» »

Экскурсия в Усадьбу Васильчиковой — Оболенского — Фон Мекк. Интерьеры Центрального дома шахматистов – городской усадьбы Васильчиковой - Оболенского - фон Мекк Усадьба васильчиковой на гоголевском бульваре

24.01.2024

Дом на Новинском бульваре связан с жизнью и творчеством выдающегося русского певца, знаменитого баса Фёдора Ивановича Шаляпина. Это первый собственный московский дом Шаляпина, он наполнен особой «домашней» шаляпинской атмосферой. Музей богат подлинными вещами семьи Шаляпиных. В их числе – предметы мебели, рояль Bechstein, напольные часы, венчальные свечи Фёдора и Иолы, театральные костюмы, программы спектаклей, афиши... В доме много картин, подаренных Шаляпину художниками: В. Серовым, К. Коровиным, В. Поленовым, М. Нестеровым, М. Врубелем. Большую коллекцию собственных работ передал в дар Музею сын певца Борис Шаляпин. В настоящее время Мемориальная усадьба открыта для посетителей. Их ждут выставки, тематические и обзорные экскурсии, концерты известных и молодых исполнителей, встречи абонементных циклов, детские праздники. Галерея Мемориальной усадьбы Ф. И. Шаляпина составляет с Домом-музеем единый комплекс. В её помещении проводятся выставки, посвящённые как истории, так и актуальным вопросам отечественного вокального искусства; они знакомят посетителей с материалами профильных музеев и частных коллекций. В пространстве Галереи проходят вечера и концертные абонементы различной тематики – «Музыкальные столицы мира», «Артистические семьи», «Встречи на Новинском», «Фортепианные вечера в Доме Шаляпина», «Хоровые ассамблеи», «Дебют в доме Шаляпина» и др. В доме великого русского исполнителя проводят мастер-классы известные отечественные и зарубежные певцы. Фёдор Иванович Шаляпин купил дом на Новинском бульваре в 1910 году, в возрасте 37 лет. Он прожил здесь двенадцать лет, это время расцвета его таланта, время зрелого мастерства, глубоко осознанного творчества, всемирной славы. После покупки здания заботы о его ремонте взяла на себя жена Шаляпина – итальянская балерина Иола Торнаги. Бывший дом купчихи К. Баженовой, построенный в конце XVIII века, перестраивался на новый европейский лад: в нём появились газ, водопровод, ванные комнаты, телефон. Благоустраивался не только дом, но и обширный сад, где установили беседку с видом на Москву-реку и уютные скамейки, посадили липовую аллею, кусты жасмина, сирени, разбили клумбы. Для Шаляпиных это был настоящий семейный дом, где комфортно жилось и взрослым, и детям – а их у Фёдора Ивановича было пятеро. В гостеприимной усадьбе часто бывали многие прославленные деятели отечественной культуры: С. Рахманинов и Л. Собинов, М. Горький и И. Бунин, К. Коровин и К. Станиславский. В 1918 году дом был национализирован и на 60 лет стал коммунальной квартирой. В 1978 году здание передали ГЦММК им. М. И. Глинки для создания Музея Ф. И. Шаляпина. Понадобилось восемь лет сложных ремонтно-реставрационных работ для того, чтобы восстановить дом таким, каким его знал Шаляпин. Внутренние интерьеры дома воссоздавали по фотографиям и рассказам детей певца. Белый зал, Зелёная гостиная, столовая, кабинет, бильярдная... Жизнь в этих комнатах шла по заведённому порядку, её не нарушал напряжённый гастрольный график артиста. В Белом зале Шаляпин репетировал со многими своими гостями, в столовой праздновал бенефисы, в кабинете Фёдор Иванович любил читать. Шаляпин обожал бильярд, стол для игры фирмы «В. К. Шульц» ему подарила жена. Теперь, как и во времена Шаляпина, к Новинскому бульвару обращён светло-палевый фасад дома, на его зелёной крыше красуются фигурные дымники, а на столбах резных чугунных ворот – декоративные вазы.

Сегодня наша прогулка по особняку, полное название которого звучит как «Городская усадьба Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк», но едва ли не больше он известен как Центральный дом шахматиста. В своем фоторассказе я затрону обе эти ипостаси: и исторические интерьеры, и коллекцию, посвященную шахматам.

Особняк Е.И.Васильчиковой — С.А.Оболенского — Н.Ф. фон Мекк на Гоголевском бульваре, 14

Особняк Е.И.Васильчиковой

Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода, покупает эти владения в 1822 году и строит два особняка – в классическом и в русском стиле. У неё в конце 1830-х годов усадьбу покупает семья Зубовых-Оболенских. Именно при них особняк приобретает свой современный вид: в 1860-х годах они производят капитальную перестройку здания, соединяя два дома в один, увеличивая жилую площадь вдвое и значительно богаче украшая залы

Была устроена парадная лестница, которая встречает нас при входе

В 1865 году усадьбу покупает купец А. В. Алексеев – дядя будущего великого режиссера и реформатора театра К. С. Станиславского. В 1884 году после смерти владельца вдова делит владение на две части и один дом продает старшему сыну Надежды Филаретовны фон Мекк. Последняя вошла в историю как меценат, помогающий композиторам Н. Рубинштейну, К. Дебюсси и П. Чайковскому. Духовная и финансовая помощь Надежды фон Мекк была исключительно важна для Чайковского, позволяла продолжать работу и переживать критику, постоянно преследовавшую композитора и его творения.

Потолок входного фойе особняка Васильчиковой Е.И.

В конце XIX века фон Мекки продают особняк, потом хозяева опять меняются, пока в 1899 году дом не приобретает Любовь Ивановна Зимина, наследница богатого купеческого рода текстильщиков. При Л.И.Зиминой в особняке бывали певец Ф. И. Шаляпин, композиторы А. К. Глазунов, С. И. Танеев, С. В. Рахманинов. Сдавая первый этаж из 12 комнат графине, сама хозяйка будет проживать на втором этаже в 23 комнатах вплоть до национализации в 1918 году. После революции в этом доме ей выделят небольшую квартиру.

Элемент лестничного ограждения парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В советское время в особняке последовательно будут сменяться владельцы: Верховный суд РСФСР, жилой дом для политических эмигрантов, строительная организация. С 1956 года здание отдано шахматистам и сейчас здесь располагается Центральный дом шахматистов России. Накануне Олимпиады-80 особняк варварски отремонтировали: частично сбили и замазали лепнину, уничтожили паркет.

Стены лестничного холла парадного вестибюля особняка Васильчиковой Е.И.

В 2015-2016 годах в особняке проведена масштабная реставрация, в ходе которой восстановлены исторические интерьеры целого ряда залов и планировочные решения дверных проёмов, но самым главным своим достижением реставраторы называют воссоздание первоначальной цветовой гаммы интерьеров. Усадьба Е.И.Васильчиковой стала лауреатом конкурса «Московская реставрация-2016». Давайте же всмотримся в эту красоту. Мы уже вошли в парадный вестибюль и начинаем подниматься по парадной лестнице, а над нами вот такой плафон потолка

Прямо перед нами, на повороте лестницы изящные фигуры кариатид поддерживают потолок лестничного холла и галереи

Вот вид на кариатиды с галереи

Поднявшись по лестнице на второй этаж, мы попадаем в аванзал, небольшое проходное помещение. Здесь сразу обращает на себя внимание потолок

На стене выполнено живописное изображение павлина и, как бы в перекличку с ним, нынешние хозяева ставят на столик в вазу радужные павлиньи перья

Несмотря на утилитарный, проходной характер помещения декор очень тщательный: смотрите, как проработаны карнизы, тут мы видим и четкие геометрические линии, и прихотливый растительный узор как плоского, так и объёмного рельефа

В зале зеркало, не родное этим стенам, но соответствующее стилю

Из аванзала двери налево ведут в Большой парадный зал, который предназначался для балов. Кстати, зеленовато-серая гамма цветов, которую вы видите, характерна для богатых домов того времени

Гений места тут, конечно же, потолок

В центральном плафоне светильника нет и можно разглядывать объёмную лепнину, оттенённую цветовыми решениями

Две парные люстры висят по сторонам центрального плафона. Они, как и все светильники в особняке, не подлинные, но выполнены по мотивам светильников того времени

Оформление углов на потолке Большого зала

Над окнами и на противоположной стене в верхней части стен располагаются круглые медальоны, внутри которых играющие ангелочки с цветочными гирляндами и букетами

Рисунок паркетных полов восстановлен по фотофиксациям перед ремонтом 1980-х годов, а их цветовая гамма воссоздана по оригинальным фрагментам, сохранившимся под более поздними слоями краски. В остальных залах паркет обычно трудно рассмотреть под заботливо расстеленными коврами, но в Большом зале я смогла его сфотографировать (рисунок паркета различается по залам)

Из Большого зала можно пройти в так называемую мавританскую комнату — одно из первых помещений в Москве, решённых в таком экзотическом виде

Это помещение возникло при объединении двух зданий в одно и остроумно обыгрывает перепад уровней в зданиях. Непосредственно из дверей Большого зала вы попадаете на верхнюю площадку внутренней лестницы мавританской комнаты, по лесенке можно спуститься на нижнюю площадку комнаты

Несмотря на маленькие размеры, комната вмещает массу деталей, которые хочется разглядывать и разглядывать. Это резные арки, которыми оформлена лестница и пространство рядом с ней

Это и полукруглая ниша напротив входа, с загадочными письменами

Это и шестиугольный потолочный плафон над нижней площадкой комнаты

Это и объемный расписной декор стен и потолочных карнизов

Но мы, собрав волю в кулак, возвращаемся в Большой зал, чтобы из него пройти в Малый зал. Раньше здесь была столовая, сейчас проводятся шахматные турниры и временные выставки. В витринах выставлены различные образцы шахматных фигур и часов, фотографии, кубки. Здесь опять-таки в первую очередь нашего внимания заслуживает потолок

Потолки в Малом зале очень низкие, поэтому трудно фотографировать всю плоскость свода. Рисунок потолка состоит из повторяющихся вот таких прямоугольных плафонов

Розетки по краям потолочных плафонов

Для дальнейшего осмотра интерьеров нам надо вернуться в аванзал, чтобы из него, уже через правые двери, пройти в Чигоринский или Красный зал. Первое имя было присвоено залу в советское время в честь Михаила Чигорина — одного из основоположников русской шахматной школы, сильнейшего шахматиста России на рубеже XIX-XX веков, первого российского шахматиста, участвовавшего в матче за звание чемпиона мира. Я нашла информацию, что в советское время стены зала были выкрашены в зелёный цвет, хотя на фото до реставрации я видела бежевый. Как бы то ни было, последняя реставрация вернула стенам оригинальный цвет и понятно, почему зал называют Красным

Здесь опять-таки потрясающие, просто завораживающие потолки

Очень объёмная, прямо горельефная лепнина

Здесь мы видим фигуры каких-то наяд, чьи руки превращаются в цветочные гирлянды (!), и маски не то фавнов, не то лесных духов

Выделены оформлением углы зала: туда спускается лепной декор, позолота и колорирование

В Красном кабинете есть ещё один акцент – камин. Резной камин белого мрамора выделен по бокам вот такими сложными пилястрами (зеркало современное, вряд ли оно соответствует первоначальному образу)

Боковые стены Красного кабинета оформлены вот таким образом

Из Красного кабинета двери ведут в бывшую приёмную. Потолок здесь ещё несравненнее

Стены цвета морской волны не имеют иных украшений, кроме тонких вертикальных золотых филёнок, а вот потолок просто шедеврален по изяществу исполнения, по тонкости подобранных оттенков

Букеты цветов в лепестках или закругляющихся листьях напоминают морские раковины

В приёмной сохранился угловой камин тёмно-красного мрамора

В интернете мне попались воспоминания одного из завсегдатаев шахматного клуба 1960-1970-х годов. Он пишет о том, что самой престижной в клубе считалась Гроссмейстерская комната, куда допускались только избранные и где проходили переговоры о матчах за мировую корону, принимали высоких чиновников ФИДЕ, доигрывались партии на первенство мира и проводились блицы советскими гроссмейстерами и чемпионами мира. В описании Гроссмейстерской комнаты был упомянут старинный камин из темно-красного мрамора – так как других таких каминов в особняке я не видела, то, возможно, эта приёмная и носила название Гроссмейстерской.

Рисунок паркета в приёмной

На втором этаже экскурсантам показывают ещё так называемый Портретный зал – на стенах здесь представлены портреты гроссмейстеров и чемпионов мира по шахматам и шашкам. Но портретов я вам не покажу, потому что всем моим вниманием в зале завладел опять-таки потолок

В центральном плафоне среди виноградных лоз порхают пухлые кудрявые ангелочки, собирающие урожай

Мотивы виноградных гроздьев и листьев повторяется при оформлении карнизов

По краям потолка лепные изображения вот таких фантастических птиц, возникающих из травяного узора словно бы из ниоткуда

Звери в малых потолочных плафонах тоже какие-то невероятные, я по крайней мере не смогла определить это животное со странными конечностями и крупными ушами среди листьев и соцветий

Мы посмотрели все исторические интерьеры, восстановленные в ходе научной реставрации. Через мавританскую комнату проходим в музей шахмат.

Музей шахмат

Музей шахмат занимает правую часть особняка. Интерьеры музея представляют собой не воссоздание прежнего, исторического убранства, а некую фантазию, вариацию на темы интерьеров XIX века. Вот общий вид потолка в основном зале музея

Как видно, потолки в этой части здания невысокие, целиком фотографировать свод трудно, поэтому вот отдельные элементы потолочного декора

Музей шахмат занимает три зала. В самом большом в витринах выставлены экспонаты. В другом зале в одной части воссоздан уголок библиотеки (мебель современная)

В другой части второго зала представлена такая вот мебель (современная)

Совсем маленький третий зал, фактически проходной, интересен лишь милой розеточкой на полу в технике флорентийской мозаики…

… и макетом, воссоздающим исторический облик главного дома усадьбы Васильчиковой Е.И.

Гораздо больший интерес представляет основная экспозиция, посвященная шахматам. Вот копия самых старых шахматных фигур шатранджа, выполненных из камня, Иран, XII век

Также очень древние, XII век, шахматы викингов с острова Льюиса из Шотландии (копия)

А это самые старые в экспозиции шахматы российского изготовления. Сделаны они во второй половине XVIII века в Холмогорах. По ним видно, что шахматы в Россию пришли прямо с Востока, а не через Европу: здесь не королева, а явно выраженный ферзь, т.е. визирь, советник, и ладья в форме корабля, а не башни-туры. Материал — моржовый клык

А это классика – комплект шахматных фигур «Стаунтон». Этот дизайн разработал и запатентовал в 1849 году англичанин Натаниэл Кук. Он хотел создать фигуры, которые не отвлекают от размышлений при игре, которые по весу и форме удобно и приятно держать в руке и которые при этом выдержат резкие движения цейтнота и блица. Назван же дизайн в честь сильнейшего шахматиста мира того времени Говарда Стаунтона, который поддержал появление такого комплекта и способствовал его продвижению. Интересно, что в подлинных «стаунтонах» голову коня вырезали вручную и по ней можно определить год изготовления всего комплекта. Так как на фото комплект производства Англии, 1850 год, слоновая кость, то можно утверждать, что и этих коней вырезали вручную

Вот японские шахматы сёги

Вот китайские шахматы сянци. Обратите внимание, что доска расчерчена не только на квадраты, но и на треугольники

Шахматы из слоновой кости, выполненные в середине XIX века в Англии и называемые «Ячменное зерно» — по форме навершия большинства фигур

Интересно проследить, как менялись дорожные шахматы с развитием техники и технологий. Вот железные фигурки с железным же ящиком относятся к последней четверти XIX века, тяжесть ящика призвана ещё и обеспечить устойчивость при тряской дороге. А справа дорожные шахматы спустя столетие -легкая пластмасса

Вообще, в витринах выставлены десятки, если не сотни, шахматных наборов из различнейших материалов – из фарфора, керамики, стекла, бронзы, хрусталя, серебра, платмасс и даже бересты (!). Но я не могу не показать вот эти, убеждающие нас в неизмеримых высотах человеческого духа и воли. На переднем плане, кубиками, — шахматы блокадного Ленинграда (1943 год), сделанные из картона и бумаги, а вверху справа фотография чемпионата блокадного Ленинграда (январь 1944г). Вверху слева, плоские, — картонные шахматы из Воркуты, середина ХХ века

Вот ещё шахматы из Воркуты, 1937 год. Сделаны из спичек и картона

А это подарок Мао Цзэдуна профессору В.Х.Василенко – врачу, который в начале 50-х годов вылечил китайского вождя. Уникальная ручная работа по слоновой кости, выполнены в начале ХХ века в единственном экземпляре

А вот самый старый оригинальный экспонат музея – мозаичная шахматная доска, XVII век

Ниже шахматные доски из уральских самоцветов и мрамора, середина XIX века

В экспозиции музея также представлены награды победителей различных шахматных состязаний, книги, картины, гравюры и множество вещей, связанных с игрой. В свободном доступе выставлен столик легендарного шахматного матча Карпов‒Каспаров 1984 года.

Программа

Тайная жизнь именитых обитателей Пречистенского, а ныне Гоголевского бульвара и посещение роскошного особняка Васильчиковых, род которых ведется от выходца Священной Римской Империи легендарного Индриса . В родстве с этим московским родом состояли Толстые, Голицыны, Разумовские.

Небольшой особняк Васильчиковых возведен в «послепожарной» Москве, в самом начале XIX века . Сын хозяев Николай Александрович Васильчиков был членом тайного общества и тут собирались его друзья декабристы. Потом тут жил внук генералиссимуса Суворова, а правнучка Суворова со своим мужем князем С.А. Оболенским перестроила скромный особняк Васильчикова в весьма представительный особняк. Дальше особняк перешел к богатейшему купцу А.В. Алексееву, дяде великого основателя МХАТа Станиславского. После них здесь жила семья Надежды Филаретовны фон Мекк. Особняк еще со времен купцов Алексеевых связан с именем знаменитого композитора П.И. Чайковского. С 1889 года тут жила его любимая племянницы. А в начале 20 века в особняке жила Любовь Ивановна Зимина.

С 1956 года особняк с богатейшей биографией становится Центральным шахматным клубом СССР (ныне – Центральный дом шахматиста имени М.М. Ботвинника)

Множество романтичных и удивительных историй хранят в себе великолепные залы удивительного дворца, который сегодня обрел новую жизнь, и в котором вы сегодня побываете.

Усадьба Васильчиковых – Оболенского - фон Мекк стала лауреатом конкурса «Московская реставрация 2016», и вы сможете полюбоваться плодами колоссальной работы. В результате скрупулезной реставрации был восстановлен дореволюционный интерьер дворца во всей его богатстве, роскоши и великолепии , которым можно любоваться часами!

Вы подниметесь по роскошной парадной лестнице с изящными фигурами кариатид, посетите аванзал с большим настенным панно в виде павлина и великолепной люстрой с ниспадающими каскадами хрусталя, пройдете в роскошный двусветный Большой Парадный зал, в котором проходили пышные балы, на которые собирался весь цвет Москвы. Вы побываете в невероятной, сказочной Мавританской комнате, это одно из первых в Москве помещений, решенное в модном с середины 19 века восточном стиле, несколько гостиных и столовой.

Главное украшение царственного особняка – великолепные, завораживающие потолки, с полностью воссозданной лепниной в первоначальном цветовом решении! Богатство и изящество потолочной лепнины поражает и завораживает своими мотивами и невероятно искусным художественным исполнением.

Наше знакомство с царственным особняком Васильчиковых предварит прогулка по бывшему Пречистенскому, а ныне Гоголевскому бульвару – самому уютному бульвару столицы! Именно с Гоголевского бульвара начинается знаменитое Бульварное кольцо Москвы, здесь жили и гостили самые знаменитые личности русской истории, науки, искусства и литературы. А еще именно на Гоголевском бульваре снимались эпизоды любимых фильмов - «Москва слезам не верит» и «Покровские ворота».

Вы насладитесь тонкой красотой старинного храма Воскресения Словущего и увидите дом главных героев фильма «Покровские ворота», увидите роскошный Дом Секретарева, украшенный затейливой каменной вязью, полюбуетесь уникальными «белокаменными палатами» особняка Замятина – Третьякова и Домом Удельного ведомства, рассмотрите мозаики великолепного современного шедевра «лужковского» периода – «Помпейского дома» и познакомитесь с уникальными памятниками Гоголевского бульвара.

А еще в ходе увлекательной прогулки вы узнаете:

Отчего Гоголевский бульвар раньше назывался Пречистенским

Где течет Черторый

На каком памятнике запечатлен его создатель

Где проходил маршрут знаменитой «Аннушки»

Где находится Иерусалимское подворье

Где находится часть ансамбля несуществующего Дворца Советов

Почему один из памятников на Гоголевском бульваре москвичи окрестили «мясокомбинатом»

Как выглядит «показательный дом» для рабочих

Из какого особняка архитектор Тон наблюдал за строительством главного «объекта» своей жизни

В каком доме молва поселила Василия Сталина и где он жил на самом деле

Место и время сбора

Сбор в 14:45, отправление в 15:00. Место встречи м."Кропоткинская" в метро в центре зала.

Внимание! На дату 18.11.2018 сбор в 14:15, отправление в 14:30.

Внимание! В особняке Васильчиковых часто проводятся шахматные турниры, в связи с этим возможны переносы дат проведения экскурсий. Просьба отнестись с пониманием.

При бронировании необходимо указывать полностью ФИО на каждого туриста.

В марте 1822 года пустующее после пожара 1812 года владение полковницы А.Ф.Турчаниновой на углу Пречистенского (ныне Гоголевского) бульвара и Колымажного переулка купила Екатерина Ивановна Васильчикова, представительница старомосковского дворянского рода. Она построила по линии бульвара два особняка – один в классическом стиле, второй в русском. Ее сын Николай, юнкер Кавалергардского полка, примкнул к декабристам и часто принимал товарищей по тайному обществу у себя в доме. Во время самого восстания он был в отпуске в Москве и участия в нем не принимал. Но через несколько дней после восстания на Сенатской площади в этом доме были арестованы Н.А.Васильчиков и его друг П.Н.Свистунов.

В конце 1830-х годов Е.И.Васильчикова продала свой дом графине Екатерине Александровне Зубовой. Ее муж, Валерьян Николаевич, был правнуком великого полководца А.В.Суворова. Вместе с ними тут жил брат Екатерины Александровны Сергей Александрович Оболенский-Нелединский-Мелецкий. В начале 1860-х годов особняк был записан именно на него. Зубовы осуществили капитальную перестройку владения. Они соединили два дома в единое целое. Между домами выстроили помещение с большим залом, хорами и чередой гостиных. Жилая площадь здания выросла вдвое, значительно богаче стало убранство залов. Стены украсили гобелены, появились хрустальные люстры, мраморные камины, парадная лестница, комнаты с экзотическим названием: мавританская и персидская - одно из ранних проявлений историзма в оформлении московских особняков. Обильная лепнина украсила фасад и внутренние интерьеры.

В 1865 году владение покупает купец Александр Владимирович Алексеев - глава семейной фирмы «Владимир Алексеев и сыновья», которая владела золотоканительной фабрикой в Алексеевской слободе и шерстомойными фабриками на юге России. После продажи семейного особняка на Большой Алексеевской, Александр со своей супругой Елизаветой Михайловной Бостанджогло, сыном Николаем Александровичем (будущим знаменитым московским городским головой) и тремя дочерьми, а также братом Семеном Владимировичем, переехали жить сюда, на Гоголевский бульвар. В доме часто собирались друзья и родственники, бывал племянник - будущий великий режиссер (Алексеев). При Алексеевых в 1875 году архитектором была сделана двухэтажная пристройка со стороны двора.

После смерти супруга в 1884 году Елизавета Михайловна разделила имение на две части и дом под номером 14 продала Владимиру Карловичу фон Мекку, сыну Надежды Филаретовны, близкому другу Петра Ильича Чайковского. К сожалению, после переезда в особняк Владимир Карлович серьезно заболел, и в 1891 году Надежда Филаретовна переехала сюда помогать невестке и ухаживать за тяжелобольным сыном. В 1892 году, на руках матери и жены, Владимир Карлович скончался.

В феврале 1895 года фон Мекки продают дом, где всё им напоминало о трагических годах, Софье Степановне Фальц-Фейн и ее супругу Александру Ивановичу, дяде создателя заповедника Аскания-Нова. Его внучатый племянник, барон Эдуард Александрович Фальц-Фейн, позже станет известен тем, что находясь в Лихтенштейне, посвятит свою жизнь возвращению на родину произведений искусства, украденных фашистами. За неполных три года Софья Степановна перестраивает деревянные сени со двора в каменные, проводит современную вентиляцию, водяное отопление и электрическое освещение. Но в 1898 году хозяйка неожиданно умирает, и неутешный вдовец продает особняк Любови Ивановне Зиминой.

Любовь Ивановна Зимина (из богатого купеческого рода владельцев Зуевской текстильной мануфактуры) вскоре после покупки особняка вышла замуж за Сергея Исидоровича Шибаева, потомственного почетного гражданина, представителя видной богородской купеческой семьи старообрядцев. Брак этот продлился 10 лет и был расторгнут в 1909 году.

В 1904 году ее младший брат Сергей Иванович создал частную оперу, в которую пригласил Назара Григорьевича Капитонова, мещанина города Люблина, обучавшегося оперному пению в Варшаве и Италии. У Любови Ивановны начался головокружительный роман с ним, в результате, в 1909 году она вышла замуж за своего кумира и приняла фамилию Капитонова. Супруги совмещали увлеченность музыкой с редким в то время хобби, а именно – со страстью к автомобилям. У них было четыре автомобиля – три легковых и один грузовой, которые стояли в обширном гараже. В основном доме квартира на первом этаже, из 12 комнат, сдавалась княгине Урусовой за 7 тысяч рублей в год. На втором этаже проживала сама Любовь Ивановна. Ее квартира состояла из 23 комнат – 13 комнат на втором этаже и 10 комнат в антресоли. В их гостиной постоянно звучала музыка, шли репетиции опер, занятия с учениками – была та жизнь к которой так стремилась Любовь Ивановна. В своем избраннике она не ошиблась – впоследствии он стал знаменитейшим педагогом вокала, доктором искусствоведения, профессором Московской консерватории, наставником несравненного тенора Сергея Яковлевича Лемешева.

Любовь Ивановна Зимина владела домом в 1899–1918 годах и после национализации жила там в небольшой квартире.

В советское время здание также сменило несколько владельцев. С 1923 года здесь находился Верховный суд РСФСР. В конце 1930-х годов – жилой дом для политических эмигрантов. После 1945 года – строительная организация. С 1956 года особняк с богатой биографией стал Центральным шахматным клубом СССР (сейчас Центральный дом шахматистов России).

В ходе реставрации 2015-2016 годов восстановлены исторические интерьеры парадного вестибюля, холла второго этажа, Большого парадного, Чигоринского и Портретного залов, кабинета руководителя. Воссоздано первоначальное колористиче­ское решение интерьеров. Раскрыты первоначальные ниши и дверные проемы, поздние - заложены. Восстановлены элементы декора.

Усадьба стала лауреатом конкурса "Московская реставрация-2016" в номинации "лучший проект реставрации/приспособления".

Осталось не так много летних деньков, чтобы проводить их скучно. Предлагаем вам отправиться в небольшую - и дня не займёт - поездку, чтобы посмотреть, чем может удивить туриста Солецкий район.

В рамках цикла материалов мы рассказываем о малоизвестных, но достойных внимания достопримечательностях Новгородской земли. Это не только актуальный нынче разговор о развитии внутреннего туризма, это рассказ о нашем прошлом, о тех местах и объектах, которыми мы можем гордиться и которые должны оберегать. Многие из этих мест нуждаются в заботе, защите от вандалов и разрушительного влияния времени. Все они достойны стать известными туристическими объектами.

Усадьба князей Васильчиковых

Мы уже успели побывать в одной из заброшенных Новгородской области - имении Михаила Токарского. На этот раз наше внимание привлекло имение князей Васильчиковых в деревне Выбити Солецкого района. Туда мы и направились на автомобиле, предоставленном гостиницей «Садко».

Васильчиковы - русский дворянский род, который выводит своё происхождение от легендарного родоначальника рода Толстых Индриса (через Толстых и Дурновых). Род дворян Васильчиковых записан в 6-ю часть дворянских родословных книг Московской, Псковской, Костромской и Смоленской губерний, князей Васильчиковых в 5-ю часть дворянских родословных книг Московской и Петербургской губерний.

В разное время владельцами имения были четыре представителя этого семейства. Василий Алексеевич (1754—1830) в 1789-1795 был новгородским губернским предводителем дворянства. Его сын, кавалерийский генерал граф Илларион Васильевич (1777−1847), герой Бородина, участвовал в подавлении восстания декабристов в 1825 году, был председателем Государственного совета и Комитета министров, получив от Императора Николая I «за полезную государственную деятельность» княжеский титул в 1839 году.

Александр Илларионович (1818−1881) в 1860-1870 годах был видным общественным деятелем либерального толка и публицистом. Он принимал активное участие в проведении крестьянской реформы 1861 года, много времени посвятил налаживанию хозяйства в своем имении. Александр Илларионович известен в том числе и тем, что являлся одним из секундантов на роковой для поэта дуэли М.Ю. Лермонтова с Н.С. Мартыновым.

Последний владелец имения Борис Александрович Васильчиков занимал пост псковского губернатора, а также был министром земледелия. В своем имении он широко применял минеральные удобрения, приобрел обширный парк сельхозмашин.

В 1918 году Борис Александрович был арестован и заключен в Трубецком бастионе Петропавловской крепости. Князь обратился к В.И. Ленину с письмом о помиловании, напоминая как в свое время, являясь Псковским губернатором, дал ему разрешение на выезд за границу. Вскоре он был освобожден, получив с супругой разрешение на выезд из страны и выехал в Финляндию. Остаток своих дней первый председатель Всероссийского национального клуба провел во Франции. Скончался Б.А. Васильчиков 13 мая 1931 года в Русском доме в городе Ментоне и был похоронен на кладбище Сент-Женьев-де-Буа под Парижем. Известно, что и сейчас потомки князей живут в этой стране.

К этому же роду принадлежали одна из жён Ивана Грозного и один из фаворитов Екатерины II. И не случайно рядом с портретами князей висит «Неизвестная» Ивана Крамского - согласно одной из версий, на картине изображена представительница семейства Васильчиковых, имя которой овеяно тайной.

Васильчиковы развернули в Выбитях мощное производство. Кроме кирпичного завода, работали хлебопекарня, молочное производство, лесопильня. Также были построены больница и школа для местного населения. На каждый тысячный кирпич князья ставили специальный знак.

В местном доме культуры с 2010 года работает музей, в который с помощью жителей удалось собрать некоторые предметы из имения Васильчиковых. В музее нам рассказали, что туристы посещают парк довольно часто - раз в неделю кто-нибудь да приедет. Гости заходят в Дом культуры спросить дорогу.

Главное здание усадьбы - дворец - представлял из себя три трёхэтажных здания, соединённых переходами.

По левую руку от Дома культуры стоят здания семейной церкви, хлебопекарни и дом управляющего. Серьёзно пострадав в годы войны, они не были восстановлены и находятся в удручающем состоянии.

В неплохом состоянии сохранились некоторые производственные корпуса - теперь в них живут местные жители, в одном из корпусов разместился магазин. Подкупает то, что даже хозяйственные постройки в то время возводили с большим вкусом.

Не прошли военные годы бесследно и для гостевого дома, в котором селились специалисты, выписанные на производство из других стран и городов. Кстати, один из таких приезжих, немец, почти всю жизнь проработавший в имении парковым смотрителем, завещал похоронить себя под кронами тех деревьев, за которыми он ухаживал.

В советские годы в главном корпусе гостевого дома располагалась библиотека, в остальных жили люди.

Особого внимания заслуживает прилегающий к усадьбе парк. Каждая его дорожка имела своё название: Аллея свиданий, Аллея любви... Были наименования и у отдельных площадок. Например, в «Каменной комнате» до сих пор стоят необычные кресла и диванчики. Мягкий мох придает им вполне уютный вид.

Здесь и расположена могила паркового смотрителя. Что же касается семейной усыпальницы самих князей, то она находится в Шимском районе. Каждый год в рамках праздника «Муза княжского парка» там совершается молебен.

Местные жители частенько навещают парк, чтобы набрать воды из источника. Каменная кладка, окружающая его, напоминает своими очертаниями сердце или лепесток. А внизу течет речка Калошка.

В центре парка находится сопка с круговыми тропинками. Раньше на ней стояла беседка, из которой можно было обозревать аллеи парка.


С полуразрушенной прачечной, стоящей в парке, связана история, которую рассказывает внучка работавшей там при князьях крестьянке. Как-то раз она мешала бельё в чанах, когда неожиданно зашел князь - какой именно, история утаивает. Женщина от неожиданности растерялась и уронила палку для перемешивания в горячую воду. «Осторожно, - сказал князь, - не обожгитесь!». Крестьянка запомнила этот случай как проявление заботы к простому работнику.

Самая высокая достопримечательность парка - раскидистый дуб. Ему около трёхсот лет. В прошлом веке в дерево ударила молния, но, несмотря на выжженный ствол, крона дуба до сих пор зеленеет.

Есть в парке и сопки высотой около восьми метров. Историки считают, что это следы поселений примерно VIII века.

Маршрут

Деревня Выбити расположена на реке Колошка (правый приток Шелони) в 10 километрах к юго-востоку от города Сольцы. Проследить свой путь, а особенно не столь заметный поворот в Сольцах, вам поможет качественная интернет-связь от компании «МегаФон». Проезжая через Сольцы, поверните с Советского проспекта налево на улицу Володарского. После моста через Шелонь - налево на улицу Заречную и далее двигайтесь по главной дороге до деревни Выбити. Основные объекты усадьбы расположены рядом с Домом культуры на улице Парковой, 7.

Благодарим компанию «МегаФон» за качественную связь и гостиницу «Садко» за оказанную поддержку.

Фото Светланы Смирновой