход корабля выполнили под буксиром.

В конце июля в Астрахань прибыл начальник штаба КФл контр-адмирал Юрий Старцев, и уже с 15 августа управление флотилией стало осуществляться из Астрахани.Все задачи по управлению силами в этот период были возложены на отдельную роту связи, которую в 1992 г. переформировали в отдельный батальон связи. Начальником связи КФл являлся капитан 2 ранга Телков Игорь Борисович. К 10 сентября батальон и отделение связи флотилии были переведеныв Астрахань, а с 15 сентября управление силами осуществляется с нового места дислокации флотилии.

В ноябре 1992 г. азербайджанской стороной была осуществлена попытка захватить торпедный катер «Т-75» с бортовым номером 300, последний из остававшихся боевых единиц флотилии в Баку по причине его ремонта. Он входил в состав дивизиона кораблей капитана 2 ранга В.И.Мелованцева и именно ему командование флотилии поручает возглавить переход в Астрахань последних кораблей - торпедного катера «Т-75» и гидрографического судна «ГС-202». Подготовка оказалась сложной. Хотя ремонт на торпедном катере был закончен он продолжал стоять у стенки завода, так какходовых испытаний еще не провели, а это делало возможность его перехода морем достаточно проблематичной. Разобравшись в ситуации Мелованцев связался с капитаном гидрографического судна, чтобы уточнить обстановку на ГС и согласовать дату выхода. Однако тот под разными предлогами стал почему-то оттягивать время, несколько раз перенося согласованную ранее дату выхода. Погода же продолжала ухудшаться, приближалась зима, да и продукты на борту торпедного катера заканчивались, а получить их прежним путем экипаж уже не мог, поскольку склады перешли в ведение ВМС другого государства. В конце концов, все же наступил день, когда и ветер вроде немного поутих, и местные власти подтвердили согласие на уход катера. На борт поднялись азербайджанские таможенники, проверили соответствующие документы и, найдя их в полном порядке, пожелали счастливого пути. По радио у о перативного дежурного в Астрахани было запрошено разрешение на переход, и точное время отхода согласовано с азербайджанскими властями.Однако капитан «ГС-202» сославшисьна отсутствие на борту почти половины экипажа, состоявшего в основном из гражданских лиц, и в этот день отказался выходить в море. А на пирсе Мелованцева уже ожидал старший лейтенант азербайджанских ВМС с указанием своего командования о запрещении выхода корабля, в связи «с возникшими новыми обстоятельствами». Как потом стало известно, этот шаг объяснялся желанием азербайджанской стороны завладеть катером «Т-75» в качестве «компенсации» за какие-то долги ВМФ России. Оперативная служба бакинской военно-морской базы получила приказ не выпускать торпедный катер.Мелованцев решил уходить тайно. Но сделать это было не просто. Пришлось в нарушение правил игнорировать последнее приказание азербайджанского командования. При этом надо было и несколько изменить маршрут перехода. По вполне понятным причинам позвонить по телефону и поставить в известность оперативного дежурного в Астрахани о своем решении комдив не мог. Оставалось установить с ним связь по радио, но только после выхода в море. Острота положения усугублялась еще и тем, что корабль имел не проверенные на ходу двигатели. Помимо этого ему трудно было двигаться по узкому фарватеру бухты самостоятельно, без помощи буксиров: мешали подводные крылья, далеко выступающие за обводы катера. Кроме того, экипаж был укомплектован всего лишь на 60%, причем большую часть матросов фактически составляли новобранцы, прибывшие на корабль всего два-три месяца назад и не успевшие в условиях ремонта как следует освоить материальную часть. Выручили старослужащие моряки, такие как старшина команды мотористов старший мичман В.Сердюков, бессменно обслуживавший Двигатели и одновременно обучавший своих подчиненных. Экипажу сообщили, что катер скрытно уходит в Астрахань. В обеденный перерыв на территории завода людей практически нет. Именно в это время, самостоятельно отдав швартовы, катер самым малым ходом начал движение на выход из бухты. Наконец ее узкий фарватер остался позади, и тогда на просторе открытого моря дали полный ход. Только никак не удавалось связаться по радио со своим командованием, чтобы сообщить о выходе и маршруте движения. Катер благополучно дошел до Махачкалы, а оттуда пополнив запасы перешел в Астрахань. Позже, по прибытии катера к основному месту базирования, Мелованцеву , что называется, «досталось на орехи». Встал вопрос об оценке его действий в сложившейся в Баку ситуации. С одной стороны, он нарушил определенные правила, самостоятельно, не поставив в известность соответствующие службы ВМФ России и ВМС Азербайджана, покинул пункт прежней дислокации. С другой - проявил решительность и инициативу при выполнении приказа.Командующему Каспийской флотилией ВМФ РФ по данному поводу пришлось вести нелегкие переговоры с командованием ВМС Азербайджана, поскольку в Баку еще оставалось несколько российских судов с грузами и оборудованием флотилии, которым еще предстоял переход к новым местам базирования.

На новом месте было множество проблем. МоментальноКаспийская флотилия оказалась лишена стационарного причального фронта и баз хранения, оставшихся в независимом Азербайджане. Сразу после вывода кораблей и вывоза имущества из Баку обострился вопрос: где расположить арсенал и где хранить огромное количество артиллерийского, стрелкового и ракетного боезапаса. Для него выделили остров Волжский находящийся вдалеке от города и кроме того там уже была база тральщиков. Понятно, постройки и хранилища дивизиона тральщиков мало соответствовали требованиям, предъявляемым к базе вооружений столь внушительных размеров и объемов хранения. Но все одно, здесь ее намного легче разворачивать, нежели строить заново в ровном поле. Ветераны части старший мичман запаса Гарик Арутюнян и служащий Георгий Григорьев, вспоминают: «В то время важно было, прежде всего, просто разместить и обеспечить охраной ящики с патронами, снарядами и стрелковым оружием. Пусть пока и под открытым небом ». Потом уже начали строить хранилища.

В начале ноября 1992 г. в Астрахань с рабочей поездкой прибыл Президент РФ Б.Ельцин. Побывал он и на флотилии. Ноябрь в Астрахани - не лучший месяц для визитов, грязь, дождь, улицы залиты водой по причине отсутствия ливневой канализации. Первым прилетел в Астрахань Главнокомандующий ВМФ адмирал флота Ф.Громов. Территория штаба флотилии необустроена , ремонт в здании не сделан. В кабинете начальника штаба, где проходило совещание, на Главкома с потолка сыпалась побелка, но он мужественно молчал, ни разу не сделав замечаний. Примерно в такой же обстановке проходила встреча Президента с личным составом флотилии. По окончании встречи Борис Николаевич Ельцин поблагодарил командующего флотилией вице-адмирала Б.Зимина, сказав: «Молодец, все у тебя хорошо!»

В конце ноября 1992 г. когда корабельные силы и военное имущество были переправлены в Астрахань, покинул город Баку и командующий Каспийской флотилией вице-адмирал Б.Зимин.

Перебазирование гидрографической службы КФ фактически явилось завершающим этапом передислокации Каспийской флотилии. Военнослужащие и гражданский персонал в тот период с честью, самоотверженно выполнили все стоящие перед ними задачи, что было отмечено Президентом России и главнокомандующим ВМФ.

Помимо кораблей самой Каспийской флотилии, были еще и суда пограничников, которые организационно подчинялись КГБ СССР. 17 ОБрПСКР территориально оставаясь в Баку, до апреля 1992 г. формально являлась советским войсковым формированием и продолжала ежедневно торжественно поднимать флаг несуществующего государства и выполнять не весть какие задачи. «Великое» сидение на двух стульях закончилось с подписанием в апреле 1992 г. тогдашним Президентом РФ Б.Н. Ельциным, Указа о переводе всех пограничных частей и соединений бывшего Закавказского погранокруга КГБ СССР под юрисдикцию Российской Федерации.

Весной 1992 г. началась активная разработка плана передислокации 17 ОБрПСКР на территорию России. С этой целью было окончательно определено место дальнейшего базирования морского пограничного соединения. Этим местом стал г.А страхань. Основную роль в разработке и практическом осуществление плана передислокации бригады сыграли старший офицер оперативно - войскового отдела (ОВО) «Баку» капитан 1 ранга Чернышев Вячеслав Петрович, и конечно же, командир 17 ОБрПСКР , капитан 1 ранга Юдин Аркадий Николаевич. Именно на плечи этих офицеров тяжелым бременем легла колоссальная юридическая и моральная ответственность за успех данной операции. Активная фаза реализации плана передислокации 17 ОБрПСКР из г.Б аку в г.Астрахань началась летом 1992 г. На первом этапе из пункта прежнего базирования была выведена корабельно - катерная группа, которая после недолгой подготовки к переходу и самого перехода прибыла к новому месту базирования в г.Астрахань. Первоначально эта группа расположилась в районе завода им. Урицкого, но по ряду объективных и субъективных причин через некоторое время перешла к новому месту базирования в районе пос. Солянка. Конечным же пунктом базирования выведенной группы кораблей и катеров в г.А страхани на долгие годы вперед, вскоре стала территория и береговая линия нефтебазы № 2, что в пос. III Интернационала. Именно здесь была сформирована необходимая инфраструктура для базирования, ремонта и обслуживания кораблей и катеров, а также всех сопутствующих береговых подразделений и штаба бригады. Наряду с решением организационно - технических задач, много времени командование бригады, совместно с местными органами власти, уделяло решению социально - бытовых проблем военнослужащих и членов их семей.С этой целью осенью 1992 г., когда часть военнослужащих бригады еще находились в г.Б аку, а другая часть уже была в г.Астрахани, командованию удалось арендовать жилые помещения барачного типа по улице Рождественского - 18. В этом «пограничном» городке офицеры и мичманы прожили несколько лет, имея при этом самый скромный, даже по военным меркам, набор коммунальных удобств.

Процесс передислокации пограничной части во времени и пространстве был достаточно продолжительным. Начавшись летом 1992 г. он получил свое юридическое и логическое завершение в конце ноября - начале декабря 1992 г. Именно в конце ноября 1992 г. были, подписаны окончательные акты о разделе имущества и материальных ценностей с азербайджанской стороной, а 9 декабря 1992 г. заключительная группа российских моряков - пограничников во главе с командиром 17 ОБрПСКР капитаном 1 ранга Юдиным А.Н., на борту самолета «Ил - 86», с честью покинула столицу суверенного Азербайджана г.Б аку. Таким образом завершилась 70-ти летняя история пребывания бригады в г.Б аку. Приказом командира части, 9 декабря был объявлен днем окончания передислокации 17 ОБрПСКР в г.А страхань. Пограничники в Баку оставили три корабля пр.205П: «ПСКР-618», «ПСКР-624» под списание полуразобранные и «ПСКР-625» на ходу. Но из двух про которые говорили что под списание, один «ПСКР-618» в 1989 г. прошел капремонт.

После распада СССР силы флотилии были разделены между Россией, Азербайджаном. Из состава флотилии ушли 18 боевых кораблей и 62 судна обеспечения. Флотилия потеряла 3 пункта базирования и 18 районов боевой подготовки. Корабли, оставшиеся России после раздела, передислоцируются в Астрахань и Махачкалу. Главной базой становится Астрахань. При этом была опасность, что и сама флотилия перестанет существовать.

В начале 1993 г. появляется директива Минобороны РФ, согласно которой Каспийская флотилия должна была быть переформирована в военно-морскую базу. Однако ее командующий,вице-адмирал Зинин добивается аудиенции с тогдашним министром обороны генералом армии Павлом Грачевым и убеждает его сохранить флотилию на Каспийском море. Вскоре злополучная директива была отменена. Более того, на Каспий были переброшены ракетные и артиллерийские катера с Балтийского и Черноморского флотов. По настоянию Зинина в составе флотилии впервые в её истории были сформированы подразделения морской пехоты, которые в будущем внесли достойный вклад в разгром басаевских банд в Чечне.

В юбилейный 2012 год, командующий Каспийской флотилией контр-адмирал Сергей Гаврилович Алёкминский констатировал : «…20 лет назад личный состав Каспийской флотилии во главе с командующим вице-адмиралом Борисом Михайловичем Зининым обеспечил передислокацию главной базы и сил флотилии из Баку на историческую родину в Астрахань. Тем самым наше объединение было сохранено для России, для ее Военно-морского флота. И уже здесь, в Астрахани, беззаветным трудом этих людей была создана новая главная база, подготовлены условия для возрождения боевой мощи флотилии. Без всякого преувеличения можно сказать, что тогда военнослужащими, членами их семей, рабочими и служащими объединения был совершен настоящий подвиг во имя Отечества.»

Литература.

Ерофеев Дмитрий, Дианов Федор«ВМС Казахстана: этапы становления»с сайта

Лащук Александр Леонидович«История службы связи Каспийской флотилии» с сайта

Мамедов Константин Зиятович «К 90 - летнему юбилею Пограничной службы ФСБ России.» с сайта

Масорин В. вице-адмирал «Каспийской флотилии - 275 лет» Журнал «Морской сборник» № 11 1997г. стр11.

Морозов Вячеслав «Адмирал ФСБ» Журнал «Наш Современник» № 3 2004 г.

Привалов Е. капитан 1 ранга «Уходившие последними» Журнал «Морской сборник» № 2 1994г. стр42-43.

Чеботарев Александр «Флотский характер базы вооружений» «Красная звезда» 19.07.2008 г.

Чуприн Константин «Якорь с красным полумесяцем» «Военно-промышленный курьер»

Чуприн Константин «В фарватере НАТО» «Независимое военное обозрение» 31.08.2007 г.

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса «К 280-летию Каспийской флотилии. Сберегший флотилию» "Каспиец"

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса«Прорыв из Баку» «Красная звезда» 12.08.2011 г.

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса«Такой негромкий подвиг» «Красная звезда» 9.07.2010 г.

Хайруллин Шамиль капитан 2 ранга запаса «Ренессанс по-каспийски » «Красная звезда» 25.01.2012 г.

«Юбилей главной базы Каспийской флотилии» Журнал «Морской сборник» № 6 2012 г. стр18-20.

Яровой Аркадий Федорович «Прощай КГБ»

Розин Александр.

Скорость хода Луня достигала 500 км в час, а дальность хода до 2000 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами Москит. На момент создания одной из самых современных разработок. Москиты двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).
Основным способом применения стал удар использование оружия без входа в зону противодействия противника.

Кроме того, Экраноплан Лунь является судном по определению и сравнивать его следует в первую очередь с судами, а не с самолётами. В сравнении с передовыми боевыми судами, производимыми в мире, экраноплан Лунь имеет десятикратное превосходство в скорости

В последнее время о развитии строительства экранопланов вспоминают все чаще и чаще. В марте 2014 года ученые Дальневосточного федерального университета заявили о начале разработки первого экспериментального образца пассажирского экраноплана. Ранее о намерении возобновить строительство такого вида судов на динамической воздушной подушке объявляла Пограничная служба ФСБ России. Министерство обороны страны так же озвучивало свой интерес к экранопланам, однако в государственную программу вооружений до 2020 года финансирование их разработки пока не было включено.

Россия возобновит производство экранопланов в качестве ударных боевых комплексов с крылатыми ракетами после 2020 года, сообщил РИА Новости в среду высокопоставленный представитель командования ВМФ РФ.

В настоящий момент единственный образец экраноплана "Лунь" списан и законсервирован на Каспийском море.

"Тема экранопланов восстанавливается в ударном исполнении, то есть как "Лунь" носитель крылатых ракет. Строительство должно начаться после 2020 года в Нижнем Новгороде", сказал собеседник агентства.

По его словам, Минобороны выдало тактико-техническое задание, в настоящее время идут опытно-конструкторские работы.

Как сообщал РИА Новости в мае этого года глава концерна "Моринформсистема Агат" Георгий Анцев, ЦКБ по СПК имени Р.Е. Алексеева разрабатывает проект экраноплана океанской зоны со взлетной массой примерно 500 тонн.

По его словам, сейчас "идет этап перезагрузки советского периода, научно-исследовательские разработки, моделирование, макетирование".

Ранее на одной из специализированных выставок в РФ уже был представлен проект экраноплана прибрежной зоны со взлетной массой 60 тонн.

На международном военно-техническом форуме "Армия-2015" ЦКБ Алексеева представила гражданскую модель экраноплана.

"Мы совместно с ЦКБ Алексеева вписываем экранопланы в систему управления флотом будущего, проводим исследовательские работы в этот области. Пока что мы проводим работы в основном в гражданской области, но выполнили также несколько научно-исследовательских работ в интересах Минобороны. В ближайшую пятилетку, я надеюсь, мы начнем заниматься этим плотнее", заявил Анцев.

Ранее начальник управления кораблестроения ВМФ России капитан первого ранга Владимир Тряпичников заявил, что в программу кораблестроения до 2050 года включен пункт "развитие экранопланов".
----------
обещанного осталось три года ждать!

Зарождение российского флота

Каспийское море использовалось славянскими племенами еще до появления первого государства на Руси. По нему купцы ходили под парусом в азиатские страны и обменивались товарами с коллегами из другой части света.

Но в скором времени богатые восточные земли привлекли внимание и военачальников, в результате чего начались походы на Каспий с целью захвата богатой добычи. Последний поход был совершен в 1174-ом году и завершился полным поражением славян. Их флот полностью уничтожили и в результате почти на три сотни лет отбили охоту плавать в этом направлении.

В следующий раз делегация купцов с Руси отправилась по Каспийскому морю лишь в 1466-ом году. Поездка оказалась удачной, и было получено разрешение на создание собственной флотилии. Но процесс застопорился из-за «смутного времени».

Пришедшие к власти представители династии Романовых предпринимали попытки укрепить свое положение на Каспии и строили для этого боевые корабли. Но окончательной победы добился Петр Великий, который в 1722-ом году разбил персов и издал указ о формировании в Астрахани военно-морской базы.

После смерти Петра держава на некоторое время утратила выход к Каспийскому морю, но новые завоевания позволили возвратить себе стратегически важный регион. Особенно возросла важность местности после открытия там месторождений нефти. Случилось это на рубеже XIX-XX веков, а штаб флотилии в 1867-ом году переехал в Баку.

Каспийская флотилия в составе ВМФ СССР

Через несколько десятилетий появились первые танкеры, и стартовала промышленная добыча углеводородов. Октябрьская революция внесла свои коррективы в развитие флотилии.

Каспийская флотилия СССР образовалась 3-го октября 1918-го года. Она вошла в состав РККА, а главной задачей стала защита границ державы от иностранных интервентов. Британский флот считался одним из сильнейших в мире, поэтому на Каспий перебросили часть судов с Балтики, чтобы укрепить позиции.

К концу 1918-го года состав флота насчитывал 1170 моряков. База вернулась в Астрахань, а все силы поделили на речной и морской флот, чтобы можно было эффективно проводить операции.

Важную роль сыграла Каспийская военная флотилия в годы Великой Отечественной войны. Корабли прикрывали поставки азербайджанской нефти на перерабатывающие заводы, где из нее делали топливо для боевых машин и других нужд фронта. А речной флот принимал непосредственное участие в боевых действиях.

Именно канонерки с Каспия прикрывали защитников Сталинграда огнем с Волги. За успешное проведение боевых операций 13 моряков были награждены высшим званием Герой Советского Союза. А 27-го августа 1945-го года флотилия первой из военно-морских сил удостоилась от государства ордена Красного знамени.

После войны в задачу флотилии входила стабилизация обстановки в регионе. Не забывали и о совершенствовании материально-технической базы. Удобное расположение внутри страны давало возможность спокойно испытывать новейшие образцы вооружения.

После распада СССР пришлось полностью выводить флот из Баку и перебазировать его в Махачкалу. Часть кораблей были отправлены в Астрахань к основным силам.

Как обстоят дела в Каспийской флотилии ВМФ в наши дни?

В текущее время Каспийская флотилия ВМФ России стоит на страже морской границы державы и постоянно совершенствуется. При помощи совместных учений с иностранными партнерами происходит обмен опытом, и вырабатываются основы коллективной безопасности в регионе.

Именно здесь впервые был спущен на воду и испытан новейший боевой корабль с технологией «стелс». Он может скрытно подходить к целям практически вплотную и выполнять поставленную задачу без лишнего шума. Случилось это в 2006-ом году и после успешных тестов начато массовое производство.

Корабли Каспийской флотилии на сегодняшний день оснащены самыми передовыми техническими средствами, которые позволяют эффективно вести борьбу с надводными, подводными, воздушными и сухопутными целями.

Высокоточная система наведения практически не оставляет врагам шансов укрыться. Так что по поводу безопасности морских рубежей можно не переживать.

Базы Каспийской флотилии располагаются в Астрахани, Махачкале, Каспийске, Никольском и Трудфронте. Главное управление, штаб, управление вспомогательного флота находятся в Астрахани. Гарнизон здесь составляет примерно 5 тысяч человек, куда входят не только моряки, но и обслуживающий персонал.

В Никольском расположена аварийно-спасательная служба. В Махачкале дислоцируется группа судов обеспечения, гидрографическая служба и специальный отдельный отряд для перехвата подводных диверсионных групп и спецсредств.

Еще одна группа судов обеспечения расположилась в поселке Трудфронт, а Каспийск приютил береговой ракетный дивизион морской пехоты, 412-ый отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.

На сегодняшний день флагманом Каспийской флотилии является ракетный корабль проекта 11661 “Татарстан” (№ 691). Тактико-тахнические характеристики РК “Татарстан”:

  • Водоизмещение - 1500 тонн;
  • Экипаж - 93 чел.;
  • Крейсерская скорость - 21 узел;
  • Автономность хода - 20 суток;
  • Максимальная дальность - до 4000 миль;
  • Осадка - 3.6 м.

Вооружение сторожевого корабля “Татарстан” включает в себя противокорабельные ракеты Х-35 (2х4 ПУ ПКР “Уран”), зенитные комплексы ОСА-МА (20 ракет 9М33), ПЗРК “Игла”, противолодочные торпедные аппараты (533 мм), артиллерийское (1х76 мм и 2х30 мм) и противодиверсионное вооружение, а также комплексы РЭБ и иное радиоэлектронное вооружение.

В состав Каспийской флотилии входят следующие боевые единицы:

  • сторожевые корабли ближней морской зоны - 2 единицы;
  • малые боевые корабли - 8 единиц;
  • боевые катера - 6 единиц;
  • десантные катера - 8 единиц;
  • тральщики - 7 единиц;
  • транспортное судно военного назначения - 2 единицы;
  • гидрографическое судно малого и среднего класса - 12 единиц;
  • судно контроля физических полей - 1 единица;
  • судно размагничивания - 1 единица;
  • водоналивной танкер - 1 единица;
  • буксирное судно - 12 единиц;
  • противопожарный катер - 4 единицы;
  • водолазное судно - 5 единиц;
  • пассажирский катер - 1 единица;
  • катер связи - 2 единицы;
  • плавучая мастерская - 1 единица;
  • самоходная сухогрузная баржа - 1 единица;
  • нефте-мусоросборщик - 2 единицы;
  • большой корабельный щит - 1 единица.

Столь обширный парк техники предназначен для выполнения таких задач:

  1. Борьба с терроризмом, морским пиратством и экстремизмом по религиозным или этническим соображениям.
  2. Борьба с браконьерами в прибрежной полосе и реках астраханского региона.
  3. Защита национальных интересов в регионе с нефтяными месторождениями и промышленной добычей углеводородов.
  4. Мониторинг и ликвидация ЧП в речном судоходстве.
  5. Охрана торговых путей во вверенном регионе.

При этом морская пехота Каспийской флотилии нередко используется в сводных подразделениях во время боевых операций. В частности черные береты принимали участие в обеих Чеченских кампаниях в самых горячих точках.

В наши дни пехотинцев привлекают для рейдов на боевиков в Республике Дагестан и прилегающих районах.

Боевые операции Каспийской флотилии РФ в Сирии

С 7-го октября 2015-го года Каспийская флотилия принимает участие в операции вооруженных сил РФ в Сирии. Руководство страны приняло решение, что необходимо не допустить распространения экстремизма и восстановить конституционную власть, так как ситуация угрожает коллективной безопасности всего ближневосточного региона.

Контингент специалистов имеет ограниченное число, но огневая поддержка оказывается достаточной эффективная, так что террористы несут существенные потери.

Ракетный удар Каспийской флотилии по ИГИЛ стал одним из самых успешных эпизодов гражданской войны в Сирии. Корабли выпустили 26 крылатых ракет средней дальности по заранее разведанным позициям террористов.

В результате точного попадания по целям были уничтожены заводы боевиков по сборке оружия и взрывчатки, склады с боеприпасами и горючим, лагеря подготовки новых экстремистов. Разведка подтвердила точное поражение всех целей.

Ракетные корабли Каспийской флотилии сработали четко и слаженно и 20-го ноября 2015-го года, когда было запущено 18 крылатых ракет по семи назначенным целям. Все они оказались поражены, а противник понес существенный урон в технике и живой силе. При этом из личного состава флотилии никто не подвергался риску, так как мишени находились в полутора тысячах километров от места запуска. Ракеты успешно прошли над территориями Ирана и Ирака, приземлившись в точно обозначенном месте.

Когда праздник у Каспийской флотилии?

День Каспийской флотилии отмечают 15-го ноября, начиная с подписания Петром Великим указа о создании гарнизона в Астрахани. В этот день всех моряков, офицеров, обслуживающий персонал и ветеранов поздравляют теплыми словами руководители страны.

Свои теплые слова передают и представители других воинских формирований. А от начальства особо отличившимся бойцам вручаются награды, грамоты и премии. Вспоминают и о боевых товарищах, павших при проведении различных операций.

Особенно пышно была отмечена 290-ая годовщина с момента основания флотилии. Произошло событие в 2012-ом году и все желающие могли посмотреть за достижениями соединения и пройденным боевым путем.

Не за горами и трехсотлетний юбилей, так что можно ожидать грандиозного действа, которое подготовят для зрителей моряки. За столь длительный период существования были выработаны собственные традиции, которые соблюдаются всеми поколениями и свято чтутся каждым служившим.

Флаги Каспийской флотилии еще долгое время будут наводить страх на врагов, и обеспечивать надежное прикрытие для Родины. Служить в морском флоте не только почетно, но и очень интересно, поскольку за время прохождения службы можно побывать в дальних странах и посмотреть много интересных мест.

Морская романтика привлекает только сильных телом и духом молодых людей, поскольку наедине со стихией в открытой воде можно надеяться только на самих себя и надежность своего судна. Поэтому стоит испытать себя на прочность и выбрать для срочной службы именно морфлот.

ПРОИЗВЕДЕМ ЛЮБУЮ АТРИБУТИКУ, ТАКТИЧЕСКИЕ АКСЕССУАРЫ, ОДЕЖДУ И МНОГОЕ ДРУГОЕ С СИМВОЛИКОЙ ПО ВАШЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНОМУ ЗАКАЗУ!

Связывайтесь по интересующим Вас вопросам с нашими менеджерами.

Алексей Заквасин

Основным пунктом базирования Краснознамённой Каспийской флотилии станет расположенный в Дагестане город Каспийск. Об этом заявил министр обороны РФ Сергей Шойгу. По его словам, в настоящее время военные ведут строительство береговой инфраструктуры и жилья. После распада СССР большая часть подразделений флотилии была дислоцирована в Астраханской области. Как отмечают эксперты, переезд значительно увеличит возможности этого оперативного объединения ВМФ. О причинах передислокации - в материале RT.

  • Малый ракетный корабль «Град Свияжск» во время учений корабельных группировок Каспийской флотилии
  • РИА Новости
  • Денис Абрамов

Министр обороны России Сергей Шойгу Краснознамённой Каспийской флотилии (КФл) из Астрахани в Каспийск. Глава ведомства рассказал, что на территории будущего пункта базирования идёт строительство объектов береговой инфраструктуры и жилья.

«Принято решение о переводе Каспийской флотилии в Каспийск. Там у нас разворачивается огромная стройка: пирсы, причалы, пункты обслуживания, жильё. Будет увеличиваться количество наших офицеров и военнослужащих кратно», — рассказал Шойгу на совещании с руководством военного ведомства.

База ударных сил

Решение о совершенствовании инфраструктуры Каспийской флотилии было принято в августе 2017 года на коллегии Минобороны. Спустя месяц с визитом в Каспийск прибыл первый заместитель главы военного ведомства Руслан Цаликов.

Замминистра обороны заслушал доклады командования Южного военного округа о планах строительства причального фронта и наземных сооружений КФл. Также Цаликов осмотрел территории, предназначенные для проведения строительных работ, и объекты, подлежащие капитальному ремонту.

Согласно планам Минобороны, первый этап строительства мест базирования кораблей завершится в 2019 году. В течение ближайших двух лет в Каспийске проведут работы по углублению дна, возведению причального фронта (линии причала судов, бассейны и пирсы) и ряда объектов наземной инфраструктуры.

  • Пункт базирования Каспийской флотилии ВМФ России в Каспийске
  • Fred Schaerli/Wikimedia Commons

В 2020 году в Каспийске появятся госпиталь, хранилища для боеприпасов, казармы для солдат и жильё для офицеров. В результате в дагестанском порту будет создана полноценная портовая инфраструктура. Пункт базирования будет защищён от стихийных бедствий и возможного нападения неприятеля.

Каспийск является базой ударных сил КФл. В городе расположены пять подразделений КФл: 106-я бригада кораблей охраны водного района, 250-й гвардейский дивизион надводных кораблей, 242-й дивизион десантных кораблей, 414-й отдельный батальон морской пехоты, отдельный радиотехнический центр.

В Махачкале дислоцированы 137-й отряд специального назначения по борьбе с подводными диверсионными силами и средствами (ПДСС) и подразделение гидрографической службы.

В советские годы основным пунктом базирования флотилии был Баку. В 1992 году штаб и значительная часть подразделений КФл были перенесены в Астрахань — менее выгодную со стратегической точки зрения географическую локацию. Сейчас в городе находятся 293-й аварийно-спасательный отряд, база материально-технического обеспечения, группа гидрографических судов и отряд связи.

На причалах Астраханской области дислоцированы 198-й дивизион тральщиков (Николо-Комаровка), 727-й отдельный батальон морской пехоты (Новолесное), центр материально-технического обеспечения (Трудфронт), 73-я бригада кораблей охраны водного района (Золотой Затон) и 327-й дивизион ракетных катеров (Золотой Затон).

Южный форпост

В общей сложности Каспийская флотилия состоит из 17 подразделений. Надводный компонент включает 28 боевых кораблей и катеров: два сторожевых корабля, три малых ракетных корабля, четыре малых артиллерийских корабля, пять артиллерийских катеров, один ракетный катер, шесть десантных кораблей и семь тральщиков.

В задачи КФл входят содействие силам Южного военного округа, охрана торговых путей и нефтяных месторождений, проведение антитеррористических мероприятий и осуществление совместных миссий с партнёрами по региону.

  • Корабельные группировки Каспийской флотилии в составе малых ракетных кораблей «Град Свияжск», «Углич», «Великий Устюг», базового тральщика «М. Гаджиев» и двух рейдовых тральщиков завершили проведение тактических учений в море и вернулись в пункты базирования - порты Махачкала и Астрахань
  • Минобороны России

Каспийская флотилия — самое малочисленное объединение ВМФ, однако её роль стала гораздо более значительной после начала сирийской операции. Боевое крещение флотилия получила 7 октября 2015 года. Корабли «Дагестан», «Углич», «Град Свияжск» и «Великий Устюг» .

Дагестанские СМИ пишут, что Каспийск гораздо лучше подходит на роль основного места базирования КФл. В городе существует развитая транспортная инфраструктура, достаточная территория для строительства военных объектов и отсутствуют господствующие высоты.

Более южное географическое положение будущего пункта дислокации позволит решить ряд проблем. Каспийская флотилия будет в меньшей степени зависеть от ледохода и сможет в любое время года более оперативно развёртывать силы в регионе.

  • В пунктах базирования корабельных соединений Каспийской флотилии в Астрахани и Махачкале экипажи кораблей и судов обеспечения завершили проведение специальных работ по их техническому обслуживанию и подготовке к эксплуатации и стоянке в зимний период обучения
  • Минобороны России

В интервью «Красной звезде» вице-адмирал, командующий КФл в 1991—1996 годах Борис Зинин рассказал, что идея создания в Каспийске военного порта появилась в 2011 году. Новый пункт базирования должен стать удобной стоянкой для растущего числа боевых кораблей.

По мнению Зинина, выход в море из Астраханской базы затруднён из-за малых глубин и замерзающего зимой волжского фарватера. При этом Каспийский пункт базирования сегодня представляет собой узкую береговую полосу длиной в 150 м. Кораблям зачастую приходится швартоваться не бортом к причалу, а менее безопасным контактным способом (бок о бок друг к другу).

В беседе с RT коммерческий директор журнала «Арсенал Отечества» Алексей Леонков пояснил, что перевод подразделений КФл из Астраханской области в Каспийск значительно увеличит возможности этого оперативного объединения ВМФ. Россия сможет раскрыть ракетный зонтик над Закавказьем и обширной территорией Ближнего Востока.

«С вводом в строй новой базы корабли Каспийской флотилии будут более оперативно перебрасываться в районы боевого дежурства. Зона поражения Каспийской флотилии благодаря комплексам «Калибр» чрезвычайно велика. Россия сможет надёжно прикрыть своих союзников в Закавказье, Центральной Азии и на Ближнем Востоке», — отметил Леонков.