» »

Легенда крыма о скалах дива, монах и горе кошка в симеизе. Скала Дива в Крыму: красивые виды и экстремальный отдых Легенды о скале

29.07.2023

Западные окрестности Большой Ялты контрастируют с субтропическими парками ее центра. Прибрежный камень имеет свою неповторимую живописность. Пустынные мысы навевают приключенческие сюжеты. Вспоминается берег одного из здешних поселков, ведь скала Дива в Симеизе «достает» из нашей памяти кадры известных советских кинофильмов. Интересное место не раз фигурировало в кинематографических буднях в качестве фона для детективов, боевиков, других фильмов жанра «экшн».

Где находится скала в Крыму?

Мыс со скалами Кошка, Панея и Дива находится юго-западнее пристани – населенного пункта, сообщающегося с центром Ялты общественным транспортом. Сам причал устроен в конце небольшой курортной набережной () и .

Дива на карте Крыма

История появления возвышенности

Известняковый кусочек таврических яйл был отторгнут от основного массива штормами и ветром. Крымские татары дали трем скалам причудливые имена. Одна из них получила название Джыва (русский вариант – Дива). Большинство филологов склоняется к версии, что топоним – адаптация с древнеиранского «дива» — «божественная».

Почитание географического объекта связано с его внешним видом: скала Дива в Симеизе нешуточно напоминает женскую голову в профиль – запрокинутую назад, с распущенными волосами. Еще в позапрошлом столетии она не раз служила натурой для полотен многих живописцев. Самая известная картина принадлежит кисти российского мастера Льва Лагорио («Скалы Дива и Монах»).

Легенды про Диву

Возможно, еще от потомков древнеиранских народов – тавров, киммерийцев и скифов – разноязыкие крымчане узнали миф об отшельнике. Человек этот в присутствии редких прохожих всегда молчал, никто о нем долго ничего не знал. Лишь позже выяснилось, что пришелец – страшный головорез, всю жизнь прослуживший наемником в разных армиях. А молодых девушек он насиловал и продавал в рабство.

Дело в том, что поселившись здесь, он бросил свое ремесло, но жертвы продолжали являться ему в кошмарах. Тогда он наказал себя, отказавшись от мяса, и начал молиться Всевышнему. За это аборигены прозвали монахом, думая, что он обычный аскет. Однако и Дьявол в этой ситуации не бездействовал. Отыскав в душе отшельника слабость – ярость, он всячески искушал его нанести кому-нибудь вред. Однажды попалась Монаху под «горячую» руку кошка – в тот день не получилось ничего поймать в море. Только он собрался сломать ей хребет, как вдруг опомнился.

В благодарность явилась ему дева неземной красоты («божественная» — «дива»), посмотрела на бывшего грешника и сказала, что Бог прощает его. Спасенная кошка и сама незнакомка тут же превратились в скалы, как и главный герой повествования (теперь он стал горой Монах, находящейся чуть в стороне от берегового отростка с тремя искомыми скалами). Другая версия говорит, что Дива – это злой дух другой прелестницы, превращенной в камень за свои злодеяния.

Всем известна в поселке Симеиз скала Дива. Фото с причудливым куском известняка в
большом количестве обнаруживаются на многих электронных картах и сайтах-путеводителях, включая нашу страничку. Достопримечательность эта продолжает манить к себе тысячи туристов с фотоаппаратами.

Тем не менее, кроме эстетического наслаждения, многие здесь получают удовольствия совсем другого рода. Высота Дивы и достаточная удаленность от берега сделали ее излюбленным местом хайдайверов – людей, практикующих прыжки в воду с высокого подъема. А размер головы «божественной девы» как раз подходит для таких утех – он составляет 51 м.

Впрочем, не стоит думать, что экстремальный отдых доступен всем. Хайдайвинг – досуг, подходящий лишь для тех, кто долго испытывал себя на низких и средних «трамплинах», а также для тех, кто хорошо знаком с нормами безопасности жизнедеятельности. Хотя кто-нибудь из прыгунов всегда выступит в качестве инструктора.

Возвышенность отделяет от побережья крохотный пляж с подводными «террасами». Здесь с комфортом купаться смогут менее смелые отпускники. Некоторых путешественников данное место не отпускает ни на минуту, ведь ночевать можно в эллингах, стоящих буквально в 100 м от этой достопримечательности Симеиза.

Как добраться до скалы Дива?

Когда вы прошли местный пляж до западной оконечности, пройдите кафе «Фрегат» и поверните к югу – на выступ, глубоко выдающийся в море. Справа будет виднеться крепость на горе Панея, а впереди – и Дива.

Если по карте ориентируетесь лучше, то от автостанции Симеиза до скалы Дива добраться можно так:

Туристу на заметку

  • Адрес: поселок Симеиз, Ялта, Крым, Россия.
  • Координаты: 44°24′2″N (44.400584), 34°0′3″E (34.000951).

Чудо природы обожают «киношники». «Букет» из блестящего на солнце моря мертвого камня головокружительной выси они применяют в съемках сказаний и фильмов с роковым сюжетом. Диву легко узнать в первых кадрах киноленты режиссера Говорухина «Десять негритят». Выдают ее характерно выбитые ступени. Кстати, скала благодаря своей популярности изображена на флаге и гербе курортного поселка Симеиз. Его гости никогда не жалеют о поездке к живописному мысу. Предлагаем напоследок посмотреть небольшое видео об этой природной памятке.

Скала Дива находится в поселке Симеиз. Является одной из самых красивых достопримечательностей Южного берега Крыма природного происхождения. Скала Дива и гора Кошка входят в герб поселка Симеиз. Скала Дива является отверженцем - несколько миллионов лет назад она откололась от основного массива Крымских гор и движется по направлению к морю.

Географические координаты скалы Дива в поселке Симеиз на карте Крыма GPS N 44.400785, E 34.001045.

Добраться к скале Дива можно через центральный пляж. Спустившись к пляжу, если лицом стоять к морю, то по правую руку через 900 метров и будет скала. Вторым вариантом добраться до скалы можно с Симеизского парка. Прогуливаясь по парку в сторону моря, Вы дойдете до смотровой площадки, а от нее в право отходит дорога к ступенькам ведущим к спуску прямо к подножью Дивы.

Добравшись до скалы Дива , можно сделать на нее восхождение. Подъем на Диву бесплатный. Крайняя точка скалы Дива находится на высоте 70-ти метров над уровнем моря. Подъем к скале оборудован ступеньками и поручнями. Среднее время подъема 30 минут или 260 ступеней. По пути к вершине сделано несколько стоянок для отдыха. Венчает вершину смотровая площадка. Вид со смотровой площадки просто потрясающий: гора Кошка, вид на Симеиз, бескрайнее море и одно из самых красивых морских побережий в Крыму.


Второе название скалы Дива - Джива-Кая, от слова «Джива». Позже и произошло название Дива, трансформировавшееся из тюркского в русское слово.
Со скалой Дива связана одна из красивейших легенд Крыма о «Кошке, Диве и Монахе» (). Самые лучшие виды на скалу Дива открываются с пляжа и со скалы Кошка. В вечернее время скала Дива становиться меккой для романтиков.


И гора Дива и сейчас в хорошем состоянии, а вот гора Монах в 1927 году после аномального шторма разрушилась.
Посещая , обязательно побывайте в Симеизе и полюбуйтесь на прекрасный вид этой удивительной скалы, которую иначе как Дива и невозможно назвать. А чтобы увидеть все достопримечательности и красоты самого поселка Симеиз с высоты птичьего полета, не поленитесь и поднимитесь на скалу.

Скала Дива в Симеизе на карте Крыма

Когда-то давно, в далекие времена, было время, когда крымская земля не знала ноги человека, Южный берег Крыма был укрыт густым лесом. Первые люди появившиеся в Крыму оценили славный полуостров по достоинству стали строить здесь на берегу моря небольшие поселения. Одна такая маленькая деревушка появилась и там где сейчас находится наш с вами любимый курортный поселок Симеиз. Как тогда она называлась неизвестно. Но вот легенду о ней рассказывают интересную.

Как-то среди скал над Симезом появился один очень нелюдимый человек, попросту отшельник. Кто он был и откуда пришел долго никто не знал. Но земля, как говорится, круглая и история его жизни была все же раскрыта людской молвой. Багаж его прошлого был покрыт страшными деяниями, от которых кровь стыла в жилах, волосы становились дыбом, а глаза раскрывались как на нудистском пляже в Симеизе!

В Симеизе он был безмолвным и тихим отшельником, но за этим безобидным образом скрывался отъявленный головорез, жестокий наемник и хладнокровный убийца. Его дурная слава была известна везде за пределами Крыма. Сотни городов и селений были разорены там, где он появлялся в рядах грабителей и армий. Там где он обнажал свой меч земля покрывалась кровью. Пощады не было ни старикам, ни женщинам и детям. К молодым и красивым девушкам питал он особую слабость, предаваясь греху и продавая их в рабство.

Так проходили десятилетия, а груз загубленных душ все тяжелее ложился на плечи головореза. И вот настал тот день когда он решил бросить свое кровавое ремесло. Возможно, его замучила совесть, а может попросту возраст брал свое, или же ночные кошмары от содеянных злодеяний не давали ему покоя.

Как бы там ни было, поселился он в Симеизе. В надежде получить искупление своих грехов молился все богам каких только знал. Жилище строить себе стал, а жить стал он в пещере, дабы совсем оградить себя от всего, что могло приносить комфорт. Отшельник как ни как. Пищей служили ему лишь ягоды и фрукты, которые он собирал в окрестностях Симеиза. От мяса отказался полностью позволяя себе лишь крайне редко рыбу пойманную в море. Молился богу, постился, отказывал себе во всем и все ради того что бы вычеркнуть из памяти картины кровавого прошлого.

Сколько прошло времени с того момента как появился отшельник в Симеизе никто не помнит. Люди, жившие у моря, и вовсе начали считать, что он всегда здесь жил, был праведником, и никакого темного прошлого у него нет. Имени его тоже никто не знал, а величали его просто монахом. К нему стали приходить за добрым и мудрым советом, а тех кто заболел, он лечил уже как знахарь. Что там говорить, пастухи рассказывали, что встретили его на горном плато стоящего без движений у самого края обрыва и вглядывающегося вдаль, а с неба на него лился яркий свет. После такого уже ни у кого не оставалось сомнений что это не просто местный знахарь или обычный монах отшельник, для них это был уже святой человек.

Но не смотря на это, сторонился он людей, пытаясь всегда побыть в одиночестве и вымолить прощение... Мольбы прощения, одиночество, праведная жизнь дали результат. Забыл он все. Возможно, конечно это боги услышали старика и в награду за его покаяние стерли ему память... Знал он только что всегда здесь жил в этой пещере, всегда молился и не делал за всю свою жизнь ничего плохого, а был настолько праведным что и сам начал подумывать что он действительно святой и таких больше нет на все земле. Тщеславие?

Нечистые силы не могли обойти стороной старика, они то точно знали, что уж больно грешен он. И если сейчас он праведник, то в прошлом жадный грабитель и беспощадный убийца. Ну как вновь не искусить такого человека и не вернуть ему былую мрачную славу? Надо было лишь найти слабое место старика, разворошить душевную рану или взбудоражить старые чувства.

Дьявол и злой дух искуситель, не могли найти у монаха остатков жадности, жестокости, развращенности... Все это было ему уже чуждо. Но надо было найти лазейку в его душе. Для этого надо было подобраться к монаху поближе и капнуть глубже.

В один ненастный день дьявол превратился в черную кошку и пошел к пещере монаха жалобно мяукать и искать укрытия от непогоды. Как добрый человек пустил он дьявола в образе кота к себе в свое скромное теплое жилище.

Хитрый был нечистый, стал приживаться в пещере пытаясь найти слабое место в душе монаха. Как-то холодным вечером, когда монах сидел и грелся у костра, кошка прыгнула к нему на колени погреться и стала сладко мурлыкать убаюкивая его своими кошачьими песнями. Под эти «сладкие» песни в голове монаха появлялись картины грабежа и разбоя, но встряхнув головой гнал он их прочь. Тогда дьявол (он же по совместительству и черт) стал «петь» ему о тихой и спокойной семейной жизни, о простых человеческих радостях, тех которых у него никогда не было.

Разозлился монах от этих мыслей. Не знал он что это такое. Всю свою прошлую жизнь он только и занимался тем что разрушал все это. Обозлился старик, гнев стал закипать в нем с новой силой и рваться наружу, а под рукой оказалась лишь кошка которая первой попавшая под тяжелую руку монаха. Схватил он ее за шиворот и только собрался сломать ей шею, но что-то его удержало. Взмахнул он рукой что бы ударить ее о землю что есть силы, но удержался. И тут же кошка со свистом под дикие вопли и гневные проклятия вылетела из пещеры...

Обрадовались нечистые силы, нашли они одну слабость монаха и хоть как-то начали разжигать в нем былые чувства. Но цели своей на этом так и не достигли.

Настал черед для злого духа дальше искушать монаха. Оставалось лишь подождать и найти подходящий момент. Долго ждать не пришлось. Как-то рано утром, с первыми лучами солнца, взял монах невод и как в сказке про золотую рыбку отправился к морю в надежде поймать рыбки. «Вот он мой шанс», - подумал злой дух и отправился вслед за стариком.

Закинул монах сеть в море, вытащил на берег – пусто. Бросил второй раз – опять ничего. Собрался с духом старик, третий раз бросил невод что было сил далеко от берега решив подождать немного. В этот момент злой дух решил стать той рыбой, которую так хочет поймать «монах». С трудом начал вытягивать праведный отшельник невод из морских глубин радуясь что поймал большую рыбу. Достав сеть увидел он не золотую рыбку, а девушку, красавицу каких свет не видывал.

Стоял как вкопанный не зная что ему делать и как быть. Девушка открыла глаза, не спеша поднялась и посмотрела прямо в глаза монаху. «Дива», - подумал он. Она стояла перед ним обнаженная, покачивая бедрами сделала несколько шагов в сторону монаха, и только он хотел спросить как заплыла она в его сети, как Дива закинула руки ему на шею и страстно поцеловала монаха... Начала закипать кровь у монаха, проснулась в нем была страсть к женскому полу и стали возвращаться воспоминания о былых утехах, и что есть силы прижал он к себе красавицу усыпал её поцелуями...

Наконец-то получилось искусить монаха радовались нечистые, вот он и показал свое настоящие обличие, вернется теперь к былой жизни думали они хохоча от радости, да так что громом сотрясалось небо.

Но ведь есть же добрые силы и справедливость на этом свете! Содрогнулись небеса и озарилось вся округа в Симеизе ярким светом. Не смогли стерпеть такого добрые силы, а возможно и даже сам бог выглянул в тот момент из-за облаков. Кощунством так было надругаться над семейными ценностями и любовью посчитав, что это лишь плотская страсть. «Не бывать этому», - раздался голос из облаков. И начали они все трое превращаться в камень. Злой дух в девушке Диве обернулся лицом к морю в надежде скрыться от наказания в морских глубинах, но не успел застыв в камне. Монах так и не смог оторвать свой взгляд от красавицы и остался стоять на том самом месте как вкопанный. А та самая нечистая кошка наблюдавшая за происходящим так и смотрит, окаменев вместе с ними.

Все трое превратились в камень... И с тех самых пор, стоит в море красавица скала Дива, не сводит с нее глаз скала Монах, а недалеко от них притаившись, замерла гора Кошка.

Легенда о Симеизе, о горе Кошка, скале Дива и Монах

Вот такая вот легенда о Симеизе, рассказывающая о происхождении названий причудливых скал и неповторимой горы Кошка .

Следует отметить, что сама легенда имеет множество вариантов, и, конечно же, зависит от рассказчика. Данный, несколько измененный, вариант легенды «О скалах Дива, Монах и Кошка в Симеизе» записан со слов замечательного экскурсовода в Симеизе Сергея (Адонис). В его исполнении она несколько изменена и оживлена яркими образами и деталями раскрывающими суть повествования. Ну и конечно же основана на всем известном, но все же довольно условном, оригинале легенды о горе Кошка публикуемом с 1928 года.

Если же отвлечься от легендарных образов, и посмотреть на геологическое происхождение объектов легенды, то образовались они в результате движения земной коры.

ДИВА ДИВНАЯ

(Скала Дива, пос.Симеиз)

Городок Симеиз расположен в 15 км к западу от Ялты. Название "Симеиз" происходит от греческого слова "симази, симеюто, симейон" - "признак, примета", то есть легко узнаваемое место. Живописные симеизские скалы Кош-Кая, Панеа, Дива, Лебединое крыло - действительно тяжело не заметить. Некогда здесь произошел горный обвал. Часть известняковой кромки откололась от общего массива яйлы и сползла к морю, устилая свой путь обломками скал. Длительный процесс выветривания, длящийся тысячи лет, придал этим гигантским глыбам причудливый вид. Так образовались эти скалы.

В программах эзотерических экскурсий одна из симеизских скал значится как "точка проекции на ДНК матрицу Человечества". Во как! Речь идет о скале Дива (Джива-Кая, Дзива, Чива).

Остроконечным 53-метровым пиком возвышается она у кромки морского прибоя. В средневековье на скале существовало сторожевое укрепление - наблюдательный пункт, сейчас там устроена видовая площадка. Для того, чтобы подняться на нее, придется преодолеть 260 каменных ступеней. Подъем с элементами легкого экстрима: крутые ступеньки отполированными до блеска ногами тысяч экскурсантов, железные поручни местами отсутствуют. Зато в награду перед вами откроется великолепная панорама побережья, голубые горы и бескрайний морской простор!

Серые бока Дивы украшены "пальмочками" жабриц , смолевками . Серебристые чайки, не обращая внимание на карабкающихся людей, отдыхают на теплых каменных уступах.

Прыжок с Дивы запечатлен в фильме "Человек-амфибия". Местные жители утверждают, что Дива была благосклонна к смельчаку: на протяжении многих лет каскадер приезжал в Крым и совершал фантастические прыжки, приводя в восторг отдыхающих.

За Дивой у самой кромки прибоя – то немногое, что осталось от каменного Монаха. Изображение скалы можно увидеть на старых литографиях и фото. Столбообразная глыба поразительно напоминала человеческую фигуру в длинном одеянии с капюшоном на голове. Ветры и волны уже давно подтачивали эту скалу, землетрясение 1927 года прошило его глубокими трещинами, после чего Монаха пришлось «подпоясать» металлическим тросом. Сильнейший январский шторм 1931 года стал для Монаха фатальным. С ужасным шумом монолит развалился на несколько кусков, образовав среди прибрежных вод глыбовый хаос. Сегодня вместо Монаха огромные валуны, напоминающие каменный цветок.

О живописной группе симеизских скал - Диве, Кошке и Монахе - сложены легенды. Главный герой - раскаявшийся грешник, много лет проживший отшельником в здешних краях (тяжки видно были грехи его, коль постигла его такая суровая кара: быть обращенным в камень, но и этого мало - камню быть растерзанным). Предание имеет историческую основу: у скалы Монах на самом деле существовала монастырская обитель. Монахи обосновались на утесе Панеа (от греч. "Панайа" - "Пресвятая" (Богородица)), что возвышается напротив скалы Дива. Раскопки показали, что в средние века здесь находился укрепленный монастырь. Сменяя друг друга во времени, храмы на горе Панеа возводили греки, римляне, византийцы. Генуэзцы, захватив эти края в 13 веке и владевшие ими до 15 века, перестроили монастырь под свою крепость, остатки крепостных стен можно видеть и сегодня.