» »

Собор казанской иконы божией матери на красной площади. Казанский собор на красной площади Храм казанской иконы на красной

07.03.2024

Икона Казанской Божией Матери - одна из самых почитаемых на Руси. Поэтому в честь нее построено огромное количество храмов и соборов. В нашей статье вы узнаете о главных из них.

Порой человека спасает в жизни только его крепкая вера. Многие изменили свою жизнь с помощью молитв . Но молиться необходимо не только дома, но и в храме, ведь в некоторых есть чудотворные иконы. В преддверии дня Казанской иконы Божьей Матери 21 июля мы подготовили для вас статью о самых известных храмах, где вы можете попросить защиты и поддержки у этого чудотворного образа.

Москва: Казанский собор

Полное название этого храма — Собор Казанской иконы Божией Матери. Он располагается на Красной площади, напротив монетного двора. Он был построен при царе Михаиле Федоровиче Романове и оказался одним из первых, разрушенных во время Революции.

Чудотворный список иконы, находившийся в нем, был перенесен в 1930 году в Богоявленский собор (Елохово). В самом же московском казанском соборе остается мощевик. Есть предположения, что первый, еще деревянный храм в честь иконы Казанской Божией матери был построен на Никольской улице еще в XVI веке. Инициатором был никто иной как князь Дмитрий Пожарский, который и выделил средства для строительства.

У многих историков эта теория вызывает сомнения. Но достоверно известно, что именно список Казанской Божией Матери был привезен в помощь ополчению К. Минина и Д. Пожарского для борьбы с польско-литовскими захватчиками.

Санкт-Петербург: Казанский кафедральный собор

Изначально на Невском проспекте была построена церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ко времени правления Павла I она успела обветшать. Был объявлен конкурс на новый проект этой церкви. В результате появились узнаваемые всеми колонны и современный вид. Этот собор изначально воспринимался еще и как символ побед в войне с Наполеоном. В советское время собор стал музеем истории религии и атеизма.

Сегодня казанский собор в Санкт-Петербурге является действующим храмом. По сей день одна из самых заметных частей его внутреннего убранства — покрытый серебром иконостас. В свое время здесь находились Икона Вознесения Христова с частицей Гроба Господня и икона Николая Чудотворца. Именно ему часто молятся о помощи ради избавления от болезней и осуществления желаний.


Казань: Казанский Богородицкий монастырь

Именно с этим городом и местом связана та самая история об обретении иконы Казанской Божией Матери. По преданию, девочке по имени Матрона во сне явилась Богородица и указала на место, где находится икона. Случилось это после сильнейшего пожара, и сама икона была найдена под пеплом и землей на глубине около метра. На этом месте был построен женский Богородицкий монастырь, в котором выросшая девочка Матрона стала первой монахиней.

Икона была и остается очень почитаемой, но сам оригинал считается утраченным. Следствие, занимавшееся делом о ее похищении, подтвердило, что она была сожжена злоумышленником. Ее украли вместе с образом спасителя с целью продать драгоценные оклады. Тем не менее, с иконы казанской Божией Материи было к этому времени сделано много списков. Поскольку икона является чудотворной, рядом с ее копиями тоже происходят чудеса.

В советское время этот монастырь, как и многие, был закрыт. Ансамбль, в который входил этот монастырь, был разрушен в 1931 году. На данный момент часть строений уже восстановлена, но не сам Богородицкий монастырь. Сейчас на его месте ведутся раскопки.

Есть два дня, в которые празднуется день Казанской иконы Божией Матери : 21 июля и 4 ноября . В эти дни особенно хорошо посетить любой из этих храмов, поскольку там проходят торжественные богослужения.

В канун обретения великой иконы сильнее становится дух каждого верующего человека, а значит, все мы будем скорее услышаны Богом. В это время особенно хорошо молиться о финансовом благополучии . Желаем вам удачи, и не забывайте нажимать на кнопки и

17.07.2016 05:10

Казанская икона Божьей Матери является одной из самых сильных в православной культуре. С ней связано...

Казанский Кафедральный собор (собор Казанской Божией Матери) в Санкт-Петербурге находится в самом центре города и благодаря своей необычной архитектуре заслуженно считается одним из символов северной столицы России. Эта крупнейшая достопримечательность является православным кафедральным храмом Санкт-Петербургской епархии Русской Церкви.

Собор освящен в 1811 году. Строительство продолжалось с 1801 по 1811 г.

Архитектор — А.Н Воронихин.

Адрес : Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 25.

Как добраться : Станция метро «Невский Проспект» / «Гостиный Двор». Выход из метро к каналу Грибоедова. Собор находится напротив выхода из метро.

Часы работы : Ежедневно. По будням — с 7:00 до 20:00 (окончания вечерней службы), в воскресенье - с 6:30 до 20:00 (окончания вечерней службы).

История строительства Казанского собора в Санкт-Петербурге.

История возникновения Казанского собора в Санкт-Петербурге уходит в первое десятилетие XVIII столетия, когда рядом с госпиталем построили часовню. Ее со временем заменила возведенная из дерева церковь, воздвигнутая в честь Казанской Божией Матери. В начале 30-х годов XVIII столетия величайшим повелением императрицы российского государства Анны Иоанновны был заложен новый каменный храм, ставший главным собором Петербурга. Однако к концу XVIII века он обветшал, поэтому возникла необходимость в постройке нового.


Это был период царствования Павла I, который пожелал, чтобы новое здание Казанского собора в Санкт-Петербурге имело сходство с римским собором Святого Петра. Был объявлен конкурс, на который свои работы представили многие знаменитые мастера зодчества того времени. Однако победа досталась российскому архитектору А.Н Воронихину, и в 1801 году стройка, длившаяся 10 лет, началась. Возведение Казанского собора в Санкт-Петербурге вели исключительно русские крепостные, используя местный строительный материал. После победы русской армии над войсками Наполеона собор Казанской Божией Матери стал символом воинской славы России.

Уникальность проекта Казанского собора состояла в том, что храм был построен вдоль Невского проспекта и был обращен к нему северной стороной. Каноны православного зодчества требовали, чтобы вход находился в западном приделе. Архитектор Воронихин нашел блестящее решение, построив полукруглую колоннаду, состоящую из 96 колонн, устремленных в небо на 13 метров. Вертикальные каннелюры, покрывающие колонны сверху донизу, придают им ощущение легкости и воздушности. Это грандиозное сооружение открывается на главную улицу города Санкт-Петербурга. К сожалению, нехватка денежных средств не позволила соорудить такую же колоннаду и у южного фасада Казанского собора.


Вплоть до Октябрьской революции 1917 года в Казанском соборе в Санкт-Петербурге шли регулярные богослужения. После прихода к власти большевиков крест на куполе собора сменили на позолоченный шар, украшенный шпилем, и организовали в соборе Казанской Божией Матери Музей истории религии, который просуществовал до 1991 года. Позже экспонаты перевезли в другое помещение, а храм вернули прихожанам. Сегодня купол храма вновь венчает крест, а звонница пополнилась новым колоколом, отлитым мастерами Балтийского судоремонтного завода.

Казанский Кафедральный собор – описание внешнего вида.

Казанский Собор в Санкт-Петербурге имеет три входа, каждый из них оформлен портиком, шесть колонн которого поддерживают фронтон треугольной формы с барельефами «Всевидящего ока». В нишах северного фасада прихожан и туристов встречают отлитые из бронзы статуи князя Владимира, великого Александра Невского, а также святых Иоанна Кронштадтского и Андрея Первозванного. Кроме этого, его стены, так же как и стены западного входа, украшены барельефами на библейские темы. Восхищение вызывают и отлитые из бронзы северные ворота, представляющие собой точную копию «Райских врат» флорентийского крестильного дома. Они созданы руками русского мастера Василия Екимова.

Еще одним образцом литейного искусства, поражающим зрителя тщательностью выполнения деталей, является чугунная решетка, полукольцом опоясывающая небольшую площадь напротив западного входа в Казанский собор в Санкт-Петербурге.

С 1837 года неотъемлемой частью архитектурного комплекса Казанского кафедрального собора и Невского проспекта являются отлитые из бронзы памятники великим русским полководцам М. И. Кутузову и М.Б. Барклаю-де-Толли.


Для отделки фасадов Казанского собора в Санкт-Петербурге использовали пудостский камень, из которого построено большинство зданий и дворцов города. Для изготовления 56 колонн, поддерживающих своды храма, Воронихин выбрал розовый гранит Карельского перешейка. Иностранные специалисты, присутствовавшие при строительстве Казанского собора, были восхищены мастерством русских рабочих, которые выламывали огромные массивы гранита из скалы и с большой точностью обрабатывали колонны, практически не используя измерительные инструменты.


Казанский собор в Санкт-Петербурге внутри, фото и описание.

Несмотря на строгость и лаконичность, внутренняя обстановка храма имеет сходство с дворцовыми залами. А льющийся сквозь большие окна свет создает иллюзию легкости массивного купола, имеющего 16 метров в диаметре. Из первоначальных барельефов, украшавших интерьер Казанского собора в Санкт-Петербурге, сегодня сохранилось только два, остальные были утрачены.


Уникальные иконостасы всех пределов, облицованные трофейным французским серебром, в годы Советской власти были разграблены. Сегодня былое величие образов, выполненных академиками живописи О. А. Кипренским, В. К. Шебуевым, А. И. Ивановым, и Ф. П. Брюлловым, восстановлено.

Конечно же, главными реликвиями храма на протяжении более двух столетий является чудотворная икона Казанской Божией Матери и усыпальница великого полководца М. И. Кутузова. На выполненной по эскизам Воронихина решетке, окружающей его надгробие, развешаны знамена и штандарты, а также символические ключи от городских ворот и крепостей Европы, взятых в ходе Отечественной войны 1812 года.

Многие туристические маршруты по Санкт-Петербургу проложены с обязательным посещением собора Казанской Божией Матери, несмотря на то, что храм действующий. Поэтому во время экскурсии нужно соблюдать тишину и придерживаться определенных правил поведения. В частности, фото и видеосъемка внутри храма запрещены.

Здесь можно не только ознакомиться с внешним и внутренним убранством этого архитектурного и исторического памятника, но и приобрести различные сувениры, освященные в храме иконки и крестики, литературу и фотографии Казанского собора в Санкт-Петербурге, а также поставить свечи. Желающие могут набрать святой воды. Казанский Кафедральный собор ежегодно манит к себе тех, кто ценит альянс удивительной архитектуры, непередаваемой красоты строения и истинной веры.


Советское время

Воссоздание

Архитектура

Православный храм перед монетным двором на углу Красной площади и Никольской улицы в Москве. Главный престол освящён в честь Казанской иконы Божией Матери.

История

Появление храма связано с началом почитания Казанской иконы Божией Матери за пределами казанской епархии - сначала в Москве, а потом и во всей России. Список с иконы, сопровождавший второе ополчение из Ярославля, князь Дмитрий Пожарский поставил в своей приходской церкви Введения на Лубянке, во Псковичах.

В «Историческом путеводителе по Москве» (1796) появилось утверждение, что первый Казанский храм на Никольской улице, тогда ещё деревянный, был построен в 1625 году на средства князя Пожарского. Распространено предположение, что этот храм возведён по обету в честь изгнания из Москвы польско-литовских интервентов. Более ранним источникам про эту церковь, сгоревшую якобы в 1634 году, ничего не известно.

Каменный храм для размещения «лубянского» списка с Казанской иконы был построен на средства царя Михаила Фёдоровича и освящён патриархом Иоасафом I в 1636 году. Ещё через 11 лет к нему был пристроен придел в честь казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. На церемонии освящения присутствовал сам царь Алексей Михайлович. Шатровая колокольня, вероятно, была пристроена к четверику с северо-западной стороны, как было принято в церковном зодчестве начала XVII века, для колоколен, единовременных храмам.

Несмотря на миниатюрность, храм стал одной из важнейших церквей Москвы: его настоятель занимал одно из первых мест в ряду московского духовенства. Один из них «расколоучитель» Григорий Неронов. В его старообрядческом житии служба в храме XVII века описана следующим образом:

Строительная история Казанского собора сложная. В конце 1760-х гг. храмовый комплекс был реконструирован на средства княжны М. А. Долгоруковой. При этом был снесён «за ветхостью» придел свв. Гурия и Варсонофия. Перестройка верхних торговых рядов почти закрыла вид на собор с Красной площади. Нижний ярус колокольни был обстроен лавками. Духовенство требовало сноса Аверкиевского придела, в котором давно перестали вести службу.

В первой половине 1802 года по резолюции митрополита Платона была разобрана прежняя шатровая колокольня, и к 1805 году выстроена на другом месте новая двухъярусная, позднее (1865) ставшая трёхъярусной. В 1865 году фасады храма оформили в классическом стиле по проекту архитектора Н. И. Козловского. После такого «поновления» храм мало отличался от тысяч церквей трапезного типа, раскиданных по русским весям. Это отмечал сам настоятель храма А. Ф. Некрасов:

Размеренный ход жизни в приходе был ознаменован несколькими яркими событиями. Во время французской оккупации 1812 года, по свидетельству А. А. Шаховского, «в алтарь Казанского собора втащена была мёртвая лошадь и положена на место выброшенного престола». Казанская же икона остававшимся при храме протоиереем Мошковым была спрятана.

8 (21) июля 1918 г., во время службы в соборе, патриарх Тихон произнёс проповедь о расстреле Николая II. В сентябре того же года из собора была похищена его главная святыня - список с иконы Казанской Богоматери, почитавшийся как чудотворный.

В 1925-30 гг. под руководством Петра Дмитриевича Барановского на средства обновленческого прихода была проведена серьёзная реконструкция и реставрация храма, в ходе которой ему был возвращён предполагаемый первоначальный облик. В деталях точность проведённой реконструкции оспаривается, что неизбежно при скудости документального материала: например, снесённая в 1802 году шатровая колокольня на всех сохранившихся изображениях выглядит по-разному.

К 1929 году Барановским были воссозданы древние кокошники и предполагаемый декор стен, но реставрационные воздействия ещё не коснулись навершия и колокольни, когда было принято решение о сносе храма. Культовые сооружения не соответствовали новому назначению Красной площади как места проведения торжественных церемоний социалистического светского государства. Узнав об этом, Барановский распорядился выполнить обмеры собора с северным приделом; эти документы пригодились потом при его воссоздании.

Решение об уничтожении храма было исполнено в 1936 году, в разгар сталинской реконструкции района Манежной площади. На его месте был выстроен павильон в честь III Интернационала (автор проекта Борис Иофан); позднее это место занимал общественный туалет. Руководство Центрального музея Ленина предполагало в северо-восточном углу Красной площади возвести ритуальный зал для приёма в пионеры.

Воссоздание

Казанский собор - первый из полностью утраченных в советское время храмов Москвы, который был воссоздан в первоначальных формах.

Воссоздание было осуществлено в 1990-1993 годах по инициативе Московского городского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). После принятия решения Моссовета о восстановлении «памятника воинской славы» (1989) начался сбор пожертвований. Автором проекта стал архитектор О. И. Журин, один из учеников П. Д. Барановского. Восстановлению храма препятствовала община будущего храма. Как вспоминает Журин, её представители

Основные средства для строительства (помимо народных пожертвований) предоставлены правительством Москвы. Освящён патриархом Алексием II 4 ноября, в день празднования Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 году).

Фотографий дореволюционной стенописи не сохранилось, однако историку С. Смирнову удалось установить темы росписей. Отталкиваясь от его изысканий, художники из Палеха и Брянска в 1990-е гг. расписали храм в ретроспективной, канонической манере.

Архитектура

Казанский собор представляет характерный для первой половины XVII века тип квадратного в плане бесстолпного одноглавого храма с горкой кокошников, восходящий, вероятно, к старому собору Донского монастыря. Среди храмов московского посада к этому типу принадлежала церковь Николы Явленного на Арбате. Храм с трёх сторон окружён открытыми галереями, которые ведут к шатровой колокольне у северо-западного угла и в северо-восточный придел Аверкия Иерапольского.

По замечанию П. А. Раппопорта, в расположении кокошников и особенно в сочетании крупных кокошников с мелкими проявилось стремление русских зодчих к обогащению яркой, мажорной композиции более дробными деталями - предвестие наступления эпохи «узорочья».

Святыни

  • Особо чтимая икона Божией Матери «Казанская» с мощехранительницей.
  • Список чудотворной иконы, хранившийся в соборе до 1918 года, с 1930 года пребывает в Богоявленском соборе в Елохове.

Фото Казанский собор (Москва). Казанский собор адрес: Москва, ул. Никольская, 3, Красная площадь. Телефоны: староста 698-27-26, свечной ящик 698-19-96, церковный дом 698-27-01

Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор в Москве) - это храм, имеющий расположение в г. Москва на Красной площади. Этот собор посвящён Казанской иконе Божией Матери.
Первоначальная история создания храма на этом месте точно неизвестна, но первое упоминание приходится на 1625 год – церковь из дерева, которую возвели с помощью средств князя Дмитрия Пожарского.
В 1635 году в церкви случился пожар, вследствие чего она сгорела, а на месте ее был построен каменный храм, на построение которого Царь Михаил Фёдорович выделил средства. А в октябре 1636 год храм освятил Патриарх Иосиф.
Казанский собор в Москве является одним из важнейших, так как настоятель был на одном из первых мест в московском духовенстве.
Прежнюю шатровую колокольню снесли в 1801 году и построили новую двухъярусную примерно к 1805 году, и в 1865 году надстроили третий по счету ярус.
В 1918 году Патриарх Тихон во время прохождения службы в соборе прочитал проповедь о расстреле Николая II.
Начиная с 1925 и по 1930 год на деньги обновленческого прихода была проделана кардинальная реставрация и реконструкция храма, с помощью которой ему вернули первоначальный облик. Руководил этим процессом архитектор Барановский Петр Дмитриевич.
Храм уничтожили в 1936 году, а на его месте во времена советской власти устроили туалет.
В 1990-х годах храм был восстановлен, инициаторами стало Московское городское отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (МГО ВООПИиК). Архитектор О. И. Журин стал автором этого проекта, бывший ученик П.Д. Барановского, а также член ВООПИиК. Правительство Москвы предоставило на строительство наибольшую часть средств.
Храм был освящен Алксием II – Святейшим Патриархом 4 ноября. Этот день знаменуется как день празднования иконы Казанской Божией Матери.

Расписание казанский собор

Расписание всех богослужений и режимы работы в Соборе Казанской иконы Божией Матери вы сможете посмотреть на оф. портале Казанского собора (Москва) .

Местонахождение достопримечательности Казанский собор на карте Яндекс

Создано с помощью сервиса Яндекса Народная карта. Посмотрев на карту вы без труда сможете определить где находится Казанский собор в городе Москва, а так же как до нее добраться так как на карте обозначены все маршруты, улицы и номера домов.

построен для Казанской иконы Божией Матери царем Михаилом Феодоровичем Романовым в ознаменование чудес от этого образа, совершившихся при освобождении Московского гос-ва от иноплеменников в 1612 г.

История престола

История освящения храмовых престолов в честь Казанской иконы Божией Матери начинается со времени отправки царю Иоанну IV Грозному списка иконы, явленной в 1579 г. в Казани: царь дал средства из царской казны и повелел поставить на месте явления иконы церковь и устроить девичий мон-рь (см. ст. Казанский Богородицкий мон-рь). В 10-х гг. XVII в. особую роль в прославлении Казанской иконы играл предводитель Второго ополчения кн. Дмитрий Михайлович Пожарский. Он поместил Казанскую Московскую икону Божией Матери (см. в ст. Казанская икона Божией Матери) в своей приходской Введенской ц. (угол Лубянки и Кузнецкого Моста; не сохр.); в ней празднование иконе совершалось с 22 окт. 1613 г. В приделе Введенской ц. не позднее 21 окт. 1617 г. был освящен (впервые в Москве?) престол в честь Казанской иконы Божией Матери. С венчанием на царство Михаила Феодоровича икона вошла в круг святынь царской семьи и заметно выделялась среди многочисленных чудотворных образов. 22 окт. 1632 г., на «осеннюю Казанскую», икону из Введенской ц. кн. Пожарского переместили ближе к Кремлю, в любимую царем Введенскую же ц. («Златоверхие, что в Китае городе»). В кон. 1632 - нач. 1633 г. по указу царя Михаила Феодоровича была освящена отдельная деревянная ц. Казанской иконы Божией Матери, «что в Китае городе у стены», «меж Ильинских и Никольских ворот» (ладан на освящение выдан 17 дек. 1632).

Храм был соборным, со статусом «против соборные церкви Олександра Невского что в Кремле городе на площади»; в деревянном соборе служили мн. буд. соборяне каменного храма (напр., свящ. Василий Афанасьев, диак. Петр Маркелов). Храм «у стены» сгорел 25 апр. 1634 г., поэтому в окт. 1634 г. клир был переведен во Введенскую «Златоверхую» ц. Затем состав клира без изменений перешел в каменный храм на Красной пл.

Место для каменного собора выбрали в незастроенном сев.-вост. углу Красной пл., против Никольских ворот Кремля, выше Неглименских ворот Китай-города, у начала Никольской ул. («Никольского мосту»), на «крестце» (перекрестке) возле каменного (1596) Ножевого ряда. Раскопки показали, что земля под будущей площадью обрабатывалась уже в XII в.; в XIII в. здесь стояли жилища и хозяйственные постройки. В кон. XV в. перестройка Кремля затронула и площадь, с напольной стороны ее очистили от построек и вымостили булыжником. До сер. XVI в. этот «плац» сохраняли, но к концу столетия севернее «крестца» стали появляться торговые и адм. постройки. Здесь и начали, вероятно, в 1632 г. строительство каменного собора.

В соборе молилась царская семья и особо торжественно праздновали день освобождения столицы - 22 окт. (8 июля, на «летнюю Казанскую», царь обычно в соборе не бывал). Единственный придел был освящен во имя равноап. Аверкия Иерапольского, память к-рого приходится на 22 окт.; к 1636 г. ранее не столь известный на Руси епископ фригийского г. Иераполя стал св. покровителем первых Романовых.

Источники единогласно относят собор к числу царских построек: из царской казны шло жалованье причту (наравне с жалованьем причту Верхоспасского собора Кремля); от царя за организацию строительства получили награды руководители Приказа каменных дел С. Глебов и Н. Петров; царская семья сделала вложения в храм (2 колокола, в надписи на одном из них, главном, упом. царь Михаил Феодорович, царица Евдокия Лукьяновна и их дети; в надписи на 2-м упом. только царь; украшенный драгоценностями образ Спасителя с предстоящими прп. Михаилом Малеиным и сщмч. Феодором, тезоименитыми святыми царя Михаила Феодоровича и его отца патриарха Филарета).

В 1649 г., в царствование Алексея Михайловича, по царскому указу позолотили царские двери; по заказу царицы Марии Ильиничны в Оружейной палате сделали серебряную водосвятную чашу. Богатые вклады стали поступать и от частных лиц. В синодике собора (начат при царе Алексее Михайловиче) названы знатнейшие, родовитые бояре (имя кн. Пожарского не приведено, т. е. К. с. оставался исключительно царским). С 1646 по нач. 50-х гг. XVII в. царь Алексей Михайлович в празднование «осенней Казанской» обычно стоял в К. с. не только литургию, но и вечерню кануна и всенощное бдение. Алексей Михайлович посещал собор и на «летнюю Казанскую», в первые неск. лет царствования бывал «неотступно у всех праздников» в К. с., воздвигнутом его отцом и дедом. Он присутствовал на освящении в К. с. нового придела - во имя святителей Гурия и Варсонофия Казанских, к-рое прошло 3 и 4 окт. 1647 г. (4 окт., в день памяти Казанских святителей, царь бывал в приделе до 1649, а после рождения 1-го сына царевича Димитрия 21/22 окт. 1649 - только 22 окт., на праздновании «осенней Казанской» и памяти равноап. Аверкия Иерапольского).

В 60-х гг. XVII в. статус К. с. повысился, имена его протопопов писали выше имен протопопов Черниговского и Александровского соборов Кремля и собора Покрова на Рву. В собор ставили видных и близких ко двору священнослужителей. Литургию совершал патриарх или митрополиты, крестные ходы в К. с. становились более торжественными. Так, в 1660/61 г. ход из Успенского собора, ранее состоявший только из действа на Лобном месте и процессии в собор, стал включать проход по стенам города (сначала в оба праздника, с 1678 «токмо на Аверкиев день») и пещное действо.

Почитание К. с. как места чудотворений от Казанской иконы Божией Матери отражено в популярном в Москве в XVII в. «Сказании о Савве Грудцыне», повествующем о чуде Божией Матери - избавлении грешника Саввы от проклятия во время праздничной («на летнюю Казанскую») литургии в соборе.

К. с. объединил дворцовое пространство кремлевских теремов и посадское знатных землевладельцев, простых торговцев и ремесленников. С этим собором связан ряд обычаев городской жизни: здесь приводили московских купцов к очистительной присяге (процедура включала благовест с колокольни); рядом помещалась «яма» (тюрьма для должников) и стояли искавшие службы подьячие «от Казанской». У К. с. пересекались 2 центральные улицы и кипела торговая жизнь главной площади, встречали послов; в 1687/88 гг. вблизи собора построили род батареи («раскат») с 2 пушками; в сев.-зап. углу церковного участка традиционно торговали церковной утварью, книгами, гравированными изображениями религ. тематики.

Л. А. Беляев

Архитектурная история собора

Зодчий храма неизвестен (возможно, подмастерье каменных дел Обросим (Амвросий) Максимов, чье участие в строительстве до 1638 документально подтверждено).

Архитектура храма соответствует архитектуре московских церквей 30-х гг. XVII в., причем аналогичные здания были построены в Китай-городе, т. е. недалеко от К. с. Собор отличается сдержанностью архитектурного решения. Крупный бесстолпный четверик (стороны снаружи 12,5 м (север-юг) и 13,5 м (запад-восток), внутри 9 и 9,2 м соответственно) с одной массивной апсидой был лишен подклета, перекрыт сомкнутым сводом (информация об этом содержится в записях П. Д. Барановского) и увенчан «горкой кокошников» и световой главой. Одновременно с собором были построены сев.-вост. придел, галереи и колокольня.

Бесстолпные храмы получили распространение в XVI в., но перекрывались преимущественно крещатыми сводами, реже - коробовыми сводами с поперечной распалубкой. Сомкнутые своды для перекрытия бесстолпных церквей использовались крайне редко и только в очень маленьких помещениях (один из немногочисленных примеров - придел мч. Диомида трапезной ц. Спасо-Евфимиева мон-ря в Суздале, кон. XVI в.). В бесстолпных храмах XVII в., как правило, возводился сомкнутый свод. К. с., если сведения Барановского верны,- один из первых храмов, где использовали сомкнутый свод для перекрытия бесстолпного пространства главной церкви и, следов., являлся примером раннего применения этого типа, впосл. широко распространенного в храмостроительстве на протяжении более чем 70 лет. Др. пример использования сомкнутого свода - ц. Св. Троицы в Никитниках (30-е гг. XVII в.). Вероятно, сомкнутым сводом была также перекрыта ц. Всех святых на Кулишках (ок. 1637; сохранившийся свод относится ко времени перестройки - кон. XVII в.). Все 3 храма помимо данного конструктивного новшества объединяет композиция ансамбля: асимметрия второстепенных объемов, расположение колокольни у сев.-зап. угла, использование арочных галерей, полукруглая апсида, глубоко вынесенная на восток.

Характерно оформление венчающей части К. с., кокошники к-рого были расставлены не один над другим, как это было принято в кон. XVI в., а «вперебежку»: кокошник верхнего ряда помещен над местом стыковки кокошников нижнего ряда, а угловые кокошники 2-го ряда поставлены по диагонали, т. о. они освободили небольшое пространство над углами. В К. с. оно занято небольшими декоративными башенками, в ц. Св. Троицы в Никитниках - декоративными угловыми главами; тем не менее сходство приема в обоих храмах очевидно. Расположение кокошников «вперебежку» косвенно подтверждает использование сомкнутого свода, т. к. крещатый свод обычно предполагает применение др. типа завершения - с выделенным центром, оформляющим снаружи внутренние распалубки.

Неширокая сводчатая арочная галерея (внутренний размер 2,8-3 м) окружала собор с 3 сторон. Ее юж. часть первоначально заканчивалась на уровне вост. лопатки собора, а северная вела к сев.-вост. приделу равноап. Аверкия Иерапольского, решение о строительстве к-рого было, по-видимому, принято в процессе возведения собора (в ходе строительных работ, когда основной объем вывели до высоты апсиды, кладку сев.-вост. плеча галереи остановили и над ним выложили четверик придельного храма в 2 раза шире, чем плечо галереи). Перед зап. галереей со стороны площади было расположено широкое (до 1/3 фасада) открытое белокаменное крыльцо (6-7 ступеней).

Еще один принципиально важный элемент архитектуры собора - шатровая колокольня, известная по изображениям XVIII в. (существующая колокольня восстановлена по гравюрам). Квадратное основание колокольни (сторона 4/5 м), возведенное одновременно с собором, встык примыкало к зап. арке сев. галереи. Ее шатровое завершение с увенчанным арками 8-гранным звоном, кокошниками в основании шатра, плоскими гуртами на ребрах, одним рядом окошек-слухов и луковичной главкой в целом типично для зрелой архитектуры XVII в.; т. о., нельзя отвергать предположение, что в XVII в. колокольня могла быть перестроена. Однако наличие шатровой колокольни (еще более развитых форм) у ц. Св. Троицы в Никитниках, а также известия о строительстве шатровых колоколен в 30-х гг. XVII в. в Троице-Сергиевом и Макариевом калязинском мон-рях позволяют также считать, что одновременно с первоначальным зданием К. с. могла быть построена шатровая колокольня, к-рую в этом случае надо рассматривать как достаточно ранний пример становления этого типа колоколен.

Небогатый по сравнению с церквами Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках декор К. с. включал: филенчатые лопатки, разделявшие стены четверика на 3 равные части и украшавшие столбы галереи; килевидные кокошники с глубокими, многообломно профилированными архивольтами (в завершении главного четверика и придела); рамочные наличники окон с простыми треугольными сандриками; валиковую аркатуру барабана с множеством мелких перехватов на колонках; профилированный карниз в завершении барабана, под к-рым был помещен фриз консолей, типичный как для архитектуры кон. XVI в., так и для храмов 20-х гг. XVII в. (напр., ц. свт. Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле). В декоре использовались резные белокаменные детали с красной прокраской фона: в частности, при раскопках найдена резная гирька, рисунок к-рой близок к рисункам гирек ц. Св. Троицы в Никитниках и Теремного дворца; однако количество резных украшений К. с. было, по-видимому, существенно меньшим, чем на упомянутых памятниках. Кровлю украшала черепица желтого, коричневого, красного и черного цвета.

Редкой особенностью фасадов К. с. было отсутствие карниза, отсекающего поверхность стен четверика от венчающей его «горки кокошников». Такие карнизы стали типичным элементом в архитектуре бесстолпных храмов кон. XVI в., они известны в 20-х гг. XVII в. (ц. Покрова в Рубцове, собор арх. Михаила в Н. Новгороде); с 40-х гг. XVII в. карнизы были непременной декоративной составляющей всех бесстолпных храмов до появления «нарышкинского стиля». Словно для того чтобы подчеркнуть отсутствие карниза, в К. с. треугольные сандрики окон заходят в поля кокошников нижнего яруса. Этот прием отличает К. с. от храмов, ближайших по времени строительства и по типологии, таких как Св. Троицы в Никитниках и Всех святых на Кулишках. Возможно, это решение было намеренным и его следует расценивать как признак строительства по царскому заказу: эта особенность композиции восходит к типологии фасадов Успенского собора Московского Кремля, в К. с. она подчеркивала «соборный» статус этого небольшого здания. К. с.- сравнительно небольшая, небогато украшенная и неск. архаизированная постройка, в архитектуре к-рой прослеживаются параллели с архитектурой царского Теремного дворца (в строительстве к-рого участвовал подмастерье К. с. Обросим Максимов): филенчатые пилястры, резные гирьки, типологические и композиционные новшества - сомкнутый свод, шатровая колокольня. Нельзя исключать вероятности того, что построенный по царскому заказу К. с. стал примером купеческого строительства в Китай-городе и, т. о., существенно повлиял на процесс становления зрелой архитектуры XVII в.

Ю. В. Тарабарина

Облик К. с. очень рано начал меняться. Уже в 1647 г. юж. линия галереи была превращена в придел Казанских чудотворцев и к вост. торцу пристроена апсида; новый придел был тесно прижат к основному объему, вдоль его фасада шла Никольская ул. В сев. приделе в сер. XVII в. построили новую трапезную вместо галереи. Зап. крыльцо расширили, а весь участок окружили каменной оградой. Количество прихожан возрастало, и в 90-х гг. XVII в.- 1700-х гг. с запада была пристроена новая, обширная трапезная, примерно равная главному четверику, с крытым крыльцом, «выводившим» храм на угол Красной пл. Это подчеркнуло ось «запад-восток», и фасад вытянулся вдоль Никольской ул., а объем утратил компактность.

В XVIII в. финансовое положение К. с. ухудшилось: прекратились щедрые дары государей; наравне с др. храмами К. с. вынужден был просить царя сохранить пожалованные его предками колокола (просьба была удовлетворена); средств царского жалованья не хватало, и собор постепенно ветшал (осыпались подзоры, протекали кровли, выпадали кирпичи из сводов, проваливались полы, портились росписи и иконостасы XVII в., подгнил даже престол). Во время ремонта, 29 мая 1737 г., начался пожар, согласно описи повреждений И. Мичурина, сгорели новая тесовая крыша и деревянные окна, двери, кресты. Первоначальный вид К. с. сохранился в подробной описи храма Д. В. Ухтомского (1751), в ходе реконструкции (1755) обветшавший декор заменили, а кокошники закрыли кровлей на 4 ската. При обновлении на пожертвования кнж. М. А. Долгорукой (1767-1768, архит. Яковлев) разобрали юж. придел с остатками галереи, изменили декор. Барабан собора теперь венчал почти прямо по скуфье чуть приподнятый сводик «колокольчиком», по 4 осям к-рого с краю помещались люкарны с круглыми ложными окошками; на скупо профилированной шейке держалась луковичная главка с крестом. Четырехскатное, клинчатое по граням покрытие над 8-гранным постаментом в уровне бывших больших кокошников было покрашено зеленой краской, стены - светлой желтой, лепные слабопрофилированные наличники - белой. На фасадах четверика сохранялись оси 3 первоначальных окон, но их растесали и окружили наличниками нового рисунка; под крышей вытянулся раскрепованный антаблемент. Облик К. с. XVIII - нач. XIX в. сохранился на гравюрах по рисункам М. И. Махаева и де Вильи, на видах Красной пл. (Ф. Гильфердинг) и Воскресенских ворот (Ф. Алексеев). Последние элементы старой композиции исчезли в первые годы XIX в.: сначала разобрали северную трапезную, затем - шатровую колокольню (1802-1803), к-рую заменили новой, 2-ярусной, резко выдвинутой на Воскресенский проезд по зап. оси. В нач. XIX в. К. с. был полностью обновлен и мало напоминал храм XVII в. Собор выглядел как здание в стиле барокко с классическими «ордерными» чертами, отвечавшее новой городской архитектуре европ. форм.

Во время пожара Москвы и взрывов Кремля в 1812 г. К. с. был ограблен, но чудотворную икону, оставленную в Москве, укрыли в доме прот. Сергия и вывезли под Тарутино. В 30-х гг. XIX в. обновили главный иконостас, отремонтировали фасады и ограду. Заново освятили северный придел, использовавшийся как ризница, и пристроили небольшую трапезную (а в 1861 и новую ризницу), обновив полы и престол. Был заказан проект (не осуществлен) полной перестройки, предполагавший возведение на прежнем плане храма в стиле позднего классицизма.Приступив к реставрации в 1925-1933 гг., Барановский (до ареста) вернул верхним частям и стенам четверика первоначальный облик. По Генеральному плану реконструкции г. Москвы (1935) часть сооружений Красной пл. подлежала сносу, и в год 300-летия освящения (1936) К. с. был полностью разобран (в 1929 снесли колокольню, затем трапезную). Вернувшийся из заключения в 1936 г., Барановский успел сделать последние замеры и фотографии; остатки храма превратили в груду мусора и вывезли для использования в дорожном строительстве. На его месте был выстроен павильон с фонтаном (архитекторы Л. И. Савельев, О. А. Стапран), а в послевоенные годы вместо павильона разбит газон, окруженный гранитным парапетом и засаженный деревьями. Сохранялись только документы фиксации К. с., составленные Барановским (особенно фотоснимки, запечатлевшие все стадии снятия поздних наслоений), и фундаменты, погруженные в культурный слой. Движение за восстановление собора началось в 1985 г., в нем участвовали зам. председателя Президиума совета Московского городского отделения (МГО) ВООПИиК С. В. Королёв, акад. И. В. Петрянов-Соколов (И. В. Петрянов-Соколов: О себе и своем деле. О нем и его делах. М., 1998. С. 191-194), архит. Г. Я. Мокеев (Мокеев Г. Я. Казанский собор на Красной площади в Москве // Вестник МГО: Метод. сб. М., 1989. Вып. 1. С. 6-20). Началом работ по воссозданию памятника стало проведенное в 1989-1991 гг. сектором археологии г. Москвы Ин-та археологии РАН под рук. Л. А. Беляева полное раскрытие фундаментов собора, документально восстановившее все стадии изменения здания. Были собраны фрагменты резного декора XVII в., черепичных кровель, богослужебной утвари, в т. ч. более древней (крест-мощевик XIV-XV вв., стеклянная иконка с изображением равноапостольных Константина и Елены, застежки богослужебных книг и чеканные накладки, тельники начиная с XIII в.), и бытовые предметы XIII-XVI вв. Инициатором работ и заказчиком выступили МГО ВООПИК и церковная община (с 1990), была оказана поддержка правительством Москвы. 4 нояб. 1990 г. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II заложил камень в основание нового храма. К. с. был восстановлен в 1991-1993 гг. (архит. О. И. Журин) и вновь освящен 4 нояб. 1993 г.

Л. А. Беляев

Ист.: Невоструев А. И. Историческая записка о Казанском соборе (кон. 1860-х гг.) // РГБ ОР. Ф. 193. К. 14. Ед. хр. 10.

Лит.: Крылов И. З. Крестный ход в Казанский собор 22 октября // Моск. вед. 1850. № 126/127. С. 1335-1348; Предтечевский Д. Древняя вышитая икона Пресвятой Богородицы в Моск. Казанском соборе // Древности: Тр. МАО. 1867. Т. 2. Вып. 2. С. 138-139; Никольский А. В., прот. Где в 1812 г., в нашествие неприятелей на Москву, имела пребывание находящаяся в Моск. Казанском соборе чудотворная икона Божией Матери? // Моск. ЦВед. 1911. № 22/23. С. 491-503; он же. Заметка о колокольне при Моск. Казанском соборе // Моск. церк. старина. М., 1911. Т. 4. С. 1-2 (отд. паг.); он же. Моск. Казанский собор в 1812 г. М., 1911; он же. О празднествах в Моск. Казанском соборе в 17 и 18 ст. в честь Казанской иконы Богоматери и крестных ходах в назначенный собор в это время. М., 1911; Беляев Л. А. «Храм оставленный - всё храм...»: (Результаты исслед. Казанского собора на Красной площади в Москве) // Наука в России. М., 1993. № 5/6. С. 73-80; он же. Московские литики // Культура славян и Русь. М., 1998. С. 316-327; он же. Образ, Храм и Город: Раскопки участка Казанского собора на Красной площади в Москве // Археол. открытия 1991-2004 гг.: Европейская Россия. М., 2009. С. 464-473; Беляев Л. А., Павлович Г. А. Казанский собор на Красной площади. М., 1993; Павлович Г. А. Казанская икона Богородицы и Казанский собор на Красной площади в Москве // Культура средневек. Москвы: XIV-XVII вв. М., 1995. С. 225-249; Смирнов С. А. Опись церковной утвари и ризницы Моск. Казанского собора 1771 г. // Культура средневек. Москвы: XVII в. М., 1999. С. 373-410.